Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:11, статья
Созданный туристический продукт нельзя оставлять неизменным, его нужно постоянно модернизировать. Растущие потребности граждан, которые, в свою очередь, становятся все более требовательными, обязывают к использованию современных достижений науки и техники, внедрению новых технологий питания и обслуживания. Для эффективного ведения туристского бизнеса необходимо раскрыть сущность понятия «инноваций в туризме» и определить основные направления инновационной деятельности в этой сфере.
Инновационная деятельность как средство укрепления экономического потенциала индустрии туризма
INNOVATION ACTIVITY AS METHOD OF TOURISM ECONOMIC POTENTIAL STRENGTHENING.
Зуева Мария Михайловна,
аспирантка
«Экономика и управление народным хозяйством»
Северо-Кавказский государственный технический университет
Zueva Maria Mikhailovna, post-graduate of specialty 08.00.05
«Economics and Management of National Economy»
North Caucasus State Technical University
e-mail: Prostomariaj@mail.ru
Аннотация. Обоснована значимость инновационной деятельности для сферы туризма. Определено понятие «инноваций в туризме» и направления инновационной деятельности в туризме.
Abstract. The importance of innovations in tourism is proved. The notion of «innovations in tourism» and innovation directions in tourism are defined.
Ключевые слова: инновации в туризме, направления инновационной деятельности в туризме, элементы индустрии туризма.
Key words: innovations in tourism, the innovation directions in tourism, tourism elements.
В современных условиях инновационность является характерным признаком развития общества. В туристический бизнес этот аспект вносит особую значимость.
Созданный туристический продукт нельзя оставлять неизменным, его нужно постоянно модернизировать. Растущие потребности граждан, которые, в свою очередь, становятся все более требовательными, обязывают к использованию современных достижений науки и техники, внедрению новых технологий питания и обслуживания. Для эффективного ведения туристского бизнеса необходимо раскрыть сущность понятия «инноваций в туризме» и определить основные направления инновационной деятельности в этой сфере.
Туризм как особый социально-экономический и культурный феномен возник относительно недавно и перерос путешествия и в количественном и качественном планах. В настоящее время путешествие является важным, но далеко не единственным, а зачастую и не главным элементом туризма.
Туристическая индустрия в настоящее время представляет собой целую систему, включающую в себя разнообразные элементы. К ним относятся:
• туристский продукт (туристские услуги и туры);
• субъект туризма (органы управления туризмом, учебные, научные, проектные учреждения);
• участник туризма (гражданин, пользующийся продуктами и услугами системы туризма);
• объект туризма (предприятия, предоставляющие услуги по размещению, питанию, транспортные предприятия, экскурсионное бюро, предприятия сферы досуга и развлечений и т.д.);
• организатор туризма (туристские предприятия по разработке, продвижению и реализации туристского продукта (туроператоры и турагенты)).
Приведенный перечень является далеко не полным. По мере расширения и усложнения процессов организации туризма все новые отрасли и предприятия национальной экономики вовлекаются в туристское производство. Обслуживанием туристов занимаются предприятия торговли, банки, страховые компании. Косвенно формируют туристскую индустрию учреждения культуры, лечебные и медицинские учреждения, организации связи, общественный пассажирский транспорт и т.д.
Термин «инновация» в современном его понимании первым стал применять Й. Шумпетер, который подчеркивал, что инновация – это существенная смена функции производимого, состоящая в новом соединении и коммерциализации всех новых комбинаций, основанных на использовании новых материалов и компонентов, внедрении новых процессов, открытии новых рынков, внедрении новых организационных форм.
К основным функциям
инноваций можно отнести
• вовлечение в производство новых производительных сил, повышение производительности труда и эффективности производства, сокращение различного рода затрат;
• повышение уровня жизни каждого человека и общества в целом за счет разнообразия и качества производимой продукции и услуг, удовлетворения потребностей населения;
• приведение в соответствие структуры производства со структурой изменившихся потребностей, поддержание равновесия между спросом и предложением, между производством и потреблением;
• конечный результат применения творческих возможностей и знаний конкретной личности, человеческого интеллекта, что, в свою очередь, стимулирует дальнейший рост творческой деятельности.
Изучение тенденций и закономерностей комплексного освоения инноваций, планирование положительных результатов и управление ими – сложная методологическая проблема в сфере туризма, связанная, прежде всего, с классификацией нововведений. В качестве значимых для определения сути инноваций в туризме выделяют следующие классификационные признаки:
• источник идеи (потребности туристов, открытия, изобретения);
• вид инновации (инфраструктура туризма, турпродукт, способы и средства распределения турпродукта/услуги, управление и т.д.);
• степень новизны (улучшающие, прорывные);
• широта воздействия, масштабность, связность (локальные, глобальные, системные);
• инвестиционное наполнение (некапиталоемкие, малокапиталоемкие, капиталоемкие).
Инновации в туризме следует рассматривать как системные мероприятия, имеющие качественную новизну и приводящие к позитивным сдвигам, обеспечивающим устойчивое функционирование и развитие отрасли в регионе. Так, идея создания и реализация туристских проектов, даже не приносящих вначале существенной прибыли, может дать толчок развитию туризма и, тем самым, активно способствовать созданию дополнительных рабочих мест и росту доходов населения.
Инновационный
процесс в туризме достаточно
специфичен. Он получает свое признание,
с одной стороны, через туристский
рынок и степень
Базируясь на положениях соглашения по торговле услугами (ГАТС), в туризме инновационная деятельность развивается по трем направлениям [3]:
• внедрение
нововведений (организационные инновации),
связанных с развитием
• маркетинговые инновации, позволяющие охватывать потребности целевых потребителей или привлекать не охваченных на данный период времени клиентов;
• периодические нововведения (продуктовые инновации), направленные на изменение потребительских свойств туристского продукта, его позиционирование и дающие конкурентные преимущества.
Несколько иной
подход к определению основных направлений
инновационной деятельности в туризме
в своих работах показал Г.А.
Таблица 1 - Направления инновационной деятельности в туризме
Элементы туризма |
Направления инновационной деятельности |
Туристский продукт |
- выпуск новых видов туристского продукта - внедрение
услуг с новыми свойствами
в традиционный туристский - изменения в организации производства традиционных туристских продуктов и т.д. |
Субъект (граждане России и зарубежных стран, общественные, государственные и частные предприятия и организации туризма) |
- внедрение
современных форм учета и - поддержка туризма и маркетинга через стимулирование инноваций и кооперации - формирование привлекательного образа страны - прямое участие государства
в реализации инновационных - создание крупных - поддержка НИОКР в сфере туризма - создание венчурных инновационных фондов - создание сети технополисов, технопарков и т.п. - комплексные научные исследования в сфере туризма - совершенствование систем
управления интеллектуальным - содействие
обмену информацией, навыками
и технологиями между |
Объект (все сферы связанные с туризмом) |
- производство
инновационных продуктов и - использование
при производстве - обучение кадров
для реализации и обновления
их интеллектуального - использование
новейших разработок и |
Организатор (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обеспечивающий планирование и осуществление мероприятий, программ, создание и распространение турпродукта) |
- деятельность
туроператора по заключению и
исполнению договоров с - организация
рекламы и сбыта - сохранение и усиление рыночных позиций - совершенствование системы управления, способствующее переводу взаимоотношений на качественного новый уровень - углубленное
использование |
Участник |
- выявление и использование нового потребителя и нового рынка сбыта туруслуг и т.д. |
Инновационные
изменения в туризме создают
внутреннюю энергию эффективного роста.
Эти изменения нарушают сбалансированность,
но создают основы дальнейшего развития,
переход системы в новое качест
Инновации в туризме, естественно, влияют на состояние всей отрасли в целом. Они изменяют следующие основные характеристики отрасли:
1) объем производства и продаж;
2) текущие затраты фирмы, занимающейся инновациями;
3) размер созданного и действующего имущества;
4) численность специалистов, занятых в проектировке и внедрении нового туристического продукта на рынок;
5) длительность освоения и внедрения новшеств потребителям.
К инновационной деятельности в туризме относится вся деятельность в рамках инновационного процесса, включая маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей, информационное обеспечение возможной конкурентной среды и потребительских свойств товаров конкурирующих фирм, поиск новаторских идей и решений, партнеров по внедрению и финансированию инновационного проекта, а также совершенствование системы управления характером и структурой взаимоотношений субъектов отрасли, формирования их интеллектуального потенциала.
На развитие инновационной деятельности туристских компаний оказывают влияние следующие факторы:
• экономические и технологические (отсутствие достаточных средств для финансирования, слабость материально-технической базы, устаревшая технология);
• политические, правовые (политическая нестабильность, криминогенная обстановка, ограничения, вводимые законодательным путем);
• организационно-управленческие (излишняя централизация, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов, преобладание вертикальных потоков информации);
• социально-психологические и культурные (сопротивление новшествам, всему новому, что поступает извне, боязнь неопределенности).
Все эти факторы зависят от состояния внешней и внутренней среды, анализ которой при организации инновационной деятельности в туристской компании должен быть постоянно в центре внимания.
При анализе состояния внешней среды особое внимание следует обращать на факторы, которые непосредственно влияют на внедрение инноваций. Это:
• общая экономическая ситуация, под воздействием которой формируются покупательский спрос и платежеспособность населения;
• действия исполнительных органов власти по поддержке развития туризма, требования законодательного и регулирующего характера как общегосударственного, так и регионального значения, касающиеся туризма;
• интенсивность и масштаб конкуренции;
• состояние коммуникационных сетей (возможности использования Интернета, других альтернативных способов связи);
• возможность применения новых технологий при организации поездок (глобальные системы бронирования субъектами туристского рынка, число компаний, применяющих новые технологии, особенно в регионах);
• период времени, требующийся
для продвижения новинок
Кроме факторов внешней среды, сдерживающих инновационные процессы в развитии туристского бизнеса, многое зависит от внутренней среды. К факторам внутренней среды относятся: политика и стратегия туристской компании; наличие в коллективе работника-инициатора; безоговорочная поддержка инновационных идей со стороны руководства; всемерное содействие экспериментам на всех уровнях и во всех подразделениях туристской компании; использование мотивационных систем, включающих различные формы поощрения творческой и инновационной деятельности; наличие специализированного подразделения по реализации новшеств; необходимый уровень финансовых возможностей; развитые коммуникационные системы; организационно-техническая готовность к реализации новшества, четко спланированная система управления персоналом, их интеллектуальным потенциалом.
Инновации в туризме представляются
средством высокой степени
В передовых туристских компаниях
инновации являются рутинным делом.
Уже не ставится вопрос о счастливой
случайности или внезапном