Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:35, курсовая работа
Актуальность выбранной темы определяется большим значением экскурсионной деятельности при организации отдыха туристов. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию. Экскурсия – это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке. Ежедневно туристские предприятия сталкиваются с конкуренцией и проблемой привлечения клиентов. Одним из способов повышения конкурентоспособности является внедрение новых турпродуктов, в том числе экскурсионных. Отсюда, практическая значимость разработки новой экскурсии определяется важностью нововведений в повышении конкурентоспособности туристского предприятия. Экскурсии являются одним из наиболее распространенных видов отдыха и пользуются заслуженной популярностью. Некоторые маршруты теряют популярность, и внимание туристов привлекают новые. Чтобы успешно работать на рынке, турфирмы разрабатывают и предлагают клиентам новые варианты экскурсий. Целью курсовой работы является разработка нового экскурсионного маршрута «Булгаковская Москва». Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1.СПЕЦИФИКА АВТОБУСНОЙ ЭКСКУРСИИ «БУЛГАКОВСКАЯ МОСКВА» 6
1.1. Специфика автобусных и литературных экскурсий. 6
1.2. Контрольный текст. 14
ГЛАВА2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ «БУЛГАКОВСКАЯ МОСКВА» 26
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 36
БИБЛЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
На глазах дома 302 бис вершилась история. Говорят, что именно из этого дома Фанни Каплан уходила стрелять Ленина, Есенин познакомился здесь с Айсидорой Дункан, здесь жил Петр Кончаловский. Сейчас в квартире 50 дома 10 по Садовой улице расположен музей Булгакова, и это место, где сбываются мечты. В какой-то момент работники музея стали находить за экспонами свернутые бумажки с пожеланиями. Священник, которого пригласили осветить музей объяснил этот феномен тем, что когда-то в подвале этого дома пряталась от КГБ святая Матронушка, и к ней сюда приходили люди, просили здоровья, решения проблем. Когда записочек скопилось слишком много, сотрудники музея создали специальный ящичек, в который любой мог положить свою просьбу. Когда ящичек заполняется, сотрудники вытаскивают записки, кладут их в воздушные шарики и отправляют в небо, к Богу.
Логический
переход. Друзья, нам пора двигаться дальше,
поэтому прошу всех садиться в автобус,
через 5 минут мы отправляемся. Итак, перед
нами знаменитые Патриаршие пруды, в пределах
которых начинается действие романа «Мастер
и Маргарита». Сейчас Патриаршие пруды
– излюбленное место отдыха московских
и приезжих поклонников творчества Булгакова.
Патриаршие пруды – место встречи читателя
романа с героями книги Берлиозом Бездомным,
Воландом и Фаготом Коровьевым. Именно
здесь происходит завязка произведения,
которое начинается так: «Однажды весною,
в час небывало жаркого заката, в Москве,
на Патриарших прудах, появились два гражданина…»
Принято считать, что Берлиоз и Бездомный
сидели на третьей лавочке слева. У этого
места довольно любопытная история. Когда-то
здесь располагалось Козье болото или
в народе Козиха. По имени болота получили
свое название Большой и Малый Козихинский
переулки. В конце XVII века это место своей
резиденцией выбрал Патриарх Иоаким, и
на месте болота появилась Патриаршая
Слобода.
По одной из версий – слово «болото» употребляется
как название места, где торговали битым
скотом, привезенным из святительских
патриарших вотчин. По другой версии здесь
действительно была болотистая местность,
и Козьим болото называлось потому, что
находилось поблизости козьего двора.
С козьего двора шерсть отправлялась к
царским и патриаршим резиденциям.
В XVII веке Патриаршие пруды содержались
в чистоте. Но с годами их забросили и забыли.
Только в 1812 году почистили и разбили сквер.
Место становится средоточием московской
и русской культуры. В этом районе жил
поэт Иван Дмитриев. У него в гостях бывали
Карамзин, Пушкин, Гоголь, Баратынский.
На Патриаршие пруды, где зимой заливали
каток, Лев Николаевич Толстой привозил
кататься на коньках своих дочерей. По
аллеям сквера прогуливался другой Толстой
– Алексей Николаевич…
Логический переход. А нам уже пора отправляться дальше, прошу всех занять свои места в автобусе.
Логический
переход. Перед нами прекрасный замок,
выстроенный известным
Особняк Морозова, находящийся на Спиридоновке 17 один из двух основных претендентов на право называться домом булгаковской Маргариты. Несмотря на то, что расположение постройки мало совпадает с описанием дома, данным автором, скорее всего, Михаил Афанасьевич, соединил описания нескольких зданий в одно, упомянутое в произведении. В наши дни, в особняке на Спиридоновке, находится приёмная Министерства иностранных дел РФ. Спецособняк МИД РФ используется для приемов на высшем уровне (в частности именно здесь в свое время заседала “Большая Восьмерка”).
Логический переход. А теперь все садимся в автобус, отправляемся дальше.
Логический переход. Следующий пункт экскурсии – особняк Рябушинского недалеко от Тверского бульвара. Там музей Горького. Неслучайная остановка. Литераторы до сих пор спорят, чей портрет Булгаков списал с Горького: Мастера или Берлиоза.
Самое известное творение Фёдора Осиповича Шехтеля – это особняк в стиле модерн на Малой Никитской улице дом 6/2, который строился с 1900 по 1904 год по заказу видного деятеля старообрядческого движения, банкира, коллекционера и мецената Степана Павловича Рябушинского. Официально дом принадлежал его жене. В башне особняка была устроена старообрядческая моленная, стены которой были украшены характерной для модерна живописью – спиралевидными завитками на темно-коричневом фоне. В моленной хозяин разместил свою превосходную коллекцию русских икон. После национализации в 1918 и 1919 годах личной коллекции Рябушинского более 50 икон XIV-XVI веков поступило в Третьяковскую галерею. Особняк на Малой Никитской представлял собой яркий образец нового типа богатого индивидуального жилища. Архитектором был блестяще реализован принцип организации внутренних помещений по спирали. Главным в оформлении интерьера особняка является волна, символ вечного движения и жизни. Парапет парадной лестницы из зеленовато-серого мрамора напоминает движение морских волн. Особняк Рябушинского имеет богатую историю. В советское время в нем поочередно размещались различные учреждения. С 1919 года в здании размещалось государственное издательство (Госиздат), с 1925 по 1931 годы – Всесоюзное Общество культурных связей с заграницей, а затем особняк был предоставлен в распоряжение только что вернувшемуся в СССР Максиму Горькому.
Это удивительное место, удивительный дом. Он красив как снаружи, так и внутри. Пожалуй этот дом можно смело назвать одним из самых красивых в Москве. Старинная мебель, вещи, которые хранят тайны своих хозяев, камин, большие окна, высокие потолки – все то, чего нет в наших современных малогабаритных квартирах. В нескольких минутах ходьбы находится следующий объект нашей экскурсии, прошу Вас проследовать за мной.
Логический переход. Вот мы и на месте. Точного адреса этого скандального ресторана в романе нет. Но знатоки Булгакова давно его расшифровали: дворик Литинститута! В романе о местонахождении ресторана можно догадаться по косвенным признакам: чахлый сад, здание кремового цвета, чугунная ограда и бульварное кольцо. Больше под это описание не попадает ни одно строение!
Когда-то именно здесь Маяковский читал свое произведение «Хорошо!». Для булгаковедов это еще одна подсказка: ведь не секрет, что с Маяковского Булгаков срисовал образ поэта Рюхина. В 20-х годах XX века дом был передан советским писателям. Тогда же на его воротах появился барельефный портрет Александра Герцена. Именно этот дом назван «Домом Грибоедова» в «Мастере и Маргарите» у Булгакова. С 1933 года здесь находится Литературный институт имени Горького. В советское время здесь располагались разные литературные организации: такие как РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) и МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей) по образцу которых и создан вымышленный МАССОЛИТ и в котором располагался ресторан который между собой советские писатели называли «Грибоедов», это фантазия автора видимо намекающая на Герцена. Логический переход. А нам снова пора уезжать, следующая остановка тот самый подвал мастера.
В 1926 году в Мансуровском переулке появился частый гость, которого нельзя было спутать ни с кем другим. Он не был коренным москвичом, но Москву знал и любил, и был готов отдать ей все, что у него имелось – свой яркий самобытный талант. Об этом времени он как-то написал: «В конце 1921 года приехал без денег, без вещей в Москву, чтобы остаться в ней навсегда. В Москве долго мучился, чтобы поддерживать существование, служил репортером и фельетонистом в газетах и возненавидел эти звания, лишенные отличий. За одно возненавидел и редакторов, ненавижу их и сейчас, и буду ненавидеть до конца жизни...».
Это был Михаил Булгаков.
Небольшой деревянный дом под номером 9, построенный в середине ХIХ века, больше известен нам как «дом Мастера» из романа Мастер и Маргарита. Дом принадлежал братьям Топлёниновым. Сергей был художником-декоратором, Владимир – актером. С 1926 года в доме снимал комнаты драматург Сергей Ермолинский – друг Булгакова. Тогда же частым гостем этого дома становится Булгаков, он любил этот дом и часто оставался в нем ночевать – зимой здесь тихо потрескивала печь, а в мае, у самых окно цвела сирень. Иногда он работал здесь при свечах, совсем как его Мастер. Со двора несколько ступенек вели в маленькие полуподвальные комнаты с печкой, там же в крохотной передней стоял фарфоровый умывальник – особая гордость хозяев. Именно в этом полуподвале работал писатель.
Один из самых значимых фрагментов булгаковского «Мастера и Маргариты» – описание жилища Мастера. Обстановка была списана практически с натуры. «Ах, ах, ах! Зимою я очень редко видел в оконце чьи-нибудь черные ноги и слышал хруст снега под ними. И в печке у меня вечно пылал огонь! Но внезапно наступила весна, и сквозь мутные стекла увидел я сперва голые, а затем одевающиеся в зелень кусты сирени». Как известно, Мастер выиграл по облигации сто тысяч рублей, накупил на эти деньги книг, а также снял две комнатки в подвале (а точнее говоря, в полуподвале) у застройщика. В психиатрической больнице Мастер рассказывает о своем жилище поэту Ивану Бездомному. Мастер вселился в тот подвал, чтобы убежать от суетности мира и в одиночестве, даже в затворничестве работать над своим романом о Пилате. Там же в этом подвале он и сжигает своё многолетний труд.
Но, судя по воспоминаниям Сергея Ермолинского, булгаковские будни были несколько иными, чем у Мастера, параллелей между ощущениями Булгакова и Мастера проводить все же не стоит. Вот, что вспоминал Ермолинский: «В сухой зимний денек, особенно когда солнечно было, Михаил Афанасьевич появлялся у меня. Я жил недалеко, в Мансуровском переулке в небольшом деревянном доме. Перейдя Остоженку… можно было переулком спуститься к Москве-реке. Поэтому лыжи стояли у меня, и наша прогулка начиналась прямо из моего дома. Он оставлял свою зеленовато-серую доху до пят и из такого же американского медведя большую, налезавшую на уши ушанку, натягивал неизменный вязаный колпак, и мы, закрепивши лыжи уже во дворике дома, отправлялись в поход»… Наша экскурсия подходит к концу, сейчас мы посетим еще одно знаменательное место, где и закончится наша экскурсия, и в котором закончились действия романа. Логический переход. Прошу всех проследовать в автобус.