География туристских ресурсов по познавательному туризму

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 19:01, курсовая работа

Описание

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики, за быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором.
Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Ресурсы познавательного туризма и принципы его организации 5
1.1. Познавательный туризм: понятие, сущность, разновидности 5
1.2. Виды услуг и программа обслуживания
в познавательном туризме 9
Глава 2. Оценка географии познавательного туризма 12
2.1. Познавательный туризм в Европе 12
2.2. Американский регион 16
2.3. Познавательный туризм на ближнем востоке 20
2.4. Восточная Азия и Тихоокеанский регион 21
2.5. Развитие познавательного туризма в Африке 24
2.6. Южная Азия 28
Глава 3. Проблемы и перспективы развития
познавательного туризма в России 30
3.1. Познавательный туризм в России 30
3.2. Перспективы развития туризма с познавательными направлениями 34
Заключение 37
Список литературы 39
Приложение 41

Работа состоит из  1 файл

География туристских ресурсов по позновательному туризму (Киреева).doc

— 317.50 Кб (Скачать документ)
 

     Содержание 

Введение 3

Глава 1. Ресурсы познавательного туризма и принципы его организации 5

      1.1. Познавательный туризм: понятие, сущность, разновидности 5

      1.2. Виды услуг и программа обслуживания

      в познавательном туризме 9

Глава 2. Оценка географии познавательного туризма 12

      2.1. Познавательный туризм в Европе 12

      2.2. Американский регион 16

      2.3. Познавательный туризм на ближнем востоке 20

      2.4. Восточная Азия и Тихоокеанский регион 21

      2.5. Развитие познавательного туризма в Африке 24

      2.6. Южная Азия 28

Глава 3. Проблемы и перспективы развития

      познавательного туризма в России 30

      3.1. Познавательный туризм в России 30

      3.2. Перспективы развития туризма  с познавательными направлениями 34

Заключение 37

Список  литературы 39

Приложение 41

 

      Введение 

     Туризм  является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики, за быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором. 
Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.

     По  данным Всемирной туристской организации (World Tourism Organization), за 25 лет количество туристов в мире должно увеличиться  в три раза, а в Европе в два . Это означает, что такие центры туризма, как Прага, Париж, Лондон, Петербург, в скором времени будут испытывать большую нагрузку. На рубеже тысячелетий туризм превратился в глубокое социально-экономическое и политическое явление, в значительной мере влияющее на мировое устройство и политику ряда государств и регионов мира.

     Туризм  является высокодоходной отраслью, сравнимой  по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей и перерабатывающей. В сфере туризма тесно переплетены  интересы культуры и транспорта, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и санаторно-курортного комплекса. Эта отрасль имеет большое значение для государства в целом, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также отдельной личности в частности. Однако отсутствие эффективной государственной политики в сфере туризма на протяжении последних десяти лет привели к тому, что на долю Российской Федерации, несмотря на ее высочайший туристский потенциал, приходится лишь один процент мирового туристического потока, достигшего 657 млн. прибытий в год. мам въездного туризма Россия сегодня находится на 7-м месте в мире. Туризм как явление настолько многолик, что его развитие позволяет государству решить многие экономические и социальные вопросы, однако Россия по числу туристов, ежегодно посещающих страну, стоит на одном из последних мест в Восточной Европе, отставая от таких государств, как Литва, Латвия, Польша, Болгария, Чехия.

     Роль  познавательного туризма в современном  мире огромна. Туризм затрагивает все сферы деятельности общества, в том числе культуру, экономику, социальную жизнь. Интенсивность туристского развития, масштабы туризма во многом зависят от признания мировым сообществом ценности культурного и природного потенциала страны, ее наследия. В настоящее время именно культура и наследие определяют отношение мирового сообщества к стране, ее привлекательность с позиций не только социальных отношений и туризма, но и бизнеса. Истинного уважения в современных условиях можно добиться не только, и не столько через усиление военной мощи, роста национальной территории и численности населения, а, прежде всего, через тот вклад, который страна вносит в мировую культуру, науку и экономику (как части общей культуры), в развитие цивилизованных отношений между народами, странами, людьми. В связи с этим, для признания значимости страны как великой державы, роль наследия, культурных ценностей, созданных народом за длительный период его существования, становится определяющей.  

 

Глава 1. Ресурсы познавательного  туризма и принципы

его организации 

1.1. Познавательный туризм: понятие, сущность, разновидности 

     Туризм (от франц. - прогулка, поездка) - это  путешествие в свободное время, один из видов активного отдыха, который превратился в настоящее  время в целую отрасль, мировую индустрию1.

     Основные  функции туризма: воспроизводящая, познавательная, а также функция  самовыражения. Все эти функции  тесно взаимосвязаны, дополняют  и сопутствуют друг другу, позволяя осуществлять современный подход к  туризму как программному обслуживанию.

     Программное обслуживание - это комплексное предоставление определенного набора услуг клиенту  в процессе преодоления им пространства (на транспорте, пешком, на животных или  другими способами), подчиненное  одной цели (мотиву), побудившей его (клиента) к решению собственных проблем (возможности знакомства, обучения, самовыражения, удовлетворения любопытства и др.) с помощью путешествия.

     В связи с высокой степенью накала конкурентной борьбы на международном  туристском рынке большинство туристских фирм стало предлагать своим клиентам комплексное обслуживание по определенной программе. Это резко и довольно сильно увеличило рынок, расширив систему спроса и предложения, позволило дифференцировать его, а туристским фирмам - специализироваться на том или ином виде программ (тематике, технологии), что, естественно, сразу повысило уровень обслуживания.

     Программа обслуживания - это набор запланированных  услуг, распределенный по дням и времени  их предоставления. Программный туризм - это работа над программами обслуживания.

     Краеугольным  камнем туристской программы является основная цель путешествия. Это связано  с тем, что, как показали исследования, турист не считает программу и  обслуживание качественными (даже программу  самого высокого уровня), если цель путешествия не достигнута. Например, при покупке тура клиент предполагал, что получит много познавательных экскурсий, а в процессе обслуживания выяснилось, что на фешенебельном курорте все экскурсии предоставляются за дополнительную плату, да и то при условии набора минимального количества человек в экскурсионной группе. Турист не удовлетворен. Программа его не устроила - обслуживание некачественное. И наоборот. Такая реакция потребителя на обслуживание оказывает влияние на восстановительный эффект поездки и отдыха, так как этот эффект тесно связан с психологическим уровнем восприятия отдыха и путешествия.

     При этом базовой основой программирования туристского обслуживания являются, конечно, вкусы, привычки и пожелания  клиентов.

     Рынок познавательного туризма также  достаточно широк. Он не зависит от возрастной принадлежности туристов, а только от круга его интересов. Интересовать человека может многое, а особенно что-то непривычное и необычное, ранее не виденное и неизвестное. Поэтому при разработке рынка, при рекламе особое внимание нужно уделять освещению именно этих сторон туристского маршрута.

     Существуют  две разновидности познавательных туров2:

     1) стационарные туры с пребыванием  туристов в одном городе, туристском  центре;

     2) маршрутные туры  посещение нескольких городов и центров достопримечательностей, выстроенное в виде маршрута путешествия.

     При организации маршрутных туров разрабатывается  специальный график посещения запланированных  пунктов. На город или туристский центр выделяется от 1 до 3 дней в  зависимости от величины туристского центра и объема достопримечательностей. Наибольшее количество дней выделяется только на самые крупные туристские центры - столичные города, такие, как Париж, Рим, Лондон, Москва и т. п.

     Кроме того, познавательные туры имеют массу  тематических разновидностей: исторические экскурсии, литературные, театральные, этнографические, фольклорные, знакомство с живописью (по знаменитым картинным галереям), знакомство с балетом и оперой (по знаменитым оперным театрам: Милан, Париж, Вена), по местам действия известных литературных произведений, по местам жизни великих писателей, природоведческие и многие другие. Например, в честь 450-летия со дня рождения великого писателя Сервантеса в 1997 г. в Испании в качестве одного из юбилейных мероприятий был разработан новый туристский маршрут по местам боевой славы героев его романа -«По следам Росинанта и его хозяина».

     Основную  роль в таких программах играют экскурсионно-познаватвльные и культурные (театры, концерты) мероприятия, направленные на удовлетворение любопытства туристов.

     Если  организуется исторический тур, то богатая  экскурсионная программа призвана осветить историческое развитие местности  на примерах достопримечательных объектов. Культурные мероприятия - это посещение  театров, концертов, просмотр пьес национально-исторического характера. В программу включается посещение музеев быта, декоративно-прикладного искусства, исторических, краеведческих музеев и т. д.

     Программа тура строится в laeucuMocmu от тематики тура.

     Досуг на таких турах культурно-познавательного характера: творческие встречи, видеопрограммы о месте отдыха, какие-то национальные праздники. Не исключается посещение ресторанов с программой варьете, дегустацией национальных кухонь. Спортивные и курортные программы, как правило, не планируются.

     Размещение  туристов на стационарных турах может  быть самым разнообразным - в гостиницах от 1 до 5 звезд. Основное требование местонахождение гостиницы в черте города, желательно ближе к его историческому центру. На маршрутных турах туристов размещают, как правило, в гостиницах туристского класса (в разных странах это от 2 до 4 звезд).

     Питание на маршрутных турах - обычно полный пансион, так как основное время уделяется  экскурсиям, музеям, театрам и у  туристов нет времени самостоятельно организовывать себе питание. Пункты питания заказываются в удобной близости с намеченными экскурсионными объектами. На стационарных турах чаще предлагается полупансион или (реже) только завтрак. При этом нужно учесть, что ряд экскурсионных и досуговых мероприятий включает в себя обед или ужин.

     На  познавательных турах с туристами  работают опытные гиды-экскурсоводы. На отдельных тематических экскурсиях -экскурсоводы-искусствоведы. Важно  при работе с иностранными туристами  предоставлять им экскурсии на родном (в крайнем случае на английском) языке. Это является сегодня правилом хорошего тона и негласным правилом хорошего обслуживания. Считается, что перевод искажает восприятие темы и ухудшает качество экскурсии.

     В программе туров необходимо выделять свободное время для самостоятельного осмотра города и знакомства с его магазинами. Как правило, на стационарных турах ежедневно половина дня у туристов свободна, так как в день обычно планируется одна экскурсия, и это время туристы могут использовать для знакомства с городом. На маршрутных турах также необходимо предусмотреть свободные «окна» в обслуживании. Обычно массив свободного времени в размере от 0,5 до 1 дня предусматривается в крупных туристских центрах, где туристы останавливаются на 2 или 3 дня. В городах, на посещение которых выделяется всего 1 день, такое время может быть не предусмотрено. Хотя и это, конечно, зависит от построения программы, нагрузки и обилия достопримечательных объектов.

     На  основании материалов о познавательном туризме можно сделать вывод, что такое познавательный туризм. Это туристские посещения памятников истории и культуры, туристских территорий и объектов культурного наследия. 

Информация о работе География туристских ресурсов по познавательному туризму