Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 10:31, реферат
Первые экскурсии в России появились в к.XVIIIв. под влиянием идей Я.А.Коменского, полагавшего, что в обучении надо идти не от рассуждения о предмете, а от реального наблюдения над ним.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА В РОССИИ
Первые экскурсии в России появились в к.XVIIIв. под влиянием идей Я.А.Коменского, полагавшего, что в обучении надо идти не от рассуждения о предмете, а от реального наблюдения над ним. В «Уставе народным училищам» (1786) и «Школьном уставе» (1804) рекомендовались «прогулки» (экскурсии) на природу, на мануфактуру, в мастерские ремесленников. Развитие экскурсионного дела начинается с 1880 – 90-х гг. под влиянием взглядов К.Д.Ушинского и его последователей, сторонников активных методов обучения. В программу отдельных школ, гимназий, коммерческих училищ стали включаться естественно-научные, а затем культурно-исторические, литературные экскурсии. Появились и первые внеучебные экскурсии и путешествия, организуемые гимназиями на Волгу, в Крым, за границу. Постепенно осуществляется переход к системе использования экскурсий как метода образования. В 1900 – 1910-е гг. появились первые организационные структуры, стимулирующие развитие экскурсионного дела. В 1907г. При Российском обществе туристов (РОТ) была создана комиссия «Образовательные экскурсии по России», занимающаяся организацией экскурсий для различных групп населения. Создаются экскурсионные комиссии в ряде учебных округов: Московском, Петербургском, Казанском, Одесском, Киевском. Большую роль в организации экскурсионного дела сыграли общества любителей естествознания, «Русское горное общество»(1900), «Кавказское горное общество» (1902- 1905). В 1910-ые гг. экскурсионное дело приобретает все большие масштабы, а первое послеоктябрьское десятилетие (1917 – 27) считается периодом становления отечественной экскурсионной школы, хотя практические, теоретические и методические вопросы разрабатывались и в первые годы ХХв. И.М.Гревс, Н.А.Гейнике, Н.П.Анциферов, В.А.Герд, А.В.Бакушинский и др. представители экскурсионной школы, опираясь на отечественный и зарубежный опыт, обосновали теоретические принципы и организационно- методические основы экскурсионного дела. Разработанный ими экскурсионный метод основан на совокупности характеристик: первичности зрительного впечатления, превалировании показа над рассказом, моторности (передвижение по определенному маршруту и осмотр объектов с разных сторон и расстояний), а так же тематичности. Сначала экскурсионный метод разрабатывался для экскурсий на «открытом воздухе», а потом был спроецирован на музейные экспозиции. Большую роль в становлении экскурсионного дела были призваны сыграть Центральное бюро краеведения (1921 - 37), а так же Петроградское научно-исследовательский экскурсионный институт (1921 – 24) и Московский музейно-экскурсионный институт (1921 – 25), цель которых состояла в изучении «экскурсоведения по всем областям жизни и человеческой культуры» для создания»цельной образовательной системы». Для подготовки экскурсоводов в Питрограде и Москве были созданы инструкторские экскурсионные станции. Содержание экскурсионного дела в первые десятилетия ХХ в. заключалось в изучении мировой и отечественной истории, природных и культурных достопримечательностей страны, особенностей национальной культуры. К сер. 1920-х гг. экскурсионное дело достигло наивысшего расцвета, однако к кон.1920-х – нач. 30-х гг. его развитие, как и краеведения, было приостановлено. Многие экскурсоводы и краеведы подверглись репрессиям, а экскурсионные организации реорганизованы. Уже с сер. 1920-х гг. Экскурсионное дело стало развиваться под руководством Главполитпросвета. В 1928 г. Вместо ликвидированного РОТ было создано Общество пролетарского туризма., преобразованное потом во Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (1930) С 1936г. Руководство туризмом и экскурсиями стало осуществлять созданный при ВЦСПС Центральное туристско-экскурсионное управление. Уже в нач. 1920-х гг. все больше внимания стало уделяться пропаганде революционных завоеваний, а согласно решениям IV съезда обществ политпросвета экскурсионное дело должно было строиться только на основе марксистско-ленинской методологии. С нач. 1930-хгг. музеи провозглашаются политико-пропагандистскими центрами, а экскурсия из научного комментария превращается в агитацию идеологического характера. Вплоть до сер. 1980-х гг. незыблемой установкой в экскурсионном деле являлся показ историко-революционной тематики и достижений социалистического строительства. С кон. 1960-х гг. в стране начинает развиваться индустрия туристско-экскурсионного дела: растет сеть турбаз, кемпингов, мотелей. Расширяется сеть музеев, включенных в туристское обслуживание, что объясняется т.н. «музейным бумом», охватившим разные страны мира. Для подготовки экскурсоводов в пед. вузах на факультетах общественных профессий создаются экскурсионные отделения. Проявляется тенденция дифференцированного подхода к различным категориям экскурсантов – школьников, учащейся молодежи, сельским жителям, иностранцам и т.д. К сер. 1970-х начинают возрождаться лучшие традиции отечественной экскурсионной школы. Во второй половине 1980-х гг. расширяется проблематика экскурсионного дела, начинается новый этап краеведения. Рубеж 1980 – 90-х гг. отмечен спадом экскурсионного дела, вызванного сложностями политического и экономического характера. Вместе с тем в музеях развивается экскурсии
под влиянием коммуникативной модели музея, разрабатываются новые методы и приемы в вовлечения в предметный мир культуры, как детской, та и взрослой аудитории.
Все большее значение приобретает изучение отечественного экскурсионного опыта прошлых лет и современных достижений зарубежного музейного дела. Главным содержанием экскурсионного дела на современном этапе становится знакомство экскурсантов с непреходящими ценностями историко-культурного наследия.
История развития экскурсионного дела в России. Дореволюционный период
Начало развития
Идею применения экскурсии
как активного метода обучения
поддержал выдающийся русский
педагог и ученый К. Д.
Таким образом, в
течение начального периода
Вместе с учебными появились и первые внеучебные экскурсии. Рост их числа приходится на II половину XIX века, которая отмечена развитием буржуазных отношений в России. Внеучебные экскурсии были немногочисленными, случайными и носили развлекательный характер. В них участвовали только представители господствующего класса, совершавшие путешествия и экскурсии в основном в Крым и на Кавказ.
В Петербурге, Москве, Екатеринославе (ныне Днепропетровск) и других городах с развитой промышленностью по инициативе научных обществ создавались художественно-промышленные выставки и музеи. Их открытие сыграло важную роль в развитии экскурсионного дела, так как положило начало появлению нового, музейного вида экскурсий. В музейных экскурсиях впервые делалась попытка осуществить экскурсионное общение не только с детьми, но и со взрослыми, то есть всей массой экскурсантов. Так, в 1872 г. в Москве был открыт Политехнический музей, где проводились первые внешкольные экскурсии – бесплатные «воскресные объяснения коллекций».
В это же время
расширились слои населения,
Наиболее образованные
и передовые люди
В 1890 г. в Одессе
появился Крымский горный клуб,
который в первые годы открыл
филиалы в Ялте, Севастополе, а
затем и в Екатеринославе.
В 1895 г. создается
Российское общество туристов (РОТ),
объединившее несколько
Развитию экскурсионного
дела в России способствовала
организация в 1900 г. в Москве
и деятельность Русского
С 1902 г. по 1909 г. в
Пятигорске функционировало «
Еще в 1896 г. Министерство просвещения России высказало положительное отношение к «дальним поездкам учащихся», а в 1902 г. оно издало распоряжение о желательности введения в практику средних учебных заведений местных экскурсий. Чтобы оказывать помощь школьникам–экскурсантам, в 1910 г. была образована Комиссия по организации и осуществлению учебно-воспитательных экскурсий для учащихся средних учебных заведений Московского учебного округа. Впоследствии она была преобразована в постоянную Центральную экскурсионную комиссию под руководством В. И. Комарницкого, которая выпускала также серию небольших иллюстрированных пособий-путеводителей «Спутник экскурсанта» для проведения учебных экскурсий-прогулок по Москве и Подмосковью и занималась организацией лекций для экскурсоводов.
В 1907 г. при РОТ была создана организация «Экскурсии по России», в задачу которой входило проведение экскурсионной работы среди учителей и преподавателей. С 1910 г. В Москве работала Комиссия по организации образовательных экскурсий, которая ведала поездками за границу русских учителей.
Интерес к экскурсионной
работе и ее методике нашел
отражение и в появлении
Вопросы методики проведения
экскурсий были предметом
В начале XX века известные педагоги и методисты Д. Н. Кайгородов, В. В. Половцев, Е. А. Звягинцев, Н. Г. Тарасов, С. П. Аржанов, Н. П. Анциферов, В. А. Герд, И. М. Гревс, Б. Е. Райков стали заниматься систематизацией материала по экскурсионному общению. Ими было положено начало разработки вопросов теории и методики экскурсионного дела на основе обобщения опыта экскурсионной работы с учащимися.
Наиболее значительным событием в развитии методики экскурсионного дела в этот период явился выход в 1910 г. книги Б. Е. Райкова «Школьные экскурсии, их значение и организация». В работе впервые были четко сформулированы основные принципы методики проведения школьных экскурсий преимущественно по естественнонаучной тематике, а также по другим предметным экскурсиям с учетом программных требований школы того времени.
Подводя итоги
До 1907 г. экскурсионное
дело развивалось главным
Несмотря на очевидный
подъем туристско-
Коренной перелом в
туристско-экскурсионной
История развития экскурсионного дела в России. Советский и постсоветский период (1917-1990-е гг.)
В первые годы Советской
Информация о работе Основные этапы развития экскурсионного дела а России