Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 00:03, реферат
Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами
логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов,
выбор вида упаковки и др.
Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит
информация о характерных особенностях различных видов транспорта.
Рассмотрим основные преимущества и недостатки автомобильного,
железнодорожного, водного и воздушного транспорта, существенные с точки
зрения логистики.
Выбор
вида транспортного
средства
Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами
логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов,
выбор вида упаковки и др.
Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит
информация о характерных особенностях различных видов транспорта.
Рассмотрим основные преимущества и недостатки автомобильного,
железнодорожного, водного и воздушного транспорта, существенные с точки
зрения логистики.
-Автомобильный транспорт. Традиционно используется для перевозок на
короткие расстояния'. Одно из основных преимуществ — высокая маневренность. С
помощью автомобильного транспорта груз может доставляться "от дверей до дверей"
с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность
поставки, а также возможность поставки малыми партиями. Здесь, по сравнению с
другими видами, предъявляются менее жесткие требования к упаковке товара.
Основным недостатком автомобильного транспорта является сравнительно высокая
себестоимость перевозок, плата за которые обычно взимается по максимальной
грузоподъемности автомобиля. К другим недостаткам этого вида транспорта
относят также срочность разгрузки, возможность хищения груза и угона
автотранспорта, сравнительно малую грузоподъемность. Автомобильный транспорт
экологически неблагоприятен, что также сдерживает его применение.
Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта хорошо приспособлен для
перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях. Железнодорожный
транспорт обеспечивает возможность сравнительно быстрой доставки груза на
большие расстояния. Перевозки регулярны.
Здесь можно эффективно организовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ.
Существенным преимуществом железнодорожного транспорта является сравнительно
невысокая
себестоимость перевозки
К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести ограниченное
количество перевозчиков, а также низкую возможность доставки к пунктам
потребления, т. е. при отсутствии подъездных путей железнодорожный транспорт
должен дополняться автомобильным.
Морской транспорт. Является самым крупным перевозчиком в международных
перевозках. Его основные преимущества — низкие грузовые тарифы и высокая
провозная способность.
К недостаткам морского транспорта относят его низкую скорость, жесткие
требования к упаковке и креплению грузов, малую частоту отправок. Морской
транспорт существенно зависит от погодных и навигационных условий и требует
создания сложной портовой инфраструктуры.
Внутренний водный транспорт. Здесь низкие грузовые тарифы. При
перевозках грузов весом более 100 т на расстояние более 250 км этот вид
транспорта — самый дешевый.
К недостаткам
внутреннего водного
относят также низкую доступность в географическом плане. Это обусловлено
ограничениями, которые накладывает конфигурация водных путей,
неравномерность глубин и меняющиеся навигационные условия.
Воздушный транспорт. Основные преимущества — наивысшая скорость,
возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов.
К недостаткам относят высокие грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий,
которая снижает надежность соблюдения графика поставки.
Трубопроводный транспорт. Обеспечивает низкую себестоимость при высокой
пропускной способности. Степень сохранности грузов на этом виде транспорта
высока.
Недостатком трубопроводного транспорта является узкая номенклатура
подлежащих транспортировке грузов (жидкости, газы, эмульсии).
Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта. В табл.
1 дается
оценка различных видов
этих
факторов. Единице соответствует
наилучшее значение.
Оценка различных видов транспорта в разрезе основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта | ||||||
Вид транспорта | Факторы | влияющие на выбор вида транспорта | ||||
время доставки | частота отправлении | надежность соблюдения графика доставки груза | способность перевозить разные грузы | способность доставить груз в любую точку территории | Стоимость.
перевозки | |
Железнодорожный | 3 | 4 | 3 | 2 | 2 | 3 |
Водный | 4 | 5 | 4 | 1 | 4 | 1 |
Автомобильный | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 4 |
Трубопроводный | 5 | 1 | 1 | 5 | 5 | 2 |
Воздушный | 1 | 3 | 5 | 4 | 3 | 5 |
Табл 1
Экспертная оценка значимости различных факторов показывает, что при выборе
транспорта, в первую очередь, принимают во внимание следующие:
• надежность соблюдения графика доставки;
• время доставки:
• стоимость перевозки.
Следует отметить, что данные табл. 1 могут служить лишь для приблизительной
оценки степени соответствия того или иного вида транспорта условиям
конкретной перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть
подтверждена технико-экономическими расчетами, основанными
на анализе всех расходов, связанных с транспортировкой различными видами
транспорта.
Например, стоимость доставки 5 т дорогостоящего груза (ценность - 50 000
долл.) автомобилем составляла 1000 долл., самолетом - 3000 долл. Выбор пал на
автомобиль. Однако проведенный впоследствии анализ полной стоимости
показал, что плюс к провозному тарифу при автомобильной перевозке пришлось
заплатить:
• экспедитору: 5% от стоимости груза за экспедирование и охрану, т. е.
2000 долл. (при перевозке самолетом эти затраты исключались);
• банкиру: 1,5% от стоимости груза в качестве процентов за кредит, так
как перевозка автомобилем осуществлялась 15 дней, в течение которых 50 000
долл. были отвлечены в запас, что составило еще 750 долл. (здесь 36 — годовая
банковская процентная ставка за кредит);
• суммарные затраты при доставке составили 3750 долл. Выбор автомобиля,
сделанный только лишь на сопоставлении тарифов, оказался неверен — самолет
был выгоднее.
Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с
помощью транспортных тарифов. Тарифы включают в себя:
• платы, взыскиваемые за перевозку грузов;
• сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;
• правила исчисления плат и сборов.
Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на
продукцию транспорта. Их построение должно обеспечивать:
• транспортному предприятию — возмещение эксплуатационных расходов и
возможность получения прибыли;
• покупателю транспортных услуг — возможность покрытия транспортных расходов.
Как показано в предыдущем параграфе, одним из существенных факторов,
влияющих на выбор перевозчика, является стоимость перевозки. Борьба за
клиентов, неизбежная в условиях конкуренции, также может вносить коррективы в
транспортные тарифы. Например, железные дороги Украины испытывают сегодня
серьезную конкуренцию автомобильного транспорта в области пере возок небольших
партий грузов так называемых мелких малотоннажных отправок. Это оказывает
сдерживающее влияние на рост соответствующих железнодорожных та рифов.
Умелым регулированием уровня тарифных ставок раз личных сборов можно
стимулировать также спрос на дополнительные услуги, связанные с перевозкой
грузов. На пример, относительное снижение в феврале 1994 г. уровня ставок сбора
за охрану и сопровождение грузов подразделениями военизированной охраны
Министерства путей со общения позволило увеличить спрос на эту услугу и
повысить
сохранность перевозимых
Системы тарифов на различных видах транспорта имеют свои особенности.
Остановимся на их краткой характеристике. На железнодорожном транспорте
для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные,
льготные и местные тарифы.
Общие тарифы — это основной вид тарифов. С ее помощью определяется стоимость
перевозки основной массы грузов.
Исключительными тарифами называются та рифы, которые устанавливаются с
отклонением от общи тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Эти та
рифы могут быть повышенными или пониженными. Они распространяются, как
правило, лишь на конкретные грузы
Исключительные тарифы позволяют влиять на размещение промышленности, так как
с их помощью можно регулировать стоимость перевозки отдельных видов сырья,