Административная ответственность в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:28, курсовая работа

Описание

В России туристская сфера в последние годы развивается довольно активно, однако в сравнении со многими другими странами еще значительно отстает. Дальнейшее развитие этой сферы существенно тормозится из-за многих нерешенных проблем административно-правового характера.

Содержание

1. Административная ответственность 1
2. Правоприменительная практика управления Роспотребнадзора субъектов РФ 11
Список литературы 15

Работа состоит из  1 файл

Administrativnaya_otvetstvennost_v_sfere_turizm.docx

— 42.66 Кб (Скачать документ)

Содержание

1.  Административная  ответственность 1

2. Правоприменительная  практика управления Роспотребнадзора  субъектов РФ 11

Список литературы 15

1.  Административная ответственность

В России туристская сфера  в последние годы развивается  довольно активно, однако в сравнении  со многими другими странами еще  значительно отстает. Дальнейшее развитие этой сферы существенно тормозится из-за многих нерешенных проблем административно-правового  характера.

Прежде чем говорить об административной ответственности за нарушения в сфере туризма, необходимо обозначить субъекты административно-правовых отношений в туристской деятельности.

Итак, одним из субъектов  является орган государственной  власти (законодательной или исполнительной). На федеральном уровне в числе  таких субъектов следует назвать  Правительство России, Минспорттуризм России, на уровне субъектов Российской Федерации администрации субъектов  и их уполномоченные подразделения. Следующим субъектом административно-правовых отношений в сфере туристской деятельности являются сами туристы. Еще  одними непременными субъектами административно-правовых отношений в сфере туристской деятельности являются туроператоры и  турагенты, на которые указывает  ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

В отличие от туроператоров  турагенты продают уже готовый  туристский продукт, но не формируют  его. Также стоит отметить тот  факт, что до 2007 г. организации, осуществляющие турагентскую и (или) туроператорскую деятельность, должны были получать на нее лицензию. Такое требование содержала статья 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Благодаря поправкам, которые были внесены Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ, организациям, которые формируют и (или) продают туры, с 2007 года лицензия больше не требуется.

Постановлением Правительства  РФ от 18 июля 2007 г. N 452 "Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристского продукта" введены понятия "потребитель" и "исполнитель".

Под потребителем по новым  Правилам принято понимать заказчика  туристского продукта, который имеет  намерение заказать или уже заказал (пользуется) этим продуктом исключительно  для личных, семейных и других нужд, которые не связаны с ведением предпринимательской деятельности.

Исполнителем считается  туроператор, который заключает  с потребителем договор о реализации туристского продукта. Договор может  быть заключен не только туроператором, но и от его имени. К исполнителям относят также и турагента, который  действует на основании договора с туроператором. При этом турагент заключает с потребителем от своего имени, но по поручению и за счет туроператора договор о реализации туристского продукта.

Так как данная статья посвящена  административной ответственности  в сфере туризма, то необходимо пояснить особенности правоприменительной  практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере  туристического обслуживания.

Административная ответственность - применяется за совершение противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юр. лица, за которое в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КОАП) или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Мерами ответственности  за административные правонарушения определены следующие административные наказания (ст. 3.2 КОАП): предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация.

В сфере туризма очень  широк перечень возможных административных правонарушений и, соответственно, наказаний: нарушение законодательства в области  обеспечения санитарно-эпидемиологического  благосостояния населения (ст. 6.3); нарушение  санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6); нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории  и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны (ст. 7.13); нарушение правил пожарной безопасности в лесах (8.32); нарушение правил пользования  объектами животного мира (ст. 8.37); нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах (ст. 11.10); нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте (ст. 11.17); нарушение водителем транспортного средства, осуществляющим международную автомобильную перевозку, режима труда и отдыха (ст. 11.23); управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (ст. 12.8) и других Правил дорожного движения; осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1); нарушение законодательства о рекламе (ст. 14.3); продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин (ст. 14.5); нарушения налогового, таможенного и иного законодательства, и т.д., и т.п. Дела об административных правонарушениях рассматриваются (ст. 22.1 КоАП):

  • судьями (мировыми судьями), судьями арбитражных судов;
  • комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами (органами МВД, Роспотребнадзора, пожнадзора, Россвязьохранкультуры, Минприроды и т.д.);
  • уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • административными комиссиями, иными коллегиальными органами, созданными в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям ст. 10 Закона об основах туристской деятельности договор о реализации туристского  продукта (далее - договор) заключается  в письменной форме. Положениями  ст. 10 Закона "Об основах туристской деятельности" определены существенные условия договора, наличие которых  обязательно в силу требований, установленных  п. 1 ст. 422 и п. 1 ст. 432 ГК РФ. При этом заключаемый туроператором (турагентом) договор должен среди прочего  соответствовать законодательству о защите прав потребителей.

Отсутствие письменного  договора или хотя бы одного из существенных (обязательных) условий договора, в  том числе реестрового номера туроператора, должно рассматриваться  как нарушение права потребителя  на информацию, что может определять состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.

Отсутствие общей цены туристского продукта в договоре не является изначально нарушением права  потребителя на информацию. Однако отсутствие общей цены туристского  продукта в рублях в договоре при  отсутствии туристской путевки (что  само по себе определяет объективную  сторону соответствующего административного  правонарушения) может быть квалифицировано  как административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.

Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом  или иными нормативными правовыми  актами права потребителей, определяет административное правонарушение, предусмотренное  ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.

Положениями ст. 10 Закона, указанного выше, определен состав потребительских  свойств туристского продукта, среди  которых информация о программе  пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах  размещения, об условиях проживания (месте  нахождения средства размещения, его  категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии  экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также  о дополнительных услугах. При этом в определенных случаях и с  учетом последствий заблуждения  потребителя непредставление данной информации или представление недостоверной  информации об указанных потребительских  свойствах туристского продукта (целиком или в части) может  составлять объективную сторону  административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.7 КоАП РФ.

Субъектами административной ответственности, установленной ст. 14.7 и ч. 1 и ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, могут  быть туроператоры и турагенты с  учетом конкретных обстоятельств.

Согласно положениям ст. ст. 1 и 10 Закона "Об основах туристской деятельности" туристская путевка  является неотъемлемой частью договора, подтверждающей факт оплаты туристского  продукта. Таким образом, реализация гражданам туристского продукта без оформления туристской путевки  влечет привлечение виновного субъекта к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ. К указанной административной ответственности  могут привлекаться только туроператоры, которые в силу положений ст. 9 Закона об основах туристской деятельности обязаны обеспечить надлежащее исполнение всех составляющих комплексной услуги по туристическому обслуживанию, в  том числе реализацию туристского  продукта. Турагенты, по мнению Роспотребнадзора, в данном случае не могут быть субъектами ответственности по указанной статье, так как реализация туристского  продукта не является для них самостоятельной  услугой, оказываемой ими потребителям.

Для защиты своих прав в  случае отказа туроператора в возврате внесенных в счет договора денежных средств потребитель имеет право  потребовать представления ему  информации о реальных расходах исполнителя, понесенных им в интересах конкретного  лица - стороны расторгнутого (измененного) договора. Непредставление такой  информации, равно как представление  недостоверной и (или) необоснованной информации означает нарушение соответствующих  прав потребителя и возможность  наступления имущественной ответственности  туроператора.

Включение в договор положений  об удержании с потребителя в  пользу туроператора при расторжении  договора части денежной суммы, внесенной  в счет договора, в виде фиксированных  сумм, в том числе в процентом  отношении к цене услуги, не основано на нормах права и определяет объективную  сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.

С учетом положений указанного Закона и в соответствии с положениями  абз. 4 п. 17 Правил туроператор обязан своевременно информировать потребителя  об обстоятельствах, зависящих от потребителя, которые могут снизить качество туристского продукта или повлечь  за собой невозможность оказания услуг, входящих в туристский продукт, в сроки, указанные в договоре о реализации туристского продукта. Нарушение этого правила может  повлечь административную ответственность  виновного лица, установленную ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.

Еще одним новшеством в  редакции Закона "Об основах туристской деятельности", действующей с 1 июня 2007 года, является дополнительная финансовая ответственность туроператоров  в форме финансового обеспечения  и внесение их в Единый федеральный  реестр туроператоров.

Согласно положениям ст. 4.1 Закона "Об основах туристской деятельности" туроператорская деятельность на территории Российской Федерации  допускается исключительно при  наличии финансового обеспечения  в виде договора страхования гражданской  ответственности за неисполнение или  ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского  продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта. Указанной  статьей установлен закрытый список исключений для организаций, организующих внутренний и социальный туризм.

Данное требование распространяется также на деятельность юридических  лиц, реализующих туристских продукт, сформированный за пределами Российской Федерации.

Данные о финансовом обеспечении  включают его размер, номер, дату и  срок действия договора страхования  ответственности туроператора или  банковской гарантии.

Турагент, действующий от своего имени, в обязательном порядке  дополнительно включает в договор  соответствующие сведения о себе.

Отсутствие указанных  сведений в договоре или внесение в договор недостоверных сведений рассматривается как нарушение  права потребителя на информацию и определяет состав административного  правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.

Также важным моментом является безопасность услуги в туристской сфере. Новая редакция ст. 14 Закона об основах  туристской деятельности (начало действия - 01.06.2007) установила критерии безопасности туристского продукта как потребительской  услуги, которые позволяют повысить эффективность защиты прав потребителей гражданско-правовыми методами.

В этой связи с учетом участившихся несчастных случаев с  туристами, осуществляющими путешествия, связанные с экстремальными видами спорта и туризма, в том числе  и с летальными исходами, необходимо учитывать то, что в соответствии с положениями п. 1 ст. 10 Закона о  защите прав потребителей и п. 7 Правил исполнитель обязан своевременно представлять потребителю необходимую и достоверную  информацию о туристском продукте, обеспечивающую возможность его  правильного выбора, в том числе  и о возможных рисках и их последствиях для жизни и здоровья потребителя. Например, в обязательном порядке  потребитель, совершающий тур, связанный  с экстремальными видами спорта и  туризма, как в России, так и  за ее пределами, если они являются целью путешествия, должен пройти соответствующий  инструктаж и обладать полной информацией  о том, с какими трудностями и  опасностями ему предстоит столкнуться.

Информация о работе Административная ответственность в туризме