Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2011 в 12:13, курсовая работа
Тема данного исследования звучит как «инфраструктурные и экономические условия развития туризма» из чего следует, что объектом изучения выступает сама туристская индустрия. Целью же, в свою очередь, выступает изучение социально-экономических условий туризма. Задачи курсовой работы: изучить объект исследования и влияющие на него разными способами факторы, проанализировать экономические и инфраструктурные условия развития туризма, соотнести теоретическую часть с практической, подвести итоги.
1.2 Факторы, влияющие на развитие спроса в туризме
Итак, туристский спрос является категорией
массовой и социальной. Он формируется
на основе многочисленных факторов, воздействие
которых может повышать или понижать спрос.
Наиболее важными и значительными факторами,
влияющими на изменение спроса на туристском
рынке, являются следующие:
-профессия
-предпочитаемая
форма организации тура
1.3 Общеэкономические факторы
Благосостояние общества и увеличение свободного времени.Туризм как отрасль экономики, занимающаяся в первую очередь организацией свободного времени клиента, может успешно существовать и развиваться при наличии как минимум двух составляющих: свободного времени и достаточных материальных средств для его организации. Проще говоря, основу современного туристского рынка как в качественном, так и в количественном отношении составляют оплачиваемые отпуска работников с учетом того, что в последнее время в международном туризме значительно возрастает роль деловых поездок, а также путешествий лиц пенсионного возраста, хотя последнее, к сожалению, не относится к России [1, c. 45]. Существует прямая связь между тенденциями в развитии индустрии туризма и общими экономическими, техническими и социальными достижениями. Растущий уровень жизни в развитых странах мира ведет к росту продолжительности отпусков работников и достаточно высокому уровню их обеспечения, что оказывает значительное влияние на развитие туристской отрасли. Таким образом, необходимыми предпосылками возникновения массового туризма, его развития и поддержания высоких объемов спроса являются увеличение свободного времени и рост материального благосостояния общества. Тенденция к увеличению свободного времени является важным фактором дальнейшего успешного развития туризма как отрасли. Вместе с тем «потребность в отдыхе относится к верхнему этажу пирамиды потребностей человека». Известно,что «…потребности человека в туризме - потребности в восстановлении и развитии физических и психических сил человека, в его физическом, интеллектуальном и духовном совершенствовании».Но для того, чтобы эти потребности приобрели массовый характер, общество должно достичь достаточно высокого уровня благосостояния. Измерением уровня жизни и дифференциации доходов населения занимаются многие международные организации, в том числе и Совет организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 1980 году ОЭСР утвердил список социальных индикаторов, в число которых входит и такой индикатор, как «время и отдых», а его показателями являются величина свободного времени и его использование. В качестве критерия рациональности структуры расходов семей используется закон, открытый немецким статистиком Э.Энгелем, согласно которому с ростом доходов семьи снижается доля затрат на питание, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд (к числу которых можно отнести и использование свободного времени) существенно увеличивается. Примером может служить ФРГ, где рост общественного богатства сопровождается сокращением доли расходов на питание и предметы роскоши в структуре общих потребительских расходов граждан. Одновременно же растет доля расходов на туризм и организацию свободного времени. Высокая степень зависимости туризма от состояния экономики в целом была замечена еще в 20-30-е годы прошлого столетия. Они уделяют повышенное внимание расположению и обустройству номеров, наличию в них шампуней, скрабов, гелей, проявлению уважения со стороны персонала и личной безопасности.
Как известно, спрос - это платежеспособная потребность, то есть сумма денег, которую потребители могут и намерены заплатить за нужные им товары и услуги. Таким образом, туристская активность находится в прямо пропорциональной зависимости от уровня доходов, а также от образования потенциальных потребителей. Учитывая тот факт, что оба эти показателя в конце 80-х годов в западных странах имели тенденцию к росту, интенсивность туризма также увеличилась [1, c. 54]. Но вместе с тем, в тот же период стала наблюдаться и активизация туристского спроса среди населения с невысоким уровнем доходов и образования. Следует отметить и то, что на Западе существует немалое число фирм, специализирующихся только лишь на образовательном туризме, успешно работающих и получающих достаточно высокую прибыль в этом сегменте рынка туризма. На сегодняшний день в силе пока еще остается следующее правило: чем меньше населенный пункт, тем ниже интенсивность туризма среди его жителей и тем ближе выбираемые ими цели туристских поездок. Однако, многие западноевропейские эксперты утверждают, что в последнее время значительно увеличилась туристская активность жителей сельских областей западноевропейских стран и возросла интенсивность потребления ими туристских продуктов и услуг, что позволяет прогнозировать возможное в будущем добавление к традиционно активным группам потребителей туристских услуг нового и достаточно перспективного сегмента на туристском рынке Европы. Основную тенденцию развития общественной психологии потребления на современном Западе можно обозначить как: трансформация общества производительности и благосостояния в «общество свободного времени». А поскольку это самое «свободное время» является необходимым и важнейшим компонентом существования и процветания туристской отрасли, то параллельно этой тенденции проходит и другая не менее значимая - увеличение количества путешествующих.
В настоящее время огромные расстояния
уже не являются тем ограничивающим и
тормозящим путешественников фактором
как прежде. От Нью-Йорка до Парижа также
легко долететь, как и до Калифорнии. Рекламные
объявления на всю страницу в газете «Нью-Йорк
таймс» соблазняют американцев делать
покупки а Лондоне в магазине «Хэрродз».
«Джет-сэт» открыл дорогу богатеющему
среднему классу новобрачных, бабушек,
семей, студентов, деловых людей западного
общества. В начале 90-х годов количество
путешествующих по сравнению с прошлым
десятилетием значительно увеличилось.
По статистике в США 90-х годов 23 тысячи
рейсовых полетов перевозили в день 450
млн пассажиров. К началу 2007 года это число
составило уже 850 млн пассажиров. В 1990 году
авиалиниями мира летало около миллиарда
пассажиров, С началом года 2007 это число
составило 5000 млрд пассажиров, то есть
увеличилось ровно в 5 раз. Таким образом,
каждый день из одного места нашей планеты
в другое летают свыше 3 млн человек. И
как известно, к числу факторов, наиболее
существенно влияющих на развитие международного
туризма и увеличение числа путешествующих,
относят культурный фактор, а именно: рост
культурного уровня различных стран мира
и стремление в связи с этим к ознакомлению
с культурой других стран. Поэтому сегодня,
благодаря этому стремлению, а также увеличению
количества поездок и путешествующих,
глобальным телекоммуникациям и так далее,
беспрецедентным стал темп обмена между
Европой, Америкой и другими странами
мира. Почти во всех городах мира присутствуют
черты международной культуры. Люди с
таким энтузиазмом обмениваются едой,
музыкой, модой, что новый универсальный
образ жизни стал господствовать в Осаке,
Мадриде и в Сиетле. Он стимулируется потребительским
спросом: люди пьют кофе-каппучино и родниковую
воду Перрье, обставляют квартиру мебелью
фирмы ИКЕЯ, едят суси, носят одежду фирмы
«Бенеттон», слушают англо- американский
рок, когда едут на автомобиле компании
«Хенде» в «Макдональдс». Но по мере того
как образы жизни различных стран становятся
все более схожими, по мере того как люди
все ближе знакомятся с культурой других
народов, появляются черты сильной противодействующей
тенденции: протест против единообразия,
желание утвердить уникальность своей
культуры и языка, своеобразная борьба
с иностранным влиянием. В каждом уголке
мира происходят взрывы такого культурного
национализма:
- С 70-х по 2000-е годы
посещаемость музеев в США возросла с
200 млн человек до 500 млн в год.
Информация о работе Инфраструктурные и экономические условия развития туризма