Инновационная деятельность как средство укрепления экономического потенциала индустрии туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:11, статья

Описание

Созданный туристический продукт нельзя оставлять неизменным, его нужно постоянно модернизировать. Растущие потребности граждан, которые, в свою очередь, становятся все более требовательными, обязывают к использованию современных достижений науки и техники, внедрению новых технологий питания и обслуживания. Для эффективного ведения туристского бизнеса необходимо раскрыть сущность понятия «инноваций в туризме» и определить основные направления инновационной деятельности в этой сфере.

Работа состоит из  1 файл

Инновационная деятельность как средство укрепления экономического потенциала индустрии туризма.doc

— 69.00 Кб (Скачать документ)

Инновационная деятельность как средство укрепления экономического потенциала индустрии  туризма

INNOVATION ACTIVITY AS METHOD OF TOURISM ECONOMIC POTENTIAL STRENGTHENING.

Зуева Мария  Михайловна,  

аспирантка

«Экономика и управление народным хозяйством»

Северо-Кавказский государственный технический университет

Zueva Maria Mikhailovna, post-graduate of  specialty 08.00.05

«Economics and Management of National Economy» 

North Caucasus State Technical University

e-mail: Prostomariaj@mail.ru

Аннотация. Обоснована значимость инновационной деятельности для сферы туризма. Определено понятие «инноваций в туризме» и направления инновационной деятельности в туризме. 

Abstract. The importance of innovations in tourism is proved. The notion of «innovations in tourism» and innovation directions in tourism are defined.

Ключевые слова: инновации в туризме, направления инновационной деятельности в туризме, элементы индустрии туризма.

Key words: innovations in tourism, the innovation directions in tourism, tourism elements. 

В современных  условиях инновационность является характерным признаком развития общества. В туристический бизнес этот аспект вносит особую значимость.

Созданный туристический  продукт нельзя оставлять неизменным, его нужно постоянно модернизировать. Растущие потребности граждан, которые, в свою очередь, становятся все более требовательными, обязывают к использованию современных достижений науки и техники, внедрению новых технологий питания и обслуживания. Для эффективного ведения  туристского  бизнеса необходимо раскрыть сущность понятия «инноваций в туризме» и определить основные направления инновационной деятельности в этой сфере.

Туризм как  особый социально-экономический и  культурный феномен возник относительно недавно и перерос путешествия и в количественном и качественном планах. В настоящее время путешествие является важным, но далеко не единственным, а зачастую и не главным элементом туризма.

Туристическая индустрия  в настоящее время представляет собой целую систему, включающую в себя разнообразные элементы. К ним относятся:

• туристский продукт (туристские услуги и туры);

• субъект туризма (органы управления туризмом, учебные, научные, проектные учреждения);

• участник туризма (гражданин, пользующийся продуктами и услугами системы туризма);

• объект туризма (предприятия, предоставляющие услуги по размещению, питанию, транспортные предприятия, экскурсионное бюро, предприятия  сферы досуга и развлечений и  т.д.);

• организатор  туризма (туристские предприятия по разработке, продвижению и реализации туристского продукта (туроператоры и турагенты)).

Приведенный перечень является далеко не полным. По мере расширения и усложнения процессов организации  туризма все новые отрасли  и предприятия национальной экономики  вовлекаются в туристское производство. Обслуживанием туристов занимаются предприятия торговли, банки, страховые компании. Косвенно формируют туристскую индустрию учреждения культуры, лечебные и медицинские учреждения, организации связи, общественный пассажирский транспорт и т.д.

Термин «инновация»  в современном его понимании  первым стал применять Й. Шумпетер, который подчеркивал, что инновация  – это существенная смена функции  производимого, состоящая в новом  соединении и коммерциализации всех новых комбинаций, основанных на использовании новых материалов и компонентов, внедрении новых процессов, открытии новых рынков, внедрении новых организационных форм.

К основным функциям инноваций можно отнести следующие:

• вовлечение в  производство новых производительных сил, повышение производительности труда и эффективности производства, сокращение различного рода затрат;

• повышение  уровня жизни каждого человека и  общества в целом за счет разнообразия и качества производимой продукции  и услуг, удовлетворения потребностей населения;

• приведение в  соответствие структуры производства со структурой изменившихся потребностей, поддержание равновесия между спросом  и предложением, между производством  и потреблением;

• конечный результат  применения творческих возможностей и  знаний конкретной личности, человеческого интеллекта, что, в свою очередь, стимулирует дальнейший рост творческой деятельности.

Изучение тенденций  и закономерностей комплексного освоения инноваций, планирование положительных  результатов и управление ими  – сложная методологическая проблема в сфере туризма, связанная, прежде всего, с классификацией нововведений. В качестве значимых для определения сути инноваций в туризме выделяют следующие классификационные признаки:

• источник идеи (потребности туристов, открытия, изобретения);

• вид инновации (инфраструктура туризма, турпродукт, способы и средства распределения  турпродукта/услуги, управление и т.д.);

• степень новизны (улучшающие, прорывные);

• широта воздействия, масштабность, связность (локальные, глобальные, системные);

• инвестиционное наполнение (некапиталоемкие, малокапиталоемкие, капиталоемкие).

Инновации в  туризме следует рассматривать  как системные мероприятия, имеющие  качественную новизну и приводящие к позитивным сдвигам, обеспечивающим устойчивое функционирование и развитие отрасли в регионе. Так, идея создания и реализация туристских проектов, даже не приносящих вначале существенной прибыли, может дать толчок развитию туризма и, тем самым, активно способствовать созданию дополнительных рабочих мест и росту доходов населения.

Инновационный процесс в туризме достаточно специфичен. Он получает свое признание, с одной стороны, через туристский рынок и степень удовлетворенности  клиента, а с другой стороны, в  основном, благодаря принятию совместных решений туристскими организациями, органами управления отраслью в регионе, органами местного самоуправления и общественными организациями, деятельность которых связана с туризмом, а также благодаря оценке отрасли местным населением.

Базируясь на положениях соглашения по торговле услугами (ГАТС), в туризме инновационная деятельность развивается по трем направлениям [3]:

• внедрение  нововведений (организационные инновации), связанных с развитием предприятия  и туристского бизнеса в системе и структуре управления;

• маркетинговые инновации, позволяющие охватывать потребности целевых потребителей или привлекать не охваченных на данный период времени клиентов;

• периодические  нововведения (продуктовые инновации), направленные на изменение потребительских свойств туристского продукта, его позиционирование и дающие конкурентные преимущества.

Несколько иной подход к определению основных направлений  инновационной деятельности в туризме  в своих работах показал Г.А. Яковлев. По его мнению основными направлениями инновационной деятельности туристских предприятий являются использование новой техники и технологий в оказании традиционных услуг, внедрение новых услуг с новыми свойствами, изменения в организации производства и потребления традиционных туристских услуг, вовлечение ранее не использованных туристских ресурсов, выявление и использование новых рынков сбыта туристских услуг и товаров. Г.А. Яковлевым не указано, по какому принципу проведена классификация [1]. Рассмотрев предложенные варианты, нами предлагается объединить и усилить подходы, принимая во внимание данное ранее определение экономической категории «туристическая индустрия», и структурировать основные направления инновационной деятельности в зависимости от того, к какому элементу они относятся (таблица 1).

Таблица 1 - Направления инновационной деятельности в туризме 

Элементы туризма

Направления инновационной  деятельности

Туристский  продукт

- выпуск новых  видов туристского продукта

- внедрение  услуг с новыми свойствами  в традиционный туристский продукт

- изменения в организации производства традиционных туристских продуктов и т.д. 

Субъект  (граждане России и зарубежных стран, общественные, государственные и частные предприятия и организации туризма)

- внедрение  современных форм учета и отчетности

- поддержка  туризма и маркетинга через стимулирование инноваций и кооперации

- формирование  привлекательного образа страны

- прямое участие государства  в реализации инновационных программ

- создание крупных инновационных  центров

- поддержка НИОКР в  сфере туризма

- создание венчурных инновационных фондов

- создание сети технополисов, технопарков и т.п.

- комплексные научные  исследования в сфере туризма

- совершенствование систем  управления интеллектуальным потенциалом  субъектов отрасли

- содействие  обмену информацией, навыками  и технологиями между развитыми  и развивающимися странами и  т.д.

Объект (все  сферы связанные с туризмом)

- производство  инновационных продуктов и услуг

- использование  при производстве инновационных  продуктов и услуг новых туристских ресурсов, ранее не использованных

- обучение кадров  для реализации и обновления  их интеллектуального потенциала, технологической проработки процесса  обслуживания

- использование  новейших разработок и технологий  и т.д.

Организатор (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обеспечивающий планирование и осуществление мероприятий, программ, создание и распространение турпродукта)

- деятельность  туроператора по заключению и  исполнению договоров с третьими  лицами, оказывающими отдельные новые или усовершенствованные услуги, входящие в инновационный турпродукт

- организация  рекламы и сбыта инновационного  туристского продукта (участие в  специальных выставках, ярмарках, организация туристских информационных  центров и пр.)

- сохранение и усиление рыночных позиций

- совершенствование  системы управления, способствующее  переводу взаимоотношений на  качественного новый уровень

- углубленное  использование телекоммуникаций, создание  и обработка баз данных и  т.д. 

Участник 

- выявление  и использование нового потребителя и нового рынка сбыта туруслуг и т.д.


Инновационные изменения в туризме создают  внутреннюю энергию эффективного роста. Эти изменения нарушают сбалансированность, но создают основы дальнейшего развития, переход системы в новое качество. Поэтому именно профессиональное введение инноваций в жизнь и является развитием той или иной отрасли. Современные специалисты по развитию общества утверждают, что ни одна из проблем, с которой сталкивается в наши дни бизнес, не является более важной и сложной, чем проблема нововведений.

Инновации в  туризме, естественно, влияют на состояние  всей отрасли в целом. Они изменяют следующие основные характеристики отрасли:

1) объем производства и продаж;

2) текущие затраты фирмы, занимающейся инновациями;

3) размер созданного и действующего имущества;

4) численность специалистов, занятых в проектировке и внедрении нового туристического продукта на рынок;

5) длительность освоения и внедрения новшеств потребителям.

К инновационной  деятельности в туризме относится вся деятельность в рамках инновационного процесса, включая маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей, информационное обеспечение возможной конкурентной среды и потребительских свойств товаров конкурирующих фирм, поиск новаторских идей и решений, партнеров по внедрению и финансированию инновационного проекта, а также совершенствование системы управления характером и структурой взаимоотношений субъектов отрасли, формирования их интеллектуального потенциала.

На развитие инновационной деятельности туристских компаний оказывают влияние следующие факторы:

• экономические  и технологические (отсутствие достаточных  средств для финансирования, слабость материально-технической базы, устаревшая технология);

• политические, правовые (политическая нестабильность, криминогенная обстановка, ограничения, вводимые законодательным путем);

• организационно-управленческие (излишняя централизация, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность  согласования интересов участников инновационных процессов, преобладание вертикальных потоков информации);

• социально-психологические  и культурные (сопротивление новшествам, всему новому, что поступает извне, боязнь неопределенности).

Все эти факторы  зависят от состояния внешней  и внутренней среды, анализ которой при организации инновационной деятельности в туристской компании должен быть постоянно в центре внимания.

При анализе  состояния внешней среды особое внимание следует обращать на факторы, которые непосредственно влияют на внедрение инноваций. Это:

• общая экономическая  ситуация, под воздействием которой  формируются покупательский спрос  и платежеспособность населения;

• действия исполнительных органов власти по поддержке развития туризма, требования законодательного и регулирующего характера как  общегосударственного, так и регионального значения, касающиеся туризма;

• интенсивность и масштаб  конкуренции;

• состояние коммуникационных сетей (возможности использования  Интернета, других альтернативных способов связи);

• возможность применения новых технологий при организации поездок (глобальные системы бронирования субъектами туристского рынка, число компаний, применяющих новые технологии, особенно в регионах);

• период времени, требующийся  для продвижения новинок компьютерных технологий и новых предложений на региональных рынках.

Кроме факторов внешней среды, сдерживающих инновационные процессы в развитии туристского бизнеса, многое зависит от внутренней среды. К факторам внутренней среды относятся: политика и стратегия туристской компании; наличие в коллективе работника-инициатора; безоговорочная поддержка инновационных идей со стороны руководства; всемерное содействие экспериментам на всех уровнях и во всех подразделениях туристской компании; использование мотивационных систем, включающих различные формы поощрения творческой и инновационной деятельности; наличие специализированного подразделения по реализации новшеств; необходимый уровень финансовых возможностей; развитые коммуникационные системы; организационно-техническая готовность к реализации новшества, четко спланированная система управления персоналом, их интеллектуальным потенциалом.

Инновации в туризме представляются средством высокой степени сложности. Они, как правило, реализуются посредством  серии мелких шагов, которые ведут  к постепенному развитию и являются процессом с обратной связью. Одна инновация неизбежно влечет за собой другую.

В передовых туристских компаниях  инновации являются рутинным делом. Уже не ставится вопрос о счастливой случайности или внезапном проявлении гения — инновации программируются предприятием и являются стандартной составляющей корпоративного принятия решения о распределении ресурсов. Современные компании резервируют значительную часть своего общего бюджета на исследования и развитие и сделали инновации частью ежедневного планирования. Инновации становятся предсказуемым и контролируемым бюрократическим процессом, который сейчас является объективным дополнительным фактором производства[2].

Информация о работе Инновационная деятельность как средство укрепления экономического потенциала индустрии туризма