Инновации и туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 20:54, реферат

Описание

В качестве значимых для определения сути инноваций в туризме выделяют следующие классификационные признаки:
- источник идеи (потребности туристов, открытия, изобретения);
- вид инновации (аттракторы, инфраструктура туризма, турпродукт, способы и средства распределения турпродукта/услуги, управление, факторы производства);
- степень новизны (улучщающие, прорывные);
- широта воздействия, масштабность, связность (локальные, глобальные, системные);
- инвестиционное наполнение (некапиталоемкие, малокапиталоемкие, капиталоемкие).

Содержание

Введение
1. Инновации и туризм
1.1 Понятие «инновация», виды и функции инновации
1.2 Суть и основные принципы инноваций в туризме
2. Инновационная деятельность в туризме
3.Создание нововведений и их внедрение
4. Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Туризм Реферат.docx

— 42.89 Кб (Скачать документ)

 

4. Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме

 

Туристская  деятельность – это не только предоставление услуг по организации путешествий, но и источник доходов государства, многих секторов его экономики.

Туризм оказывает  огромное влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт, услуги гостиниц и ресторанов, торговля, строительство, производство товаров  народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития.

Туризм является сложным межотраслевым комплексом, требующим системного подхода к  регулированию социально-экономического взаимодействия многих отраслей хозяйства  на государственном федеральном  и региональном уровнях.

Основными задачами государства являются:

- определение  и разработка принципов политики  в области туризма, программ  их реализации, механизма контроля  и исследования результатов деятельности (организация статистики, ведомственных  исследований);

- создание  благоприятных условий для туризма,  координация действий различных  компаний, организаций и обществ  для формирования соответствующей  инфраструктуры, дружественной окружающей  среды;

- поддержка  туризма и маркетинга через  стимулирование инноваций и кооперации, формирование привлекательного  образа страны.

В связи с  тем, что создание и внедрение  нововведений требуют объединенных усилий различных экономических  и социальных сфер, инновационный  путь развития невозможен без осуществления  государственной поддержки. Для  этого используются три схемы, которые  также в настоящее время применяются  и в развитии сферы туризма.

1. Прямое участие  государства в реализации специальных  целевых программ и ассигнованиях  региональных, местных органов власти; создание крупных национальных  центров (лабораторий), находящихся  на бюджетном финансировании  и бесплатно предоставляющих  полученные знания широкому кругу  потенциальных пользователей.

Реализация  региональных целевых программ в  сфере туризма

Во многих регионах России разрабатываются и  реализуются региональные целевые  программы в сфере туризма, включающие, как правило, финансирование следующих  основных мероприятий: развитие туристской и транспортной инфраструктуры региона, информационное продвижение туризма  региона, научные и статистические исследования в сфере туризма, подготовка и переподготовка кадров для сферы  туризма. Так, в Вологодской области  с 2004 года реализуется областная  целевая программа «Великий Устюг-родина Деда Мороза», а в сентябре 2008 года утверждена долгосрочная целевая программа  «Развитие внутреннего и въездного  туризма в Вологодской области» на 2009-2012 годы.

Создание  туристско-информационных центров

Многие государства  создают специальные национальные организации для продвижения  различного рода инноваций в туризме. В качестве примера можно привести Финляндию.Финский совет по туризму является государственной организацией, занимающейся маркетингом Финляндии как туристского направления, имеет представительства в 11 странах. Финский совет по туризму одним из первых начал использовать информационные технологии в работе национальной туристской организации. Он осуществляет стратегическое сотрудничество с представителями туристской индустрии и другими заинтересованными группами, общая цель которых направлена на максимальное присутствие и влияние страны на международном рынке. Важнейшим инструментов для достижения этой цели являются электронные информационные и коммуникационные технологии. Особое значение этот совет придает «созданию уникального имиджа национального туризма, четкой сегментации потребителей и рынков, эффективному маркетингу» [3, стр. 52].

В России единой национальной организации по продвижению  российского туристского продукта нет, но во многих регионах созданы  и функционируют туристско-информационные центры (ТИЦ). Как правило, это либо государственные учреждения или организации в форме некоммерческого партнерства, которые финансируются за счет средств региональных или районных бюджетов, могут быть областными, городскими или районными.

Примеры.

ГУ  «Информационно-туристский центр» Республики Карелия. Функционирует с 2001 года, учредителем является Министерство экономического развития Республики Карелия. Задачами ИТЦ являются: создание единого информационного банка данных о туристском потенциале, программах и проектах по туризму в Республике Карелия; организация информационного и консультационного обеспечения по вопросам туристской деятельности, отдыха в Карелии; продвижение карельских туристских продуктов, привлечение внебюджетных средств в развитие туризму в республике. ИТЦ представляет собой современные Интернет-технологии, которые дают возможность потенциальному туристу получить исчерпывающую информацию по интересующим его вопросам о возможностях туристской инфраструктуры Республики Карелия.

ГУ  «Туристско-информационный центр Вологодской  области». Функционирует с 2007 года, учредителем выступает Комитет по туризму Вологодской области. Цели ТИЦ: развитие туристской привлекательности Вологодской области, популяризация проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза» в средствах массовой информации и продвижение региона на российском и международном туристских рынках; консолидация рекламно-информационной работы различных участников туррынка в целях оказания информационно-справочных, туристских и деловых услуг приезжающим туристам, а также ведение рекламной и маркетинговой деятельности; организация работы с предприятиями индустрии гостеприимства, оказание содействия в развитии малого и среднего бизнеса в сфере туризма.

2. Предоставление  субсидий и грантов для осуществления  научно-исследовательских работ  в сфере туризма и сопутствующих  отраслях.

Грант является поддержкой или стимулированием  государством научных исследований и разработок финансами, собственностью или услугами.

Для приобретения результатов исследований и разработок, которые могут принести государству  непосредственную выгоду заключается  государственный контракт. Он дает право представителю государства  контролировать и корректировать ход  выполнения разработок.

Так, в долгосрочной целевой программе «Развитие  внутреннего и въездного туризма  в Вологодской области» на 2009-2012 годы предусмотрены средства на научные  исследования в сфере туризма  в объеме 1,5 млн. рублей.

3. Обеспечение  частным предприятиям и лицам  благоприятных условий для научно-технических  разработок, а также развития  инвестиционных возможностей. Частному  бизнесу, вкладывающему средства  в научные исследования и приобретение  необходимого для этого оборудования, а также в развитие туристской  инфраструктуры регионов, предоставляются  разнообразные налоговые льготы, государственные кредиты и гарантии, а также финансирование через участие государства в акционерном капитале.

В настоящее  время ярким примером является создание в России в 2007 году семи туристско-рекреационных  зон: Краснодарском и Ставропольском краях, Калининградской области, Алтайском  крае, Республике Алтай, в Иркутской  области и Республике Бурятии. Данное событие символизировало начало периода активной государственной  поддержки туристской индустрии, возведенной  в ранг «локомотивов» развития регионов, а впоследствии и российской экономики  в целом.

Туристско-рекреационная  зона (аналог сервисных зон или  зон услуг в мировой практике) — вид особой экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сфере туризма. Туристско-рекреационные  зоны распространены незначительно, а  для России это и вовсе уникально. Поэтому создание ТРЗ в России носит инновационный характер.

Создание  особых экономических зон туристско-рекреационного типа в России является одним из главных приоритетов в обеспечении  динамичного развития экономики  страны, перевода ее на инновационную  модель развития, в объединении усилий государства и бизнес-сообщества. Механизм ОЭЗ обладает рядом преимуществ: налоговые льготы, снижение административных барьеров, бюджетные вложения в инфраструктуру, имиджевая компонента. Он создает  возможности для эффективного тестирования новых подходов в государственном  управлении.

Целями создания туристско-рекреационных зон являются: повышение конкурентоспособности  туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных  курортов, развитие деятельности по организации  лечения и профилактике заболеваний. В туристско-рекреационных зонах  может осуществляться разработка месторождений  минеральных вод, лечебных грязей и  других природных лечебных ресурсов.

Государство, реализуя механизм государственно-частного партнерства, возлагает на себя обязанности  создания необходимой инженерной, транспортный и социальной инфраструктуры, а также  предоставляет определенный набор  льгот и преференций для инвесторов.

Для стимулирования инвестиционной активности резидентов туристско-рекреационных зон устанавливаются  следующие налоговые льготы:

• резиденты  вправе: при расчете амортизации  применять повышающий коэффициент 2; переносить убыток предыдущего налогового периода на текущий год в полном объеме; признавать расходы на НИОКР (в том числе не давшие положительного результата) в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат; не платить в течение 5 лет налог  на имущество с момента ввода  его в эксплуатацию и земельный  налог с момента возникновения  права собственности;

• субъекты РФ вправе устанавливать для резидентов пониженную ставку налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональные бюджеты, но не ниже 13,5%, и другие налоговые  льготы.

Кроме этого, в зонах будет действовать  упрощенный административный режим (принцип  «единого окна» при регистрации  резидентов и возможность проведения инспекционных мероприятий - СЭС, противопожарная  служба, торговая инспекция, инспекция  по труду и т. д. - только в рамках плановой комплексной проверки, решение  о которой будут принимать  территориальный орган РосОЭЗ) и  льготный порядок землепользования.

Данные новации  в Закон РФ «Об особых экономических  зонах» следует признать позитивными  с учетом того, насколько широко на территории России представлены уникальные курортно – рекреационные объекты, развитие которых существенно тормозится недостаточным объемом бюджетного финансирования и государственной  поддержки.

Особенно  важно создание зон такого типа для  малого и среднего бизнеса, так как  развитие туристско-рекреационной  зоны связано с расширением сферы  услуг, функционированием большого количества гостиниц, предприятий общественного  питания и т.д.

Таким образом, на территории семи субъектов РФ созданы  «точки роста», которые в дальнейшем должны оказать стимулирующие воздействие  на развитие бизнеса регионов и территории в целом. При этом создание туристско-рекреационных  зон не только несет в себе положительный  экономический эффект для региона  в виде растущего объема инвестиций и стоимости оказываемых услуг, внедрения передовых технологий и современных методов управления, стимулирования развития территорий с  низким промышленным потенциалом, но и  имеет важное социальное значение вследствие увеличения числа рабочих мест и  роста профессиональной образованности населения. К тому же, как показывает мировой опыт, прилегающие к зоне территории также начинают развиваться  динамичней.

 

Заключение

Сфера туризма  сегодня одна из наиболее перспективных  и прибыльных. В мире на его долю приходится около 10% мирового валового дохода, 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% мировой торговли услугами.

Туризм постоянно  развивается, несмотря на различные  препятствия политического, экономического и социального характера. Туристский бизнес во многих случаях является инициатором и экспериментатором  в освоении и внедрении современных  передовых технологий, непрерывно изменяет формы и способы предложения  и предоставления услуг, открывает  и осваивает новые возможности.

Работники сферы  туризма имеют дело с многообразием  форм и методов организации отдыха, путешествий, культурного досуга. Развитие туристского бизнеса возможно только на основе внедрения новых идей, совершенствования процессов производства товаров и услуг, расширения их ассортимента.

В туризме  ежедневно внедряются инновации  самого разнообразного характера под  влиянием, как научно-технического прогресса, так и интеллектуального  развития человечества.

Инновации в  сфере туризма иногда возникают  совершенно неожиданно и даже непредсказуемо под влиянием событий в обществе. Поэтому изучение инновационных  процессов, причин появления новшеств, разработка методов их внедрения  представляет значительный и практический научный интерес.

Также важна  роль государства в развитии инноваций  в сфере туризма, а разработка и реализация механизмов государственной  поддержки данных направлений актуальна.

Туристский бизнес - это производственная деятельность, результатом которой является совокупность товаров разного вида (длительного  и краткосрочного пользования) и  услуг (транспорт, размещение, питание, развлечения и т.д.), которые представляются временным посетителям стран, регионов, городов, курортов, достопримечательных  мест.

Туризм постоянно  развивается несмотря на различные  препятствия политического, экономического и социального характера. Туристский бизнес во многих случаях является инициатором и экспериментатором  в освоении и внедрении современных  передовых технологий, непрерывно изменяет формы и способы предложения  и предоставления услуг, открывает  и осваивает новые возможности.

На развитие туризма  влияют технологические уклады экономики, социальное и культурное состояние  общества, новые знания, приобретаемые  людьми. В наше время туризм превратился  в ведущую экономическую отрасль, он прямо или косвенно связан со многими отраслями производства. И не только связан, но и активно  влияет на их развитие, причем это влияние  приносит экономическую выгоду, намного  превышающую прямые доходы от туризма. Вот почему базовой инновацией, внедряемой сейчас во многих странах мира по инициативе Всемирной туристской организации, является система комплексной оценки экономического эффекта от туристской деятельности - вспомогательный счет туризма.

Информация о работе Инновации и туризм