Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2011 в 12:13, курсовая работа
Тема данного исследования звучит как «инфраструктурные и экономические условия развития туризма» из чего следует, что объектом изучения выступает сама туристская индустрия. Целью же, в свою очередь, выступает изучение социально-экономических условий туризма. Задачи курсовой работы: изучить объект исследования и влияющие на него разными способами факторы, проанализировать экономические и инфраструктурные условия развития туризма, соотнести теоретическую часть с практической, подвести итоги.
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия минувшего и ему пророчат блестящее будущее в столетии грядущем. Согласно прогнозу Всемирной Туристической Организации (ВТО) рост туристической индустрии будет необратим в 21 веке, и к 2020 году количество международных туристских посещений составит 1,6 биллиона единиц. Как известно, данная отрасль хозяйства является фундаментальной основой многих развитых и развивающихся стран мира. И по данным все той же ВТО, вклад ее в мировую экономику (валовое производство услуг) оценивается в 4,5 трлн долл.(данные 2003 года), что эквивалентно 10,9% мирового валового внутреннего продукта [2, c. 95]. Путешествия и туризм обеспечивают свыше 11% международных инвестиций и приносят в казну государств в виде налоговых поступлений 302 млрд. долл. [1, c. 78]. Все это полностью объясняет то, что туризм на сегодняшний день играет одну из главных ролей в мировой экономике и является в настоящее время одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Поэтому вопросы о будущем данной отрасли мирового хозяйства, о ее перспективах и динамике ее развития в наступающем третьем тысячелетии столь важны. Естественно, что для высокой эффективности этого вида бизнеса, его рентабельности и прибыльности от занятых в нем людей требуются ,прежде всего, компетентность и глубокое понимание международного туризма в целом. И именно поэтому вопросы о будущем туризма, о спросе на туристские услуги в третьем тысячелетии являются столь волнующими и актуальными. Кто он, турист ХХI века? Каковы его особенности? Каковы факторы и тенденции развития спроса на рынке туризма? И каковы же в целом особенности туризма нового тысячелетия?
Тема данного исследования звучит как
«инфраструктурные и экономические условия
развития туризма» из чего следует, что
объектом изучения выступает сама туристская
индустрия. Целью же, в свою очередь, выступает
изучение социально-экономических условий
туризма. Задачи курсовой работы: изучить
объект исследования и влияющие на него
разными способами факторы, проанализировать
экономические и инфраструктурные условия
развития туризма, соотнести теоретическую
часть с практической, подвести итоги.
Слово «tour» в международном туризме стало
подразумевать туристское путешествие
с такими заранее спланированными параметрами,
как маршрут, сроки, набор услуг. Туризм
можно представить как массовый род путешествий
с четко определенными целями, совершаемых
собственно туристами. Он включает в себя
как деятельность самого туриста, так
и деятельность по организации и осуществлению
(сопровождению) таких путешествий [2, c.
236]. Такая деятельность осуществляется
различными предприятиями индустрии туризма
и смежных отраслей. По мнению Л.П. Воронковой
«туризм представлял собой частный случай
путешествия с четко определенными целями
и сочетался с познавательной деятельностью
по организации и осуществлению таких
путешествий». В современном значении
туризм - это деятельность, связанная с
массовым туристским движением, осуществляемая
с использованием природно-климатических
и историко-культурных туристских ресурсов,
материально-технической базы туризма
и других важных факторов, которые определяют
уровень и качество обслуживания.
В.А. Квартальнов, говоря о туризме, подразумевает
людей, которые посещают друзей, родственников,
отдыхают на каникулах. При этом определении
к туристам можно отнести и людей, которые
принимают участие в различных видах деловой
и профессиональной деятельности, ездят
в обучающие туры и занимаются исследованиями.
Такой образ жизнедеятельности личности
может характеризовать не только туризм,
но и неразрывно связанное с ним понятие
«путешествие». Большинство ученых полагают,
что эти понятия неразрывно связаны межу
собой, оба описывают определенный образ
жизнедеятельности человека. При этом
большинство современных ученых сходятся
к тому, что туризм является частным случаем
путешествий. Отличия в толковании понятий
усматриваются в разных целях, признаках
и различном материальном положении, описываемых
этими понятиями видов деятельности. Согласно
мнению Кускова А.С., Голубевой В.Л., Одинцовой
Т.Н., туризм от путешествия отличается
по следующим признакам: «временное перемещение
и посещение дестинации (другая местность,
страна, отличная от места постоянного
проживания человека); непременное возвращение
обратно; цели туризма, отличающиеся сугубо
гуманистическим содержанием и направленностью;
совершение туристского путешествия в
свободное от работы или учебы время; запрещение
туристу заниматься в дестинации деятельностью,
оплачиваемой из местного финансового
источника» [1, c. 98]. Следовательно, «путешествие»
обладает большей общностью понятийного
смысла, оно описывает разнообразные перемещения
людей в пространстве и во времени и, следовательно,
может рассматриваться как более широкое
понятие, чем «туризм». Таким образом,
на основе рассмотрения различных подходов
к исследованию туризма, можно дать следующее
определение. Туризм - это вид досуга, связанный
с временным перемещением людей с места
своего постоянного проживания в другую
страну или другую местность в пределах
своей страны с оздоровительными, познавательными,
деловыми или иными целями, но без занятия
оплачиваемой деятельностью в месте временного
пребывания. Туризм взаимодействует с
рекреацией, так как сочетает в себе такие
виды деятельности как расширение познания
и восстановление сил [3, c. 56].
Современная экономическая
наука рассматривает туризм как системный
объект изучения, что позволяет, с одной
стороны, выявить его структуру с многообразием
внутренних связей, а с другой - определить
характер взаимодействия с внешней средой.
В соответствии с определением, разработанным
Международной ассоциацией научных экспертов
в области туризма, туризм как социально-экономическая
система есть совокупность отношений,
связей и явлений, возникающих во время
перемещения и пребывания людей в местах,
отличных от их постоянного места проживания
и не связанных с их трудовой деятельностью.
Внутренний туризм - путешествия внутри своей страны лиц, постоянно проживающих в пределах границ своего государства, без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. На долю внутреннего туризма в мире приходится 80-90% поездок. Расходы на него в 5-10 раз превышают расходы на международный туризм. Международный туризм - это туризм в другую страну с туристскими целями без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. В среднем около 65% всех международных туристских поездок приходится на Европу, около 20% - на Америку и около 15% - на остальные регионы [2, c. 121]. В последнее время наметилась тенденция сближения внутреннего и международного туризма. Это обусловлено упрощением туристских формальностей (например, Шенгенское соглашение в объединенной Европе). Вид туризма связан со спецификой отражения финансовых результатов в бюджете страны или ее региона. По данному признаку в формах туризма выделяют два вида туризма: активный и пассивный. Приезд иностранных туристов в страну или отечественных туристов в данный регион страны является активным туризмом. Активный туризм служит фактором ввоза денег в страну или данный регион. Путешествие граждан одной страны в другие государства и выезд туристов из данного региона страны является пассивным туризмом. Пассивный туризм служит фактором вывоза денег в страну или данный регион. Туризм по наиболее существенным признакам делится на отдельные разновидности. Таковыми признаками являются: цель путешествия, способ передвижения, интенсивность туристского потока, продолжительность путешествия, характер организации путешествия и т.п. В зависимости от цели поездки выделяют следующие разновидности туризма: рекреационный, познавательный, оздоровительный, научный, деловой, спортивный отдых, шоп-туры, приключенческий, паломнический, экзотический, экотуризм и т.п.
Рекреационный туризм характеризуется длительностью путешествия, небольшим количеством городов, входящих в маршрут, широким использованием авиационного транспорта. Познавательный туризм выполняет функции расширения кругозора и интеллекта. Оздоровительный отдых в зависимости от средств воздействия на человека подразделяется на климато-, море-, грязелечение и т.д. Деловой туризм (поездки бизнесменов с деловыми целями) представляет собой наиболее динамичный и доходный вид туризма. Поэтому многие государства стремятся к проведению у себя международных форумов и конференций [1, c. 79]. Сравнительно новым в международном бизнесе является научный туризм. Образовательные поездки за границу стали одним из установившихся сегментов российского турбизнеса. По способу передвижения туристов различают: пешеходный, авиационный, морской, речной, автотуризм, железнодорожный, велосипедный и смешанный. По интенсивности туристских потоков различают постоянный и сезонный туризм. По продолжительности туристов в путешествии выделяют кратковременный и продолжительный туризм. По характеру организации путешествия выделяют индивидуальный, групповой, организованный и самодеятельный (неорганизованный) и т.п. Существуют факторы, которые определяют развитие туризма и формируют направленность туристских потоков. Благоприятные факторы приводят регион или страну к лидерству в мировом туризме, неблагоприятные - снижают туристский поток. Такие факторы нужно устанавливать как можно более полно для каждого конкретного сегмента рынка. Внешние обстоятельства эффективности туризма включают статистические (неизменные во времени) и динамические факторы. В статистическую группу входят природно-климатические, географические, культурно-исторические факторы.
Привлекательность мест отдыха определяют
в первую очередь именно эти условия. Не
случайно южные регионы с теплым климатом
имеют положительное сальдо по статье
«туризм», в то время как во всех северных
странах, будь то Россия или Скандинавские
страны, сальдо - отрицательное. Историко-культурные
ресурсы приобретают все большее значение
с ростом уровня образования и познавательной
потребности людей. К динамическим факторам
относятся: социальные и демографические
изменения, финансовое и экономическое
развитие, политическая обстановка в стране
и материально-технические факторы [1,
c. 88]. Демографические и социальные изменения
ведут к тому, что все больше людей будут
иметь время и доход, позволяющие им путешествовать.
К этим изменениям относятся следующие
показатели:
- уровень доходов
населения
Информация о работе Инфраструктурные и экономические условия развития туризма