Имидж туристической сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:00, доклад

Описание

Сегодня, как никогда раньше, встает вопрос о необходимости глубокого теоретического осмысления и тщательного изучения имиджа туристического региона и путей его формирования. Это и является целью данной курсовой работы.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
-раскрыть как понятие имиджа в целом;
-изучить особенности понятия «имидж региона» с точки зрения туристической деятельности;
- исследовать особенности Ульяновской области как туристического региона;
- предложить пути формирования позитивного имиджа Ульяновской области как туристического региона.

Содержание

Введение
Глава 1.Понятие имиджа и особенности имиджа туристического региона.
1.1. Определение имиджа, его признаки.
1.2. Имидж туристического региона.
Заключение.
Список используемых источников.

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 98.50 Кб (Скачать документ)

Введение

Глава 1.Понятие имиджа и особенности имиджа туристического региона.

1.1.    Определение имиджа, его признаки.

1.2.    Имидж туристического региона.

          Заключение.

          Список используемых источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Достаточно  широко распространенное в PR-дискурсе понятие «имидж» все чаще употребляется  и в регионалистике. В связи  с этим мы можем констатировать укоренение в современной региональной проблематике такого понятия, как «имидж региона». Что это в сущности такое? Энциклопедическое определение понятия «имидж» звучит следующим образом: это целенаправленно формируемый образ (лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие в целях популяризации, рекламы и т.п. Поэтому имидж региона - это некоторый набор признаков и характеристик, которые на эмоционально-психологическом уровне ассоциируются у широкой общественности с конкретной территорией.

Необходимость формирования собственного имиджа каждого  региона и усиление моментов узнаваемости российских территорий, на наш взгляд, очевидна. Потому что, в конечном итоге, это способствует привлечению внимания к региону, дает возможность более эффективно лоббировать свои интересы, улучшать инвестиционный климат, привлекать большое количество туристов, что, несомненно, дает дополнительный доход. Более того, продвижение имиджа регионов - перспективный путь преодоления трудностей в формировании имиджа России в целом. И об этом нельзя забывать.

Вместе с  этим, разнообразие и специфика российских регионов приводят к тому, что широта и интенсивность общественного мнения по поводу имиджа отдельных субъектов Федерации существенно различаются. Очевидно, что некоторые территории более «раскручены», что позволяет им за счет своего позитивного имиджа получать различного рода «выгодные предложения» и развиваться в туристическом отношении.

Создание благоприятного имиджа региона – это не перманентная работа, этот долгосрочная, теоретическая, исследовательская работа, она не только способствует развитию туризма, а, следовательно, и экономики, но и создает благоприятный фон.

Имидж региона - один из наиболее действенных социально-психологических  региональных регуляторов. Имидж, определяющий характер наших взаимоотношений  с объектами, обладает высочайшей степенью эффективности. И если мы в сегодняшнем информационно-ориентированном мире откажемся или не научимся эффективно использовать этот социально-психологический региональный регулятор,  завтра другие используют имидж региона, возможно гораздо более результативно. И в этом отношении не надо дожидаться завтрашнего дня.

А потому сегодня, как никогда раньше, встает вопрос о необходимости глубокого теоретического осмысления и тщательного изучения имиджа туристического региона и  путей его формирования. Это и  является целью данной курсовой работы.

Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:

-раскрыть как  понятие имиджа в целом;

-изучить особенности  понятия «имидж региона» с  точки зрения туристической деятельности;

- исследовать  особенности Ульяновской области как туристического региона;

-  предложить  пути формирования позитивного  имиджа Ульяновской области как  туристического региона.

Следует отметить, что среди значительного числа  работ, посвященным различным аспектам проблемы имиджа, вопросам имиджа туристического региона уделено очень мало  литературы. Поэтому при написании курсовой работы использовались также учебники по туризму (Квартальнов В.А., Меняйло Г.В.), связям с общественностью (Ильинский С.В., Алешина И.В., Чумиков А.Н., Королько В.Г.), маркетингу (Алексунин В.А., Хруцкий В.Е.), а также материалы периодической печати (журналы «Маркетинг в России и за рубежом», «Регион», «Мономах») и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1.Понятие имиджа и особенности имиджа туристического региона.

       1.1. Определение имиджа, его признаки

 

 Проблема  имиджа является сегодня актуальной  как в теоретическом, так и  в практическом плане, прежде  всего потому, что оценки на  уровне имиджа лежат в основе  всех человеческих отношений.  Имидж является естественным  продуктом обработки больших массивов информации. И поскольку мы не в состоянии хранить весь этот объем, мы начинаем пользоваться «ярлычками», отсылающими нас на стоящие за ними ситуации. Удачно выбранные ярлычки закрепляются. В любой ситуации мы обладаем такими «ярлычками-имиджами».

Жизнеспособность  имиджа держится на подмеченном еще  Гераклитом эффекте восприятия: «Главное - не то, что есть, а то, как мы это  понимаем». Имидж можно определить как относительно устойчивое представление  о каком-либо объекте. Большинство  наших знаний о мире - это знания на уровне имиджей.

Имидж - это образ, представление, которое складывается у человека, аудитории, группы, народа о товаре, услуге, проекте, персоне, фирме, организации.

Имидж, как результат  сознательного, целенаправленного  формирования представления об объекте в сознании индивида, является эффективным инструментом, обеспечивающим регулирование поведения индивида в отношении объекта. Существует множество работ по имиджелогии, посвященных формированию и актуализации имиджей товара, бизнесмена, политика, поп-звезды, организации. В этих работах достаточно подробно освещены вопросы, связанные с типологией имиджа, рассмотрен инструментарий имиджелогии, разобраны приемы и технологии формирования того или иного имиджа. Однако проблемам имиджа туристического региона посвящено не так уж много трудов.

 

Имидж - это наиболее сложный и многоликий аспект идентификации. Имидж целенаправленно формируется  за счет опосредованного воздействия  через СМИ и различного рода специальных  мероприятий. Создание имиджа - медленный процесс, и изменения не будут эффективными до тех пор, пока сознание целевых аудиторий не воспримет содержание имиджа. Ответственность за формирование имиджа несут службы, в компетенцию которых входит взаимодействие с внутренними и внешними аудиториями. К таким службам относятся: службы по связям с общественностью, службы развития, службы рекламы и маркетинга, то есть все, кто вовлечен в сферу коммуникаций.

Имидж есть целостное  восприятие (понимание и оценка) чего-либо различными группами общественности, формирующееся на основе хранящейся в их памяти информации о различных сторонах деятельности какого-либо объекта. Осуществляя процесс управления имиджем, необходимо иметь четкие представления о структуре имиджа и особенностях психологических процессов формирования имиджа в сознании индивидов.

Другими словами, содержание понятия имиджа включает две составляющие:

-описательную (информационную) составляющую, которая  представляет собой образ чего-либо, или совокупность всех представлений  (знаний) об этом объекте;

- составляющую, связанную с отношением, или оценочную  составляющую. Оценочная составляющая  существует в силу того, что  хранящаяся в памяти информация  не воспринимается безразлично,  а пробуждает оценки и эмоции, которые могут обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа организации могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

Люди оценивают  что-либо через призму своего прошлого опыта, ценностных ориентаций, общепринятых норм и моральных принципов. Образ и оценка поддаются лишь условному концептуальному различению. В реальности они неразрывно связаны и образуют единое целое.

Таким образом, имидж можно рассматривать как  существующую в сознании людей систему  представлений (образов) и оценок, объектом которых она является.

Каким же должен быть имидж, чтобы соответствовать  ожиданиям целевых аудиторий?

 

Можно назвать  несколько признаков имиджа чего-либо (будь то человек, организация или  регион):

-имидж опирается  на объективные маркетинговые и субъективные символические характеристики: торговую марку, логотип, специализацию, потребительские аудитории, историю, организационную культуру, территориальное положение и т.п.;

-«образ» должен  быть правдоподобным, достоверным,  то есть целевые аудитории должны доверять имиджу. Стратегия информационной открытости является одним из ключевых элементов развития имиджа;

-имидж должен  быть ярким и конкретным. Эмоционально  окрашенный, построенный на нескольких  уникальных характеристиках образ  создает реальные рыночные преимущества в деятельности организации/региона;

-образ должен  быть простым, ориентированным  на архетипические ожидания целевых групп.

 

Несомненно, работа по формированию, поддержке и оптимизации  имиджа ведется сегодня не только для организаций и персон, но и для государств, а также регионов стран и мира. Глобализация рынков и методов деловой активности, развитие глобальных информационных коммуникаций, мощных систем поддержки решений обусловили резкий рост значимости работы все большего числа структур и организаций по созданию имиджа.

Имидж ассоциируется  прежде всего с паблик рилейшнз. Здесь ПР выступает как самостоятельная  функция менеджмента по установлению и поддержанию коммуникаций между  человеком/организацией/регионом и  их группами общественности. Кроме того, к сфере своих полномочий относят имидж и те, кто занимается рекламой, маркетинговыми коммуникациями, корпоративными коммуникациями, отношениями с СМИ, организационным поведением и человеческими ресурсами организации, журналистикой.

Имидж, несомненно, – инструмент достижения стратегических целей. Стратегическими являются цели, затрагивающие основные стороны  деятельности организации/региона  и ориентированные на перспективу. Преимущества позитивного имиджа очевидны. Однако позитивная известность (паблисити) не появляется сама собой и не существует сама по себе. Она требует целенаправленной систематической работы.

Имидж – это  не только средство, инструмент управления, но и объект управления. Позитивный имидж, так же, как и паблисити, создается основной деятельностью, а также целенаправленной информационной работой, ориентированной на целевые группы общественности. Эта работа осуществляется в значительной мере посредством маркетинговых коммуникаций (паблик рилейшнз, реклама). Работа по созданию имиджа ведется целенаправленно для каждой группы и различными средствами. При поддержке имиджа особенно важна работа со СМИ, поскольку крупный масштаб операций требует достаточно широкой известности, достижимой прежде всего с помощью масс-медиа.

Создание имиджа в рыночной среде ведется на основе стратегического подхода, с помощью  интегрированных маркетинговых  коммуникаций (см. рисунок). Следует  помнить, что каждое из средств маркетинговых  коммуникаций имеет свои сильные  и слабые стороны. Системная интеграция этих средств (по времени и последовательности использования, по распределению бюджета между ними) обеспечивает усиление преимуществ каждого из средств и нивелирует их недостатки.

Процесс управления имиджем начинается с формулировки видения, а затем миссии как социально-значимого статуса организации/региона. Затем выявляются особенности и определяется индивидуальность, или “личность”, например, политика или  организации, или региона.

Индивидуальность  преломляется в “жизненном стиле”. Жизненный организационный стиль – это образ жизни компании или другого объекта фыормирования имиджа, то, как они “проводят” время, используют материальные, финансовые, информационные, человеческие и прочие ресурсы. Так, например, компания Microsoft тратит свои ресурсы на перспективные и почти фантастические проекты будущего, на отбор и поддержку творчески-ориентированных сотрудников, на развитие глобальной телекоммуникационной инфраструктуры мира, а также тратит миллионы долларов на то, чтобы мир знал об этом и хорошо к ней относился.

После определения  “характера” принимается решение  о том, как донести этот выгодно  отличающийся от других “характер” до целевых групп. Как сделать достоянием групп общественности реальные достоинства? На этом этапе формируется идентичность. Идентичность – это система коммуникативных средств, – названий, символов, знаков, цветов, мифов, ритуалов, – проецирующих, или отражающих индивидуальность человека/компании/региона. Идентичность должна отражать миссию, структуру, бизнес и притязания.

Работа над идентичностью столь важна, что нередко ведет к структурным изменениям, к смене управляющих или репозиционированию. Таким образом, меняется сама “личность”, или “индивидуальность”. Эти изменения более значимы и существенны для позитивного имиджа, чем косметический макияж интерьеров и раскраска фасадов потемкинских деревень. Cам факт существования понятий стратегической идентичности, стратегической индивидуальности свидетельствует об их стратегической значимости для успеха человека компании региона.

И только в результате работы над идентичностью и использования  корпоративных коммуникаций (маркетинговых, в том числе) возникает положительный (но не всегда!) имидж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Имидж  туристического региона

Регион, как  предмет изучения, попал в поле зрения имиджелогии сравнительно недавно, однако задача формирования имиджа региона далеко не нова.

Под регионом понимается область, часть страны или большого пространства, отличающаяся от других совокупностью естественных и исторически  сложившихся экономических, социальных и культурных особенностей, что дает возможность методологически считать регионом и часть света, и населенный пункт.Такая трактовка позволяет подходить к рассмотрению проблем, связанных с регионом, системно, в зависимости от выбранного для исследований структурного уровня, что в свою очередь позволяет обобщать и распространять результаты и на другие уровни.

Информация о работе Имидж туристической сферы