Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 13:02, курсовая работа
Современный динамично развивающийся мир открывает новые перспективы для роста некоторых сфер экономической деятельности. Одной из таких сфер является сфера услуг. Развитие данной отрасли обусловлено множеством различных факторов. Это и улучшение общего уровня жизни населения и, как следствие, появления средств на оплату различных услуг; и увеличение темпов жизни населения, нехватка времени на самообслуживание; и, конечно же, рост потребности в квалифицированной профессиональной услуге.
Содержание
Введение ……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Природа и характеристика услуги....................................................6
1.1 История развития сферы услуг…………………………………………..6
1.2 Определение понятия услуга.....................................................................9
1.3 Характеристики услуг................................................................................11
Глава 2. Качество в сфере услуг (на примере туристической отрасли) ….15
2.1 Критерии качества………………………………………………………..15
2.2 Система качества………………………………………………………....16
Глава 3. Особенности развития сферы услуг……………………………….20
3.1 Международный рынок услуг…………………………………………...20
3.2 Развития сферы услуг России (на примере туристической отрасли)....25
Заключение ………………………………………………………………… 31
Список использованной литературы …………………………………. ….34
1.2 Определение понятия услуга
Несмотря на быстрое развитие сферы услуг и усиление ее роли в экономике, до сих пор не выработано общепринятое определение "услуги", но все же многими авторами предлагаются по сущности схожие определения. Рассмотрим некоторые из них.
1. К. Маркс определил категорию услуги следующим образом: "Это выражение означает вообще не что иное, как ту особую потребительную стоимость, которую доставляет этот труд, подобно всякому другому труду, но особая потребительная стоимость этого труда получила здесь специфическое название "услуги", потому что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности ...".
Далее К. Маркс выделяет 2 типа услуг: " Услуги ... воплощенные в товарах, другие же услуги, напротив, не оставляют осязательных результатов, существующих отдельно от исполнителей этих услуг; иначе говоря, результат их не есть пригодный для продажи товар". [6]
2.Американский специалист Ф. Котлер считает «услугой» любое мероприятие или выгоду, которые одна сторона может предложить другой, и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Производство услуг может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде. [4]
К услугам часто относят все виды полезной деятельности, не создающей материальных ценностей, то есть главным критерием отнесения той или иной деятельности к сфере услуг служит неосязаемый, невидимый характер производимого в данной сфере продукта.
На практике сфера услуг
рассматривается как
3.Современный экономический словарь трактует услугу как вид деятельности работ, процесс выполнения которых не создает новый, ранее не существующий материально - вещественный продукт, но изменяет качества уже имеющегося созданного продукта. Это блага, представляемые не в виде вещей, а в форме деятельности, т.о. само оказание услуг создает желаемый результат. Такая трактовка услуги близка к понятию «обслуживание». Экономическая деятельность делает услугу предметом торговли.
Снимая
комнату в гостинице, откладывая
деньги в банк, путешествуя,
обедая в ресторане или кафе, посещая
врача, подстригаясь у парикмахера,
сдавая в ремонт автомобиль,
просматривая кинофильм, консультируясь
у юриста, мы во всех этих
случаях приобретаем услуги.
1.3
Характеристики услуг
Рынок услуг совершенно не похож на другие рынки, главным образом из-за своих характеристик:
Для укрепления доверия организация, которая оказывает услуги, может предпринять ряд мер: повысить осязаемость своей услуги; заострить внимание на выгодах от данной услуги, привлечь к пропаганде своей услуги какую-либо знаменитость и т. п.
Исследования показывают, что в сбыте услуг требуется больше личного внимания, контактов и получения информации от потребителей, чем при реализации товаров. [7]
Для
обеспечения контроля качества
услуг организации необходимо:
-
выделять средства на обучение
квалифицированных
- следить за степенью удовлетворенности клиентов с помощью системы "жалоб и предложений".
Для снижения изменчивости услуг необходимо выявить причины этого явления. Часто эта изменчивость качества услуг связана с квалификацией работников, с отсутствием конкуренции, нужной информации, с личными чертами характера работников данной сферы. Другим источником изменчивости качества услуг является покупатель.
4.Неспособность услуг к хранению, то есть важной отличительной чертой услуг является сиюминутность. Если спрос на услугу становится больше предложения, то этого нельзя исправить. Колебание спроса на услугу присуще почти всем видам услуг. Как правило, спрос меняется в зависимости от времени года, дней недели и т. п.
Неспособность услуг к хранению требует разработки стратегий, которые обеспечивают соответствие спроса и предложения на услуги.
Четыре вышеизложенных признака относятся к основным отличительным чертам сервисной деятельности от материального производства. В некоторой литературе принято выделять дополнительные признаки. В частности в книге Тультаева Т.А. «Маркетинг услуг» приводятся два дополнительных пункта (схема 1):
1. отсутствие владения;
2.взаимозаменяемость услуг товарами, имеющими материальную форму.
Схема
1 - Дополнительные признаки услуг
1. Отсутствие владения - потребитель услуги, как правило, может использовать ее на протяжении ограниченного количества времени.
В отличие от товаров, имеющих материальную форму, услуги не могут использоваться вечно, их нельзя хранить. Отсюда следует, что услуга не может являться чьей-либо собственностью. Человек, приобретая услугу, получает кратковременный эффект, не удовлетворяя тем самым потребность во владении.
2. Взаимозаменяемость услуг товарами, имеющими материальную форму - способность товаров заменять те услуги, которые удовлетворяют одинаковые или аналогичные потребности.
В результате между материальными товарами и услугами возникают конкурентные отношения. Таким образом, можно говорить о так называемой межродовой конкуренции, поскольку относятся к разным родам: к роду товаров, имеющих материальную форму и к роду услуг, т.е. товаров, не обладающих вещественными характеристиками.
Понятие «услуги» включает несколько десятков видов деятельности, продукция которых может быть определена как услуга. В число услуг входят (по классификатору ООН) 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов:
1. Деловые услуги — 46 отраслевых видов услуг.
2. Услуги связи — 25 видов.
3. Строительные и инжиниринговые услуги — 5 видов.
4. Дистрибьюторские услуги — 5 видов.
5. Общеобразовательные услуги — 5 видов.
6. Услуги по защите окружающей среды — 4 вида.
7. Финансовые услуги, включая страхование, — 17 видов.
8. Услуги по охране здоровья и социальные услуги — 4 вида.
9. Туризм и путешествия — 4 вида.
10. Услуги в области организации досуга, культуры и спорта — 5 видов.
11. Транспортные услуги — 33 вида.
12. Прочие услуги.
При всем разнообразии услуг их можно объединить в несколько групп:
В обществе постоянно появляются новые виды услуг:
Возрастание роли и влияния сферы услуг на экономику вызвало необходимость проведения исследований с целью классификации услуг и выявления уровней регулирования сферы услуг.
В
настоящее время сфера услуг
является одной из самых
перспективных, быстроразвивающихся
отраслей экономики. Она охватывает
широкое поле деятельности:
от торговли и транспорта
до финансирования, страхования
и посредничества самого разного
рода. Гостиницы и рестораны,
прачечные и парикмахерские,
учебные и спортивные заведения,
туристические фирмы, радио-
и телестанции, консультационные
фирмы, медицинские учреждения,
музеи, театры и кинотеатры
относятся к сфере услуг.
Практически все организации
оказывают в той или иной
степени услуги.
Глава 2. Качество в сфере услуг (на примере туристической отрасли)
2.1
Критерии качества
Система качества услуг — совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством услуг.
Туристская отрасль является классическим примером организации, работающей в сфере услуг. Индивидуальный подход к клиенту требует нестандартную систему управления качеством на предприятии.
Декларация «мы стремимся к непрерывному повышению качества обслуживания» требует пояснения, какие конкретно показатели имеются в виду [4].
Разделяют несколько критериев качества:
Информация о работе Качество, стиль, образ жизни и уровень развития сферы услуг