Инновации и туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 20:54, реферат

Описание

В качестве значимых для определения сути инноваций в туризме выделяют следующие классификационные признаки:
- источник идеи (потребности туристов, открытия, изобретения);
- вид инновации (аттракторы, инфраструктура туризма, турпродукт, способы и средства распределения турпродукта/услуги, управление, факторы производства);
- степень новизны (улучщающие, прорывные);
- широта воздействия, масштабность, связность (локальные, глобальные, системные);
- инвестиционное наполнение (некапиталоемкие, малокапиталоемкие, капиталоемкие).

Содержание

Введение
1. Инновации и туризм
1.1 Понятие «инновация», виды и функции инновации
1.2 Суть и основные принципы инноваций в туризме
2. Инновационная деятельность в туризме
3.Создание нововведений и их внедрение
4. Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Туризм Реферат.docx

— 42.89 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

1.   Инновации и туризм

1.1 Понятие  «инновация», виды и функции  инновации

1.2 Суть и  основные принципы инноваций  в туризме

2. Инновационная  деятельность в туризме

3.Создание нововведений и их внедрение

4. Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме

Заключение

Список литературы

 

Введение

В России предпринимаются  активные действия по переходу на инновационный  путь развития экономики. Инновации  – это нечто иное, как действия по внедрению достижений науки и  техники в технологии и управление, в том числе и в социальной сфере, т.е. в организациях, занимающихся предоставлением услуг населению.

На протяжении второй половины ХХ в. наблюдается ускорение  темпов инноваций и роста масштабов  инновационной деятельности во всех секторах экономики, включая социально-культурный сервис и туризм.

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые  темпы он признан экономическим  феноменом столетия. Для 38% государств туризм – главный источник дохода, а для 83% стран туризм является одним из пяти основных источников дохода.

Туризм, являясь  в настоящее время глобальным социально-экономическим явлением, функционирующим в условиях порой  весьма жесткой конкуренции, характеризуется  большой степенью подверженности инновационным  процессам, следование которым зачастую является основным детерминирующим  конкурентоспособность туристских организаций фактором.

Государство должно сосредоточить свои усилия и  имеющиеся свободные ресурсы  на развитии перспективных для всей национальной экономики наукоемких отраслей, т.е. таких отраслей, которые  активно влияют и способствуют развитию других секторов экономики. И такой  отраслью является туризм.

 

  1. Инновации и туризм

 

1.1 Понятие «инновация», виды и функции инноваций

 

Инновации и  инновационная деятельность традиционно  представляются как направление  научно-технического прогресса (высокотехнологичной  его составляющей) и как процесс, связанный с внедрением результатов  научных исследований и разработок в практику. Однако смысл и содержание понятия «инновация» более широк. Сфера инноваций всеобъемлюща, она  не только охватывает практическое использование научно-технических разработок и изобретений, но и включает перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации. Инновация выступает в качестве явного фактора перемены, как результат деятельности, воплощенный в новый или усовершенствованный продукт, технологические процессы, новые услуги и новые подходы к удовлетворению социальных потребностей

Термин «инновация» (от анг. innovation-нововведение) характеризует  качественные сдвиги в процессе производства. Несмотря на то, что понятие «инновация»  является широко употребляемым, до сих  пор не существует общепринятого  его определения. Различные автор, в основном зарубежные (П. Друкер, Н. Мончев, Э. Мэнсфилд, И. Перлаки, М. Портер, Й. Шумпетер и др.), трактуют его в  зависимости от объекта и предмета исследования - как результат и  как процесс.

Так, в современном  словаре иностранных слов (в соответствии со сводом международных стандартов «Руководство Фраскати») инновация  – это конечный результат инновационной  деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе  к социальным услугам.

В оксфордском  толковом словаре понятие «инновация»  разъясняется следующим образом: «Любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в  результате чего новатор или его  компания получают преимущество перед  конкурентами».

Термин «инновация», в современном его понимании, первым стал применять Й. Шумпетер, который подчеркивал, что инновация  – это существенная смена функции  производимого, состоящая в новом  соединении и коммерциализации всех новых комбинаций, основанных на использовании  новых материалов и компонентов, внедрении новых процессов, открытии новых рынков, внедрении новых  организационных форм.

Нововведения (инновации) возможны во всех сферах деятельности человека. Исходя из многовариантных  возможностей, инновации различаются  по сфере приложения, масштабам распространения  и по характеру. По сфере приложения инновации подразделяются на научно-технические, организационно-экономические, социально-культурные и государственно-правовые. По масштабам  распространения различают глобальные, национальные, региональные, отраслевые и локальные (на предприятии, компании) инновации. По характеру они могут  быть эволюционными и радикальными.

Основные  функции инноваций:

- они вовлекают  в производство новые производительные  силы, способствуют повышению производительности  труда и эффективности производства, сокращают различного рода затраты;

- повышают  уровень жизни каждого человека  и общества в целом за счет  разнообразия и качества производимой  продукции и услуг, удовлетворения  потребностей населения;

- помогают  привести в соответствие структуру  производства со структурой изменившихся  потребностей, способствуют поддержанию  равновесия между спросом и  предложением, между производством  и потреблением;

- являются  результатом применения творческих  возможностей и знаний конкретной  личности, человеческого интеллекта, что, в свою очередь, стимулирует  дальнейший рост творческой деятельности.

 

1.2 Суть и основные принципы инноваций в туризме

 

Изучение  тенденций и закономерностей  комплексного освоения инноваций, планирование положительных результатов и  управление ими – сложная методологическая проблема в сфере туризма, связанная  прежде всего с классификацией нововведений. В качестве значимых для определения  сути инноваций в туризме выделяют следующие классификационные признаки:

- источник  идеи (потребности туристов, открытия, изобретения);

- вид инновации  (аттракторы, инфраструктура туризма,  турпродукт, способы и средства  распределения турпродукта/услуги, управление, факторы производства);

- степень  новизны (улучщающие, прорывные);

- широта воздействия,  масштабность, связность (локальные,  глобальные, системные);

- инвестиционное  наполнение (некапиталоемкие, малокапиталоемкие,  капиталоемкие).

Инновации в  туризме следует рассматривать  как системные мероприятия, имеющие  качественную новизну и приводящие к позитивным сдвигам, обеспечивающим устойчивое функционирование и развитие отрасли в регионе. Так, идея создания и реализация туристских проектов, даже не приносящих вначале существенной прибыли, может дать толчок развитию туризма и тем самым активно  способствовать созданию дополнительных рабочих мест и росту доходов  населения. Яркое доказательство тому – успех города Великого Устюга Вологодской области, который сегодня  позиционирует себя как родина Российского  Деда Мороза и переживает настоящий  туристский бум.

Инновационный процесс в туризме достаточно специфичен. Он получает, как правило, свое признание, с одной стороны, через туристский рынок и степень  удовлетворенности клиента, а с  другой стороны, в основном благодаря  принятию совместных решений туристскими  организациями, органами управления отраслью в регионе, органами местного самоуправления и общественными организациями, деятельность которых связана с  туризмом, а также благодаря оценке отрасли местным населением. Только такое взаимодействие всех элементов (субъектов и объектов) инновационного процесса может привести к появлению существенного синергетического эффекта, выраженного в качестве роста (развития) сферы туризма. Комплексность и трансформируемость открытий, когда внедрение нового в одной области дает эффект (и возможно, более сильный) в другой, составляющий их сущность в отрасли, потому нуждаются в научно обоснованной организации и управлении

К основным принципам  инноваций в туризме относят:

1. Принцип  научности, заключающийся в использовании  научных знаний и методов для  реализации инноваций, соответствующих  потребностям туристов.

2. Принцип  системности. Разрабатываемая стратегия  инновационного развития сферы  туризма в регионе должна учитывать  факторы и условия, необходимые  для удовлетворения потребностей  людей в отдыхе; ресурсные возможности  региона (экономические, финансовые, кадровые и другие); социальное  воздействие на общество; факторы  внешней среды.

3. Принцип  соответствия инновации потребностям  туристов. Предлагаются только те  новшества, которые действительно  нужны клиенту, а не те, которые  может произвести и внедрить  туристская организация.

4. Принцип  позитивности результатов, состоящий  в предупреждении неразумного,  не продуманного создания и  внедрения новшества, которое  может быть опасно, во-первых, для  туриста; во-вторых, для конкретного  предприятия; в-третьих, для биосферы  и общества в целом.

5. Принцип  имманентности инвестиционным процессам.  Для проведения необходимых исследований, разработки и материализации  инноваций используются инвестиционные  ресурсы, эффективность которых  определяется степенью значимости  и масштабностью нововведений.

6. Соответствие  инновационной деятельности и  ее результатов (новшеств) уровню  развития общества.

7. Принцип  связности. Процесс нововведения  заканчивается появлением на  рынке продукта, который должен  на определенном этапе своего  жизненного цикла вызывать потребность  (стимулировать идею) создания следующего  новшества и обеспечивать финансовую  поддержку этого процесса.

8. Принцип  безопасности. Любое нововведение  должно гарантировать отсутствие  вреда для человека и окружающей  его среды

 

2.Инновационная деятельность в туризме

 

Инновационная деятельность – комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, которые приводят к  инновациям. Деятельность является инновационной, если в нее приносятся новые знания, технологии, приемы, подходы для  получения результата, который широко востребован в обществе. Инновационную  деятельность предприятия можно  определить как совместную работу всех работников, направленную на создание и внедрение новшества. Инновационная деятельность носит системный характер, систему образуют общество и субъекты инновационной деятельности.

Основные  направления инновационной деятельности в сфере туризма и гостеприимства:

- выпуск новых  видов туристского продукта, ресторанного  продукта, гостиничных услуг и  т.д.;

- использование  новой техники и технологии  в производстве традиционных  продуктов;

- использование  новых туристских ресурсов, ранее  не использовавшихся. Уникальный  пример – путешествия туристов  на космических кораблях;

- изменения  в организации производства и  потребления традиционного туристского,  ресторанного продукта, гостиничных  услуг и т.д.; новый маркетинг,  новый менеджмент;

- выявление  и использование новых рынков  сбыта продукции (гостиничные  и ресторанные цепи).

Основу инновационной  деятельности во всех секторах экономики  составляет реализация достижений научно-технического прогресса. Сказанное в полной мере относится и к сфере социально-культурного  сервиса и туризма.

Научно-техническая  революция не только стала материальной основой формирования массового  туризма. Она оказала огромное влияние  на инновационную деятельность в  социально-культурный сервис и туризм через высокие технологии, к числу  которых относятся новые материалы, микропроцессорная техника, средства информации и связи, биотехнологии.

Появление полимерных, композитных и других новых материалов привело к появлению новых  видов одежды и обуви, нового спортивного  и иного снаряжения, новой тары и упаковки и т.д. Новые материалы  стали материальной основой экстремального туризма, способствовали развитию водного, горного и ряда других видов туризма.

Появление современных  средств информации и связи оказало  глубокое влияние на общественное производство и быт людей. Современную туристскую деятельность и работу туристских фирм нельзя представить без Internet. Современная  аудио-видео-техника существенно  изменила технологию менеджмента. Управление переводится в режим реального  времени и т.д.

Таким образом, инновационная деятельность в сфере  туризма направлена на создание нового или изменение существующего  продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых  информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности.

 

 

3.Создание нововведений и их внедрение

В последние годы на рынках главенствующую роль занимают транснациональные компании и корпорации, что вызвало сокращение числа действующих субъектов, однако стало больше торговых марок и  ускорилась динамика их появления; растет темп выпуска новых товаров при  сокращении их жизненного цикла, что  способствует внедрению инноваций  и возникновению новых брендов  и разновидностей товаров; увеличивается  сегментация рынков, растет стоимость  выведения нового товара на рынок; изменилось поведение потребителей: в связи  с доступностью источников информации они стали более требовательными  к товарам, услугам и рекламе. Изменения на рынках активно воздействуют на инновационную деятельность. Соответственно процент неудачных попыток будет  расти, что связано с сокращением  жизненного цикла товаров и ростом затрат на развитие и продвижение  новых продуктов. Поэтому особое значение приобретает процесс разработки нового продукта, создание новшеств. 
 
Самые распространенные - это продукты, возникающие внутри данного рынка. Эти инновации не создают новых категорий или рынков, а новый продукт появляется в рамках той категории, в которой возникла первоначальная идея. Они основываются на расширении или сокращении разновидностей любой базисной характеристики конкретного товара или услуги, изменении внешнего оформления, упаковки товара или среды предоставления услуги. Такое создание новшеств является самым распространенным, оно оказывает позитивное воздействие на рынок, поскольку увеличивает его объем и стимулирует превращение потенциальных потребителей в реальных. 
 
Альтернативный путь создания новшеств - это продукты, возникающие вне существующего рынка. В случаях полной трансформации продукта появляются новые ситуации, новые категории потребителей, которые раньше не принимались во внимание. Преимущество инноваций такого типа состоит в том, что вместо захвата части рынка создается новый рынок. 
 
Примером может служить идея использования продовольственных товаров в качестве альтернативного источника получения прибыли заправочными станциями. Сегодня на автозаправках крупных городов многих стран можно купить фрукты, хлеб, овощи и другие продукты. Причем, если прибыль от продажи с одного литра бензина составляет около 1 %, то средняя прибыль продовольственных магазинов - более 50 %. 
 
Другой пример. Когда Интернет был новинкой, доступной далеко не каждому, появилась идея о предоставлении доступа к Интернету посетителям кафетериев. Реализация этой идеи привела к созданию нового бизнеса - интернет-кафе. Их хозяева заинтересованы в том, чтобы посетитель больше времени оставался за столиком, так как от пользования услугами Интернета они получают больший доход, чем от продажи кофе. 
 
В приведенных двух различных подходах к инновациям отражены в первом случае модификации в рамках существующего рынка, а во втором - создание новой категории с соответствующими изменениями товара и привлечением новых потребителей. 
 
Первый подход отражает вертикальный маркетинг - от общего к частному через процесс последовательного и логического мышления; второй подход - латеральный маркетинг - от частного к общему, используя оригинальное и более творческое мышление. 
 
Филип Котлер и Фернандо де Без Триас в книге "Новые маркетинговые технологии" дают следующее определение латерального маркетинга: "Это рабочий процесс, который при приложении к существующим товарам или услугам дает в результате ин-новационные товары или услуги, охватывающие потребности, целевых потребителей или ситуации, не охваченные в настоящее время, и, таким образом, является процессом, который предлагает высокие шансы для создания новых категорий или рын-ков". 
 
Латеральный маркетинг имеет ряд отличий от традиционного - вертикального: он может быстро перескакивать на другие категории товаров или услуг без видимого смысла, стимулируя перемены; не отбрасывает никакие альтернативы, которые могут привести к новой концепции; может использовать категории или товары, не относящиеся к определенному продукту, тогда как вертикальный маркетинг исключает концепции, находящиеся вне определения потенциального рынка. 
 
Рынок, где конкурируют товар или услуга, включает составляющие латерального маркетинга. Ими являются "потребность", "цель", "обстоятельства". Обстоятельства представляют собой комбинацию "места", "времени", "ситуации" и "опыта". 
 
Ни один товар, ни одна услуга не могут существовать без этих составляющих. Изменение одной из них провоцирует появление разрыва между товаром и услугой и новой составляющей. Чтобы осуществить операции по исключению или реорганизации одной из составляющих, объединению двух из них, требуется приложить некоторые усилия. 
 
Изменение потребности. Компания изыскивает дополнительные источники доходов (например, таксомоторный парк предлагает использовать водителей такси в качестве курьеров для перевозки срочных пакетов с документами). 
 
Изменение цели. Выбор и привлечение тех потребителей, которые не являются потенциальными целевыми клиентами на рынке данного товара или услуги. 
 
Изменение обстоятельств. Предложение места, условий и ситуаций реализации продукта, которые ранее не использовались. 
 
Изменение места. Включает изменение пункта продажи, области применения или потребления там, где товар или услуга в данный момент не используются. Прием туристов в сельской местности с использованием деревенских домов в качестве небольших гостиниц (10-12 комнат) для людей, которые хотят спокойного отдыха, - латеральный сдвиг, который генерирует новую концепцию туризма - "сельский туризм". 
 
Изменение времени. Заключается в выборе новых моментов использования или потребления, к которым можно подогнать предложения компании. Например, отели имеют возможность сдавать комнаты на дневное время. Эта услуга встречается в средиземноморских странах и в странах Карибского моря, где сиеста после обеда - распространенное явление, особенно по выходным. В отеле имеются комнаты, где посетитель может поспать пару часов после обеда - в ресторане, причем независимо от того, проживает он в отеле или нет. 
 
Реорганизация времени. Начало обслуживания гостей начинается до их прибытия в гостиницу. Ее работник, направленный в аэропорт или на железнодорожный вокзал, вручает прибывшему гостю ключи от номера, обеспечивает трансфер клиента в гости-ницу и доставку его багажа в номер. 
 
Такой сервис избавляет путешественника от лишних хлопот и увеличивает вероятность повторного использования гостиницы на 30%. 
 
Изменение ситуации и использование опыта. Практикуется в тех сферах, где другие продукты имеют сильные позиции, а предлагаемый не использовался. Так, принятие на себя риска (прыжки с моста на резиновых канатах) ведет к появлению и распространению экстремального туризма и спорта. 
 
Критерием инновационности предприятия является его постоянная стратегическая нацеленность на удержание и расширение своего присутствия на рынке. Для определения путей реализации стратегии компания должна подготовить подробный маркетинговый план достижения намеченного рубежа. Обычно такой план включает шесть разделов: анализ ситуации, цели, стратегия, тактика, бюджет и контроль. 
 
Анализ ситуации. Компания анализирует экономическую, политическую, социально-культурную, технологическую ситуацию на макроуровне и проверяет действующих лиц (компанию, конкурентов, продавцов и поставщиков) в ее окружении. Для этого компания обычно проводит анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. 
 
Цели. Исходя из установленных в ходе анализа возможностей, компания устанавливает цели и время на их выполнение с учетом интересов владельцев (акционеров) и других факторов, имеющих отношение к бизнесу. 
 
Стратегия. Выбирается наиболее эффективное направление действий для достижения намеченных целей. Одно из лучших правил для разработки стратегии состоит в том, чтобы стараться определить, что любят потребители данного целевого рынка и что не любят. 
 
Тактика. Должна быть расписана в деталях: товар, цена, место, продвижение, люди, процесс, действия, предпринимаемые конкретными сотрудниками в определенные календарные сроки при реализации плана. 
 
Бюджет. Для достижения намеченных рубежей компания должна предусматривать в бюджете достаточные средства для проведения соответствующих мероприятий. 
 
Контроль. Компания устанавливает сроки контроля над выполнением планов, а в случае необходимости принимает меры для корректировки планов: пересматриваются цели, стратегия или изменяется тактика.

Информация о работе Инновации и туризм