Историко-культурное наследие и природные достопримечательности западного Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:15, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является выявление на территории Западного Казахстана конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, возможность для удовлетворения потребностей населения Западного Казахстана и иностранных граждан в туристско-рекреационных услугах, с другой стороны, значительный вклад в социально-экономическое развитие республики за счет увеличения доходной части республиканского и местных бюджетов, притока инвестиций, создание новых рабочих мест, оздоровление населения, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия.
Для решения поставленной цели решались следующие задачи:
- изучены основные теоретические аспекты туризма;
- исследована структура эколого-туристической отрасли и проанализиро-ван потенциал туристических ресурсов страны;
- проведен анализ факторов оказывающих влияние на развитие;
- перспективы развития эколого-туристического в Западном регионе;
- создание благоустроенных туристско-рекреационных зон в местах традиционного отдыха туристов;
- освоение дополнительных видов туризма, не наносящих урона природ-ным ресурсам (основные туристские маршруты Западного Казахстана.

Содержание

Введе-ние………………………………………………………………………….5
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАПАДНОГО КАЗАХСТА-НА..……..………..7
1.1 Физико-географическое положе-ние………………………………………..8 1.1.1 Животный и растительный мир……………………………………...9 1.1.2 Крупные реки и озера Западного Казахстана …………………….. 10
1.2 Природно-рекреационные ресурсы Западного Казахста-на……….……13 1.2.1 Рекреационные зоны Западного Казахста-на………………………. 23 1.4 Транспортная инфраструктура Западного Казахстана………..………… 30
2 ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И ПРИРОДНЫЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЗАПАДНОГО КАЗАХСТА-НА...................................................41
2.1 Население…………………………………………………………………..41 2.2 Обычаи и быт народов Западного Казахстана…………………………...42 2.3 Архитектурные памятни-ки………………………………………………..45 2.4 Особо охраняемые природные территории Западного Казахстана…….54 2.4.1 Устюртский заповедник…………………………………………….. 56
2.4.2 Основные природные и зоологические заказники………………... 63
3 ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННЫЕ МАРШРУТЫ ПО ЗАПАДНОМУ
КАЗАХСТА-НУ………………………………………………………………….....69
3.1 Маршрут «800 км по реке Урал»…………………………………………71
3.2 Маршрут «Мангышлак – полуостров сокро-вищ»……………………….73
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ………………………………………………………………….….77
Список использованных источни-ков……………………………………………...80

Работа состоит из  1 файл

эколого-туристический потенциал зко_дипломная.doc

— 563.00 Кб (Скачать документ)

С пуском в эксплуатацию этого участка появилась возможность  примкнуть к построенной ранее железной дороге Оренбург – Ташкент, что дало прямой выход на восток.

4. Гурьев –  Кандагач (1942 г.) Общая протяженность  -  517 км.

Она была необходима для  перевозки нефти Эмбинского месторождения. При этом появилась возможность  выхода с Западного Казахстана на магистраль Оренбург – Ташкент, на юг России.

5. Кандагач  – Орск (1944 г.) Общая протяженность  -  244 км, из них по территории  Казахстана 135 км.

Ввод этого участка  открыл направление с запада на восток по территории Казахстана и России.

6. Макат-Мангышлак-Узень  (1965-67 гг.) Общая протяженность -  883 км.

Ввод железнодорожных  участков в Мангистауской области  возродил ее жизнь. При строительстве  участка Макат – Мангышлак, со станции Бейнеу было сделано ответвление в сторону Среднеазиатской железной дороги, что дало выход в Среднюю Азию, Узбекистан.

7. Гурьев-Аксарайская  (1970 г.) Общая протяженность -  328 км.

С вводом этого участка  Атырауская и Мангыстауская области  получили возможность выхода на Астрахань, юг и запад России.

8. Хромтау – Алтынсарино (2004 г.) Общая протяженность -  402 км.

В трудное время реструктуризации железных дорог в Казахстане был  построен участок пути от Хромтау до ст. Алтынсарино протяженностью 402 км, что позволит открыть движение с центра, севера и востока Казахстана, в обход территории России, на запад, в районы добычи нефти и к единственному в Казахстане каспийскому морскому порту.

В целях увеличения пропускной способности, перерабатывающих возможностей и технической мощи дорожной сети региона, в ЗАО "НК "Казахстан темір жолы" разработана и принята программа развития инфраструктуры железных дорог Западного Казахстана.

Выполнение мероприятий  программы потребует модернизации магистральной сети, снижения степени износа технических средств, обновления парка машин, реконструкции инженерных сооружений, создания эффективной системы защиты от снежных и песчаных заносов, внедрения современных систем автоматики, телемеханики, связи, открытия дополнительных раздельных пунктов, совершенствования процессов ремонта и обслуживания объектов железнодорожного транспорта. В результате реализации программы будет значительно повышена скорость поездов и безопасность движения.

Анализ представленной информации позволяет нам сделать  выводы, что железнодорожная сеть Западного Казахстана играет очень важную и неоценимую роль в развитии экономики, в установлении внешне - экономических связей не только данной территории, но всего Казахстана в целом, а также способствует усиленному потоку движения населения по всей  территории страны, на любые расстояния.  

Так же железнодорожные  перевозки представляют собой эффективный  инструмент транспортного обеспечения в туризме. Достаточно высокий комфорт путешествия, высокая скорость и возможность компактного размещения группы туристов при умеренных ценах делает этот вид транспорта конкурентоспособным при передвижении на малые и средние расстояния. Наибольшее применение железнодорожный транспорт находит при организации внутреннего и приграничного туризма, а также познавательных, экскурсионных туров и туризма выходного дня.

Осуществление путешествий  с использованием железнодорожного транспорта во внутреннем сообщении в Казахстане регулируется Законом РК от 8 декабря 2001г. № 266-II "О  железнодорожном транспорте".  Данный  Закон регулирует общественные отношения между перевозчиками, организациями железнодорожного транспорта, государственными органами, пассажирами, отправителями, получателями, грузоотправителями, грузополучателями, другими физическими и юридическими лицами при осуществлении перевозки пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа и почты железнодорожным транспортом. Перевозка пассажиров, багажа железнодорожным транспортом в международном сообщении и транзитом осуществляется в соответствии с законодательством  РК и международными договорами  РК.

Пассажирские перевозки  в РК осуществляет ОАО "Пассажирские перевозки". Один из  трех региональных пассажирских филиалов – Западный -  находится в г. Актобе.

Железнодорожные перевозки  в сфере туризма при передвижении на малые и средние расстояния являются конкурентоспособными по сравнению с другими средствами транспортных услуг, так как обеспечивают  достаточно высокий комфорт путешествия, высокую скорость и возможность компактного размещения группы туристов при умеренных ценах. Наибольшее применение железнодорожный транспорт находит при организации  познавательных, экскурсионных туров, шоп-туров и туризма выходного дня.

Появление железных дорог  дало мощный импульс развитию туризма, так как этот вид транспорта  был очень мобильным  и сделал возможным осуществление относительно недорогих транспортных путешествий не только  между отдаленными частями внутри нашей страны, но и между государствами.

Таким образом, Западный Казахстан имеет наиболее выгодное положение для развития международного туризма с такими странами как Российская Федерация и Узбекистан, а оттуда и с другими странами Ближнего и Дальнего зарубежья. С открытием в мае 1996 года недлинной  рельсовой ветки к сети железных дорог Ирана до границ Туркменистана восстанавливается в железнодорожном варианте Великий Шелковый путь от китайского Дальнего Востока в Европу.

Основным видом транспорта, как для перевозки грузов, так  и пассажиров (в том числе на международных сообщениях) после  железнодорожного остается автомобильный транспорт.

По территории Западного Казахстана проходит важная трансконтинентальная автодорожная магистраль Шымкент-Самара, соединяющая Европу со Средней Азией.

Среди дорог с твердым  покрытием большое народнохозяйственное значение имеют: Атырау-Уральск и Актау-Жетыбай-Узень.

Кроме того, на международном коридоре Астрахань-Атырау-Актау-Туркменбаши предусмотрены реабилитация участка Атырау-Актау и строительство мостового перехода через реку Кигач, ремонтные работы на участке Астрахань-Атырау.

В сфере автомобильных дорог  предусматривается дальнейшая модернизация и развитие сети автодорог Западного региона. В соответствии с Государственной программой намечены реабилитация сети автодорог Западного Казахстана, где планируется реабилитация автодороги «Самара - Шымкент», на участке «Актобе - Карабутак» протяженностью 77,5 км и «Карабутак - Иргиз - граница Кызылординской области» - 249 км. Общая протяженность предполагаемой реабилитации автодорог области республиканского значения – 603 км.

Развитие Западного  региона Казахстана тесно связано  с развитием нефтегазодобывающей промышленности государства. В связи с этим особое значение приобретает развитие авиаци, так как иностранные и казахстанские бизнесмены проявляют повышенный интерес к инвестированию средств в Прикаспийский нефтегазодобывающий сектор экономики. Это вызывает рост деловой активности в этом регионе, и как следствие - возрастают потребности в скорости и удобстве передвижения, которыми характеризуются услуги воздушного транспорта, возрастает его популярность.

На сегодня Западный Казахстан располагает аэропортами, имеющими допуск к международным авиаперевозкам по временной схеме: ОАО "Международный аэропорт "Актобе", ОАО "Международный аэропорт "Актау", ОАО "Международный аэропорт "Акжол", ОАО "Международный аэропорт "Атырау"  и другие.

Через территорию Западно-Казахстанской  области проходят три воздушных коридора. Транзитное сообщение осуществляется по семи международным воздушным трассам. Полеты осуществляют самолеты авиакомпаний «Беркут - ЗК» (г. Уральск), «Иртыш-авиа» (г. Усть-Каменогорск), «Скат» (г. Шымкент).

В Уральске действует  ОАО Международный аэропорт «Акжол». Для обеспечения авиасообщений между областными районами (Жанибекским, Бокейординским и Казталовским) в 2002 году решен вопрос восстановления деятельности их аэропортов. Осуществляются местные пассажирские авиаперелеты на самолете АН – 2 по маршрутам: Уральск – Казталовка – Джаныбек – Казталовка – Уральск, Уральск – Казталовка – Сейхин – Казталовка – Уральск. На республиканских авиалиниях открыты дополнительные авиарейсы на Астану, Алматы, Атырау, Актау, Актобе, Усть-Каменогорск. На международном сообщении выполняются полеты в Мюнхен, Баку и Москву. Ежегодно увеличивается поток авиапассажиров, что объясняется развитием Карачаганакского месторождения (КНГКМ), увеличением количества чартерных рейсов, заказываемых инофирмами, задействованными на обустройстве месторождения, введением дополнительных авиамаршрутов. Объем пассажироперевозок воздушным транспортом к 2006 году по сравнению с оценкой 2003 года увеличится в 1,3 раза.

Международный аэропорт Актобе с комфортабельным VIP-залом, пропускной способностью до 400 пассажиров в час, взлетно-посадочной полосой, способной принимать все типы самолетов, оснащен современной автоматизированной системой управления воздушным движением по всему Западному региону Казахстана. Сегодня АО "Актюбинский международный аэропорт" в состоянии принимать сверхтяжелые аэробусы и "Боинги". Железные дороги и автомобильные трассы, проходящие через Актобе, связывают Центральную Азию и юго-восток Казахстана с Западным Казахстаном, Уральском, европейской частью России и странами Европы.

Аэропорт Атырау должен принимать и обслуживать воздушные  суда всех типов и модификаций. Но это было невозможно из-за несоответствия взлетно-посадочной полосы, которая  считалась почти самой короткой из всех полос аэропортов страны – 2350 метров. У ОАО “Международный аэропорт Атырау” было много клиентов - авиакомпаний, выполняющих регулярные рейсы на авиалиниях Казахстана и зарубежья: “Эйр Астана”, “Евро-Азия Эйр”, “Атырау ауе жолы”, “Скат”, “Трансаэро”. Кроме того, авиакомпании, выполняющие чартерные рейсы: “Атырау ауе жолы”, “КазЭйр Уэст”, “Малев” и другие. Регулярные рейсы выполняются в города Астану, Алматы, Уральск, Актобе, Актау, Кызылорду, Шымкент, Москву, Баку, Стамбул, Амстердам, Ереван. Чартерные рейсы выполняются во многие города зарубежья. И есть заявки на открытие регулярных рейсов из Лондона, Франкфурта, Рима, Вены и т.д. 
Результаты прогноза показывают, что в связи с освоением целого ряда проектов резко возрастет грузовой поток, да и пассажиропоток будет постепенно увеличиваться и уже в ближайшие три года достигнет 300 тысяч. Все эти слагаемые и убедили Правительство Республики Казахстан и Европейский банк реконструкции и развития выдать кредит на реконструкцию взлетно-посадочной полосы в Атырау.

Руководство ОАО «Международный аэропорт Атырау» приложило  немало усилий, чтобы приблизить аэропорт к международным стандартам. И, тем не менее, обслуживание пассажиров было далеко от идеального, потому что обещанные турецкие инвестиции заставляли себя долго ждать. Чтобы стабилизировать ситуацию, в ОАО “Международный аэропорт Атырау” (МАА) были созданы альтернативные службы. И хотя эта двойственность не позволяла создать единую рациональную технологическую цепочку по обслуживанию авиалайнеров, тем не менее, многое изменилось к лучшему.

Атырауский аэропорт относится к трем основным аэропортам Республики Казахстан, а значит должен соответствовать этому статусу. Для этого и прилагают все свои усилия менеджеры Атырауской воздушной гавани, идет работа по созданию современной инфраструктуры аэропорта, которая сможет обеспечить качественными услугами граждан и удовлетворить авиационные потребности региона.

В связи с существованием Каспийского моря, в западной части  территории нашей республики, необходимо наличие морских портов. Поэтому  порты Каспийского моря были усовершенствованы по современному типу. Был создан морской флот и установлены торговые отношения с другими странами. На побережье моря есть портовые города Атырау, Форт-Шевченко, Актау и др.

Порт Актау – морские ворота страны. Морской порт Актау находится на восточном побережье Каспийского моря и является единственным морским портом Республики Казахстан, предназначенным для международных перевозок различных сухих грузов, сырой нефти и нефтепродуктов.

На сегодняшний день порт Актау представляет собой современный  многоцелевой терминал, обладающий следующими технологическими возможностями, обеспечивающих его дальнейшее развитие. Из-за своего выгодного географического расположения Казахстан, как и во времена "Великого шелкового пути", продолжает обеспечивать транспортные коридоры с Севера на Юг и с Запада на Восток, тем самым, связывая перспективные регионы для развития торговых отношений. Порт Актау является основной частью транспортных коридоров Европа-Азия, проходящих через Каспийское и Черное моря, Волгу, Волго - Дон и Беломоро - Балтийский канал, а также в направлении Ирана. Задействован маршрут проекта ТРАСЕКА, проходящий через порты Актау - Баку (Азербайджан) - Поти (Грузия).

Полное восстановление паромного комплекса позволило  увеличить общий объем и расширить  ассортимент обрабатываемых грузов наряду с действующими пассажирскими перевозками и перевозками транспортных средств, обеспечиваемыми паромной линией Актау - Баку - Ноушехр. В целях реализации соглашений, достигнутых в ходе переговоров Мангистауской и Астраханской областных администраций, портом Актау разрабатывается проект открытия паромной линии на участке Астрахань - Актау. С 29 мая 2002 года начала действовать автопаромная линия Актау - Оля - Актау.

История порта. Свои первые суда порт Актау принял в 1959 году. Имевшаяся в то время инфраструктура позволяла обрабатывать лишь суда небольшой грузоподъемности – около 1 тыс. тонн. В первые годы деятельности порт насчитывал около 80 работников и обеспечивал перевалку незначительных по сегодняшним меркам объемов грузов. В основном это были стройматериалы и продукты питания для развивающегося, не обжитого пока региона.

Так, только в 2003 году порт обработал около 7 млн. тонн нефти. Сейчас казахстанская нефть идет из Актау в порты Баку и Махачкала и далее на экспорт по железной дороге или по трубопроводам в черноморские порты Супса, Батуми или Новороссийск. Что касается Ирана, в рамках SWAP-операций в 2003 году было отгружено свыше 1 млн. тонн.

Информация о работе Историко-культурное наследие и природные достопримечательности западного Казахстана