Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 08:57, курсовая работа
Задачи, данной работой, связаны в основном, с осмыслением того, что уже сделано в плане освоения географического пространства России, и того, что еще предстоит сделать.
Целью курсовой работы является рассмотрение транспортной системы России, ее современное состояние, проблемы и пути совершенствования управления.
В этой работе внимание будет уделено каждому виду транспорта. Здесь будут описаны общие черты транспортной системы, её развитие и усовершенствование с течением времени, формирование составных частей.
Введение………………………………………………………………………………….5
1.Общая характеристика транспортной системы России……………………………..6
1.1 Структура транспортной системы……………………………………….……...8
1.2 Стратегии развития транспортной системы РФ до 2020……………………..17
1.3 Необходимость совершенствования управления транспортной системой…………………………………………………………………….…….19
2.Современное состояние транспортной системы РФ………………………….…….21
2.1 Нормативно правовое регулирование транспортной деятельности………………………………………………………...…………….22
2.2 Роль и функции государства в управлении транспортной деятельности……..25
2.3 Проблемы управления транспортной системой………………………………...27
3. Основные направление совершенствования управления транспортной системой России……………………………………………………………………………...…33
Заключение……………………………………………………….……………………....36
Список используемой литературы……………………………………………………...38
Так,
в последнее десятилетие
Без комплексного и системного решения проблем развития транспортной инфраструктуры, невозможно добиться удвоения ВВП, осуществить качественный прорыв в экономике, повысить экономический потенциал регионов и конкурентоспособность отечественных производителей, обеспечить достойное качество жизни для российского населения.
В
последние годы в сфере законодательного
обеспечения этой сферы произошли
существенные изменения, направленные
на повышение экономической
В результате реформирования федеральных органов исполнительной власти, осуществленной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", произошло слияние трех таких важных федеральных министерств, как Министерство транспорта, Министерство путей сообщения и Министерство связи в одно общее Министерство транспорта и связи России, которое положило начало проведению, одной из самых сложных и ответственных реформ в экономике страны. Главный выигрыш должен быть получен от улучшения взаимодействия на стыках различных видов транспорта, в первую очередь в местах перевалки грузов из вагонов в трюмы судов, на автомобили и т.д.
Главными нормативными документами, доработкой которых в 2004 году занималась, в основном, исполнительная ветвь власти - это "Стратегия развития транспорта в РФ до 2020 г." и федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России”. Одобренная Государственным Советом и Правительством Российской Федерации Транспортная стратегия, доработана с учетом послания Президента, концепции реформирования бюджетного процесса и проведенной административной реформы. Это основополагающие программные документы, определяющие приоритетные направления развития транспортного комплекса страны на долгосрочную перспективу [39].
2.1 Нормативно – правовое регулирование
Государство
является одним из основных участников
рынка транспортных услуг, выступая
в качестве акционера или собственника
действующих в отрасли
Основными задачами в сфере совершенствования нормативно-правовой базы и методов государственного регулирования развития транспортной системы, являются:
-
повышение инвестиционной
- формирование нормативно-правовой базы конкурентного рынка транспортных услуг, включая создание нормативно-правовой базы и методов государственного регулирования развития рынка транспортных услуг, разработку нормативно-правового механизма, обеспечивающего выполнение контрактных обязательств по объему и качеству транспортных услуг, разработку и совершенствование методов и механизмов государственного регулирования и мотивации развития структур транспортной деятельности в целях обеспечения качества транспортных услуг, в том числе мотивирование создания и развития национальных и интернациональных транспортных компаний, способных обеспечить инновационное развитие и повышение качества и конкурентоспособности транспортных услуг, создание нормативной базы, регулирующей коммерческий допуск к транспортной деятельности в области грузовых перевозок, а также содействие развитию малого и среднего предпринимательства в транспортном комплексе;
- государственное регулирование уровня удельных транспортных издержек в цене продукции, включая разработку и ввод в действие методов государственного регулирования, стимулирующих снижение совокупных удельных транспортных издержек, а также разработку и внедрение механизмов государственного мониторинга совокупных удельных транспортных издержек в цене конечной продукции;
-
внутрироссийская и
-
формирование нормативно-
2.2 Роль и функции государства в управлении транспортной системы
В
целевом состоянии
1) Единство государственного регулирования транспортной системы. Государство осуществляет регулирование путем принятия законов и нормативных правовых актов, общих для всей транспортной системы, независимо от вида транспорта, территориального расположения тех или иных объектов, экономической конъюнктуры, прибыльности или убыточности отдельных предприятий и отраслей и т.д. Регулирование осуществляется в законодательном порядке, а также единым органом государственного регулирования, входящим в систему исполнительной власти [4].
2) Разделение функций. Функции, исполняемые государством в отношении транспорта, а именно:
-
регулирование (разработка и
- контроль за исполнением правил (надзор) и инициирование санкций (наказаний);
- разрешение правовых конфликтов (суд);
-
осуществление санкций (
-
управление государственной
- хозяйственная деятельность
_
подлежат организационному
При этом только первые две функции могут осуществляться особыми органами государственной власти, связанными с транспортной отраслью (едиными органом государственного регулирования и государственными надзорными органами соответственно). Судебные и правоприменительные функции осуществляются соответствующими органами власти (правоохранительными, судебными и судебно-исполнительными). Управление государственной собственностью (в той мере, в какой она сохраняется) осуществляется соответствующими функциональными министерствами. Хозяйственная деятельность полностью осуществляется в рамках частного сектора.
3) Безопасность личности как основной принцип политики в сфере безопасности на транспорте.
Сфера технического регулирования должна быть ограничена только задачами защиты жизни и здоровья граждан, как это вытекает из базового Федерального закона "Об основах технического регулирования" [6].
Регулирование должно применяться лишь в тех случаях, когда оно:
-
не может осуществляться
-
существенно снижает
4) Исключение прямого участие государства в финансировании деятельности транспорта за счет средств бюджетной системы (бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней).
5) Информационная открытость. Все нормативные правовые акты, связанные с регулированием и надзором, подлежат обязательной публикации в открытой печати и/или в общедоступных электронных информационных системах.
В отношении транспортной деятельности хозяйствующих субъектов государство осуществляет следующие функции:
-
обеспечение прав
-
установление единых правил
-
разработка и принятие
-
обеспечение выполнения
- разрешение правовых конфликтов (суд);
-
создание и эксплуатация
- использование транспортных активов в целях обеспечения безопасности государства в случае военного конфликта или чрезвычайного положения.
2.3 Проблемы управления транспортной системы
Современная транспортная система России в значительной степени сформировалась в условиях советского планового хозяйства, когда развитие инфраструктуры в основном диктовалось перспективными планами индустриализации, потребностями военной организации и геополитическими интересами государства. Удовлетворение спроса конечных потребителей, потребностей обслуживания мирохозяйственных связей и сбалансированного экономического роста не являлись приоритетными целями государственной политики. Результатом этого являлось все большее отклонение траектории развития транспортной системы России от той, которая имела бы место в случае нормального экономического роста, свойственного современным промышленно развитым странам [14].
За годы экономических реформ промышленная система России, вошедшая в режим свободного развития, сильно изменилась. При этом транспортная система продолжала оставаться преимущественно в сфере государственного контроля.
Результатом
всех этих факторов явилось накопление
серьезных проблем, препятствующих
дальнейшему нормальному
1) Экономические диспропорции, связанные с изменением структуры спроса. Резкое изменение структуры спроса на транспортные услуги в ходе экономических реформ привело к серьезным экономическим диспропорциям, что одновременно вызвало и дефицит, и избыток транспортных мощностей, а в целом - неоправданное увеличение транспортных издержек в народном хозяйстве.
2) Отсутствие возможности корректного экономического расчета. Значительная часть объектов транспортной системы (пути, часть транспортных средств и терминалов, участки пространства для движения, объекты инфраструктуры организации движения и т.д.) экономически функционируют в режиме отсутствия свободных рыночных цен на них и на их услуги
3) Межотраслевые диспропорции долгосрочного характера. Отсутствие рыночных цен на часть объектов транспортной системы и их услуги приводит к искаженным представлениям о прибыльности разных видов бизнеса, и не только транспортного, но и любых других, пользующихся транспортными услугами, поскольку соответствующие издержки в хозяйственном планировании не учитываются или учитываются ошибочно. Это справедливо как в случае административно регулируемых тарифов, так и бесплатного предоставления услуг путей (как в случае автомобильных дорог).
4) Отсутствие экономических критериев эффективности развития транспортных систем. В отсутствие рыночных цен на услуги путей, терминалов и на пользование участками пространства для движения исчезает критерий экономической эффективности проведения новых транспортных путей. Вследствие этого, развитие транспортной сети сетей происходит нерациональным образом как в рамках одного и того же вида транспорта, так и в рамках транспортной системы в целом. С одной стороны ресурсы "размазываются" на строительство и содержание всевозрастающей сети, с другой стороны, значительные ее участки оказываются недоразвитыми с точки зрения нужд потребителей.
5) Высокая цена ошибки при планировании. В рыночной экономике задача централизованно-управляемого развития единой транспортной системы бессмысленна. Концентрация деятельности по развитию транспортной системы в едином центре многократно увеличивает риск, связанный с ошибками прогноза. В то же время, выполняющие роль проектировщика органы государственной власти не всегда способны даже оценить нанесенный ущерб, поскольку зачастую убытки экономики носят непрямой характер и выражаются в нереализованных альтернативных возможностях развития хозяйства, которые невозможно оценить в условиях отсутствия или искажения ценовых сигналов. Учитывая масштабы и долговременный характер вложений в транспортную сферу, любая ошибка проектировщика ведет к колоссальным убыткам для всего народного хозяйства.