Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:12, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение транспортной и инженерной инфраструктуры города.
Задачи курсовой работы - рассмотреть основы развития транспортной и инженерной инфраструктуры, выявить ее сущность и задачи. Изучить проблемы транспортной и инженерной инфраструктуры г. Иркутска.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
транспортная инженерная инфраструктура город
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВЫ ТРАНСПОРТНОЙ И ИНЖЕНЕРНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДА
1.1 ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
1.2 ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО КОМФОРТНОГО ГОРОДА
1.3 ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ГОРОДСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
ГЛАВА 2. ТРАНСПОРТНАЯ И ИНЖЕНЕРНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА Г. ИРКУТСКА
2.2 ПРОБЛЕМЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Г. ИРКУТСКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БРЯНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА
Кафедра менеджмента и инноватики
Специальность «Экономика и управление на предприятии
(городское хозяйство)»
( на примере города Иркутска)
Курсовая работа по дисциплине
«Комплексное развитие
городов и городского
Автор работы: |
| ||
Группа: |
| ||
Руководитель работы: |
|
доцент |
Г.П. Берфина |
Допуск к защите: |
| ||
Дата защиты: |
Оценка: |
Брянск 2013
Содержание
Общеизвестно, что для нашей страны с ее огромной территорией современная и передовая транспортная инфраструктура - это поистине дорога в будущее, без всякого преувеличения. Она имеет стратегическое значение для экономического роста и качественного перехода экономики к инновационному пути развития. Уже не говоря об открывающихся новых возможностях для региональной и международной кооперации.
Роль транспортной отрасли производства в современной экономике очень велика. От ее эффективности зависит эффективность работы других отраслей промышленности, а следовательно, и экономического благосостояния страны.
Рынок транспортных услуг - один из самых динамичных в мире. Рост экономики сопровождается бурным ростом рынка транспортных, экспедиторских и логистических услуг. Перемены в экономике России сейчас неизбежны, и, прежде всего, необходима срочная модернизация и строительство транспортно-логистической инфраструктуры.
Актуальной задачей стало
Инженерная инфраструктура по своей значимости для жизни городов может быть сравнима с кровеносной системой любого живого организма. Скрытая под стенами зданий, погребенная под улицами или за вентиляционными решетками городская инфраструктура по большей части невидима. Она также остается невидимой для нас, когда мы беззаботно включаем свет, газ и воду.
Целью курсовой работы является изучение транспортной и инженерной инфраструктуры города.
Задачи курсовой работы - рассмотреть основы развития транспортной и инженерной инфраструктуры, выявить ее сущность и задачи. Изучить проблемы транспортной и инженерной инфраструктуры г. Иркутска.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
транспортная инженерная инфраструктура город
Транспорт - важная составная часть мировой экономики, так как является материальным носителем между государствами. Специализация государств, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия. Важное значение транспорт имеет и в решение социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, является важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.
Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной отраслях промышленности, где они могут достигать 30% себестоимости продукции.
Роль транспорта не сводится только к перемещению грузов и пассажиров, он активно воздействует на весь процесс расширенного воспроизводства, способствуя экономическому, культурному и социальному развитию общества, в связи с чем, он считается одной из важнейших базовых отраслей экономики.
Осуществляя свою деятельность, транспорт выполняет несколько общественных функций, к важнейшим из которых относятся:
экономическая, которая заключается в обеспечении развития, связи и координации всех отраслей экономики;
культурная, которая состоит в возможности распространения с помощью транспорта эстетических ценностей. Следует отметить, что и сам транспорт стал элементом культуры (создаются музеи транспорта, общества любителей старинных автомобилей и др.);
социологическая функция состоит в экономии времени человека, облегчении труда и повышении его производительности;
научное значение имеет двоякий характер. С одной стороны транспорт, нуждаясь в совершенствовании, ставит перед наукой новые задачи. С другой - транспорт позволяет интенсивно развиваться многим направлениям науки;
оборонная функция проявляется в возможности быстрой передислокации войск, населения, производства1.
В экономической литературе название "инфраструктура" (от латинского "infra" - "под" и "strukture" - "строение, устройство") означает подструктура т.е. отдельная отрасль экономики, которая занимается созданием внешних условий функционирования основного производства. Хотя этот термин широко используется в экономических исследованиях, до сих пор остается дискуссионным по определению состава отраслей, объектов и видов деятельности, входящих в нее.
Транспорт - очень разнообразная отрасль. Все его виды, выполняя главную функцию - обеспечения хозяйственного комплекса страны в грузовых и пассажирских перевозках, вступают между собой и большинством сфер производства во взаимодействие. Это даёт основание рассматривать транспорт как систему, а весь механизм формирования и развития её - в неразрывном единстве со всей экономикой страны.
Очень часто в экономико-
Таким образом, можно определить транспортную систему как территориальное объединение сети путей сообщения, технических средств и служб перевозок, которые, объединяя все виды транспорта и все составляющие транспортного процесса в их взаимодействии, обеспечивает реализацию транспортно-экономических связей с целью успешного функционирования экономики страны. Ключевую роль в создании единой транспортной системы страны (региона) играет развитие транспортной инфраструктуры.
Объекты транспортной инфраструктуры включают в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, аэродромы и аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование. К транспортным средствам относятся воздушные суда, железнодорожный подвижной состав, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта.
Однако термин "транспортная инфраструктура" иногда используется и в более широком понимании. Поскольку транспортная сфера всегда увязывается с общим развитием производительных сил, то она рассматривается как одна из важнейших составных частей инфраструктуры экономики в целом. В этом смысле понятия "транспортная система" и "транспортная инфраструктура" практически тождественны. В настоящей работе за основу берётся именно такое широкое понимание термина "транспортная инфраструктура"
Обеспечение транспортной доступности является одной из наиболее насущных и сложных задач для современного города. Помимо очевидных преимуществ (вроде сокращения потерь рабочего времени, вызванных перемещениями по городу, улучшения экологической обстановки, повышения качества жизни в городах) развитие городского транспорта и транспортной инфраструктуры является прямо или косвенно ключом к решению большинства проблем современных городов. Транспортная доступность является также ключевым фактором глобальной конкурентоспособности городов. В частности, применительно к России, утвержденная Президентом и Правительством РФ программа по созданию в Москве международного финансового и делового центра вряд ли осуществима, если в российской столице не будет решена транспортная проблема.
Зримым примером важности развития транспортной инфраструктуры для развития города в целом является сам Шанхай. Благодаря построенным за последние 10 лет к открытию "ЭКСПО-2010" мостам и тоннелям через реку Нангпу, грандиозным транспортным развязкам, проложенным по эстакадам через весь город 8-полосным магистралям, современному метрополитену с более чем 100 станциями, линии скоростного поезда на магнитной подушке, связавшей деловой район Пудонг с одноименным международным аэропортом, строительству новых современных терминалов в двух аэропортах города 18-миллионный Шанхай, без преувеличения, пережил второе рождение. Кроме того, реализуется масштабный проект по созданию системы скоростных поездов, связывающих города Китая. Это создаст новую урбанистическую структуру, когда можно говорить уже не об отдельных городах, а о единой урбанизированной территории.
Основными задачами наиболее значимых проектов развития транспортной инфраструктуры в современных городах, которые разрабатываются и реализуются в настоящее время, являются:
радикальное повышение транспортной доступности.
снижение давления на существующую
транспортную инфраструктуру за счет
внедрения новых видов
улучшение экологической ситуации
обеспечение гармоничного развития города и окружающего его региона, а также создание на базе существующих городов "распределенных" или "многополюсных" городов, то есть связанных современными транспортными артериями урбанизированных территорий, как альтернативы расползанию мегаполисов
создание избыточной инфраструктуры
или внедрение
следует отметить, что единых решений этих задач, которые бы подходили для всех без исключения городов, не существует. Вместе с тем можно выделить ряд ключевых направлений, в которых в настоящее время ведется поиск новых градостроительных и технологических решений2.
Приоритетное развитие общественного транспорта. В развитых странах, в первую очередь в Европе, уже сложилось четко понимание обреченности политики "приспособления к автомобилю", доминировавшей в городском планировании с середины прошлого века. Детальное изучение условий движения в городах США - пожалуй, самой автомобилизированной страны в мире, - всякий раз показывало, что наихудшая ситуация с заторами ежедневно наблюдалась в Хьюстоне, Детройте и Лос-Анджелесе, то есть там, где в городской черте и окружающих пригородах была построена наиболее мощная сеть хайвэев. Ряд городов, обладавших столь же мощными сетями хайвэев (Детройт, Феникс и Индианаполис), испытывали трудности от так называемого "столкновения города и автомобиля".
Отказ от концепции "приспособления к автомобилю" и ренессанс общественного транспорта стал одной из значимых тенденций в развитии муниципий за последние 15-20 лет, в первую очередь в странах Западной Европы. Как показывает опыт второй половины XX века, развитие дорожной сети всегда находится на шаг позади роста автомобилизации населения и автомобильного парка города. Выход - в первоочередном развитии систем общественного транспорта.
Упор при этом делается на возрождении рельсового общественного транспорта (скоростных трамваев). По такому пути идет развитие городов Франции, Германии, Бельгии и др. Так, в упомянутом выше проекте создания "многополюсного" мегаполиса вокруг Гренобля, строительству междугородних линий скоростного трамвая отводится ключевая роль. В самом Гренобле система скоростных трамвайных линий уже создана.
Инновационным направлением развития городского транспорта является создание "индивидуального общественного транспорта".
Размещение транспортной и логистической инфраструктуры под землей. В частности, представленная в павильоне Франции и в тематическом павильоне "Город будущего" концепция предполагает, что город будущего будет представлять собой отдельно стоящие дома, окруженные зеленью. Вся транспортная и логистическая инфраструктура будет располагаться ниже уровня земли.
Информация о работе Транспортная инфраструктура города ( на примере города Иркутска)