Транспорт Смоленщины. Влияние транспорта на развитие хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 18:35, реферат

Описание

Роль транспорта в Смоленской области определяется ее исключительным географическим положением. Через нее проходят кратчайшие автомобильные и железнодорожные магистрали, связывающие Западную Европу с Центральной Россией.

Содержание

I.Почему я выбрала эту тему.
1. Введение
II. Транспорт Смоленщины. Влияние транспорта на развитие хозяйства.
Речной транспорт
Железнодорожный транспорт
Автомобильный транспорт
Трубопроводный транспорт
Воздушный транспорт и др..
Влияние транспорта на окружающую среду.
Значение транспорта.
Внешнеэкономические связи.
III. Заключение
IV. Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

План1.doc Транспорт Смоленщины.doc

— 312.50 Кб (Скачать документ)

     Восстановление  железнодорожного транспорта проводилось  немедленно после освобождения территории области от врага. Темпы  восстановления дороги были настолько велики, что в 1945 году на западной и Московско- Киевской железных дорогах в пределах Смоленской области было восстановлено 1037 километров станционных путей, 955 железнодорожных мостов, 65 пунктов водоснабжения, 146 путевых

______________

5Смоленская область. Энциклопедия. – Т.2.- Смоленск, 2004.-545с.

будок, восемь вокзалов и многое другое.6 Отдельные объекты и службы железной дороги получили лучшее техническое вооружение, чем оно было до войны.

     15 мая 1953 года происходит объединение  Западной и Калининской железных  дорог с управлением в городе  Смоленске.

     В конце 50-х годов 14 районов области не имели на своей территории железных дорог. К настоящему времени таких районов осталось только пять.

     В связи с падением промышленного  производства сокращается количество перевозимых грузов. Уменьшилось и количество пассажиров. Наибольшее их число перевозят пригородные электрички, особенно в направлениях Смоленск - Вязьма (около 60% пассажиров) и Смоленск - Рославль. Крупными железнодорожными узлами области являются Вязьма, Смоленск и Рославль. Необходимо отметить, что железнодорожный транспорт выполняет также важные транзитные функции между Россией и европейскими странами.

     На  сегодняшний день территория Смоленской области обслуживается Московской железной дорогой.

     Основная  железнодорожная двухпутная электрифицированная  магистраль Москва — Минск — Брест имеет особое как пассажирское, так и грузовое значение и проходит через областные города: ГагаринВязьмаСафоновоЯрцево и Смоленск. Кроме неё действуют однопутные тепловозные линии: историческая Рига — Орёл (через Рудню, ГолынкиСмоленскПочинок и Рославль),Смоленск — СухиничиВязьма — РжевВязьма  БрянскВязьма Калуга и Рославль — Сухиничи. Кроме того действуют внутренние ветки Дурово — Владимирский Тупик (есть пассажирское сообщение), Смоленск — Сошно (ППЖТ Смоленской ГРЭС пос.Озёрный), на Дорогобуж и Верхнеднепровский (только грузовое сообщение). Длина

______________

6Смоленская область. Энциклопедия. – Т.2.- Смоленск, 2004.-545с.

железных  дорог общего пользования, находящихся  на территории Смоленской области — 1259 км, длина подъездных железнодорожных путей предприятий — 672 км. Несколько действующих (Рославльское торфопредприятие и др.) и множество заброшенных узкоколейных железных дорог лесозаготовительных и торфоразрабатывающих предприятий.

3. Автомобильный транспорт.

       Дорожная сеть дореволюционной  губернии создавалась в первую  очередь для обслуживания военных коммуникаций царского правительства и для экспорта промышленного и сельскохозяйственного сырья. Поэтому размещались гужевые дороги по территории губернии неравномерно, и во многих уездах дорог почти не было.

     Развитие  экономических связей царской России с Западной Европой вызывало необходимость в строительстве безрельсовых путей. К середине XIX века были построены Орловско-Витебское шоссе и шоссе Москва Брест.

     В годы Советской Власти стало возможным  строительство усовершенствованных безрельсовых дорог.

     В годы третьей довоенной пятилетки  была построена автомагистраль Москва - Минск, пересекающая всю область  в широтном направлении от её восточной  до западной границы, протяжением 298 километров. Автомагистраль является первоклассной дорогой, на которой построены различные службы, бензозаправочные станции, гостиницы, предприятия общественного питания. Дорога проходит мимо городов Гагарина, Вязьмы, Сафонова, Ярцева и Смоленска и имеет к ним усовершенствованные подъезды.

     Развитие  автотранспорта, особенно в послевоенный период, потребовало улучшения местных дорог. В 1958 году грузооборот автомобильного транспорта общего пользования увеличился по сравнению с 1950 годом более чем в восемь раз и составил 64 миллиона тонно-километров, а грузов перевезено почти в десять раз больше. Если пассажирооборот в 1950 году составил 19,9 миллионов пассажиро-километров, то в 1958 году он равнялся 162 миллионам. Пробег легковых и грузовых такси увеличился за этот период почти в 10 раз. Широкое развитие в те годы получило автобусное движение.

     Однако  вплоть до 60-х годов строительство  новых и благоустройство старых дорог велось медленными темпами. Многие районные города - Велиж, Духовщина, Ельня, Сычёвка и другие - не имели надёжной автомобильной связи с областным центром. По существу, не было благоустроенных дорог и в большинстве колхозов и совхозов. Такое состояние дорожной сети не соответствовало решению новых задач социально- экономического развития области. Особенно большие трудности испытывало сельскохозяйственное производство. Поэтому автодорожное строительство в последние годы стало вестись быстрыми темпами.

         Протяжённость автомобильных дорог с твёрдым покрытием в 1985 году достигла 5 тысяч километров, или увеличилась в два раза по сравнению с 1970 годом. За это время были построены автомобильные дороги: Ольша - Демидов - Велиж - граница Псковской области; Рудня - Демидов; Вязьма - Сычёвка; Вязьма - Угра; Починок - Ельня; Смоленск - Красный; Демидов Пржевальское; Вязьма - Тёмкино; Смоленск  Монастырщина; Сафоново - Дорогобуж - Ельня.7 Строительство и благоустройство автомобильных дорог положительно: сказывается на всех показателях работы автомобильного транспорта. Перевозки грузов возросли более чем в два раза. Исключительно была велика роль автомобильного транспорта в перевозках пассажиров. Протяжённость автобусных линий превышала десять тысяч километров  насчитывая девяносто междугородних маршрутов. Среди них межобластные линии, связывавшие Смоленск с Витебском, Великими Луками, Оршей, Могилёвом, Гомелем, Брянском, Калугой, Орлом. Имелись маршруты Вязьма - Москва, Сафоново - Витебск. Сформировались крупные узлы автобусного

___________

7 Маймусов Д.Ф., Костромина Н.И. География Смоленской области. – Смоленское областное государственное издательство, 2007-92с.

     сообщения: Смоленск, Рославль, Вязьма, Сафоново, Ярцево, Ельня и другие

     .Ежегодно в области перевозилось до 160 миллионов пассажиров, из них около 11 миллионов человек междугородним маршрутом.8

     Перевозка грузов автотранспортом, в связи  с экономическим кризисом, сократилась в четыре раза и составляет 6,5 миллионов тонн в год, а количество пассажиров достигло 112,1 миллионов человек в год (наибольший спад наблюдается на междугородних маршрутах) .

     Автомобильный транспорт в основном предназначен для работ на коротких расстояниях. Грузовики возят на стройки кирпич, цемент, песок, стройматериалы. В сёлах на уборке хлеба возят зерно. Развозят прибывшие по железной дороге грузы. Главное преимущество автомобильного транспорта перед железно- дорожным это то, что он доставляет грузы «от двери до двери», то груз доставляется непосредственно к самому заказчику. Автомобильный транспорт также конкурирует в перевозке пассажиров.

     Протяженность автомобильных дорог (без внутрихозяйственных) в пределах Смоленской области составляет в настоящее время 10,7 тыс. км. Основная часть дорог (95%) имеют твердое покрытие, свыше 60% — усовершенствованное покрытие. Плотность автодорог с твердым покрытием — 204 км на 1000 кв. км территории. Особенно большое значение имеет проходящая по территории области в широтном направлении (298 км) автомагистраль Москва — Минск, построенная во второй половине 1930-х гг. и реконструированная во второй половине 1970-х гг. В настоящее время производится новая реконструкция этой дороги, с превращением участка Смоленск — Вязьма в платную автодорогу.

     Гораздо раньше, в середине XIX в., были построены  шоссейные дороги Орел — Витебск (протяженность в пределах области  —221 км) и Москва — 

___________

8 Маймусов Д.Ф., Костромина Н.И. География Смоленской области. – Смоленское областное государственное издательство, 2007-92с. 

     Варшава (115 км). К числу важнейших относятся дороги Смоленск — Невель, Ржев — Калуга, Сафоново — Рославль, Смоленск — Белый, Починок — Мстиславль. Завершается реконструкция Старой Смоленской дороги на участке между Смоленск — Дорого- буж — Вязьма.

     Автомобильный парк в области — свыше 120 тыс. ед. (14% — грузовые автомобили, 75% —  легковые в собственности граждан, 11% — спецавтомобили). Наиболее велик автопарк в г. Смоленске и Смоленском районе (39% обшеобластного). Уровень автомобилизации населения составляет 78 легковых автомобилей на 1000 жителей. Наиболее высок данный показатель в областном ценфе (95 автомобилей), Демидовском и Ве- лижском районах (88 автомобилей), низок он в Краснинском (30 автомобилей), Темкинском, Сычевском и Глинковском районах (37 автомобилей)9.

     Грузооборот автомобильного транспорта области  составляет 0,6 млрд. т • км, объем  перевозки грузов — 19,2 млн. т. Средняя дальность перевозки 1 т груза составляет 33 км.

     Пассажирооборот автобусами составляет 0,9 млрд. пасс-км.,  количество перевезенных пассажиров — 110 млн. чел., средняя дальность поездки — 8,0 км.

     Пригородные и междугородные маршруты имеют  общую протяженность свыше 18 тыс. км. В 8 городах области имеется внутригородское автобусное сообщение (Смоленск, Рославль, Вязьма, Сафоново, Ярцево, Гагарин, Сычевка, Рудня). Общая протяженность пригородных маршрутов — 6,8 тыс. км, междугородных — 11 тыс. км.10

     Протяжённость автомобильных дорог общего пользования  в пределах области составляет 10,7 тыс. км, 95 % имеет твёрдое покрытие, свыше

_______________

9 Маймусов Д.Ф., Костромина Н.И. География Смоленской области. – Смоленское областное государственное издательство, 2007-92с.

10 Маймусов Д.Ф., Костромина Н.И. География Смоленской области. – Смоленское областное государственное издательство, 2007-92с. 

     60 % — усовершенствованное. Средняя плотность автодорог с твёрдым покрытием — 204 км на 1000 км² территории. Протяженность федеральных автомобильных дорог — 697 км (автомагистраль Москва-Минск, автодороги Брянск —Смоленск и Москва-Малоярославец-Рославль), включая в себя 96 мостов и путепроводов.11

     Из  интернет-конференции губернатора  Смоленской области Сергея Антуфьева

     …К  сожалению, принято решение не направлять в 2010 году субсидии в бюджеты регионов на развитие дорожного хозяйства. Администрация  области ведет активные переговоры с федеральными органами власти о  выделении Смоленской области бюджетного кредита… 
…При этом хочу отметить, что финансирование дорожной отрасли в настоящее время составляет менее 8 % от норматива, рекомендованного Правительством РФ…12

     Основные  автодороги региона:

     М1 «Беларусь» (протяжённость в пределах области — 298 километров, через ВязьмуСафоновоЯрцево и Смоленск)

     А141 Орёл — Витебск (221 км, через РославльСмоленск и Рудню)

     А101 Москва — Варшава Старая Польская» или «Варшавка»), протяжённостью 115 км, через Десногорск и Рославль)

     К числу значимых следует отнести  дороги:

     Р133 Смоленск — Невель

     Р136 Смоленск — Нелидово

     Р132 Вязьма — Калуга — Тула — Рязань

     Р134 «Старая Смоленская дорога» Смоленск — Дорогобуж  Вязьма — Зубцов

     Р137 Сафоново — Рославль

Информация о работе Транспорт Смоленщины. Влияние транспорта на развитие хозяйства