Инновации в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 23:14, контрольная работа

Описание

В России предпринимаются активные действия по переходу на инновационный путь развития экономики. Инновации – это нечто иное, как действия по внедрению достижений науки и техники в технологии и управление, в том числе и в социальной сфере, т.е. в организациях, занимающихся предоставлением услуг населению.

Работа состоит из  1 файл

Инновации готовая контрольная.doc

— 67.50 Кб (Скачать документ)

     Введение 

       В России предпринимаются активные  действия по переходу на инновационный  путь развития экономики. Инновации  – это нечто иное, как действия  по внедрению достижений науки  и техники в технологии и  управление, в том числе и в  социальной сфере, т.е. в организациях, занимающихся предоставлением услуг населению.

       На протяжении второй половины  ХХ в. наблюдается ускорение  темпов инноваций и роста масштабов  инновационной деятельности во  всех секторах экономики, включая  социально-культурный сервис и  туризм.

       Туризм является одной из ведущих  и наиболее динамичных отраслей  экономики и за быстрые темпы  он признан экономическим феноменом  столетия. Для 38% государств туризм  – главный источник дохода, а  для 83% стран туризм является  одним из пяти основных источников дохода.

       Туризм, являясь в настоящее время  глобальным социально-экономическим  явлением, функционирующим в условиях  порой весьма жесткой конкуренции,  характеризуется большой степенью  подверженности инновационным процессам,  следование которым зачастую  является основным детерминирующим конкурентоспособность туристских организаций фактором.

       Государство должно сосредоточить  свои усилия и имеющиеся свободные  ресурсы на развитии перспективных  для всей национальной экономики  наукоемких отраслей, т.е. таких  отраслей, которые активно влияют и способствуют развитию других секторов экономики. И такой отраслью является туризм.  
 
 
 
 

     Понятия "инновация" 

       Инновации и инновационная деятельность  традиционно представляются как  направление научно-технического  прогресса (высокотехнологичной его составляющей) и как процесс, связанный с внедрением результатов научных исследований и разработок в практику. Однако смысл и содержание понятия "инновация" более широк. Сфера инноваций всеобъемлюща, она не только охватывает практическое использование научно-технических разработок и изобретений, но и включает перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации. Инновация выступает в качестве явного фактора перемены, как результат деятельности, воплощенный в новый или усовершенствованный продукт, технологические процессы, новые услуги и новые подходы к удовлетворению социальных потребностей.

       В оксфордском толковом словаре  понятие "инновация" (innovation) разъясняется  следующим образом: "Любой новый  подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего новатор или его компания получают преимущество перед конкурентами".

       Термин "инновация", в современном  его понимании, первым стал  применять Й. Шумпетер, который  подчеркивал, что инновация - это  существенная смена функции производимого, состоящая в новом соединении и коммерциализации всех новых комбинаций, основанных на использовании новых материалов и компонентов, внедрении новых процессов, открытии новых рынков, внедрении новых организационных форм.

       К этому можно добавить, что инновация - это новый продукт, новое явление или действие на рынке (предприятии), которое имеет целью привлечь потребителя, удовлетворить его потребности и одновременно принести доход предпринимателю.

       Факторы, определяющие инновационное  развитие:

      - рыночная конъюнктура и конкуренция  (как на внутреннем, так и внешних  рынках);

      - среда (уровень развития науки  и техники, законодательная и  нормативная база, политическая  и экономическая стабильность);

      - кадры (ученые, специалисты, предприниматели, менеджеры, политические деятели, государственные служащие);

      - ресурсы (природные, производственные, финансовые, научно-технические, технологические,  инфраструктура).

       Побудителями инноваций являются  постоянные изменения, происходящие  в различных сферах человеческой деятельности. В каждой из них целями нововведений являются внедрение новых процессов или продуктов, которые направлены на обеспечение устойчивого и долгосрочного экономического роста. К ним относятся:

      - усовершенствование или создание  новых материалов, оборудования, технологических процессов, продуктов, услуг и методов, коренным образом изменяющих или существенно улучшающих эффективность экономики;

      - изменения в социальной структуре  для повышения социального статуса  личности и достижения оптимального соотношения личных и общественных интересов;

      - модификации сложившейся системы  управления, позволяющие улучшать  деятельность предприятий и организаций  и способствующие адаптации к  меняющимся условиям.

       Все нововведения в технике,  технологии, экономике, управлении и социальной сфере взаимосвязаны друг с другом, и чтобы внедрить нововведение в какой-либо из этих сфер, практически всегда необходимо осуществить соответствующие изменения и в других. Это объясняется тем, что в подавляющем большинстве инновации базируются на одновременном целенаправленном сочетании и использовании самых различных видов знания ради получения новых областей его экономического применения.

       Документально оформленный результат  исследований, разработок или экспериментальных работ по повышению эффективности какой-либо сферы деятельности является новшеством (новацией). К ним относятся открытия, изобретения, патенты, ноу-хау, документация на новый или усовершенствованный продукт, технология или производственный процесс, а также различные рекомендации, методики, инструкции, стандарты, результаты маркетинговых исследований, рационализаторские предложения.

       Новшество в виде новых знаний, подходов, приемов приобретает новое  качество и превращается в  инновацию (нововведение) с момента его внедрения и начала распространения. Инновация - конечный результат внедрения новшества в целях получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта, востребованного обществом. Иными словами, инновация - это конкретный результат любой созидательной, связанной с риском деятельности, которая обеспечивает продвижение и внедрение на рынок новых, существенно отличающихся от прежних, благ, более полно удовлетворяющих потребности; открытие и освоение новых рынков или достижение других конкретных целей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Инновационная деятельность в туризме 

       Инновационная деятельность –  комплекс научных, технологических,  организационных, финансовых, коммерческих  мероприятий, которые приводят  к инновациям. Деятельность является инновационной, если в нее приносятся новые знания, технологии, приемы, подходы для получения результата, который широко востребован в обществе. Инновационную деятельность предприятия можно определить как совместную работу всех работников, направленную на создание и внедрение новшества. Инновационная деятельность носит системный характер, систему образуют общество и субъекты инновационной деятельности.

       Основные направления инновационной  деятельности в сфере туризма  и гостеприимства:

      - выпуск новых видов туристского продукта, ресторанного продукта, гостиничных услуг и т.д.;

      - использование новой техники  и технологии в производстве  традиционных продуктов; 

      - использование новых туристских  ресурсов, ранее не использовавшихся. Уникальный пример – путешествия туристов на космических кораблях;

      - изменения в организации производства  и потребления традиционного  туристского, ресторанного продукта, гостиничных услуг и т.д.; новый  маркетинг, новый менеджмент;

      - выявление и использование новых  рынков сбыта продукции (гостиничные и ресторанные цепи).

       Основу инновационной деятельности  во всех секторах экономики  составляет реализация достижений  научно-технического прогресса.  Сказанное в полной мере относится  и к сфере социально-культурного  сервиса и туризма.

       Научно-техническая революция не  только стала материальной основой формирования массового туризма. Она оказала огромное влияние на инновационную деятельность в социально-культурный сервис и туризм через высокие технологии, к числу которых относятся новые материалы, микропроцессорная техника, средства информации и связи, биотехнологии.

       Появление полимерных, композитных  и других новых материалов  привело к появлению новых  видов одежды и обуви, нового  спортивного и иного снаряжения, новой тары и упаковки и т.д. Новые материалы стали материальной основой экстремального туризма, способствовали развитию водного, горного и ряда других видов туризма.

       Появление современных средств  информации и связи оказало  глубокое влияние на общественное  производство и быт людей. Современную туристскую деятельность и работу туристских фирм нельзя представить без Internet. Современная аудио-видео-техника существенно изменила технологию менеджмента. Управление переводится в режим реального времени и т.д.

       Таким образом, инновационная деятельность в сфере туризма направлена на создание нового или изменение существующего продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 

     Типы  инноваций в сфере  туризма 

     Мощным  фактором глобализации и информатизации экономической деятельности, а также  изменения структуры общественного  воспроизводства выступает инновационный процесс, представляющий собой последовательную цепь действий от зарождения инновационной идеи до ее реализации в системе новаторских продуктов, услуг и технологий и их распространения в хозяйственной практике. В научно-методической литературе довольно редко рассматриваются особенности инновационных процессов в туризме, отсутствует точное определение понятия, размыты критерии систематизации и типологии инноваций. В связи с этим целью данной работы является понятийно-терминологическое определение инновационного процесса в туризме и выявление ведущих типов инноваций, используемых в практике внутреннего и международного туризма.

     Первые  международные стандарты, в частности, Руководство Фраскати, определяют инновационную  деятельность как «вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов исследований и разработок) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынок, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, или в новый подход к социальным услугам». Многие авторы, рассматривая инновационную деятельность в сфере услуг, считают услугу технологической инновацией при условии, что способы использования услуги либо принципиально новые, либо качественно улучшены в технологическом отношении. Это касается не только способов производства, но и методов передачи услуги, при которых не могут быть привлечены существующее оборудование или традиционные методы организации доведения услуг до потребителя.

     Более точным и адекватным считаем толкование инновации в туризме с позиций  объектно-процессного подхода. Инновация в туризме – это система научно-исследовательских, организационно-экономических, технологических и иных мероприятий и их результатов, направленных на коренное преобразование и обновление туристского продукта, механизма его продвижения и реализации с целью достижения социального, экономического, экологического или другого эффекта.

     Классификация инноваций играет важную роль, так  как позволяет не только упорядочить  сложившиеся представления, но и  является средством поиска и выявления  слабоизученных вопросов инновационной деятельности. Классификация инноваций в туризме особенно сложна в силу многоаспектности самого объекта исследований, расплывчатости его функциональной структуры и тенденций к глобализации территориальной организации мирового туристского процесса.

Информация о работе Инновации в туризме