Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 00:59, курсовая работа
Экскурсионное дело – важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Экскурсионному делу – свыше ста лет, но наиболее интенсивным было его развитие в 1970-е и 1980-е годы прошлого столетия. Об этом свидетельствуют: ежегодное участие в экскурсиях полумиллиарда человек; десятки тысяч экскурсионных тем; семидесятитысячная армия экскурсоводов; тысячи организаций, активно проводившие экскурсионную работу; развитие теории и методики экскурсионного дела.
Классификация
экскурсий на архитектурно-
Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города или региона.
По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т. д.
Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.
По месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких).
По способу передвижения - пешеходные и с использованием различных видов транспорта.
Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.
По форме проведения экскурсии могут быть различными:
Экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов. Это может быть:
Одинаковых экскурсий не существует, они различаются, прежде всего по теме. Слово "тема" в переводе с греческого означает "то, что положено в основу". Тема представляет собой понятие, относящееся к содержанию чего-либо. Это понятие содержит указания:
Цель связана
с понятиями цель и идея
и предусматривает изложение
не только определенного
Подготовка
новой темы содержания
Тема играет
решающую роль в объединении
внешне разрозненных частей
Некоторые
объекты показываются в
Большое
значение имеет выдержанность
тематики экскурсии. Весь
Каждая
тема представляет собой
Композицией
экскурсии называют
Ведущая подтема - композиционный центр экскурсии, вокруг которого строится весь рассказ экскурсии. Она способствует более глубокому раскрытию содержания экскурсии, делает ее убедительной и запоминающейся.
Многотемье обзорной экскурсии не дает возможности достаточно глубоко раскрыть содержание каждой подтемы, дать более глубокое толкование событий. В такой экскурсии обычно бывает больше фактов без их толкования. Однако обзорная экскурсия имеет большое значение для развития экскурсионной тематики, так как почти каждая ее подтема может в дальнейшем стать темой для разработки самостоятельной экскурсии.
Название экскурсии
- это языковое выражение, в
прямой и косвенной форме
У одной и той же темы может быть несколько названий в зависимости от состава участников и поставленной задачи (например, обзорная экскурсия "Москва - столица России" может иметь и другое название: "Москва вечерняя" и др.).
Глава II.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ НОВОЙ ЭКСКУРСИИ.
1.1 Подготовка новой темы экскурсии.
Разработка новых экскурсионных тем является одним из важных показателей деятельности экскурсионных бюро. Она свидетельствует о глубине и эффективности развития краеведения в городе или области, уровне работы бюро с местным населением, учете интересов и запросов экскурсантов. С глубокого и всестороннего изучения этих интересов и следует начинать работу по разработке новых тем. Это позволит избежать случайностей в разработке тематики бюро, позволит сразу же ориентировать экскурсионную тему на определенную аудиторию.
От того, насколько глубоко изучен материал и методически правильно подготовлена экскурсия, зависит ее успехи востребованность.
Подготовка любой экскурсии базируется на предварительном изучении экскурсионных возможностей города, района, края, области.
Для разработки новой экскурсионной
темы рекомендуется создать
Наиболее целесообразно распределять обязанности по составлению текста и методической разработки в соответствии с определенными подтемами. Каждый экскурсовод - член группы - подготавливает свой материал, который объединяется и редактируется руководителем. Естественно, что при выборе подтем принимаются во внимание интересы и профессиональная подготовка экскурсоводов.
Последовательность подготовки новой темы:
2.2 Изучение и накопление материала
Работу с литературой полезно начинать с составления библиографии, что позволит наиболее полно ознакомиться с литературными источниками в соответствии с конкретной целью и темой экскурсии.
Следует знать справочную и краеведческую литературу, которая лежит обычно в основе экскурсии. Ее особенность - конкретность информации о крае, области, городе, селе и ее связь с экскурсионными объектами, с одной стороны, и связь событий, происходящих в данной местности, с общеисторическим процессом - с другой.
Чрезвычайно много полезных сведений по истории края, области или города можно почерпнуть в периодической прессе и интернете.
В ходе подготовки новой
темы экскурсоводам нередко
Работе в архиве должно предшествовать изучение литературы по теме и опубликованных источников. Известный ученый Н. М. Дружинин писал, что он всегда находил необходимым сначала вчитаться и вдуматься в опубликованные источники, а уже потом отправляться в архивы и поднимать неизданные фонды.
Научно-справочные пособия к документальным материалам отдельных архивов (путеводители по архивам, списки фондов и картотечные указатели фондов) позволяют определить необходимые для работы фонды.
Работа в архиве по отысканию и исследованию источника составляет сложную творческую задачу, трудоемка и требует настойчивости и активности. Вместе с тем она вносит в подготовку экскурсии элемент научного поиска, сближая ее с работой исследователя, ученого. Рассказ о том, как были получены новые данные в экскурсии, в отдельных случаях может чрезвычайно обогатить содержание экскурсии, усилить ее эмоциональное звучание.
В ходе подготовки экскурсии полезно практиковать консультации специалистов. Контакты со специалистами следует поддерживать в процессе всей подготовки экскурсии, некоторые из них могут выступить в качестве рецензентов экскурсии, ее методической документации.
Специалисты могут оказать
экскурсоводам