Булгаковская Москва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:35, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы определяется большим значением экскурсионной деятельности при организации отдыха туристов. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию. Экскурсия – это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке. Ежедневно туристские предприятия сталкиваются с конкуренцией и проблемой привлечения клиентов. Одним из способов повышения конкурентоспособности является внедрение новых турпродуктов, в том числе экскурсионных. Отсюда, практическая значимость разработки новой экскурсии определяется важностью нововведений в повышении конкурентоспособности туристского предприятия. Экскурсии являются одним из наиболее распространенных видов отдыха и пользуются заслуженной популярностью. Некоторые маршруты теряют популярность, и внимание туристов привлекают новые. Чтобы успешно работать на рынке, турфирмы разрабатывают и предлагают клиентам новые варианты экскурсий. Целью курсовой работы является разработка нового экскурсионного маршрута «Булгаковская Москва». Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1.СПЕЦИФИКА АВТОБУСНОЙ ЭКСКУРСИИ «БУЛГАКОВСКАЯ МОСКВА» 6
1.1. Специфика автобусных и литературных экскурсий. 6
1.2. Контрольный текст. 14
ГЛАВА2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ «БУЛГАКОВСКАЯ МОСКВА» 26
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 36
БИБЛЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 40

Работа состоит из  1 файл

Булгаковская Москва.doc

— 228.50 Кб (Скачать документ)

      На  глазах дома 302 бис вершилась история. Говорят, что именно из этого дома Фанни Каплан уходила стрелять Ленина, Есенин познакомился здесь с Айсидорой Дункан, здесь жил Петр Кончаловский. Сейчас в квартире 50 дома 10 по Садовой улице расположен музей Булгакова, и это место, где сбываются мечты. В какой-то момент работники музея стали находить за экспонами свернутые бумажки с пожеланиями. Священник, которого пригласили осветить музей объяснил этот феномен тем, что когда-то в подвале этого дома пряталась от КГБ святая Матронушка, и к ней сюда приходили люди, просили здоровья, решения проблем. Когда записочек скопилось слишком много, сотрудники музея создали специальный ящичек, в который любой мог положить свою просьбу. Когда ящичек заполняется, сотрудники вытаскивают записки, кладут их в воздушные шарики и отправляют в небо, к Богу.

      Логический  переход. Друзья, нам пора двигаться дальше, поэтому прошу всех садиться в автобус, через 5 минут мы отправляемся. Итак, перед нами знаменитые Патриаршие пруды, в пределах которых начинается действие романа «Мастер и Маргарита». Сейчас Патриаршие пруды – излюбленное место отдыха московских и приезжих поклонников творчества Булгакова. Патриаршие пруды – место  встречи читателя романа с героями книги Берлиозом  Бездомным, Воландом и Фаготом Коровьевым. Именно здесь происходит завязка произведения, которое  начинается так: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина…» Принято считать, что Берлиоз и Бездомный сидели на третьей лавочке слева. У этого места довольно любопытная история. Когда-то здесь располагалось Козье болото или в народе Козиха. По имени болота получили свое название Большой и Малый Козихинский переулки. В конце XVII века это место своей резиденцией выбрал Патриарх Иоаким, и на месте болота появилась Патриаршая Слобода. 
По одной из версий – слово «болото» употребляется как название места, где торговали битым скотом, привезенным из святительских патриарших вотчин. По другой версии здесь действительно была болотистая местность, и Козьим болото называлось потому, что находилось поблизости козьего двора. С козьего двора шерсть отправлялась к царским и патриаршим резиденциям. 
В XVII веке Патриаршие пруды содержались в чистоте. Но с годами их забросили и забыли. Только в 1812 году почистили и разбили сквер. Место становится средоточием московской и русской культуры. В этом районе жил поэт Иван Дмитриев. У него в гостях бывали Карамзин, Пушкин, Гоголь, Баратынский. На Патриаршие пруды, где зимой заливали каток, Лев Николаевич Толстой привозил кататься на коньках своих дочерей. По аллеям сквера прогуливался другой Толстой – Алексей Николаевич…

      Логический  переход. А нам уже пора отправляться дальше, прошу всех занять свои места в автобусе.

      Логический  переход. Перед нами прекрасный замок, выстроенный известным московским архитектором Фёдором Осиповичем Шехтелем для московского фабриканта и  мецената Саввы Тимофеевича Морозова на знаменитой Спиридоновке, 17. Перед тем, как говорить о доме, как об «особняке Маргариты», углубимся немного в историю создания этого удивительного шедевра архитектуры. «Московское чудо» так называли его в те годы. Район, где расположена улица Спиридоновка, до середины XVI века был сельской местностью, к северо-западу от которой лежали обширные поля. В начале XVII века здесь появляются городские постройки; на одной из сторон нынешней улицы была построена каменная церковь Спиридона чудотворца. По имени церкви и улицу стали называть Спиридоновкой, как это было принято в Москве. В 1945 году название улицы изменилось, ее переименовали в улицу Алексея Толстого. В доме 2 по Спиридоновке – флигеле усадьбы Рябушинского, известный советский писатель провел последние годы жизни. Сейчас там находится Мемориальная музей-квартира Алексея Николаевича Толстого. В наше время она опять называется Спиридоновкой. В 1893 году Шехтель получил заказ от Саввы Морозова на постройку дома. Предполагалось, что сам Морозов здесь будет наездами и ему необходим только кабинет и бильярдная. Жена Морозова Зинаида Григорьевна жила здесь постоянно и воспитывала детей. Дом предназначался в первую очередь для нее. Шехтель должен был создать здание необычное, соединяющие уют жилого дома и величие дворца. Вскоре на тихой Спиридоновке выросло сооружение, построенное в новом стиле, поражающие взгляд благородством линий, спокойствием и совершенством пропорций...

      Особняк Морозова, находящийся на Спиридоновке 17 один из двух основных претендентов на право называться домом булгаковской Маргариты. Несмотря на то, что расположение постройки мало совпадает с описанием дома, данным автором, скорее всего, Михаил Афанасьевич, соединил описания нескольких зданий в одно, упомянутое в произведении. В наши дни, в особняке на Спиридоновке, находится приёмная Министерства иностранных дел РФ. Спецособняк МИД РФ используется для приемов на высшем уровне (в частности именно здесь в свое время заседала “Большая Восьмерка”).

      Логический  переход. А теперь все садимся в автобус, отправляемся дальше.

      Логический  переход. Следующий пункт экскурсии  – особняк Рябушинского недалеко от Тверского бульвара. Там музей  Горького. Неслучайная остановка. Литераторы до сих пор спорят, чей портрет  Булгаков списал с Горького: Мастера или Берлиоза.

      Самое известное творение Фёдора Осиповича  Шехтеля это особняк в стиле модерн на Малой Никитской улице дом 6/2, который строился с 1900 по 1904 год по заказу видного деятеля старообрядческого движения, банкира, коллекционера и мецената Степана Павловича Рябушинского. Официально дом принадлежал его жене. В башне особняка была устроена старообрядческая моленная, стены которой были украшены характерной для модерна живописью спиралевидными завитками на темно-коричневом фоне. В моленной хозяин разместил свою превосходную коллекцию русских икон. После национализации в 1918 и 1919 годах личной коллекции Рябушинского более 50 икон XIV-XVI веков поступило в Третьяковскую галерею. Особняк на Малой Никитской представлял собой яркий образец нового типа богатого индивидуального жилища. Архитектором был блестяще реализован принцип организации внутренних помещений по спирали. Главным в оформлении интерьера особняка является волна, символ вечного движения и жизни. Парапет парадной лестницы из зеленовато-серого мрамора напоминает движение морских волн. Особняк Рябушинского имеет богатую историю. В советское время в нем поочередно размещались различные учреждения. С 1919 года в здании размещалось государственное издательство (Госиздат), с 1925 по 1931 годы – Всесоюзное Общество культурных связей с заграницей, а затем особняк был предоставлен в распоряжение только что вернувшемуся в СССР Максиму Горькому.

      Это удивительное место, удивительный дом. Он красив как снаружи, так и внутри. Пожалуй этот дом можно смело назвать одним из самых красивых в Москве. Старинная мебель, вещи, которые хранят тайны своих хозяев, камин, большие окна, высокие потолки – все то, чего нет в наших современных малогабаритных квартирах. В нескольких минутах ходьбы находится следующий объект нашей экскурсии, прошу Вас проследовать за мной.

      Логический  переход. Вот мы и на месте. Точного  адреса этого скандального ресторана  в романе нет. Но знатоки Булгакова  давно его расшифровали: дворик Литинститута! В романе о местонахождении ресторана можно догадаться по косвенным признакам: чахлый сад, здание кремового цвета, чугунная ограда и бульварное кольцо. Больше под это описание не попадает ни одно строение!

      Когда-то именно здесь Маяковский читал свое произведение «Хорошо!». Для булгаковедов это еще одна подсказка: ведь не секрет, что с Маяковского Булгаков срисовал образ поэта Рюхина. В 20-х годах XX века дом был передан советским писателям. Тогда же на его воротах появился барельефный портрет Александра Герцена. Именно этот дом назван «Домом Грибоедова» в «Мастере и Маргарите» у Булгакова. С 1933 года здесь находится Литературный институт имени Горького. В советское время здесь располагались разные литературные организации: такие как РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) и МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей)  по образцу которых и создан вымышленный МАССОЛИТ и в котором располагался ресторан который между собой советские писатели называли «Грибоедов», это фантазия автора видимо намекающая на Герцена. Логический переход. А нам снова пора уезжать, следующая остановка тот самый подвал мастера.

      Логический  переход. В этом доме рождался знаменитый роман Булгакова, в этом доме Мастер писал о Понтии Пилате. Теперь Мансуровский переулок другой, но домик Мастера  пока еще держится.

      « Вы знаете, что такоезастройщики? Спросил гость у Ивана и тут же пояснил:это немногочисленная группа жуликов, которая каким-то образом уцелела в Москве... Нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате.

       Ах, это был золотой век,блестя глазами, шептал рассказчик, совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой,почему-то особенно горделиво подчеркнул он,маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен».

      В 1926 году в Мансуровском переулке появился частый гость, которого нельзя было спутать  ни с кем другим. Он не был коренным москвичом, но Москву знал и любил, и был готов отдать ей все, что у него имелось – свой яркий самобытный талант. Об этом времени он как-то написал: «В конце 1921 года приехал без денег, без вещей в Москву, чтобы остаться в ней навсегда. В Москве долго мучился, чтобы поддерживать существование, служил репортером и фельетонистом в газетах и возненавидел эти звания, лишенные отличий. За одно возненавидел и редакторов, ненавижу их и сейчас, и буду ненавидеть до конца жизни...».

      Это был Михаил Булгаков.

      Небольшой деревянный дом под номером 9, построенный в середине ХIХ века, больше известен нам как «дом Мастера» из романа Мастер и Маргарита. Дом принадлежал братьям Топлёниновым. Сергей был художником-декоратором, Владимир – актером. С 1926 года в доме снимал комнаты драматург Сергей Ермолинский – друг Булгакова. Тогда же частым гостем этого дома становится Булгаков, он любил этот дом и часто оставался в нем ночевать – зимой здесь тихо потрескивала печь, а в мае, у самых окно цвела сирень. Иногда он работал здесь при свечах, совсем как его Мастер. Со двора несколько ступенек вели в маленькие полуподвальные комнаты с печкой, там же в крохотной передней стоял фарфоровый умывальник – особая гордость хозяев. Именно в этом полуподвале работал писатель.

      Один  из самых значимых фрагментов булгаковского «Мастера и Маргариты» – описание жилища Мастера. Обстановка была списана практически с натуры. «Ах, ах, ах! Зимою я очень редко видел в оконце чьи-нибудь черные ноги и слышал хруст снега под ними. И в печке у меня вечно пылал огонь! Но внезапно наступила весна, и сквозь мутные стекла увидел я сперва голые, а затем одевающиеся в зелень кусты сирени». Как известно, Мастер выиграл по облигации сто тысяч рублей, накупил на эти деньги книг, а также снял две комнатки в подвале (а точнее говоря, в полуподвале) у застройщика. В психиатрической больнице Мастер рассказывает о своем жилище поэту Ивану Бездомному. Мастер вселился в тот подвал, чтобы убежать от суетности мира и в одиночестве, даже в затворничестве работать над своим романом о Пилате. Там же в этом подвале он и сжигает своё многолетний труд.

      Но, судя по воспоминаниям Сергея Ермолинского, булгаковские будни были несколько  иными, чем у Мастера, параллелей между ощущениями Булгакова и  Мастера проводить все же не стоит. Вот, что вспоминал Ермолинский: «В сухой зимний денек, особенно когда солнечно было, Михаил Афанасьевич появлялся у меня. Я жил недалеко, в Мансуровском переулке в небольшом деревянном доме. Перейдя Остоженку… можно было переулком спуститься к Москве-реке. Поэтому лыжи стояли у меня, и наша прогулка начиналась прямо из моего дома. Он оставлял свою зеленовато-серую доху до пят и из такого же американского медведя большую, налезавшую на уши ушанку, натягивал неизменный вязаный колпак, и мы, закрепивши лыжи уже во дворике дома, отправлялись в поход»… Наша экскурсия подходит к концу, сейчас мы посетим еще одно знаменательное место, где и закончится наша экскурсия, и в котором закончились действия романа. Логический переход. Прошу всех проследовать в автобус.

Информация о работе Булгаковская Москва