Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 13:42, курсовая работа
Рекреационные ресурсы - фактор развития туристской индустрии, без знания о методах исследования, оценки и использования которых невозможно осуществить грамотное развитие туризма и отдыха. В условиях рыночной экономики, когда рынок российского туризма развивается крайне неравномерно, современный работник сферы туризма должен осознавать, что рекреационные ресурсы ограниченны, требуют рационального освоения и имеют цену.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ РОССИИ…………………………………………………………………………….. 5
1.1 Теоретические аспекты исследования туристско-рекреационных ресурсов России…………………………………………………………………………...…... 5
1.2 Развитие туристско-рекреационных ресурсов России……………………..… 9
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………… 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ РОССИИ…………………………………………………………………………… 13
2.1 Анализ туристско-рекреационных ресурсов России и Краснодарского края ……………………………………………………………..……………………….. 13
2.2 Рекомендации по улучшению туристско-рекреационной деятельности в Краснодарском крае………………………………………………………………. 22
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………… 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………… 42
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………… 44
К
памятникам искусства
Документальные памятники - это акты органов государственной власти и органов государственного управления, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.
К культурно-историческим предпосылкам рекреационной отрасли можно отнести и другие объекты, связанные с историей, культурой и современной деятельностью людей: оригинальные предприятия промышленности, сельского хозяйства, транспорта, научные учреждения, высшие учебные заведения, театры, спортивные сооружения, ботанические сады, зоопарки, океанарии, этнографические и фольклорные достопримечательности, кустарные промыслы, а также сохранившиеся народные обычаи, праздничные обряды и т. д. Все объекты, используемые в познавательно-культурной рекреации, подразделяются на две группы - недвижимые и движимые.
Первую
группу составляют памятники
истории, градостроительства и
архитектуры, археологии и
Ко второй группе относятся памятники искусства, археологические находки, минералогические, ботанические и зоологические коллекции, документальные памятники и другие вещи, предметы и документы, которые можно легко перемещать. Потребление рекреационных ресурсов этой группы связано с посещением музеев, библиотек и архивов, где они обычно концентрируются.
Для рекреационных
ресурсов характерна социокультурная
пространственная и временная относительность.
В зависимости от исходной точки
зрения и времени оценки один и
тот же объект может оцениваться
различно. [6, c 20]
1.2 Развитие туристско-рекреационных ресурсов России
Проблемами рекреационных ресурсов занимается рекреационная география, которая изучает географические закономерности деятельности человека вне рабочего времени: отдыха или оздоровления. С рекреационными ресурсами связан такой вид человеческой деятельности, как туризм. В странах, где особенно сильно развит туризм, природно-рекреационные ресурсы сочетаются с культурно-историческими достопримечательностями.
Поскольку сфера туризма по контингенту обслуживаемых, и по характеру учреждений для их обслуживания во многом совпадает со сферой рекреации, так как трудно установить, кто именно пользуется данной услугой, то изучение географии рекреации и туризма объединяется в одну дисциплину.
Туризм является одним из наиболее эффективных способов удовлетворения рекреационных потребностей. Он сочетает в себе не только отдых, оздоровление, но и культурно-познавательную деятельность и общение. Широко распространён экскурсионный туризм с заранее объявленной культурной программой. В зависимости от целей путешествия подразделяют туризм спортивный, любительский, с социальными целями, деловой (ярмарки, конгрессы), религиозный и т.д. В зависимости от средств передвижения различают туризм водный, пешеходный, железнодорожный, конный, лыжный, вело-, мото - и автотуризм.
Колоссальное
возрастание рекреационных
В Советском Союзе рождение рекреационной географии относится ко второй половине 60-х годов. Это была реакция на бурный рост рекреационных потребностей населения при остром дефиците средств их удовлетворения. Спрос на рекреационные услуги (с учётом их относительной дешевизны, поскольку они носили социальный характер) превышал предложение, как и в отношении других товаров и услуг. В годы рыночных реформ 90-х годов потребность в рекреационно-географических исследованиях снова возросла, но уже по прямо противоположной причине. Платёжеспособный спрос на рекреационные услуги при сокращении дотаций из общественного фонда резко упал. Основная часть населения лишилась доступа к услугам по коммерческим ценам, а состоятельные люди переключились на заграничный отдых, учитывая его новизну, престижность и более высоких стандарт качества услуг.
Основным объектом изучения рекреационной географии является ТРС - территориально-рекреационная система, понятие о которой было разработано В.С. Преображенским и Ю.А. Ведениным. Особый характер приобретают эти системы в условиях рыночной экономики. Это специализированные территории, которые предназначены для обеспечения рекреации и получения дохода за счёт учреждений, связанных с обслуживанием приезжих.
В 60-е годы перед географией стоял вопрос, как наиболее эффективно развивать территориальную организацию отдыха, достичь нормативного обеспечения. Теперь же задача иная – найти пути привлечения отечественных и особенно иностранных туристов в свои курортно-оздоровительные учреждения, обеспечения доходов от рекреационной отрасли.
Прежде
рекреационно-географические исследования
нацелены на выявление новых пригодных
для рекреации территорий, проектирования
развития в них сети рекреационных
учреждений, призванных ликвидировать
острый их дефицит, обеспечить нормативы
обеспечения населения услугами. Ныне
задача иная – выявление и мобилизация
территориальных ресурсов, которые могут
привлечь платёжеспособный спрос на рекреационные
услуги, поиск способов расширения ассортимента
предоставляемых услуг с целью повышения
доходов от туризма, увеличение числа
рабочих мест. Это касается и районов с
уже сложившейся рекреационной специализацией,
и таких районов и городов, где развитие
въездного туризма должно способствовать
выходу из экономического кризиса. [9, c
68]
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Рекреационные
ресурсы во многом являются производным
от рекреационных потребностей населения,
которые, в свою очередь, детерминированы
задачами социокультурного освоения территорий.
Рекреационные потоки ориентированы именно
в те регионы, которые подлежат освоению.
На уровне: маccoвого сознания формируется
установка на то, что именно в этих местах
сконцентрированы самые важные и престижные
рекреационные ресурсы. После прохождения
пика процесса освоения территории значимость
ее рекреационных ресурсов значительно
снижается. Никогда не происходит полного
отрицания значимости, но нет и возврата
к прежней высокой оценке одних и тех же
рекреационных ресурсов. Значит, потребности
социокультурного освоения территорий
- это основная причина и фактор превращения
совокупности тех или иных свойств территории
в рекреационные ресурсы.
ГЛАВА
2. АНАЛИЗ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ
РЕСУРСОВ РОССИИ
2.1
Анализ туристско-
Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России. Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады – 2014. Благодаря этому получили всемирную известность не только Красная Поляна и Сочи, но и весь Краснодарский край в целом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня.
В настоящее время в стране насчитывается более 6 тысяч гостиниц, тогда как в 2004 году их насчитывалось только 4 тысячи. С учетом количества иных средств размещения, таких как пансионаты, дома и базы отдыха, туристские базы и другие, общее количество средств размещения туристов составляет около 10 тысяч. Численность российских граждан, проживавших в 2006 году в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха, составила 26,6 млн.человек, из них в гостиницах - 16,4 млн.человек.
Объем платных услуг, оказываемых населению гостиницами и аналогичными средствами размещения, ежегодно растет и составил в 2007 году 88,9 млрд.руб., что превысило показатели 2005 года на 47%.
По прогнозным оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в 2007 году в ВВП нашей страны с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7%. Согласно данным того же источника, число рабочих мест в туризме составило 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей - 5,7%, инвестиции в основной капитал в туристскую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом росте в 8,2%. [12]
Известно, что наша страна насчитывает огромное количество культурных и природных достопримечательностей, а также иных объектов туристского показа. К ним, согласно данным Росстата, относятся 2368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, 67 цирков, 24 зоопарка, почти 99 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников. В России в настоящее время действуют 103 музея-заповедника и 41 музей-усадьба (идентичные музеям-заповедникам по характеру деятельности объекты, отличающиеся, как правило, небольшой территорией). Музеи-заповедники играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа России за рубежом. Из 15 объектов культурного наследия, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, 12 находятся в составе музеев-заповедников. В соответствии с этим сеть музеев-заповедников как центров международного и внутреннего туризма требует постоянного совершенствования и развития. Что касается таких объектов туристской инфраструктуры, как аквапарки, развлекательные центры, горнолыжные комплексы, туристский транспорт и др., то их явно не хватает. Очевидным является и то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма. [13]
Москва и Санкт-Петербург, являясь до сих пор основными транспортными воротами для въезда иностранных туристов, принимают на себя до 75% международных прибытий, число которых в последние 2-3 года сокращается из-за резкого роста цен в названных городах. Сокращение въездного туристского потока в нашу страну начало происходить с 2006 года. В 2007 году число прибытий «классических» иностранных туристов с целью отдыха уменьшилось более чем на 8%. Это объясняется, прежде всего, возросшими за последние два года ценами на услуги в стране, а также резким ростом цен на гостиницы в Москве из-за уменьшения числа отелей туристского класса в центре города за счет сноса или закрытия с целью реконструкции ряда известнейших и популярных среди туристов гостиниц, таких как «Интурист», «Москва», «Минск», «Россия», «Украина», «Ленинградская», «Центральная» и «Пекин». В Москве по разным причинам были изъяты из оборота 9 тысяч мест уровня 3 «звезды». Именно нехватка мест в гостиницах туристского класса негативно влияет на развитие въездного и внутреннего туризма. Это существенно удорожает пакет услуг, предлагаемый туристам при их путешествии в Россию. В планах Правительства Москвы намечено построить 353 новых гостиницы до 2011 года. Однако, учитывая укрепление рубля и сложившуюся в столице ситуацию, при которой средняя цена за номер в гостиницах Москвы существенно выше стоимости номера аналогичной категории в странах Европы при более низком комфорте и качестве услуг, иностранным туристам с ограниченным бюджетом становится невыгодно приезжать в столицу. Такая ситуация может сохраниться в ближайшие 2-3 года.
К наиболее значимым проблемам, требующим пристального внимания и серьезного подхода к их решению, относятся недостаточное развитие туристской инфраструктуры и отсутствие, за редким исключением, практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций при строительстве средств размещения и иных объектов туристского использования.
В настоящее время в нашей стране значительная часть материальной базы туризма нуждается в обновлении, так как около половины гостиниц в нашей стране относятся к некатегорийным.
Вместе с тем предложения по развитию туристской инфраструктуры не могут ограничиваться только созданием нового и реконструкцией существующего гостиничного фонда. Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство новых средств размещения, но и сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания, индустрии развлечений, объекты туристского показа и др.). Размещение вновь возводимых туристских комплексов должно учитывать как параметры туристского спроса по видам туризма, так и характер туристского предложения - наличие туристских ресурсов, условий для кадрового обеспечения, в соответствии с экологическими требованиями и экономической целесообразностью.
Главными препятствиями для привлечения инвестиций являются отсутствие готовых инвестиционных площадок, необходимые бизнес-структуры, наличие местных административных барьеров и невыгодные условия аренды земли. Так, оформление земельного участка под гостиницу часто требует огромного числа согласований и затягивается на два-три года. Неурегулированными остаются вопросы использования рентных доходов в личных целях (сдача жилья в наем под гостиничное использование).
В настоящее время наиболее перспективными видами туризма на мировом туристском рынке, растущими опережающими темпами, являются:
Информация о работе Исследование туристско-рекреационных ресурсов России