Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 08:43, курсовая работа
Туризм сегодня - это одна из наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. На эту сферу приходится около 6% мирового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-ое рабочее место и 11% мировых потребительских расходов. Для некоторых стран туристическая деятельность является важным, а иногда и единственным источником дохода. Кроме того, туризм предоставляет возможность для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями страны и ее народа. Поэтому все вопросы, связанные с туристической деятельностью актуальны.
Введение 3
Глава 1 «Теоретические основы сезонности в туризме»
Сущность и классификация понятия сезонность 4
Роль сезонности в реализации туристского продукта 6
Глава 2 «Практическое исследование сезонности в туризме на примере санатория «Барнаульский»» 11
2.1Общие сведения об анализируемом объекте 14
2.2 Показатели развития, тенденции и проблемы, связанные с сезонностью, на примере санатория «Барнаульский» 17
2.3 Анализ сезонности на основе данных санатория «Барнаульский» 21
2.4 Разработка мер по решению данной проблемы 23
Заключение 25
Список литературы 27
Формирующийся платежеспособный спрос
на санаторно-курортные услуги способен
вызвать перестройку
При формировании нового механизма управления деятельностью предприятий данной отрасли, необходимо учитывать, что цены на их услуги, в силу сложившейся в стране рыночной ситуации, растут быстрее, чем доходы их потенциальных потребителей, в том числе льготных категорий граждан.
Немаловажно и то, что у миллионов потенциальных рекреантов снизился жизненный уровень, в результате проведения пенсионной, жилищно-коммунальной и других реформ, сократилось свободное время, необходимое для оздоровительного отдыха, восстановления здоровья и трудового потенциала. Предложение отечественных санаторно-курортных лечебно-оздоровительных услуг, в силу их высокой цены, превышает потребности рынка и удовлетворяет в основном спрос наиболее обеспеченных слоев населения. По этой причине часть населения России предпочитает выезжать на курорты бывших республик СССР, в частности на Украину.
Экономические преобразования в сфере туристско-рекреационных услуг, как неотъемлемой составляющей всей сферы услуг, стали частью общего процесса трансформации экономического потенциала страны при переходе от административно-командной системы хозяйствования к рыночной экономике. Влияние туризма на развитие региональной экономики обусловлено спецификой качественно нового механизма функционирования современной индустрии туризма, ее комплексным влиянием на экономику других отраслей, а также мировыми тенденциями усиления роли сферы услуг в экономическом развитии. В результате быстрого расширения индустрии туризма традиционные и новые места, посещаемые туристами, сталкиваются со все более серьезными проблемами в области экологии, культуры и социально-экономического развития. В настоящее время признается, что неконтролируемый рост туризма, преследующий цель быстрого получения прибыли, зачастую имеет негативные последствия, поскольку он наносит ущерб окружающей среде, местному сообществу и разрушает саму основу, на которой основывается функционирование и успешное развитие туризма.
Развитие предприятий, функционирующих в сфере оказания лечебно- оздоровительных, санаторно-курортных, туристско-оздоровительных услуг, зависит от состояния индустрии здравоохранения, санаторно-курортного комплекса и отдыха, уровня конкуренции в этом секторе сферы, социальной заинтересованности государственных институтов в сохранении и укреплении здоровья граждан своей страны. Таким образом, социально-экономическое реформирование страны непосредственно связано с совершенствованием системы методов управления предприятиями и комплексами, действующими на рынке лечебно-оздоровительных, санаторно-курортных услуг. В связи с этим представляется своевременным и актуальным теоретическое и практическое исследование наиболее значимых аспектов управления санаторно-курортными предприятиями, выявление резервов повышения эффективности их работы на основе современных методов экономического анализа, что будет способствовать скорейшему достижению необходимой для социально-рыночного государства экономической выгоды, посредством удовлетворения социально значимых потребностей населения в санаторно-курортных услугах.
Федеральная поддержка рекреационного комплекса должна носить системный характер и включать меры, реализуемые на общефедеральном, общерегиональном и субрегиональном (локальном) уровнях.
На общефедеральном уровне необходимо, в частности, обеспечить переход от преимущественно финансовой поддержки рекреационных территорий к обеспечению экономических и правовых условий для развития рекреации. Целесообразны усилия по дополнительному стимулированию платёжеспособного спроса на рекреационный продукт России (регулирование транспортно-тарифной политики перевозчиков, развитие транспортной инфраструктуры, частичное государственное датирование санаторно-курортных путёвок в «межсезонье»), меры по упорядочению отношений собственности в санаторно-курортном комплексе, коррекцию бюджетно-налоговых механизмов для дополнительного инвестирования в реконструкцию материально-технической базы и др.
На общерегиональном уровне приоритетной государственной поддержки требует:
Вышеназванные мероприятия должны рассматриваться в качестве первоочередных и получить приоритетную государственную поддержку.
На локальном уровне (для отдельных курортов) основные усилия должны быть направлены на стимулирование создания новых (на перспективных - для развития рекреации территориях) туристских объектов размещения (преимущественно за счёт малых гостиниц и пансионатов) и модернизацию традиционных курортных комплексов. Для этого необходимо сочетание общих усилий по улучшению инвестиционного климата на рекреационных территориях с адресным государственным воздействием на узловые (для каждого курортного субрегиона) проблемные ситуации и потенциальные «точки роста». Значимым инструментом подобного воздействия в интересах эффективной реструктуризации рекреационного комплекса призвано стать и участие Российской Федерации (на бюджетной и внебюджетной основе) в финансировании приоритетных инвестиционных проектов (преимущественно инфраструктурной направленности).
Год |
Сумма выручки в месяц (тыс. руб.) |
Итог | |||||||||||
Янв |
Февр |
Март |
Апр |
Май |
Июнь |
Июль |
Авг |
Сент |
Окт |
Нояб |
Дек | ||
2007 |
140 |
86 |
32,1 |
20 |
38,2 |
115 |
89,1 |
305,5 |
157,1 |
45,2 |
16,2 |
32,1 |
3083,5 |
2008 |
136 |
45 |
55,3 |
24,1 |
47,3 |
78 |
201,1 |
200,1 |
245,1 |
40,1 |
15 |
45,8 |
3140,9 |
2009 |
98 |
78 |
45,1 |
27,5 |
29,1 |
101 |
158,3 |
367,3 |
289,3 |
25,1 |
18,3 |
40,3 |
3286,3 |
Итог |
374 |
209 |
133,5 |
71,6 |
114,6 |
294 |
448,5 |
872,9 |
691,5 |
110,4 |
49,5 |
118,2 |
3460,7 |
Ср. уровень |
125 |
69,7 |
44,5 |
23,9 |
38,2 |
98 |
149,5 |
291 |
230,5 |
36,8 |
16,5 |
39,4 |
1162,7 |
Кс |
389 |
217,5 |
138,9 |
74,5 |
119,3 |
305,9 |
466,7 |
908,3 |
719,6 |
114,9 |
51,5 |
123 |
3518,6 |
Эти данные получены непосредственно от бухгалтерии санатория. По данным таблицы можно сделать вывод, что коэффициент сезонности показывает, что наименьшее отклонение от среднего уровня объёма реализованных услуг наблюдается в апреле (74,5%) и ноябре (51,5%), а наибольшая в августе (908,3%).
Это связано со следующими факторами:
Также мной был составлен график, отражающий коэффициент сезонности:
По графику четко видно, что сезон «пик» - с июля по август, высокий сезон – с апреля по июль и в ноябре-декабре, низкий сезон – с января по апрель, а «мертвый» - в апреле и ноябре.
Для сглаживания факторов сезонности в санатории «Барнаульский», мною был разработан план мероприятий. Он включает в себя 6 пунктов, которые будут реализовываться, и использоваться по мере доходности и заинтересованности предприятия.
Все это позволяет загружать материальную базу вне сезона, активизировать деятельность агентско-операторских компаний и сглаживать экономические проблемы рентабельности в разные сезоны года.
Заключение
Сезонные колебания - периодические
колебания, которые имеют определенный
и постоянный период, равный годовому
промежутку. Изучение сезонности позволяет
влиять на неравномерность спроса в туризме.
В настоящее время на туристском рынке
экономически развитых стран прослеживается
тенденция к снижению сезонной неравномерности
в услугах туризма за счет опережающего
развития предложения относительно спроса. Очевидно,
что поток туристов в течение календарного
года не может быть равномерным, он подвержен
сезонным колебаниям. Для уменьшения степени
неопределенности и риска туристическое
предприятие должно располагать надежной,
объемной и своевременной информацией,
которая обеспечивается проведением маркетинговых
исследований. Грамотное, профессиональное
проведение маркетинговых исследований
позволяет туристическому предприятию
объективно оценить свои рыночные возможности
и выбрать те направления деятельности,
где достижение поставленных целей становится
возможным с минимальной степенью риска
и с большей определенностью.
Список литературы:
1. Аспарин А.С., Мымрикова Л.С., Рябушкин Б.Т. Платные услуги населению в сфере туризма в системе макроэкономических показателей // Вопросы статистики. - 2008. - №4.
Информация о работе Анализ сезонности в туризме (на примере санатория "Барнаульский")