Инфраструктурные и экономические условия развития туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2011 в 12:13, курсовая работа

Описание

Тема данного исследования звучит как «инфраструктурные и экономические условия развития туризма» из чего следует, что объектом изучения выступает сама туристская индустрия. Целью же, в свою очередь, выступает изучение социально-экономических условий туризма. Задачи курсовой работы: изучить объект исследования и влияющие на него разными способами факторы, проанализировать экономические и инфраструктурные условия развития туризма, соотнести теоретическую часть с практической, подвести итоги.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ11.doc

— 98.50 Кб (Скачать документ)

1.2 Факторы, влияющие на развитие спроса в туризме

        Итак, туристский спрос является категорией массовой и социальной. Он формируется на основе многочисленных факторов, воздействие которых может повышать или понижать спрос. Наиболее важными и значительными факторами, влияющими на изменение спроса на туристском рынке, являются следующие:                                                                                              Общеэкономические факторы                                                                                                 -уровень материального благосостояния массового потребителя                                          -соотношение рабочего и свободного времени у трудового населения                       Социо-демографические факторы                                                                                              -возраст                                                                                                                                            -пол

-профессия                                                                                                                                 -образование                                                                                                                             -социальная группа                                                                                                                      -семейное положение                                                                                                                 -имущественное положение                                                                                                                -состав семьи                                                                                                                                     -регион проживания                                                                                                                   -город/сельская местность                                                                                                          -величина населенного пункта, где живут туристы                                                                               -род занятий                                                                                                                     Факторы культурного и общественно-психологического характера                                       -приоритеты в системе духовных ценностей общества                                                         -психология потребления                                                                                         Личностно-поведенческие факторы                                                                                           -личные особенности                                                                                                                  -стиль жизни                                                                                                                                   -интересы в свободное время                                                                                                    -система духовных ценностей                                                                                                      -целевые установки                                                                                                      -мотивы                                                                                                                                     Все эти факторы оказывают воздействие на так называемый «черный ящик сознания покупателя», который в конечном счете является определяющем элементом поведения потребителя на рынке. Совокупность тех или иных факторов определяет возникновение и характер поведения потребителей туристских услуг, которые могут быть выражены, например, такими показателями, как:                                                                                                                          -частотность туризма                                                                                                                  -предпочтения в выборе географии туризма

-предпочитаемая форма организации тура                                                                                 -представления туриста о цене тура и т. д.                                                                   И именно для того, чтобы выявить данные поведенческие особенности потребителей туристских услуг, необходимо подробнее рассмотреть воздействие на структуру туристского спроса общеэкономических и социо-демографических факторов, а также факторов культурного порядка. 

1.3 Общеэкономические факторы

        Благосостояние общества и увеличение свободного времени.Туризм как отрасль экономики, занимающаяся в первую очередь организацией свободного времени клиента, может успешно существовать и развиваться при наличии как минимум двух составляющих: свободного времени и достаточных материальных средств для его организации. Проще говоря, основу современного туристского рынка как в качественном, так и в количественном отношении составляют оплачиваемые отпуска работников с учетом того, что в последнее время в международном туризме значительно возрастает роль деловых поездок, а также путешествий лиц пенсионного возраста, хотя последнее, к сожалению, не относится к России [1, c. 45]. Существует прямая связь между тенденциями в развитии индустрии туризма и общими экономическими, техническими и социальными достижениями. Растущий уровень жизни в развитых странах мира ведет к росту продолжительности отпусков работников и достаточно высокому уровню их обеспечения, что оказывает значительное влияние на развитие туристской отрасли. Таким образом, необходимыми предпосылками возникновения массового туризма, его развития и поддержания высоких объемов спроса являются увеличение свободного времени и рост материального благосостояния общества. Тенденция к увеличению свободного времени является важным фактором дальнейшего успешного развития туризма как отрасли. Вместе с тем «потребность в отдыхе относится к верхнему этажу пирамиды потребностей человека». Известно,что «…потребности человека в туризме - потребности в восстановлении и развитии физических и психических сил человека, в его физическом, интеллектуальном и духовном совершенствовании».Но для того, чтобы эти потребности приобрели массовый характер, общество должно достичь достаточно высокого уровня благосостояния. Измерением уровня жизни и дифференциации доходов населения занимаются многие международные организации, в том числе и Совет организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 1980 году ОЭСР утвердил список социальных индикаторов, в число которых входит и такой индикатор, как «время и отдых», а его показателями являются величина свободного времени и его использование. В качестве критерия рациональности структуры расходов семей используется закон, открытый немецким статистиком Э.Энгелем, согласно которому с ростом доходов семьи снижается доля затрат на питание, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд (к числу которых можно отнести и использование свободного времени) существенно увеличивается. Примером может служить ФРГ, где рост общественного богатства сопровождается сокращением доли расходов на питание и предметы роскоши в структуре общих потребительских расходов граждан. Одновременно же растет доля расходов на туризм и организацию свободного времени. Высокая степень зависимости туризма от состояния экономики в целом была замечена еще в 20-30-е годы прошлого столетия. Они уделяют повышенное внимание расположению и обустройству номеров, наличию в них шампуней, скрабов, гелей, проявлению уважения со стороны персонала и личной безопасности.

        Как известно, спрос - это платежеспособная потребность, то есть сумма денег, которую потребители могут и намерены заплатить за нужные им товары и услуги. Таким образом, туристская активность находится в прямо пропорциональной зависимости от уровня доходов, а также от образования потенциальных потребителей. Учитывая тот факт, что оба эти показателя в конце 80-х годов в западных странах имели тенденцию к росту, интенсивность туризма также увеличилась [1, c. 54]. Но вместе с тем, в тот же период стала наблюдаться и активизация туристского спроса среди населения с невысоким уровнем доходов и образования. Следует отметить и то, что на Западе существует немалое число фирм, специализирующихся только лишь на образовательном туризме, успешно работающих и получающих достаточно высокую прибыль в этом сегменте рынка туризма. На сегодняшний день в силе пока еще остается следующее правило: чем меньше населенный пункт, тем ниже интенсивность туризма среди его жителей и тем ближе выбираемые ими цели туристских поездок. Однако, многие западноевропейские эксперты утверждают, что в последнее время значительно увеличилась туристская активность жителей сельских областей западноевропейских стран и возросла интенсивность потребления ими туристских продуктов и услуг, что позволяет прогнозировать возможное в будущем добавление к традиционно активным группам потребителей туристских услуг нового и достаточно перспективного сегмента на туристском рынке Европы. Основную тенденцию развития общественной психологии потребления на современном Западе можно обозначить как: трансформация общества производительности и благосостояния в «общество свободного времени». А поскольку это самое «свободное время» является необходимым и важнейшим компонентом существования и процветания туристской отрасли, то параллельно этой тенденции проходит и другая не менее значимая - увеличение количества путешествующих.

         В настоящее время огромные расстояния уже не являются тем ограничивающим и тормозящим путешественников фактором как прежде. От Нью-Йорка до Парижа также легко долететь, как и до Калифорнии. Рекламные объявления на всю страницу в газете «Нью-Йорк таймс» соблазняют американцев делать покупки а Лондоне в магазине «Хэрродз». «Джет-сэт» открыл дорогу богатеющему среднему классу новобрачных, бабушек, семей, студентов, деловых людей западного общества. В начале 90-х годов количество путешествующих по сравнению с прошлым десятилетием значительно увеличилось. По статистике в США 90-х годов 23 тысячи рейсовых полетов перевозили в день 450 млн пассажиров. К началу 2007 года это число составило уже 850 млн пассажиров. В 1990 году авиалиниями мира летало около миллиарда пассажиров, С началом года 2007 это число составило 5000 млрд пассажиров, то есть увеличилось ровно в 5 раз. Таким образом, каждый день из одного места нашей планеты в другое летают свыше 3 млн человек. И как известно, к числу факторов, наиболее существенно влияющих на развитие международного туризма и увеличение числа путешествующих, относят культурный фактор, а именно: рост культурного уровня различных стран мира и стремление в связи с этим к ознакомлению с культурой других стран. Поэтому сегодня, благодаря этому стремлению, а также увеличению количества поездок и путешествующих, глобальным телекоммуникациям и так далее, беспрецедентным стал темп обмена между Европой, Америкой и другими странами мира. Почти во всех городах мира присутствуют черты международной культуры. Люди с таким энтузиазмом обмениваются едой, музыкой, модой, что новый универсальный образ жизни стал господствовать в Осаке, Мадриде и в Сиетле. Он стимулируется потребительским спросом: люди пьют кофе-каппучино и родниковую воду Перрье, обставляют квартиру мебелью фирмы ИКЕЯ, едят суси, носят одежду фирмы «Бенеттон», слушают англо- американский рок, когда едут на автомобиле компании «Хенде» в «Макдональдс». Но по мере того как образы жизни различных стран становятся все более схожими, по мере того как люди все ближе знакомятся с культурой других народов, появляются черты сильной противодействующей тенденции: протест против единообразия, желание утвердить уникальность своей культуры и языка, своеобразная борьба с иностранным влиянием. В каждом уголке мира происходят взрывы такого культурного национализма:                                                          -После многих лет обучения английскому языку своего населения Сингапур развернул кампанию «Говорить на мандаринском» - это попытка возродить «старые ценности».                                                                                                     -Борьба уэльсцев, в основном не агрессивными методами, по поддержанию своего языка и литературы.                                                                                         -В северо-восточной части Испании каталанский язык, запрещенный во время диктатуры Франсиско Франко, был восстановлен в качестве официального языка.                                                                                                     -Власти Квебека наказывают тех, кто говорит по-английски, запрещают писать указатели на английском языке и так далее. Таким образом, чем больше наши образы жизни становятся схожими, тем более прочно, как утверждают футурологи, будем держаться за такие ценности, как религия, язык, искусство, литература и национальная культура в целом. По мере того как внешние стороны нашей жизни сближаются, мы будем все больше дорожить традициями, порождаемыми внутри нашего собственного общества. По мнению футурологов с началом нового тысячелетия произойдет коренная и революционная смена приоритетов в проведении досуга и затратах на него. Дело в том, что постепенно искусства и культура придут на смену спорту как основные способы проведения досуга. Эта удивительная мегатенденция уже просматривалась в 90-х годах во взрыве интереса к изобразительному и исполнительскому искусствам:

- С 70-х по 2000-е годы посещаемость музеев в США возросла с 200 млн человек до 500 млн в год.                                                                                                     - В течение этого же периода аудитория оперных театров США почти утроилась.                                                                                                                             - Сезон 1989/00 годов на Бродвее побил рекорды посещаемости за всю его предыдущую историю и так далее [1, c. 34].                                                                  В результате, 00-е годы вызвали к жизни своеобразный ренессанс изобразительных искусств, поэзии, танца, театра и музыки практически во всем мире. И теперь на смену увлечению спортом постепенно приходит увлечение искусством и достояниями культуры, которое, по мнению футурологов, в наступающем тысячелетии станет одним из самых популярных способов проведения досуга.

Информация о работе Инфраструктурные и экономические условия развития туризма