Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:09, курсовая работа
Цель курсовой работы выяснить реальную ситуацию на рынке туризма в России и сделать анализ роли законодательства в зарубежных странах.
В ходе подготовки курсовой работы, были представлены следующие задачи:
1) Раскрыть роль туризма в экономике стран.
2) Изучить место туризма в экономике России.
3) Определить состояние и перспективы развития туризма в Сибири.
Введение 3
1. Туризм и его роль в мировой экономике 4
1.1 Туризм: понятие и классификация 4
1.2 Ценность туризма в мировой экономике 8
2. Государственное регулирование туризма 12
2.1 Законодательство о туризме в России 12
2.2 Туристическое законодательство зарубежных стран 15
3. Анализ российского опыта развития туризма 22
3.1 Перспективы и проблемы развития активного туризма в Сибири 22
3.2Анализ статистики въездного и выездного туризма в России 24
Заключение 27
Список использованных источников 29
Оглавление
Введение 3
1. Туризм и его роль в мировой экономике 4
1.1 Туризм: понятие и классификация 4
1.2 Ценность туризма в мировой экономике 8
2. Государственное регулирование туризма 12
2.1 Законодательство о туризме в России 12
2.2 Туристическое законодательство зарубежных стран 15
3. Анализ российского опыта развития туризма 22
3.1 Перспективы и проблемы развития активного туризма в Сибири 22
3.2Анализ статистики въездного и выездного туризма в России 24
Заключение 27
Список
использованных источников 29
Введение
Туризм – это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов.
Актуальность выбранной темы связана с тем, что значение туризма в мире постоянно возрастает. В экономике отдельной страны туризм выполняет ряд важных функций, а в отдельных странах является основным источником их существования.
Подобное развитие международных туристических связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействующих улучшению работы этой сферы международной торговли.
Структура курсовой работы. Данная курсовая состоит из трех глав, в каждой главе которых есть две подглавы. Первая глава называется «Туризм и его роль в мировой экономике» там приведено классификация туризма, понятие, и ценность его в мировой экономике. Вторая глава называется «Государственное регулирование туризма», здесь описываются основное туристическое законодательство зарубежных стран и РФ. Третья глава «Анализ российского опыта развития туризма» тут приведен статистический анализ въездного и выездного туризма по России, а так же проблемы и перспективы развития туризма в Сибири.
Цель курсовой работы выяснить реальную ситуацию на рынке туризма в России и сделать анализ роли законодательства в зарубежных странах.
В ходе подготовки курсовой работы, были представлены следующие задачи:
1) Раскрыть роль туризма в экономике стран.
2) Изучить место туризма в экономике России.
3)
Определить состояние и перспективы развития
туризма в Сибири.
1. Туризм и его роль в мировой экономике
1.1 Туризм: понятие и классификация
Понятие «туризм» имеет несколько расплывчатый характер. Во-первых, туризмом считается временное перемещение людей из мест, где они обычно проживают и работают, в другие места. Под "временным перемещением" условно понимается период до одного года. Во-вторых, согласно международной статистике к иностранным туристам относятся лица, посещающие другую страну (как минимум с одним ночлегом) с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране.
В положении о лицензировании
международной туристической
Туризм уже давно рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма приходилось 8 % общего объема мирового экспорта и 30-35 % мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12 % мирового валового национального продукта.
Развитие
туризма играет важную роль в решении
социальных проблем. Во многих странах
мира именно за счет туризма создаются
новые рабочие места, поддерживается
высокий уровень жизни
Классификационный
признак, который используется для
выделения видов туризма, может
быть разным. Мы выделим лишь основные.
По числу участников: - индивидуальный; - семейный; - групповой. |
По географическому признаку:
- Туризм внутренний – путешествие с туристскими целями граждан страны, постоянно проживающих в пределах границ своего государства, без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. Следует разрушить миф о том, что большинство туристских поездок приходится на международный туризм. На самом деле, по некоторым оценкам, именно на долю внутреннего туризма приходится 80–90% всех поездок в мире. - Международный туризм – поездки с туристическими целями за пределы страны постоянного жительства без занятия, оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. В среднем около 65% всех международных туристских поездок приходится на Европу, около 20% – на Америку и около 15% – на остальные регионы. Развитие международного туризма (въездного) обусловлено стремлением увеличить приток иностранной валюты и создать новые рабочие места. Многие страны посредством этого пытаются решить проблемы платежного баланса. Приезд иностранных туристов получил название активного туризма – туристский экспорт, соответственно выезд отечественных граждан за рубеж – пассивный туризм или туристский импорт (рис. 1).
Рис.
1. Потоки в туристском экспорте и
импорте По
направлению туристского - Туризм въездной - Туризм выездной Из рассмотренных выше видов туризма для России, в целом, и Приморского края, в частности, приоритетными являются внутренний и въездной туризм. По цели поездки: - рекреационный; - оздоровительный; - спортивный; - шоп-туризм; - ностальгический; - молодежный. -
Профессионально-деловой В бизнес-туризм можно включить поездки на семинары, конгрессы, симпозиумы, посещение выставок, повышение квалификации, а также инсентив-туризм (Incentive tourism) – поощрение работников предприятия поездками с целью отдыха или повышения квалификации. Стремление многих стран развивать бизнес-туризм связано с тем, что во время таких поездок туристам предоставляются как чисто туристские услуги (транспорт, размещение, питание, экскурсионное обслуживание), так и специальные, приносящие дополнительный доход: изучение информации, сбор данных о деловых партнерах, переводы, экономические материалы, организация деловых встреч и другие. Развитие профессионально-делового туризма – это одно из приоритетных направлений в туризме, но требует больших затрат на создание инфраструктуры, отвечающей всем современным требованиям. - Приключенческий туризм (экзотический или экстремальный) по праву называют элитарным видом, поскольку он предполагает большие туристские расходы. Данный вид туризма включает: · походные экспедиции; · сафари-туры (охота, рыбалка, ловля бабочек и т.д.); · морские путешествия и другие разнообразные поездки. -
Религиозный (паломнический) 1) паломничество – посещение святых мест для поклонения религиям; 2) познавательные поездки – знакомство с религиозными памятниками, историей религии, культурой религии; 3) научные поездки – поездки историков и других специалистов, занимающихся вопросами религии и другими. - Экотуризм – один из перспективных видов туризма на планете. Ежегодно 500 млн. туристов путешествуют по миру ради удовольствия, и чудеса дикой природы – излюбленная цель их маршрутов. Популярность подобных путешествий может обернуться злом или благом для этих мест. Экотуризм охватывает широкий спектр путешествий – от небольших познавательных туров для школьников до регулярных туристских программ в национальных парках и заповедниках. Экотуризм
означает сочетание путешествия
с экологически чутким отношением к
природе и позволяет объединить
радость знакомства и изучение образцов
флоры и фауны с возможностью
способствовать их защите. Экотуризм
призван создавать Ежегодно на нужды экотуризма производится товаров и услуг на сумму 55 млрд. долл. США, что составляет 25% международной торговли в сфере услуг и 12% валового мирового продукта. В Кении, к примеру, использование национальных парков приносит ежегодный доход в 450 млн. долл. США. Каждый лев приносит в казну 27000 долл. США в год, а стадо слонов примерно 610000. Коста-Рика объявила 30% своей территории природоохранной зоной. Экотуризм на Галапагосских островах ежегодно дает Эквадору более 100 млн. долл. США. По источнику финансирования: - Коммерческий. - Социальный туризм – это поездки, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды. Целью социального туризма является не извлечение прибыли, а поддержка людей с низким уровнем дохода для реализации их права на отдых. Это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании их права на отдых. В СССР 80% внутреннего туризма и 50% международного являлось социальным туризмом. Эффективность программ социальной помощи в современной России, поступающие беднейшим слоям населения, составляет всего 19%, в то время как аналогичный показатель в большинстве развитых стран колеблется в пределах 30–50%. К категории потребителей социального туризма относятся: малоимущие, инвалиды, пенсионеры, дети из многодетных семей, учащаяся молодежь. Развитие
социального туризма – это
сложная задача, поскольку, с одной
стороны, каждый гражданин имеет
установленное конституцией право
на отдых, с другой стороны – социальный
туризм не способствует итак уже разрушенной
материально-технической базе туризма
в России. Кроме того, как сказано
в Манильской декларации, государство
не может потратить на туризм больше
средств, чем оно может от его
развития получить. На самом деле неспособность
обеспечения вышеуказанных По организационной форме: -
Организованный туризм – это
индивидуальные поездки или -
Неорганизованный или |
1.2 Ценность туризма в мировой экономике
В процессе глобальной смены общественной парадигмы одна из ведущих ролей принадлежит туризму, в силу нескольких основных причин:
1. Значительного роста масштабов туризма в современном мире. В настоящее время туризм является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Он составляет значительную часть мирового ВНП, привлекает значительную долю мировых инвестиций, создаёт большое количество новых рабочих мест, является важной статьей налоговых поступлений во многих странах.
2.
Прямого экономического
3.
Специфики социальной функции
туризма. На современном этапе
своего развития туризм
-
предоставление прежде всего
нематериальных благ
- формирование общеобразовательного, культурного, социального уровня населения; расширение межнациональных, межгосударственных, межэтнических, межличностных отношений;
-обеспечение отдыха, восстановления жизненных сил, здоровья потребителей;
-
согласование интересов
4.
Исключительной устойчивости
Экологичность или неэкологичность туризма определяется степенью и характером воздействия индустрии туризма на окружающую среду, то есть на атмосферу, водные ресурсы, почву, флору и фауну. Воздействие помимо чисто вещественного характера может быть также шумовым, электромагнитным, радиоактивным. Понятие экологичности также включает в себя конкретные меры по защите и восстановлению окружающей среды. Так как именно туристско-рекреационные ресурсы являются основным фактором успешного развития туризма, в целом отрицательное воздействие предприятий данной сферы значительно ниже, чем многих предприятий других отраслей. Из данной формулировки следует, что под экологичностью туризма следует понимать весь спектр взаимодействия данной индустрии и окружающей среды, в расширенном понимании.
Прогнозирование ускоренного развития экологического туризма в мире связано с ухудшением экологической ситуации, которая характеризуется разрушением экосистем и резким уменьшением биоразнообразия, деградацией почв, изменением климата, истощением природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, исчезновением или уменьшением особо охраняемых природных территорий и т.д. Деградация окружающей среды происходит все возрастающими темпами, что, в результате, негативно влияет на качество жизни населения планеты. Экологический туризм может стать серьезной альтернативой тому пути развития страны или региона, который ориентирован на усиление эксплуатации природных ресурсов.
Первые
попытки выделения
За прошедшее время было предложено много определений данного вида туризма.
Международное экотуристское общество рассматривает экологический туризм, как «целенаправленные путешествия в природные территории с целью более глубокого понимания местной культуры и природной среды, которые не нарушают целостность экосистем, при этом делают охрану природных ресурсов выгодной для местных жителей».
В
свою очередь, Международный союз охраны
природы под экологическим
Одно
из самых современных и
Информация о работе Анализ российского опыта развития туризма