Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 16:45, реферат
Целью данной работы является исследование теоретических, правовых, методологических и методических подходов к организации системы государственного регулирования развития туризма на федеральном и региональном уровнях в условиях рыночной экономики.
Введение
Основная часть
Уровни государственного регулирования РФ в сфере туризма
Принципы, цели, функции и приоритетные направления государственного регулирования
Правовое регулирование туристической деятельности в РФ
Финансовое обеспечение туроператорской деятельности
Сертификация туристических услуг
Государтвенное антимонопольное регулирование туристической деятельности
Регулирование инвестиционной деятельности в туризме
Государственное регулирование туризма: опыт зарубежных стран
Заключение
Список литературы
Государственное
регулирование экономики
туризма в условиях
рынка
Введение
Основная часть
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Формирование
рыночной экономики в России усилило
интерес к формам и методам
туристического обслуживания населения.
Развитие данной отрасли ускоренными
темпами и возрастание негативных
последствий конкуренции и коммерциализации
туристской деятельности привели к пониманию
необходимости государственного регулирования
туристского бизнеса. Перспективы развития
туристского комплекса России во многом
зависят от усиления государственного
регулирования туристской сферы на общенациональном
уровне, которое должно сочетаться с современной
стратегией продвижения региональных
турпродуктов.
Целью
данной работы является исследование
теоретических, правовых, методологических
и методических подходов к организации
системы государственного регулирования
развития туризма на федеральном и региональном
уровнях в условиях рыночной экономики.
Достижение этой цели потребовало решения
следующих основных
задач:
- выявить роль и место туризма в системе
отраслей народного хозяйства, определить
его социально-экономическое воздействие
на общество и окружающую среду;
- исследовать существующую модель государственного
регулирования туризма;
- исследовать нормативно-правую базу
государственного регулирования туризма
в Российской Федерации и оценить степень
ее соответствия экономической природе
и современному уровню развития туризма
в России;
- обобщить современные методы государственного
регулирования туризма в зарубежных странах
и оценить возможность использования
данного опыта в России.
Предметом
исследования являются методология,
методический инструмен-тарий, факторы,
закономерности и тенденции развития
государственного регулирования туризма
в России.
Объектом исследования
выступает деятельность государственных
органов и общественных организаций по
туризму на федеральном и региональном
уровнях.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Государственное
регулирование развития туризма - это
воздействие государства на деятельность
хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру
для обеспечения нормальных условий функционирования
рыночного механизма, реализации государственных
социально-экономических приоритетов
и выработки единой концепции развития
туристской сферы.
Управление рыночной моделью с элементами государственного регулирования развития туризма на федеральном и региональном уровнях осуществляется через два основных механизма:
во-первых, через рыночное саморегулирование путем достижения равновесия спроса и предложения,
во-вторых, через введение определенных механизмов государственного управления и координации.
Государственное
регулирование развития туризма представляет
собой многоуровневую систему, включающую
в себя:
- координацию и содействие развитию туризма
в глобальном масштабе, которое осуществляется
посредством Всемирной туристской организации
при участии международных финансовых
организаций;
- согласованность туристской политики
на межгосударственном уровне, которая
достигается через региональные туристские
организации и специальные органы межгосударственных
объединений;
- согласованность политики в области
туризма на национальном и региональном
уровнях, которое осуществляется через
специально созданные государственные
органы и общественные ассоциации туристских
организаций.
Государство, признавая туристическую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ, руководствуется следующими принципами:
1) содействует туристической деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;
2) определяет
и поддерживает приоритетные
направления туристической
3) формирует представление о РФ как стране, благоприятной для туризма;
4) осуществляет
поддержку и защиту российских туристов,
туроператоров, турагентов и их объединений.
При этом основными целями государственного регулирования туристической деятельности являются:
1) обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
2) охрана окружающей природной среды;
3) создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
4) развитие туристической индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий;
5) создание новых рабочих мест;
6) увеличение доходов государства и граждан;
7) развитие международных контактов;
8) сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.
Приоритетными направлениями государственного регулирования туристической деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
В зависимости от вышеназванных целей и функций можно конкретизировать и систематизировать набор функций и методов реализации государственной политики регулирования развития туризма (табл. 1)
Таблица 1.
Функции и методы государственного
регулирования туризма
|
Совокупность
инструментов государственного регулирования
включает в себя следующие основные
элементы (рисунок 1).
Рисунок 1. Инструменты государственного регулирования туризма
Как следует из рисунка 1, каждый инструмент из вышеприведенных групп имеет свои особенности и в определенных обстоятельствах может применяться отдельно. Сегодня государственные органы управления туризмом в регионе объективно вынуждены применять весь набор этих средств, не ограничиваясь одной какой-либо группой.
Далее перейдем к подробному рассмотрению отдельных инструментов государственного регулирования туристической деятельности.
В России туристическая деятельность регулируется следующими основными законодательными актами:
1. Федеральный
закон от 24 ноября 1996г. №132-ФЗ «Об
основах туристской
2. Федеральный Закон Российской Федерации от 7.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
3. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;
В настоящее
время нормативная правовая база
регулирования туризма
Координацию туристической
деятельности в РФ осуществляет Министерство
спорта, туризма и молодежной политики.
Ему подведомственно Федеральное агентство
по туризму.
С 01.06.2007 г. введен механизм финансового обеспечения туроператорской деятельности. Туроператоры должны иметь банковскую гарантию или страховку от неисполнения обязательств по договору на указанную сумму (таблица 2).
Таблица 2
|
Если туроператор намерен осуществлять деятельность в сфере выездного туризма, а ранее не занимался им, то размер обеспечения не менее 30 млн. руб. Если туроператор оказывает услуги в нескольких сферах туроператорской деятельности, принимается наибольший размер финансового обеспечения.
С 2007г. создан Единый федеральный реестр туроператоров. Без внесения в него их деятельность считается незаконной.
Эффективным
средством регулирования
В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» была отменена обязательная сертификация, которая заменена на добровольную, что в полной мере соответствует международным требованиям Всемирной торговой организации (ВТО), вступление в которую наша страна намерена провести в ближайшие годы.
Добровольная сертификация проводится по Правилам сертификации туристских услуг, услуг гостиниц, санаторно-курортных комплексов, утвержденным Росстандартом, предусматривающим учет и анализ выполнения обязательных требований соответствующих стандартов предприятий.
В настоящее
время добровольную сертификацию осуществляют
специальные органы, разработавшие
стандарты предприятий и
На основе сертификационной экспертизы выдается сертификат соответствия. Сертификат соответствия является официальным документом, удостоверяющим полномочия туристской, гостиничной или санаторно-курортной организации осуществлять туристскую и санаторно-оздоровительную деятельность, поскольку ее туристский и оздоровительный продукт произведен на должном уровне, а сервисное обслуживание осуществляется в соответствии с принятыми стандартами в аккредитованной системе сертификации.
Информация о работе Государственное регулирование экономики туризма в условиях рынка