Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:21, курсовая работа
Цель данной работы: определение роли кадров в туристской организации.
Задачи: 1. Определить структуру туристской организации.
Рассмотреть профессиональные требования к кадровому составу в туристской организации.
Рассмотреть причину несоответствия подготовленных квалифицированных специалистов спросу работодателя.
Введение.
Глава 1.
1 Роль руководящих кадров в обеспечение эффективности управления туристской фирмы.
1. 2 Отдел человеческих ресурсов туристкой фирмы.
3 Планирование потребности в персонале.
Глава 2.
1. Профессионализм персонала туристской фирмы.
2. Образование в России.
3. Совершенствование системы подготовки кадров для туризма.
4. Туризм и занятость населения.
Глава 3. Практическая часть.
Заключение.
Список литературы.
Приложение
Характерна для сферы туризма и другая закономерность. Зачастую, как подтверждает практика, выбор делается не в пользу молодого специалиста, а в пользу того, кто обладает коммуникативными способностями и легко обучается методом погружения в работу. У каждой российской турфирмы (в том числе и саратовской) сегодня – своя модель развития, ее принципы бережно сохраняются, секретами успеха никто делиться не торопится. К подбору кадров относятся специфически. Хороший персонал либо «выращенный» внутри компании, либо «проверенный» в соседней.
Так, в действующих компаниях подбирается персонал с целью соответствия положению о наличии сотрудников со специальным образованием. Подобная практика распространена и во вновь создаваемых фирмах. Приглашают туда зрелые кадры, а не молодых выпускников. Последние же, за редким исключением, остаются за бортом бизнеса.
Таким образом, с одной стороны, спрос на туристское образование есть и сохраняется тенденция к его дальнейшему росту, есть образовательные учреждения, готовые этот спрос удовлетворить, с другой стороны, ощущается нехватка в квалифицированных кадрах.
Отсутствие
И все же необходимо
признать, что для формирования национальной
системы туристского
Специальность под номером 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» была утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 05.03.94г. № 1809. Тогда же и был принят государственный стандарт по указанной специальности (стандарт первого поколения).
В 1996 г. Государственным
комитетом РФ по высшему образованию
был утвержден Государственный
образовательный стандарт высшего
профессионального образования, определивший
государственные требования к минимуму
содержания и уровню подготовки выпускника
по специальности 230500 «Социально-культурный
сервис и туризм» (стандарт второго поколения).1
Данные требования действовали в качестве
временных требований до введения стандарта
в 2000 году. Была определена квалификация
выпускника специалист по сервису и туризму,
объекты (услуги, оказываемые в области
туризма, музейно-выставочного дела, документоведения
и делопроизводства, гостиничного хозяйства
и связанных с ними информационных технологий)
и виды профессиональной деятельности
(организационно-
В настоящее время действуют стандарты третьего поколения, утвержденные в 2000 году.2 Специальность была утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. № 68612. Согласно этому стандарту, выпускнику присваивается квалификация «Специалист по сервису и туризму», причем требования к квалификации более широкие, чем требования стандарта 1996 г.; изменились и расширились требования к основной образовательной программе (в частности, обязательным стало изучение второго иностранного языка и т.д.). Объектами профессиональной деятельности выпускника по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» является удовлетворение потребностей человека в социально-культурных и туристских услугах. Специалист по сервису и туризму по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» должен быть подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности: сервисная, организационно-управленческая, научно-исследовательская, образовательная. Большее значение, по сравнению с предыдущими стандартами, отводится практике: установлено три вида практики (учебная, производственная и преддипломная), определено место прохождения практики студентами и форма аттестации по итогам практики.
Однако туризм в
России развивается так стремительно,
что национальная система профессионального
образования не успевает адаптироваться
к новым туристским реалиям и
разработать нормы и стандарты,
которые соответствовали бы требованиям,
предъявляемым к работникам туристской
сферы как у нас в стране,
так и за рубежом. Сегодня цивилизованное
развитие индустрии туризма требует
системной подготовки кадров совершенно
иного качества. Представители крупнейших
образовательных учреждений в своих
интервью корреспондентам известных
периодических изданий
В связи с чем была создана новая специальность «Туризм», согласно приказу № 1656 Министерства образования от 14 апреля 2004 г. «Об эксперименте по созданию новой специальности “Туризм” и Совете по туристскому образованию». Она включена в группу «Специальности сервиса» и закреплена за учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области сервиса. В ряде вузов должна быть организована подготовка бакалавров, дипломированных специалистов и магистров туризма по новой специальности. Учебные программы и стандарты по новой специальности разрабатывались комиссией, созданной Минобразованием, Минэкономразвитием и Министерством труда и занятости с активным участием практиков. Контроль за реализацией новой специальности возложен на Совет по туристскому образованию. В эксперименте участвует около 30 вузов страны, в том числе и Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ), который с сентября 2004 г. ввел на географическом факультете новую, экспериментальную специальность «Туризм».
Вновь созданная
специальность аккумулирует лучший
отечественный и зарубежный опыт
в сфере туристского
Проведение
Примечательно, что впервые подобный стандарт разрабатывался при участии работодателей (в состав межведомственной комиссии вошло много специалистов гостиничной индустрии, представителей турфирм, туристских объединений). Однако, несмотря на проделанную работу, и он нуждается в совершенствовании (в связи с чем новый стандарт и введен в качестве эксперимента), поскольку «целиком устраивает туриндустрию, в меньшей степени «гостиничников» и совсем не устраивает рестораторов». Тем не менее если раньше туристское образование осуществлялось в рамках специализаций либо в рамках стандарта «Социально-культурный сервис и туризм», то теперь в России появился настоящий отраслевой стандарт. Это серьезный шаг на пути подготовки высокообразованных профильных специалистов, кадров, которые не нужно будет переучивать.
Кроме того необходимо выработать единые стандарты и требования по подготовке специалистов по конкретным туристским направлениям, обеспечить процесс обучения высококвалифицированными кадрами, уделять большее значение получению практических навыков в процессе учебы (главный «минус» молодых дипломированных специалистов недостаток практических знаний). Учебные программы необходимо несколько «приземлить», адаптируя их к потребностям потенциальных работодателей, необходимо развивать мобильность, оперативность и умение продавать абсолютно любой продукт.
Как считают исследователи и мы вслед за ними, особое внимание необходимо уделить также и организации подготовки специалистов гостиничного и санаторно-курортного сектора, где не хватает квалифицированных кадров (менеджеров младшего звена, обслуживающего персонала) со специальным образованием (а чаще всего они вовсе отсутствуют).
Другая проблема заключается в том, что не во всех вузах и регионах страны ведется учет потребностей гостинично-туристского комплекса в кадрах. Ранее уже говорилось, что в нашей стране около 300 вузов (самого разного профиля), готовящих специалистов для туристской отрасли. В некоторых местах количество студентов, обучающихся по специальностям и специализациям туристского профиля, превышает все мыслимые и немыслимые пределы. Например, в 2004 году в Перми было заявлено о наборе 400 студентов на специальность «Социально-культурный сервис и туризм». Возникает вопрос, как будет решаться проблема прохождения практики и, наконец, трудоустройства выпускников.
Есть еще одна проблема – повышение квалификации для действующих структур туристского бизнеса. Общеизвестно, что у большинства работников отрасли нет профессионального базового образования. Конечно, каким-то азам и навыкам профессии можно выучиться и самостоятельно, на рабочем месте, но на это уйдет больше времени и сил. Такой путь вовсе не является гарантией качества. Работник туриндустрии должен быть хорошо образован и опираться не только на свой практический опыт, но и на лучший опыт мирового сообщества, проанализированный ведущими специалистами и переработанный в соответствующие образовательные технологии.3 Такими программами разрешено заниматься примерно 30 российским вузам. Так, отдельными курсами Московской академии туристского и гостинично-ресторанного бизнеса при правительстве Москвы представители турбизнеса пользуются довольно часто. «Переподготовка специалистов гостиничных и туристских предприятий», «Организация управления персоналом на турпредприятиях», «Подготовка и повышение квалификации менеджеров (метрдотелей) ресторанов и баров», «Подготовка и переподготовка официантов и барменов предприятий ресторанного бизнеса» и другие этот арсенал удовлетворяет спрос всех секторов индустрии туризма. В саратовских вузах разработаны специальные курсы повышения квалификации профессиональных работников турбизнеса (в частности, Саратовский государственный технический университет проводит семинары по повышению квалификации). С другой стороны, в условиях динамично развивающегося рынка туриндустрии создаваемые программы не способны успеть за новыми тенденциями, если в них предлагается повышать уровень знаний всего раз в три года (согласно «Положению о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности»). Только на разработку таких программ нужно время. А работники туриндустрии нуждаются в них как минимум раз в полгода. По сути, турфирмы вынуждены своими силами заниматься повышением квалификации на месте или заказывать такие программы в вузах по мере необходимости.