Архитектурный облик Парфенона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 19:45, курсовая работа

Описание

Греция – государство, которое с древних времен славось своими замечательными математиками, такими как Аристотель, скульпторами, такими как Фидий, писателями, такими как Гомер. Но также же Греция славится своими мифами о великих героях и всесильных богах. И что бы еще более возвысить своих богов, греки создавали в их честь величайшие храмы и комплексы.

Содержание

Введение………………………………………………… 2-3
Глава 1: Архитектурный комплекс Акрополя………... 4-12
Глава 2: Парфенон и его значение на Акрополе……... 13-18
Глава 3: Строительство Парфенона…………………… 19-26
Глава 4: Архитектурный облик Парфенона…………... 27-30
Глава 5: Скульптура Парфенона………………………. 31-33
Заключение……………………………………………… 34

Список используемой литературы……………………... 35-36

Работа состоит из  1 файл

готовый курсовик.doc

— 1.06 Мб (Скачать документ)
 

    Содержание: 
 

  1. Введение………………………………………………… 2-3
  2. Глава 1: Архитектурный комплекс Акрополя………... 4-12
  3. Глава 2: Парфенон и его значение на Акрополе……... 13-18
  4. Глава 3: Строительство Парфенона…………………… 19-26
  5. Глава 4: Архитектурный облик Парфенона…………...  27-30
  6. Глава 5: Скульптура Парфенона……………………….  31-33
  7. Заключение……………………………………………… 34
  8. Приложение
  9. Список используемой литературы……………………... 35-36
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение 
 

    Греция  – государство, которое с древних  времен славось своими замечательными математиками, такими как Аристотель, скульпторами, такими как Фидий, писателями, такими как Гомер. Но также же Греция славится своими мифами о великих героях и всесильных богах. И что бы еще более возвысить своих богов, греки создавали в их честь величайшие храмы и комплексы. Одиним из этих комплексов является афинский Акрополь, который мы можем видеть и по сей день. Акрополь в Афинах, укрепленная часть древних Афин где находились главные святыни города знаменитые своими круговыми постройками классического периода. Акрополь впечатляет своими размерами. Он представляет собой 156-метровый скалистый утес с пологой вершиной ( около 300 метров в длинну и 170  метров в ширину ), место древнейшего поселения в Аттике. В мекенский период являлся укрепленной царской резиденцией. В 7 – 6 вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство.  При тиране Писистрате ( 560 – 527 ) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатампедон ( т.е. храм длинною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент ). В 480 во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами.

    В 447 по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство  всеми работами было поручено знаменитому  скульптору Фидию, который, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика. Его постройки изысканы по пропорциям и гармонично связаны с пейзажем.

    В эту эпоху развитие Греции происходит не только в направлении внешней, но и внутренней политики. Тратя большие средства на осуществление масштабных градостроительных проектов, Перикл старался превратить родной город в центр кльтурной и художественной жизни Эллады.

    Акрополю  посвящнны проникновенные строки сотни  специалистов.  О Акрополе знают, наверное, все, даже те, кто ни когда не был в Афинах, его мечтают увидеть миллионы людей. Его изучали архитекторы, искусствоведы, археологи, историки, им восхищались лучшие умы человечества, ему посвящены сотни книг и проблем. Естественно, после таких слов может возникнуть вопрос – а стоит ли еще раз говорить об Акрополе, когда о нем и так известно практически все? Однако я пологаю, что предпологаемая работа имеет право на существование, поскольку отличается от обычных статей и книг, посвященных Акрополю и главному его храму Парфенону.

    Целью моей работы является выявление своеобразных особенностей создания скульптурных и  архитектурных памятников.

    Данная  цель реализуется с помощью решения  следующих задач:

    1. Дать общую характеристику архетиктурному ансамблю Акрополя
    2. Рассмотреть Парфенон как архитектурный памятник древней Греции
    3. Проанализировать особенности выбора места строительства архитектором
    4. Раскрыть, свойственные Парфенону, методы строительства
    5. Увидеть и описать своеобразную методику скульптурного мастерства Парфенона
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Глава 1: Архитектурный  комплекс Акрополя 

    Акрополь - знаменитый комплекс построек в Афинах, шедевр греческой и мировой архитектуры. Акрополь был построен в V веке до нашей эры архитекторами Иктином и Калликратом и украшен скульптором Фидием. Главные здания Акрополя: Парфенон (храм Афины, богини-покровительницы города, Эрехтейон (храм, посвященный Афине и Посейдону), храм богини победы Ники, Пропилеи (парадный вход на Акрополь). Все постройки Акрополя полностью (включая черепицу крыш) выполнены из белого мрамора. Эти четыре великих творения стоят и поныне на холме со скалистыми склонами.

    От  подножия холма к главному входу (Пропилеям) на Акрополь ведет широкая  зигзагообразная дорога. Пропилеи - монументальные парадные ворота с колоннами в дорическим стиле и широкой лестницей. Их соорудил архитектор Мнесикл в 437-432 годах до нашей эры. Они были украшены колоннами, статуями и картинной галереей и сочетали мощь дорического и грациозность ионического архитектурных ордеров. Два дорических портика, расположенные на разных уровнях, были связаны внутренней ионической колоннадой. В северном крыле Пропилеев находилась Пинакотека - хранилище произведений живописи (Каталог Полемона Илионского, 3-2 в. до нашей эры).

    Акрополь  носит следы еще микенской застройки (крепостная стена Пеласгикон, остатки царского дворца). Начиная с VI века до нашей эры он застраивается как культовый центр города и место обитания богов. После разрушений, вызванных Персидскими войнами, классические постройки Акрополя, начатые Периклом, с середины V века до нашей эры приобретают особое великолепие. Древнейший храм Афины Полиады был окончательно восстановлен в 407 году до н.э. в ионическом стиле. В 447-432 годах до н.э. архитекторы Иктин и Калликрит возвели Парфенон, храм Афины Девы, в центральном зале которого находилась сделанная из золота и слоновой кости 12-метровая статуя богини, установленная в 438 году до н.э. Эта работа Фидия известна лишь по описаниям и подражаниям. Он участвовал также в украшении других зданий на Акрополе. Сохранились многие скульптурные украшения храма (метопы, фриз, фронтон), которые английский лорд Элджин вывез в 1801-1803 годах в Лондон и которые в настоящее время находятся в Британском музее. Первым построенным в Аттике около 421 года до н.э. по проекту Калликрата и выполненным в ионическом стиле зданием является изящный храм Ники, который почти полностью восстановлен. Воздвигнутый в 421-406 годах до н.э. Эрехтейон, неповторимый по своей утонченности и элегантности храм, включил в себя несколько прежде самостоятельных святилищ. Кариатиды у южной стены, так же как и пышные дверные обрамления - прекрасные образцы классического стиля, - служили объектами поздних подражаний. На всей территории скалистого холма были возведены храмы, в также культовые сооружения, в том числе, статуя Афины Промахос. В римский период к ним добавился небольшой круглый храм Ромы и Августа, расположенный восточнее Парфенона. На склонах Акрополя располагались многочисленные святилища, особенно, в его южной части, в том числе архитектурные комплексы: Одеон (крытый театр для музыкальных представлений) Геродота Аттика (IV век н.э.); галерея "Пестрый портик" (II в. н.э.) пергамского властителя Эвмена II; святилище бога врачевания Асклепия; театр Дионисия (IV век до н.э); памятник Лисикрата (IV век до н.э) и т.д.

    Акрополь (akropolis) - возвышенная и укрепленная часть древне-греческого города, т.н. верхний город; крепость (убежище на случай войны). Наиболее известен в Афинах.

    В древнегреческих городах-полисах  акрополем называли возвышенную и укрепленную часть. Такие акрополи были во многих из них, но самым знаменитым стал безусловно афинский. Этот стройный ансамбль выдающихся произведений архитектуры и скульптуры считают шедевром не только греческого, но и мирового искусства, своего рода символом величия Классической Греции.

    Так что восстановление и реконструкция  Акрополя (а точнее создание здесь  совершенно нового архитектурного ансамбля) действительно произошли уже  в тот период истории классической Греции, который обычно называют золотым веком Перикла. К этому времени Акрополь уже утратил свое былое значение главного укрепления Афин. Теперь задача состояла в том, чтобы превратить его в религиозно-художественный центр города, увенчать в мраморе великую победу над персами, наивысший взлет афинской демократии.

    Архитектурный проект нового Акрополя был разработан по указанию и при прямом участии  афинского стратега (главнокомандующего) и вождя демократической группировки  Перикла, который после заключения перемирия со Спартой получил возможность заняться обустройством столицы. Само же строительство в течение 18 лет осуществлялось под руководством его друга Фидия - величайшего из греческих скульпторов. В целом же на создание всего этого архитектурного комплекса ушла вторая половина V в. до н.э. При этом замысел Перикла и Фидия полностью оправдался. Из восторженных отзывов об Акрополе представителей многих поколений можно составить целую книгу. Ограничимся цитатой из вышедшей в свет в 1885 г. «Всемирной истории искусств» П.П. Гнедича: «Возник Акрополь в такой небывалой красоте, что двадцать веков, отделяющих нас от него, исчезают бесследно: мы так же ясно, свежо, как и тогдашний эллин, чувствуем его поражающую прелесть». Ансамбль Акрополя состоял из нескольких органично связанных друг с другом

    сооружений, которые хорошо видны на его макете-реконструкции.

      

Макет Акрополя. 1 – храм Ники 2 – Пинакотека 3 –  пропилеи 4 – Пеластические стены 5 – Статуя Афины Промахос 6 –  Место положения старого храма  Афины 7 – Эрехтейон 8 – Алтарь Афины 9 - Парфенон 

    Сначала афиняне по широкой каменной лестнице поднимались к Пропилеям - парадному  входу на Акрополь, представлявшему  собой глубокий сквозной портик с  колоннадой; при этом боковые проходы  предназначались для пеших граждан, а по среднему проезжали всадники и колесницы, проводили жертвенных животных. Слева к Пропилеям примыкало здание пинакотеки - картинной галереи, где демонстрировались портреты героев Аттики. А справа от них (на том самом выступе скалы, с которого, согласно легенде, афинский царь Эгей еще в XIII в. до н.э. бросился вниз, увидев входящий в гавань корабль своего сына Тесея с черными парусами, символизировавшими неудачу его плавания на о. Крит) был сооружен небольшой прямоугольный храм Ники Аптерос, посвященный богине победы Нике. В переводе его название звучит как «Бескрылая победа». Полагают, что в условиях перемирия в затяжной Пелопоннесской войне афиняне тем самым выражали надежду на то, что победа теперь от них не «улетит». Поскольку в этом храме стояла статуя Афины, его нередко называют также храмом Афины-Ники.

    Миновав Пропилеи, посетители оказывались на плоской каменистой вершине скалы. Прямо перед собой они видели изваянную Фидием огромную бронзовую  статую Афины Промахос (Воительницы). Считают, что золоченый кончик ее копья в ясные дни служил ориентиром для судов, подплывающих к городу. За этой статуей на открытой площадке находился алтарь, а слева был воздвигнут небольшой храм, где жрецы совершали обряды поклонения покровительнице города - богине Афине. Существует древний миф о споре Афины с богом Посейдоном за владение крупнейшим из греческих полисов. Победителем должен был стать тот, чей подарок имел бы для города большее значение. Посейдон метнул свой трезубец на Акрополь и в месте его удара стал бить источник морской воды. Он обещал также афинянам успехи в морской торговле. Но победила в этом споре Афина: в том месте, где она ударила копьем, выросло оливковое дерево, ставшее символом Афин. Одна из частей этого храма, посвященная легендарному царю Афин Эрехтею, называлась Эрехтейоном; здесь же находились его могила и святилище. Однако позднее это название перешло на весь храм.

    После разрушения и пожара Эрехтейон пришлось восстанавливать, что было сделано  при Перикле, в эпоху наивысшего расцвета Афин. Но до наших дней ни интерьер этого храма, ни его мраморные рельефные фризы не дошли. Оказались поврежденными и все четыре оригинальных портика, в том числе и самый знаменитый из них - портик кариатид. Но даже в поврежденном виде он до сих пор остается главной достопримечательностью Эрехтейона. Главной же достопримечательностью всего ансамбля был и остается Парфенон - самое большое и известное сооружение Древней Греции

    Главной же достопримечательностью всего ансамбля был и остается Парфенон - самое  большое и известное сооружение Древней Греции

    Этот  храм также был посвящен богине Афине. Но на этот раз она выступала в  облике Афины-Парфенос или Афины-Девы. Отсюда и название храма. Сооруженный  архитекторами Иктином и Калликратом, Парфенон, сочетавший дорический и  ионический ордера и прекрасно вписывавшийся в окружающую местность, отличался удивительной гармонией. Это относится к его ступеням, наружной колоннаде, фронтонам, фризам и метопам - квадратным плитам со скульптурами, многие из которых были созданы Фидием. Здание Парфенона было воздвигнуто из местного белого мрамора, но затем раскрашено, внутри располагались еще два портика с колоннами. Здесь же на высоком постаменте стояла 12-метровая статуя Афины-Девы работы того же Фидия. Эта статуя была хризоэлефантинной, то есть выполненной из слоновой кости и золота, а не из бронзы и мрамора, как обычно. Из чистого золота Фидий выполнил одежду и шлем богини, волосы и щит образовывали золотые пластины, а в глазницы были вставлены драгоценные сапфиры. «Так возник храм, - пишет знаменитый швейцарский ученый-эллинист Андрэ Боннар, - выполненный согласно законам геометрии жизни, и сам он кажется живым, словно дерево, отягченное плодами, вскормленное почвой Акрополя». Ему как бы вторит известный писатель и эссеист Петр Вайль: «От Парфенона глаз не оторвать еще и потому, что он всегда разный. Цвет сильно меняется по времени года и дня, по состоянию погоды - от снежно-белого до темно-бежевого; есть и тот оттенок старого мрамора, который усмотрел Ивлин Во: сыр, облитый портвейном».

Информация о работе Архитектурный облик Парфенона