Историко-культурное наследие и природные достопримечательности западного Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:15, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является выявление на территории Западного Казахстана конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, возможность для удовлетворения потребностей населения Западного Казахстана и иностранных граждан в туристско-рекреационных услугах, с другой стороны, значительный вклад в социально-экономическое развитие республики за счет увеличения доходной части республиканского и местных бюджетов, притока инвестиций, создание новых рабочих мест, оздоровление населения, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия.
Для решения поставленной цели решались следующие задачи:
- изучены основные теоретические аспекты туризма;
- исследована структура эколого-туристической отрасли и проанализиро-ван потенциал туристических ресурсов страны;
- проведен анализ факторов оказывающих влияние на развитие;
- перспективы развития эколого-туристического в Западном регионе;
- создание благоустроенных туристско-рекреационных зон в местах традиционного отдыха туристов;
- освоение дополнительных видов туризма, не наносящих урона природ-ным ресурсам (основные туристские маршруты Западного Казахстана.

Содержание

Введе-ние………………………………………………………………………….5
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАПАДНОГО КАЗАХСТА-НА..……..………..7
1.1 Физико-географическое положе-ние………………………………………..8 1.1.1 Животный и растительный мир……………………………………...9 1.1.2 Крупные реки и озера Западного Казахстана …………………….. 10
1.2 Природно-рекреационные ресурсы Западного Казахста-на……….……13 1.2.1 Рекреационные зоны Западного Казахста-на………………………. 23 1.4 Транспортная инфраструктура Западного Казахстана………..………… 30
2 ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И ПРИРОДНЫЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЗАПАДНОГО КАЗАХСТА-НА...................................................41
2.1 Население…………………………………………………………………..41 2.2 Обычаи и быт народов Западного Казахстана…………………………...42 2.3 Архитектурные памятни-ки………………………………………………..45 2.4 Особо охраняемые природные территории Западного Казахстана…….54 2.4.1 Устюртский заповедник…………………………………………….. 56
2.4.2 Основные природные и зоологические заказники………………... 63
3 ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННЫЕ МАРШРУТЫ ПО ЗАПАДНОМУ
КАЗАХСТА-НУ………………………………………………………………….....69
3.1 Маршрут «800 км по реке Урал»…………………………………………71
3.2 Маршрут «Мангышлак – полуостров сокро-вищ»……………………….73
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ………………………………………………………………….….77
Список использованных источни-ков……………………………………………...80

Работа состоит из  1 файл

эколого-туристический потенциал зко_дипломная.doc

— 563.00 Кб (Скачать документ)

В сентябре 1993 года Европейский  банк реконструкции и развития приступил к подготовке Генерального плана реконструкции порта Актау, определенного Генеральным планом Роттердамского центра морских исследований.

После завершения реконструкции порт Актау превратился в современный производственный портовый комплекс международного уровня, где все портовые операции очень технологичны. В результате реконструкции от старой инфраструктуры советских времен практически ничего не осталось. Для примера: в связи с подъемом уровня Каспия причальная стенка поднялась на 2 метра 40 сантиметров, что само по себе уже говорит об огромном объеме проведенных работ.

Вместе с Министерством  транспорта и коммуникаций и со всеми  транспортными ведомствами республики создавали имидж порта в глазах клиентов и партнеров, и это удалось.

Важным шагом в развитии экспортно-импортных  и транзитных перевозок стало  открытие новых международных паромных линий: Актау – Ноушахр (Иран); Актау - Баку (Азербайджан) и Актау –  Оля (Россия), позволяющих не только увеличить объемы грузооборота порта, но и реально расширить границы международных связей Казахстана.

С открытием регулярных паромных линий появилась реальная возможность привлечения транзитных грузопотоков из стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, потенциально ориентированных на Восточную и Западную Европу, посредством использования Суэцкого канала. В этой связи создание устойчивого паромного сообщения с портами Ноушахр, Астрахань и Баку, а также развитие контейнерного терминала в Актау открывают огромные перспективы для привлечения новых грузопотоков из Европы, Ирана, ОАЭ, Китая и Юго-Восточной Азии.

Сегодня можно с гордостью  сказать, что благодаря своему уникальному  географическому положению незамерзающий  порт Актау имеет стратегическое значение для Казахстана как транспортный узел на стыке азиатских транспортных маршрутов и европейских мультимодальных коридоров. Через систему каналов Волго-Дон и Волго-Балт он открывает республике путь к любому порту в Мировом океане.

Указом Президента Республики Казахстан «О СЭЗ «Морпорт Актау» с 1 января 2003 года была создана специальная экономическая зона (СЭЗ), расположенная на территории морского торгового порта и прилегающей к нему территории в пределах административно-территориальных границ города Актау Мангистауской области, согласно разработанному плану.

СЭЗ была создана для  ускоренного развития региона, интеграции экономики в систему мировых хозяйственных связей, создания высокотехнологичных и экспортоориентированных производств и освоения выпуска новых видов продукции, привлечения инвестиций, а также решения социальных проблем по перевозке пассажиров, также немаловажных в туризме. Общее управление СЭЗ и реализация стратегии и программы ее развития, а также привлечение отечественных и иностранных инвестиций были возложены на акимат Актау.

Сама идея специальной  экономической зоны заключается  в том, чтобы максимально эффективно задействовать пустующие земли, прилегающие к порту, и на этой территории организовать зону, куда бы на привлекательных, в первую очередь для производителей, таможенных и налоговых условиях ввозились так называемые «полуфабрикаты» – сырье, оборудование и др., для их использования в производстве в первую очередь импортозамещающей продукции, что предполагает и предоставление соответствующих услуг, включающих услуги, предусматривающие развитие “тяготеющей” к порту инфраструктуры - складов временного хранения, открытых площадок для хранения автомобилей, контейнеров, предприятий по ремонту контейнеров. Все это должно принести значительные доходы предприятию и стабильные поступления в госсектор, а значит, создаст большое количество новых рабочих мест. Тем не менее, порт, являющийся государственным предприятием, - это, прежде всего, транспортный и логистический центр, в этой связи льготный режим должен предполагать развитие производства и услуг, имеющих непосредственное отношение к морским перевозкам.

В настоящее время  важное значение приобретает развитие Центра логистики транспорта. В силу того что “все дороги ведут в порт” - железнодорожные, автомобильные, трубопроводные, - он уже сегодня является транспортным центром, и в связи с этим комплексный сервис будет играть важную роль не только в  развитии внешнеэкономических связей, экономике района, но в развитии туризма.. Однако уже сейчас можно с уверенностью сказать, что для реализации подготовленных и разрабатываемых планов международный морской торговый порт Актау имеет достаточный потенциал - высококвалифицированный персонал, многолетний опыт работы, широкие и устойчивые партнерские связи, как в Казахстане, так и за рубежом.

Казахстан, находясь в центре Евразийского материка  и обладая широкой  транспортно-коммуникационной сетью, просто «обречен» на то, чтобы занять значимое место на рынке международных  транзитных перевозок.

Одним из приоритетных направлений  своей инвестиционной политик Правительство Казахстана выбрало строительство железных и автомобильных дорог с большой пропускной способностью, трубопроводных магистралей по перекачке нефти и газа, которые смогут связать страну с центрами мировой торговли и морскими портами.  Основными действующими на сегодняшний день магистральными газо- и нефтепроводами являются магистральный газопровод Бухара-Урал, Местный газопровод Жанажол-Кандыагаш-Актобе, Нефтепровод Жанажол-Кенкияк-Бестамак-Орск, нефтепровод Атырау-Кенкияк и другие.

Магистральный газопровод Бухара-Урал, протяженность которого по области составляет 1175,2 км, способен доставлять до 56 млрд. кубометров природного газа в год из Средней Азии в Россию и далее в Европу.

Местный газопровод Жанажол-Кандыагаш-Актобе, протяженностью 232 км, позволяет обеспечить попутным нефтяным газом Жанажолского месторождения основные энергетические объекты, коммунальную сферу и население г. Актобе, а также населенные пункты области по пути следования.

Нефтепровод Жанажол-Кенкияк-Бестамак-Орск, протяженностью 411 км с пропускной способностью 7,7 млн. тонн нефти в год, обеспечивает транспортировку части добытой в области нефти для переработки на Орском нефтеперерабатывающем заводе России.

Введена первая очередь нефтепровода Атырау-Кенкияк, протяженностью 450 км, пропускная способность которой составляет 6 млн. тонн нефти, а в перспективе 12 млн. тонн. Трубопровод позволил соединить экспортные терминалы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) с линией Атырау-Самара и решить проблемы транспортировки продукции нефтедобывающих компаний, расположенных вдоль его трассы.

Ведутся работы по прокладке  нефтепровода из нефтяного месторождения Тенгиз к порту Новороссийск (Россия) в рамках проекта КТК (Каспийский трубопроводный консорциум), который осуществляет международный консорциум с участием Казахстана, России, Омана и компаний США («Шеврон», «Мобил»). Подписан контракт и начаты работы по строительству трубопровода Западный Казахстан – Китай с выходом на Тихий океан. Ведется активная работа  по изучению строительства нефтепроводов Каспий- Средиземноморье, Казахстан - Туркменистан – Афганистан - Индийский океан (Пакистан) и ряд других стран.

Таким образом, в физико-географическом отношении Западный Казахстан находится на стыке Европы и Азии и является их связующим звеном.

Западный Казахстан  с его различными пейзажами обеспечивает дом для многих типов живой  природы. Стада джейранов и куланов  населяют степи. Пустыни населены гигантскими  ящерицами, табарганами. Своеобразен и ландшафт Западной части Казахстана. Здесь тесно соприкасаются зоны с различными природными условиями Волга и Урал с пышной пойменной растительностью.

Самая крупная и наиболее полноводная река Западного Казахстана – Урал. По протяженности (2428 км) – это третья река в Европе после Волги и Дуная. Это мощная водная артерия пересекает Прикаспийскую низменность с севера на юг и является частью географической границы между Европой и Азией.

Любые путешествия, даже путешествие по самой крупной реке Западного Казахстана – Уралу, начинаются с размещения туристов. От этого зависит многое. Ведь туристская база, гостиница, кемпинг становятся местом отдыха туристов, и это место должно быть красиво спланировано, добротно построено, иметь необходимые удобства и должно нравиться всем туристам.

Туристы, нацеленные на отдых  в природном окружении, явное  предпочтение отдают традиционным жилищам местных жителей, либо недорогим турбазам и кемпингам. В связи с этим  необходимо дополнительное развитие инфраструктуры гостиничного хозяйства и ресторанного дела, а также других предприятий обеспечивающих всем необходимым при полноценном отдыхе туристов и рекреантов.

 Также Казахстан  – республика обширных континентальных  пространств. Поэтому здесь очень  мало естественных водных путей. В связи в этим у нас наибольшее развитие получили сухопутные виды транспорта -  железнодорожный и автомобильный. Следует заметить, что с развитием научно-технического прогресса улучшаются методы обслуживания население, совершенствуются пути сообщения и непрерывно растут скорости и грузоподъемность транспортных средств.

Морской порт Западного  Казахстана - Актау находится на восточном побережье Каспийского моря и является единственным морским портом Республики Казахстан. Из-за своего выгодного географического расположения Казахстан, как и во времена "Великого шелкового пути", продолжает обеспечивать транспортные коридоры с Севера на Юг и с Запада на Восток, тем самым, связывая перспективные регионы для развития торговых отношений.

Большинство туристов-нерезидентов для своего путешествия используют воздушный транспорт. Железнодорожным транспортом перевозится 7,8 процентов туристов, международными автобусами - 3,5 процентов, прочими сухопутными средствами - 3,8 процентов, водным транспортом - около 0,01 процента.

Казахстан уже определил  потенциальные транспортные маршруты международного значения, которые могли бы стать основой для расширения европейских транспортных коридоров на Восток, чтобы соединиться с Азиатской транспортной системой. И сейчас в республике изучают, как влияют эти маршруты на экономическое развитие региона и континента, имея в виду в первую очередь планы правительства построить новую железнодорожную магистраль от приграничной станции Достык на границе с Китаем до торгового морского порта Актау на Каспийском море (Трансказахстанская железнодорожная магистраль).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       2 историко-культурное наследие и достопримечательности западного казахстана

 

2.1 Население

 

Современная численность  Западного Казахстана составляет 2080,3 тысяч человек.  Это составляет 14 % всего населения Республики Казахстан. Наибольшее количество человек Западного Казахстана проживает в Актюбинской области  - 671,8 тыс. человек, в сельской местности проживает 300,8 тыс. человек, или 44,9%. Плотность населения по области составляет 2,2 человека на 1 кв. км в сельской местности -  1,0. Самая низкая плотность населения в Айтекебийском (0,9),  Байганинском, Иргизском (0,4) районах, второе место занимает  Западно-Казахстанская область с населением 602,6 тыс. человек, в том числе сельское население -351,8 тыс. человек или 58,4%. Общая плотность населения по области 4,0 человека на 1 кв. км  в сельских районах – 2,3. Самая низкая плотность населения в Бокейординском (1.0), Джангалинском (1.1), Акжаикском (1.9), Казталовском и Каратобинском (по 2,0) районах. Низкая плотность населения во многих районах обусловлена их отдаленностью от областного центра, крупных населенных пунктов, отсутствием хороших автомобильных дорог и промышленных объектов.

 В Атырауской области проживает 457,2 тыс. человек., в том числе сельское - 187,6 тыс., человек, или 41,7%, и 349,4 тыс. человек в Мангистауской области, в том числе сельское- 187,6 тыс., человек, или 41,7%.

 Плотность населения Атырауской области составляет 3,8 человек на 1 кв. км в сельской местности - 1,6. Самая низкая плотность населения в Кызылкогинском (1,2) и Исатайском (1,6) районах.  Мангистауская область самая наименьшая по численности  область в Западном регионе. Плотность населения по области составляет 3,8 человек на 1 кв. км в сельской местности - 1,6. Самая низкая плотность населения в Кызылкогинском (1,2) и Исатайском (1,6) районах. В сельских районах проживает 94,5 тыс. человек или 28,4 %. Это наименее заселенная область в Западном регионе. Средняя плотность населения по области равна 2,0 на 1 кв. км, в сельской местности – 0,6. Самая низкая плотность населения в Каракиянском районе (0,6), самая высокая – в Тупкараганском районе (1.4).

Общая плотность населения  по Западному Казахстану составляет  3 человека на 1 кв. км, при этом в сельской местности -  1,4. Общее количество людей проживающих в сельской местности составляет 934,7 тыс. человек - это 45 % всего населения западного района Казахстана.

Низкая плотность населения  во многих районах обусловлена их отдаленностью от областного центра, крупных населенных пунктов, отсутствием хороших автомобильных дорог и промышленных объектов.

Этнический состав населения  западных областей Казахстана разнообразен и многонационален, здесь проживает  порядка 90 национальностей и народностей, включая украинцев, татар, немцев и других. Из них 74,0% составляют казахи, 18,2% - русские, 3,5% - украинцы.

Основными районами, отличающиеся наибольшими масштабами миграционного обмена, являются приграничные области. Они в силу своего географического расположения близкого к внешним и внутренним рубежам обоих государств, являются крупнейшими узлами миграции населения между Казахстаном и Россией и играют важную роль в ее развитии.

Особенностью Западного  Казахстана является его географическое положение, в силу которого он является своеобразным мостом, соединяющим европейскую и азиатскую части континента. Регион играет значительную роль в миграционных связях Казахстана с Россией, поскольку граничит с пятью областями Российской Федерации: Оренбургской, Саратовской, Волгоградской, Астраханской, Самарской и по степени активности межгосударственной миграций (с Россией) занимает одно из ведущих мест в республике.

В истории Западного  Казахстана миграционные связи с  Россией всегда играли важную роль. Их ретроспективный обзор показывает, что именно в результате миграции населения, в основном, из центральных и приграничных с Казахстаном регионов России, произошло становление Западного Казахстана как многонационального региона. Можно утверждать, что современная этнодемографическая картина Западного Казахстана во многом является результатом внешних миграционных связей с Россией в течение продолжительного времени.

Информация о работе Историко-культурное наследие и природные достопримечательности западного Казахстана