Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 15:28, курсовая работа
Рыночные отношения предъявляют к транспорту жесткие требования. Единая технология транспортировки предполагает непрерывность транспортного процесса с минимизацией сбойных ситуаций, прежде всего в перегрузочных пунктах.
Блок 1
1. Основные требования к единой транспортной системе (ЕТС)……...…..3
2. Транспорт и окружающая среда. Роль каждого вида транспорта в ЕТС и негативные последствия…………………………………………….……..8
3. Пути повышения экологической безопасности на автотранспорте…...12
4. Экология как наука………………………………………………………..20
5. Экологический мониторинг………………………………………...……24
6. Экологическая индикация………………………………………………..27
Блок 2
1. Антропогенный фактор………………………………………...…………31
2. Экологическая популяция………………………………………..………32
3. Экологическая ловушка……………………………………………….….34
4. Синэкология……………………………………………………………….36
5. Метаболизм………………………………………………………….…….37
Задача……………………………………………………………….…………40
Список использованных источников…………………….………………….51
Организационные
структуры управления транспортом не
только разрозненны, но и страдают от излишней
централизации и перегрузки. К сожалению,
до сих пор в республике не сформирована
единая транспортная политика и по сути
продолжается непрерывная борьба между
силами, выступающими за коренное обновление
всей транспортной системы и консервативными
кругами, отстаивающими свои ведомственные
интересы.
С точки зрения оценки видов и источников загрязнения окружающей среды транспортом могут рассматриваться два подхода: традиционный, охватывающий только собственно транспортные технологические процессы, и комплексный, включающий весь возможный круг факторов, связанных с транспортом. При традиционном подходе учитывают поступление загрязняющих веществ в биосферу непосредственно в результате функционирования подвижного состава, например, выработавшие газы транспортных двигателей, попадающие в воздух, сброс в воду стоков с судов и т. п. Сюда относят случающиеся время от времени аварии транспортных средств с рассеиванием в биосфере их грузов –токсичных, агрессивных, радиоактивных и прочих веществ. Подобное загрязнение происходит из за технического несовершенства транспортных средств или ошибок персонала. Комплексный подход отличается от традиционного тем, что дополнительно учитывает загрязнение биосферы или ее изменение в результате транспортного строительства и эксплуатации транспортных предприятий, к которым должны отнести ремонтные заводы, депо, базы, гаражи, доки, карьеры, заправочные станции, шпато-пропиточные и асфальтовые заводы, вокзалы, аэропорты и другие постоянные сооружения, включая и транспортные поселки. Во многих странах, и в первую очередь индустриально развитых и густонаселенных, нарастает загрязнение поверхности Земли (включая и плодородные почвы) механическими примесями в виде золы, пыли, шлаков, некондиционных строительных материалов, пустой породы, извлекаемой при добыче минеральных строительных материалов. Такое загрязнение особенно велико в районах размещения крупных транспортных узлов и промышленных предприятий. Большие площади земли заняты свалками отходов.
При
сжигании в транспортных и промышленных
участках угля, мазута, нефти и других
видов топлива, содержащие серу, с
продуктами сгорания в воздух выбрасывается,
в частности, сернистый ангидрид, который,
соединяясь с атмосферной влагой, образует
сернистую и серную кислоты, попадающие
в конечном счете и в почву, и в воды. Подобные
агрегатные вещества оказывают сильное
вредное влияние прежде всего на растительный
мир, угнетая леса. Скапливаясь в воздухе,
они угрожают
также животному миру и человеку. В историю
экологических вникаем без
внимания потому, что на транспорте (и
в транспортном машиностроении) в той
или иной степени используется ртуть и
другие токсичные вещества.
Негативный опыт здесь должен послужить
серьезным предостережением.
Загрязняющие вещества и источники их происхождения
Определение
Загрязняющие вещества - вещества, попадающие в окружающую среду вместе с промышленными, сельскохозяйственными и другими процессами, связанными с человеческой деятельностью и способные причинить вред жизни или здоровью человека, животного или растения.
В таком определении почти все вещества промышленного происхождения могут быть отнесены к загрязняющим веществам.
Однако
на практике загрязняющие вещества определяются
допускаемыми концентрациями по их выбросам.
Табл.1 Основные загрязняющие вещества и их источники
Загрязняющее вещество | Основные источники | Стандарт ПДК |
Угарный газ СО | выхлопы автотранспорта, некоторые произв. процессы | 10 мг/м3 в
течении.8 ч.
40 мг/м3 в течении 1 ч. |
Оксид серы SO2 | тепловые и электростанции, использующие серосодержащие нефтяные продукты или уголь, производство серной кислоты | 80 мкг/м3 в
течении года,
365 мкг/м3 в течении 24 ч. |
Взвешенные твердые частицы | выхлопы автотранспорта, произв. процессы, сжигание мусора, тепловые и электростанции, реакция загрязняющих веществ в атмосфере | 75 мкг/м3 в
течении года,
260 мкг/м3 в течении 24 ч. |
Свинец Pb | выхлопы автотранспорта, плавильные печи, производство батареек | 1.5 мкг/м3
в течении 3 мес.
260 мкг/м3 в течении 24 ч. |
Окислы азота NO, NO2 | выхлопы автотранспорта, тепловые и электростанции, производство азотной кислоты, взрывы, заводы удобрений | 100 мкг/м3 в год для NO2, |
Фотохимические оксиды, озон О3, пероксиацетил нитрат, альдегиды | фотохимическая
реакция окислов азота и |
235 мкг/м3 в 1 час |
Не метановые углеводороды - этан, этилен, пропан, бутан, пентан, ацетилен | выхлопы автотранспорта, произв. процессы, сжигание мусора, испарение растворителей, сжигание топлива | нет данных |
Углекислый газ СО2 | Любые источники горения | Способен причинить вред здоровью при концентрации 4400 мг/м3 за 2-8 часов |
Такие вещества как углекислый газ СО2 не могут быть отнесены к загрязняющим веществам по причине их естественного присутствия в атмосфере.
Однако доля углекислого газа в атмосфере возросла в 1.25 раза по сравнению с прошлым веком, что вызывает такие нежелательные последствия, таким как парниковый эффект.
Метеорологические условия и ландшафт местности прямым образом влияют на концентрацию вредных веществ в воздухе. Так города, расположенные на дне долин и впадин больше других страдают от смога.
Основное влияние автомобильной дороги на окружающую среду после того, как она уже построена, в основном, выражается в акустическом (шумовом) загрязнении окружающей среды и загрязнении воздуха вредными выбросами от автотранспорта.
Акустическое загрязнение
Например, в Финляндии количество людей, на организм которых оказывает негативное воздействие шум, оценивается по схеме:
шумовое воздействие 55-65 дБ окажет воздействие на 33% населения
шумовое воздействие 65-70 дБ окажет воздействие на 50% населения
шумовое воздействие свыше 70 дБ окажет воздействие на 100% населения, проживающих в зоне шумового воздействия
При
использовании финской модели (или
аналогичной шведской) оценка шумового
загрязнения выполняется
Определяется количество людей, проживающих в зоне шумового загрязнения.
Рассчитываются затраты, являющие следствием снижения производительности и ухудшения здоровья из расчета 5000 финских марок на 1 человека в год.
Учитывая этот фактор при планировании, можно оценить экономическое влияние шумового загрязнения от дорожного проекта, запланированного к осуществлению в густонаселенном районе.
Таким же образом можно рассчитать экономическую прибыльность от проведения мероприятий по снижению уровня шума.
Загрязнение воздуха
В Финляндии и Швеции было разработана условная единица, выражающая размер ущерба, наносимого окружающей среде различными компонентами автомобильных выбросов.
В
расчете представлена стоимость
ущерба (в финских марках), наносимого
окружающей среде от выброса в
воздух 1 кг вредных веществ.
Компоненты автомобильных выбросов | Финляндия,
фин. марок/ кг |
Швеция,
фин. марок/ кг |
CO | - | 0.16 |
HC | 8.7 | 20.3 |
NOx | 4.4 | 44.1 |
CO2 | 0.15 | 0.18 |
SO2 | - | 22.5 |
твердые частицы | 79.0 | 483.0 |
Транспортные исследования, проведенные в Германии, показали, что население готово платить, чтобы избежать нарушения экологического баланса в их населенном пункте.
Улучшение состояния окружающей среды необходимо учитывать в качестве экономического фактора при дорожном планировании.
Этот фактор учитывается в Финляндии при осуществлении проектов по строительству объездных дорог, выводящих транспортные потоки за пределы густонаселенной части городов.
При этом доход составляет 100-400 фин. марок на душу населения в год.
Эстетика
дорожного планирования как экономический
фактор тоже имеет денежный эквивалент.
Эстетичное и рациональное планирование
означает создание благоприятного, гармоничного
и здорового микроклимата в зоне застройки.
Проезжая такой район, дорожные пользователи
могут расслабиться, чувствуя себя в безопасности.
При этом доход составляет приблизительно
50-1000 финских марок в год в зависимости
от конкретных обстоятельств.
Применение
альтернативных топлив.
Перспективы
альтернативного топлива
Так что, судя по всему, Европу ожидают топливные перемены, над подготовкой к которым уже сегодня активно работают автомобильные разработчики. Но, как говорится, зачастую новое – это хорошо забытое старое. То, что сегодня кажется достаточно экзотичным и пока малоиспользуемым, как это ни покажется странным, таковым не считалось еще на заре автомобилестроения. Так, Генри Форд в свое время высказывал идею, что этанол станет горючим будущего, предлагая покупателям Ford T с двигателем, работающим на этаноле, бензине или их смеси. Сам же этанол производился из бобов сои, кукурузы или конопли. Рудольф Дизель, создав в 1890г. дизельный мотор, работающий на арахисовом масле, успешно реализовал идею биодизеля.
Биотопливо - использование биотоплива, например этанола (этилового спирта) или дизельного топлива (биодизеля), полученного из специально выращенных растений, обычно рассматривают как важный шаг к сокращению выбросов углекислого газа (СО2) в атмосферу. Конечно, при сжигании биотоплива углекислый газ попадает в атмосферу совершенно так же, как и при сжигании ископаемого топлива (нефти, угля, газа). Разница в том, что образование растительной массы, из которой было получено биотопливо, шло за счет фотосинтеза, то есть процесса, связанного с потреблением СО2. Соответственно, использование биотоплива рассматривается как «углерод-нейтральная технология»: сначала атмосферный углерод (в виде СО2) связывается растениями, а потом выделяется при сжигании веществ, полученных из этих растений. Однако стремительно расширяющееся производство биотоплива во многих местах (прежде всего в тропиках) ведет к уничтожению природных экосистем и утере биологического разнообразия.
Двигатели, работающие на биотопливе, используют энергию солнечного света, запасенную растениями. Энергия ископаемого топлива — это на самом деле тоже когда-то давно (десятки и сотни миллионов лет тому назад) связанная энергия солнечного света, а выделяющийся при сжигании ископаемого топлива углекислый газ когда-то был изъят из атмосферы (и вод океана) растениями и цианобактериями. Казалось бы, биотопливо ничем не отличается от обычного ископаемого топлива. Но разница есть, и определяется она временной задержкой, лагом между связыванием СО2 в ходе фотосинтеза и выделением его в процессе сжигания углеродосодержащих веществ. Если этот лаг очень большой (как в случае использования горючих ископаемых), то состав атмосферы мог за это время существенно измениться. Кроме того, если связывание углекислого газа происходило в течение очень длительного времени, то высвобождение происходит очень быстро. В случае же использования биотоплива временной лаг совсем небольшой: месяцы, годы, для древесных растений — десятилетия.