Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 16:45, реферат
Целью данной работы является исследование теоретических, правовых, методологических и методических подходов к организации системы государственного регулирования развития туризма на федеральном и региональном уровнях в условиях рыночной экономики.
Введение
Основная часть
Уровни государственного регулирования РФ в сфере туризма
Принципы, цели, функции и приоритетные направления государственного регулирования
Правовое регулирование туристической деятельности в РФ
Финансовое обеспечение туроператорской деятельности
Сертификация туристических услуг
Государтвенное антимонопольное регулирование туристической деятельности
Регулирование инвестиционной деятельности в туризме
Государственное регулирование туризма: опыт зарубежных стран
Заключение
Список литературы
Отказ
туроператора, турагента или санаторно-
Для фирм сертификация, проведенная авторитетной организацией, означает большую вероятность того, что услуга будет востребована. Добровольная сертификация повышает конкурентоспособность продукции, а обострение конкуренции превращает добровольность в принудительность, тем более, что необходимость сертификации оговорена в законе РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (ст.5) и Положениях о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности (п.4 в), утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 95.
В целом, анализ системы добровольной сертификации в регулировании рынка туристских услуг показал высокую ее эффективность в плане реального воздействия на качество предоставляемых туристам и отдыхающим профильных и сервисных услуг.
Не менее важным рычагом развития рынка туристских услуг является антимонопольная политика, которая основывается на создании конкурентной среды, борьбы с монополизмом и недобросовестной конкуренцией.
Государственное антимонопольное регулирование экономики включает два связанных между собой направления: разработку и принятие специального антимонопольного законодательства и формирование системы органов, ответственных за антимонопольное регулирование.
Антимонопольная политика государства в сфере туризма, как форма государственного регулирования, только начинает складываться.
В действующей законодательной базе уделяется к сожалению, недостаточное внимание регулированию инвестиционной деятельности в туризме. В качестве основных путей стимулирования государством инвестиционной активности в туристских регионах страны можно выделить:
- налоговое
регулирование инвестиционной
- институциональное преобразование экономики, связанное с созданием промышленных групп;
- реальная защита прав собственности.
В целом, государственное регулирование туризма является эффективным средством стимулирования инвестиционной активности, повышения качества предоставляемых услуг и решения социальных проблем в плане реального оздоровления нации. Однако важно учитывать, что главными направлениями государственной политики должны быть стабильность и конкурентоспособность туристского комплекса.
Опыт различных
стран показывает, что успех развития
туризма напрямую зависит от того,
как на государственном уровне воспринимается
эта отрасль, насколько она пользуется
государственной поддержкой. Любое
цивилизованное государство для
того, что бы получать от туриндустрии
доходы в бюджет, должно вкладывать средства
в исследование своих территорий для оценки
туристического потенциала, подготовки
программ развития турбизнеса, проектов
необходимой инфраструктуры курортных
регионов и туристических центров, и в
информационное обеспечение, и в рекламу.
Частнопредпринимательский
сектор никогда не сможет покрыть
потребности в крупных
Специфика туризма связана с интернациональным характером и широким спектром отношений, в которые приходится вступать лицам, так или иначе участвующим в организации отдыха и путешествий.
В любом государстве взаимоотношения сторон "турист - турфирма", "турист - государство", "турфирма - государство", регулируются соответствующим законодательством. В зависимости от степени цивилизованности государства и при все большем приближении к понятию правового государства законодательство становится более детальным и полным. В оптимальном варианте должен быть охвачен каждый элемент взаимоотношений указанных сторон.
Отметим, что сегодня сложилось несколько подходов к организации модели государственного регулирования туризма. Так, в некоторых странах с развитой рыночной экономикой государственное регулирование упразднено и субъекты рынка осуществляют оперативное регулирование (например, в США в 1997 году была упразднена государственная администрация, занимающаяся вопросами развития туристической отрасли). В странах, где присутствует государственное регулирование рынка туристических услуг, реализуются две модели: либо созданы специальные органы государственной власти, либо же регулирование осуществляется многопрофильными органами. В Евросоюзе еще в июне 1990 г. была принята Директива ЕС по содержанию туристских услуг и турпродукта в целом. Для защиты прав потребителей в Директиве ЕС приведены к единому содержанию тексты контрактов между турфирмой и туристом-потребителем оговорены условия, взаимные права, обязанности и гарантии.
Заключение
Индустрия путешествий получает все большее признание как сектор народного хозяйства, имеющий стратегическое значение для получения иностранной валюты, диверсификации экспортной базы, создания рабочих мест и сокращения региональных диспропорций. Туризм является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. На его долю приходится около 10% мирового валового национального продукта. Туризм дает каждое десятое рабочее место, на его долю приходится 7% капиталовложений.
Развитие туризма является чрезвычайно важным направлением российской экономики. В государственной системе России, по мнению аналитиков Азиатско-Тихоокеанская туристической Ассоциации (РАТА), туризм как отрасль экономики получает все большее признание. Однако говорить о каком-то реальном влиянии этой отрасли в стране и в мире пока не совсем оправданно.
По оценкам
Всемирной туристской организации
(ВТО), потенциал России позволяет при
соответствующем уровне развития инфраструктуры
принимать до 40 млн. иностранных туристов
в год. Вместе с тем на ее долю, согласно
данным ВТО, в 2006г. г. приходилось всего
7,8% от общемирового числа международных
туристских прибытий. С учетом всех прибывших
в Россию в 2004 году иностранных граждан
доля нашей страны в мировых турпотоках
не превысит 3%. Появление отмеченных
негативных обстоятельств связано в основном
с тем, что на современном этапе слабо
действуют рыночные рычаги, обеспечивающие
дальнейшее развитие туризма. Усиление
действий рыночных рычагов связано с необходимостью
обеспечения условий для приоритетного
развития внутреннего и внешнего туризма
с целью возрождения традиционных центров
туризма и освоения новых туристских районов.
Слабое действие рыночных рычагов и явно
недостаточное социальное ориентирование
в сфере туризма нуждаются в активном
государственном вмешательстве.
Предполагается необходимым государственное
регулирование в глобальном порядке осуществлять
по двум основным обобщенным направлениям.
Первое направление связано с корректировкой
рыночного саморегулирования путем составления
планов (прогнозов) и государственных
программ с учетом достаточно высокой
степени стихийности осуществляемых сейчас
соотношений в системах «спрос – предложение»
на многие важные виды выпускаемой продукции
и оказываемых услуг.
Второе направление обеспечивает осуществление
социальных программ и социальное ориентирование
рыночной экономики. Рыночное саморегулирование
без должного государственного вмешательства
приводит: к росту монополизации, ускорению
расслоения населения страны на богатых
и бедных, сокращению тех отраслей, которые
не являются источниками получения моментальной
прибыли (наука, культура, искусство, здравоохранение,
просвещение и т.д.). Таким образом, государственное
регулирование в сфере туризма может осуществляться
путем воздействия на расширение туристического
рынка и осуществления соответствующей
социальной политики.
В связи с вышесказанным, воздействие
со стороны государственных органов различных
уровней является определяющим в становлении
организационно-экономического механизма
управления отечественной сферой туризма.
Список литературы:
Информация о работе Государственное регулирование экономики туризма в условиях рынка