Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 08:57, курсовая работа
Задачи, данной работой, связаны в основном, с осмыслением того, что уже сделано в плане освоения географического пространства России, и того, что еще предстоит сделать.
Целью курсовой работы является рассмотрение транспортной системы России, ее современное состояние, проблемы и пути совершенствования управления.
В этой работе внимание будет уделено каждому виду транспорта. Здесь будут описаны общие черты транспортной системы, её развитие и усовершенствование с течением времени, формирование составных частей.
Введение………………………………………………………………………………….5
1.Общая характеристика транспортной системы России……………………………..6
1.1 Структура транспортной системы……………………………………….……...8
1.2 Стратегии развития транспортной системы РФ до 2020……………………..17
1.3 Необходимость совершенствования управления транспортной системой…………………………………………………………………….…….19
2.Современное состояние транспортной системы РФ………………………….…….21
2.1 Нормативно правовое регулирование транспортной деятельности………………………………………………………...…………….22
2.2 Роль и функции государства в управлении транспортной деятельности……..25
2.3 Проблемы управления транспортной системой………………………………...27
3. Основные направление совершенствования управления транспортной системой России……………………………………………………………………………...…33
Заключение……………………………………………………….……………………....36
Список используемой литературы……………………………………………………...38
Густота дорог:
Из наших дорог 15% - грунтовые, 47% - цементобетонные и асфальтобетонные, 38% имеют недолговечное щебеночное покрытие.
Значительное отставание должно быть преодолено в будущем. Себестоимость перевозки по нашим дорогам в 5-10 раз выше, чем по западным. На каждый рубль, вложенный в строительство дорог, приходится 3 рубля чистого дохода.
Действующая сеть автомобильных дорог по техническим и качественным
характеристикам
делится на 5 категорий, которые приведены
в табл.2.
Таблица 2
Категории дорожного
покрытия
Категории | Расчетная интенсивность движения автомобиля в сутки | Расчетная скорость км/час | Число полос | Тип дорожного покрытия |
I | 7000 и более | 60-150 | 4-8 | Капитальное, цементо, железо, асфальтобетонное |
II | 3000-7000 | 60-120 | 2-4 | Капитальное, цементо, железо, асфальтобетонное |
III | 1000-3000 | 50-100 | 2 | Облегченный щебень, гравий, обработанные вяжущие материалы |
IV | 100-1000 | 40-80 | 2 | Щебеночное и гравийное из местного материала |
V | До 100 | 30-60 | 1 | Грунтовая, профилированная |
По народно-хозяйственному и административному значению дороги I и частично II категории называются федеральными, II категория и частично I – республиканские, III категория и IV – местные, V категория – сельские.
Плохое качество дорог увеличивает стоимость перевозки на 30-40%, расход топлива в 1,5 раза, стоимость эксплуатации в 2-3 раза, а срок службы автомобиля уменьшается на 30%.
Несмотря на высокие удельные затраты на перевозку грузов, автотранспорт более мобилен, чем другие виды транспорта, и позволяет осуществлять доставку грузов “от двери до двери”, что является неоспоримым его преимуществом. Пассажирский автотранспорт, помимо высокой мобильности и скорости сообщения, обладает и большим комфортом для пассажиров. Общая протяженность автобусных маршрутов оценивается в 2 млн. км.
Сегодня автотранспорт в России занимает первое место по объёмам перевозимых грузов и одно из последних мест по объему грузооборота в силу чрезвычайно коротких средних расстояний перевозки (немногим более 20 км). Основные перевозки грузов и пассажиров автотранспортом осуществляются в городах и их ближайшем окружении.
Воздушный транспорт — самый скоростной и в то же время самый дорогой вид транспорта, что предопределило его весьма ограниченное применение для грузоперевозок. В основном этим видом транспорта перевозятся дорогие, скоропортящиеся грузы. И прогнозы, которые делались в 60-х гг. о том, что перевозки грузов воздушным транспортом приобретут преимущественное значение, пока не оправдываются. Гораздо большую роль играет авиасообщение в дальних пассажирских перевозках [2].
В
Советском Союзе большое
В России самые протяженные в мире авиатрассы (800 тыс. км), в первую очередь это трассы, соединяющие Москву и Санкт-Петербург с городами дальнего Востока.
1.2 Стратегии развития транспортной системы РФ до 2020года
В результате реформирования федеральных органов исполнительной власти, осуществленной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», произошло слияние Министерства транспорта, Министерства путей сообщения и Министерства связи в одно общее Министерство транспорта и связи Российской Федерации.
Основные акты
транспортного
Важным элементом транспортного законодательства являются правила перевозок и тарифы [11].
Транспортная стратегия Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, посланий Президента России Федеральному Собранию, Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года, других программных документов. Количественные оценки основаны на показателях современного состояния экономики и прогнозах социально-экономического развития страны и ее регионов на среднесрочную и более отдаленную перспективу, а также на соответствующих научных разработках.
Транспортная стратегия Российской Федерации определяет приоритеты государственной транспортной политики Российской Федерации, основные направления развития опорной транспортной инфраструктуры страны, приоритетные задачи институциональных реформ на транспорте, а также основные задачи развития транспортной системы и направления их решения на отдельных видах транспорта с учетом их специфики на период до 2020 года.
В первом разделе определена миссия государства в сфере функционирования и развития транспортной системы и пять стратегических целей, направленных на ее реализацию, а также показатели, характеризующие достижение поставленных целей.
Во
втором разделе сформулированы приоритетные
направления государственной
-
управление транспортной
- совершенствование финансирования и инвестиционной деятельности;
-
повышение эффективности
-
регулирование рынка
-
развитие транспортной
- международная деятельность;
- совершенствование транспортной техники, транспортных технологий
и развитие транспортного машиностроения;
-
гармонизация развития
В третьем разделе разработаны основные направления государственной политики и необходимые структурные преобразования на отдельных видах транспорта.
В четвертом разделе разработаны основные принципы формирования опорной транспортной сети, направления развития инфраструктуры отдельных видов транспорта и крупнейшие инфраструктурные проекты, непосредственно связанные с реализацией социально-экономических приоритетов общегосударственного значения, а также региональный разрез развития инфраструктуры.
В пятом разделе представлены этапность и механизм реализации транспортной стратегии.
В
Приоритетах военной
Транспортная стратегия является основой для разработки целевых программ в области транспорта и смежных с транспортом отраслях экономики, решения социальных, оборонных и других зависящих от транспорта проблем развития отдельных отраслей, регионов и экономики в целом.
Положения транспортной стратегии являются базой для единого понимания роли транспорта и перспектив его развития органами исполнительной и законодательной власти различных уровней, бизнесом, пользователями транспортных услуг, всеми слоями общества.
1.3
Необходимость
Целью государственной политики в сфере транспорта является обеспечение динамичного развития этой отрасли, способной удовлетворить потребности граждан и жителей России в услугах транспорта для бытовых и производственных нужд экономически эффективным образом и с надлежащим уровнем безопасности, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
В соответствии с этой целью критериями успеха государственной политики в сфере транспорта являются:
-
обеспечение динамичности
-
обеспечение баланса между
-
экономическая эффективность,
-
обеспечение общественно
-
удовлетворение потребностей
2. Современное состояние транспортной системы России
Состояние и развитие транспортной системы имеют для Российской Федерации исключительное значение. Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей. В современных условиях транспорт является одним из определяющих функциональных факторов повышения темпов экономического роста
В настоящее время транспортная система в целом удовлетворяет спрос на перевозки пассажиров и грузов. Начиная с 2000г., рост транспортных услуг в среднем в год составляет для грузовых перевозок 3,8%, для пассажирских перевозок 6,7 % при ежегодном экономическом росте в среднем около 6,1%. При этом рост транспортных услуг распределен неравномерно между различными видами транспорта. Это связано с проблемами развития отдельных видов транспорта и значительную региональную неравномерность.