Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 10:45, реферат
Транспорт - это одна из сфер, которая характеризуется повышенной степенью техногенности, технической оснащенности, стратегическим значением для обеспечения жизнедеятельности общества и государства. Поэтому отношения перевозки традиционно рассматриваются в контексте транспортного права, характеризующегося наличием в ее составе большого количества норм технического характера.
Введение ______________________________________________2
Понятие транспортных обязательств________________________4
Источники правового регулирования________________________7
Обязательства по перевозке грузов_________________________9
3.4 Договор фрахтования
3.5 Договор организации перевозок
IV Обязательства по перевозке пассажиров и багажа
4.1 Перевозка пассажиров и перевозка багажа
4.2 Ответственность сторон
V Договор транспортной экспедиции
5.1 Права и обязанности сторон
5.2 Ответственность по договору транспортной экспедиции
Заключение
Список использованных источников
ж) вследствие неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных грузоотправителем в накладной;
з) вследствие естественной убыли массы груза в пределах установленной нормы;
и) вследствие порчи
скоропортящихся грузов, когда при
перевозке соблюдались сроки
транспортабельности и
Перевозчик будет освобождаться от ответственности по общему правилу, при наличии внешних признаков перечисленных оснований. Грузополучатель, заинтересованный в привлечении его к ответственности, должен доказать вину железной дороги в несохранной перевозке.
Особенностью имущественной ответственности по договорам перевозки является то, что ее размер ограничивается причиняемым реальным ущербом. Когда происходит утрата или недостача груза, размер возмещения должен равняться размеру стоимости утраченного или поврежденного груза. Если произошло повреждение (порчи) груза, размер вреда исчисляется из суммы, на которую понизилась стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере полной его стоимости. При утрате груза, сданного к перевозке с объявлением его стоимости, вред возмещается в размере объявленной стоимости груза.
Стоимость груза определяется, исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором. Если отсутствует счет или указание цены в договоре, она определяется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
Наряду с возмещением установленного ущерба, который возник вследствие утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза, должен возвратить грузоотправителю или грузополучателю провозную плату, взысканную за перевозку этого груза, если плата за перевозку не была включена в стоимость груза.
Грузоотправитель либо грузополучатель имеют право считать груз утраченным и требовать возмещения за утрату груза, если груз не был выдан грузоотправителю по его требованию в течение 7 дней по истечению срока доставки, а при перевозке груза в прямом, смешанном сообщений, по истечении 390 дней с того дня, когда груз был принят к перевозке.
Если без разрешения железной дороги грузоотправителем, грузополучателем, предприятием, которому принадлежит подъездной путь, вагоны или контейнеры железной дороги использованы для своих внутренних перевозок, они уплачивают железной дороге штраф в десятикратном размере, от предусмотренных за задержку свыше установленных сроков (простой) вагонов и контейнеров под погрузкой (выгрузкой). Грузоотправитель либо грузополучатель могут освобождаться от ответственности лишь в ограниченном числе случаев, если простои вагонов или задержка контейнеров произошли по причине явлений стихийного характера, вызвавших перерыв движения на железнодорожном подъездном пути, а также по причине явлений стихийного характера или аварии на предприятии, в результате которых в соответствии с действующими положениями запрещено производить погрузочно-разгрузочные работы. Ответственность указанных субъектов не наступает, если железная дорога подала вагоны (контейнеры) в количестве, превышающим максимальную перерабатывающую техническую способность погрузочных или выгрузочных пунктов грузоотправителя, грузополучателя.
Грузоотправитель несет ответственность (возмещает убытки) перед железной дорогой, также в случае возникновения аварийной ситуации из-за перегруза вагона, контейнера сверх допустимых норм.
Особенностью
перевозочных отношений является то,
что с момента доставки груза
вся полнота прав грузоотправителя,
если иное не будет предусматриваться
договором между
Вследствие этого
грузополучатель вправе потребовать
от грузоотправителя возмещения размеров
штрафов, сборов, а также расходов
и убытков, связанных с перевозкой,
выплаченных перевозчику
В тех случаях, когда груз адресовался грузополучателю, которого по тем или иным причинам не оказалось в районе станции назначения, ответственность перед железной дорогой по окончательным расчетам за перевозку будет нести грузоотправитель.
При всех видах перевозок перевозчик должен своевременно подать транспортное средство, обеспечить возможность погрузки (выгрузки). Более жесткие требования в этом отношении предъявляются опять же по договорам перевозки грузов железнодорожным транспортом.
Согласно статьи 85 Закона «О железнодорожном транспорте» по договорам на подачу и уборку вагонов, эксплуатацию подъездного пути перевозчик несет ответственность в виде штрафа за задержку подачи, уборки, приема вагонов на месте (с мест) погрузки и выгрузки (разгрузки) на железнодорожных подъездных путях в размере 1,7 процента от величины месячного расчетного показателя за каждый вагон в час.
Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения сроков подачи, уборки вагонов, предусмотренных указанными договорами.
Задержка вагонов на срок менее чем на тридцать минут не учитывается. Задержка вагонов на срок от тридцати до одного часа учитывается за полный час.
При прямом смешанном сообщении за утрату, порчу, повреждение, недостачу груза перевозчики солидарно отвечают перед грузоотправителем (грузополучателем).
Если речь идет о просрочке, ответственность будет нести последний перевозчик, который может избежать ответственности, доказав, что просрочка произошла не по вине перевозчиков (ч.2 статьи 703 ГК РК). Когда последний из перевозчиков возместит вред, причиненный вследствие просрочки другого (других перевозчиков) перевозчика, он приобретет право регрессного требования к виновнику.
3.4 Договор фрахтования
По договору фрахтования (чартера) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа или грузов.
Отличие договора чартера от договора перевозки грузов, пассажиров или багажа вообще заключается в том, Что он является, безусловно, консенсуальным. В свою очередь это связано с различием объема перевозок, поскольку договор чартера, как правило, предусматривает занятие клиентом всей или большей части вместимости транспортного средства, вследствие чего перевозчик без риска значительных убытков при незаполнении вместимости транспортного средства может планировать перевозку.
Отметим сферу применения чартеров современных условиях. Поскольку в Республике Казахстан преимущественно преобладают сухопутные и воздушные перевозки, то следует сказать, что применение чартера имеет наибольшее применение при воздушных перевозках. У нас принят и действует нормативный акт, о котором упоминалось ранее при рассмотрении договора аренды транспортных средств с экипажем -«Правила осуществления нерегулярных авиаперевозок на международных и внутренних воздушных линиях Республики Казахстан», он принят в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 20 декабря 1995 года «Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации Республики Казахстан».
Вследствие применения коллизионных норм международного частного права у нас применимы и акты зарубежного законодательства и, конечно, же международные транспортные соглашения. Чартер часто применяется при международных перевозках и может регулироваться указанными актами.
К отношениям морской перевозки, в том числе чартерным перевозкам применяются нормы Кодекса торгового мореплавания (КТМ), который в свою очередь был утвержден Указом президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1968 года.
Еще одной отличительной чертой чартерных перевозок является их нерегулярный (вне расписания) характер. Вследствие этого чартерные перевозки заведомо не осуществимы с использованием тех транспортных средств, которые предназначаются для планомерных перевозок, а также с использованием путей, воздушных трасс, которые предназначены для регулярных перевозок, в то время, когда они должны выполняться.
Осуществление как международных, так и внутренних чартерных перевозок требует соблюдения требований к использованию водных путей и воздушного пространства. Чартерные авиаперевозки требуют получения разрешения компетентных органов зарубежных государств, а при внутренних чартерных перевозках разрешения органов, осуществляющих контроль за использованием воздушного пространства РК.
Чартерные перевозки будут отличаться более выраженным индивидуальным содержанием перевозочных договоров. Однако при их заключении также необходимо соблюдать обязательные требования законодательства, регулирующего отношения в области транспорта.
Грузополучатель обязан сдать железной дороге освободившиеся вагоны (контейнеры). Между сторонами распределяются обязанности, связанные с приемом-сдачей вагонов. Должна производиться очистка внутренней и внешней поверхности вагонов, приведение в исправно техническое состояние несъемных инвентарных средств крепления (в том числе турникетов). Это возлагается на организацию, осуществляющуюся выгрузку груза. В тех случаях, когда очистка вагонов и снятие реквизитов являются обязанностью грузополучателя, железная дорога имеет право не принять неочищенные надлежащим образом вагоны.
В ГК РК (статье 695) отдельно выделяется перевозка транспортом общего пользования. Данный договор относится к потребительским договорам, где с одной стороны в отношения перевозки вступают пассажиры, которые одновременно могут перевозить свой багаж. Договор перевозки транспортом общего пользования может охватывать и перевозки грузов.
Со стороны перевозчика в данные отношения вступают коммерческие организации (предприниматели), которые вступают в договорные отношения на основании законодательства и выданной лицензии (патента) на соответствующие перевозки. Поскольку перевозка транспортом общего пользования преимущественно относится к сфере коммунального хозяйства, она, в частности перевозка пассажиров городским транспортом, преимущественно регулируются актами местных представительных органов. Перевозки транспортом общего пользования осуществляются с оплатой их пассажирами (грузоотправителями) по утвержденным территориальными антимонопольными органами тарифам.
В указанной статье Гражданского кодекса непосредственно подчеркивается, что договор перевозки транспортом общего пользования является публичным. Ранее мы отмечали, что в принципе публичность в соответствии с Законом Республики Казахстан "О транспорте" присуща по общему правилу и остальным договорам перевозки, в нем указывается, что исключения из обязанности перевозчика заключать договор с любым обратившимся за перевозкой могут предусматриваться транспортным законодательством. В свою очередь, рассматривая содержание специального транспортного, мы не обнаружим конкретизации обязательности или необязательности заключения перевозчиком того или иного договора перевозки. Мы можем сделать вывод, что определяющими факторами будут являться сущность обязательства перевозки в том или ином случае, а также фактические условия, при которых осуществляется перевозка. Однако, безусловно, что потребительский характер перевозки диктует его публичность и обусловливает применения норм о договоре перевозки транспортом общего пользования.
Еще одной разновидностью
транспортных договоров являются договоры
между транспортными
К таким договорам относятся узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и другие. Порядок их заключения определяется законодательными актами о транспорте.
3.5 Договор организации перевозок
В отличие от прежнего, первый ГК РК содержит нормы о транспортном планировании. В ст.692 ГК РК предусмотрено заключение на всех видах транспорта длящихся договоров об организации договоров, когда есть необходимость осуществления систематических перевозок. По договору организации перевозок перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузоотправитель - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме.
В договоре об организации перевозок определяются объемы, сроки, качество перевозок и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, а также иные условия организации перевозок, не предусмотренные законодательными актами.
Эти договоры упорядочивают
отношения сторон по оказанию разнообразных
транспортных услуг и создают
необходимые и достаточные
Рассмотрим договор организации перевозок на конкретном примере:
ТОО "Кокшетау-Тулпар" с одной стороны и Кокшетауский филиал РГП "Казаэроновигация" с другой стороны заключили договор, по которому:
ТОО "Кокшетау-Тулпар" обязуется осуществлять перевозку работников Кокшетауского филиала РГП "Казаэроновигация" по специальному маршруту № 18.
Кокшетауский филиал РГП "Казаэроновигация" в свою очередь обязуется возмещать сумму расходов ежемесячно.
В договоре оговорен утвержденный график работы автобусного маршрута. В случае не выхода на линию автобуса, данный не выполненный рейс не оплачивается.
При срыве графика движения автобуса в 7°° часов по местному времени, повлекшим опоздание личного состава на работу и несвоевременное открытие аэропорта для обслуживания воздушных судов, и в случае выставления штрафных санкций со стороны эксплуатанта воздушного судна РГП "Казаэроновигация" - ТОО "Кокшетау-Тулпар" возмещает данные расходы в бесспорном порядке. В третьей части договора оговорены форс-мажорные обстоятельства.