Кадровое обеспечение туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:21, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: определение роли кадров в туристской организации.

Задачи: 1. Определить структуру туристской организации.
Рассмотреть профессиональные требования к кадровому составу в туристской организации.
Рассмотреть причину несоответствия подготовленных квалифицированных специалистов спросу работодателя.

Содержание

Введение.

Глава 1.
1 Роль руководящих кадров в обеспечение эффективности управления туристской фирмы.

1. 2 Отдел человеческих ресурсов туристкой фирмы.
3 Планирование потребности в персонале.

Глава 2.
1. Профессионализм персонала туристской фирмы.
2. Образование в России.
3. Совершенствование системы подготовки кадров для туризма.
4. Туризм и занятость населения.

Глава 3. Практическая часть.

Заключение.

Список литературы.

Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по ТОТА.docx

— 80.43 Кб (Скачать документ)

          Характерна для  сферы туризма и другая закономерность. Зачастую, как подтверждает практика, выбор делается не в пользу молодого специалиста, а в пользу того, кто  обладает коммуникативными способностями  и легко обучается методом погружения в работу. У каждой российской турфирмы (в том числе и саратовской) сегодня – своя модель развития, ее принципы бережно сохраняются, секретами успеха никто делиться не торопится. К подбору кадров относятся специфически. Хороший персонал либо «выращенный» внутри компании, либо «проверенный» в соседней.

          Так, в действующих  компаниях подбирается персонал с целью соответствия положению  о наличии сотрудников со специальным  образованием. Подобная практика распространена и во вновь создаваемых фирмах. Приглашают туда зрелые кадры, а не молодых выпускников. Последние же, за редким исключением, остаются за бортом бизнеса.

       Таким образом, с одной стороны, спрос  на туристское образование есть и  сохраняется тенденция к его  дальнейшему росту, есть образовательные  учреждения, готовые этот спрос удовлетворить, с другой стороны, ощущается нехватка в квалифицированных кадрах.

          Отсутствие закономерных связей между образовательными учреждениями и туристскими компаниями предопределено изъянами самой отечественной туриндустрии. На кадровом рынке отсутствует понятие  широко-профильного специалиста работника турбизнеса «с большой буквы». Судя по объявлениям, которые дают столичные работодатели (особенно, на Интернет-сайтах туроператорских компаний), требуются сотрудники на должность «менеджера по Австрии» (Италии, Китаю и т.д.), в лучшем случае «менеджера по Западной Европе» (Ближнему Востоку). Нет спроса на специалиста-универсала. Нужны конкретные знания и умения (знание конкретного направления, отельной базы, специфики продаж автобусных туров или круизов и т.д.). В Саратове с этим дело обстоит несколько иначе, поскольку больших компаний немного, а в среднем штат саратовской турфирмы составляет 4–6 человек. В такой ситуации менеджер по туризму вынужден становиться «универсалом», но при этом не обязательно и, к сожалению, далеко не всегда становится специалистом, так как невозможно одинаково хорошо знать все туристические направления, специфику той или иной страны. Следует признать, что рынок труда туриндустрии крайне нецивилизован. Однако ситуацию с кадрами в туризме на данный момент можно охарактеризовать как переходный период: молодые специалисты еще не «созрели» для того, чтобы взять в свои руки рычаги управления, а старые теряют «хватку» сказывается отсутствие классической коммерческой школы, которой раньше просто не существовало. «Высшая школа сегодня лишь пытается приспособиться к рыночным условиям экономики. В профильных вузах студентам, как правило, дают лишь самую общую базу. Концепция специализированного образования по западному образцу у нас только начинает приживаться. В частности, в специализированных «туристических» высших учебных заведениях не на должном уровне поставлено преподавание иностранных языков об этом мы можем судить по знаниям тех студентов, которые регулярно проходят практику в нашей компании» подчеркивает Л. Пучкова, президент компании «Ланта-Тур Вояж».

          И все же необходимо признать, что для формирования национальной системы туристского образования  сделано многое. Образование в  высших учебных заведениях строится в соответствии с принятыми и  утвержденными государственными образовательными стандартами. Их основное назначение состоит  в том, чтобы четко определить контуры федерального образовательного пространства, которое должно быть единым для всей страны. Высшие учебные  заведения сообразно своим возможностям и потребностям своих регионов, предприятий, самих студентов вполне самостоятельно строят и учебный, и исследовательский  процессы. А государственные стандарты  выступают лишь в качестве наиболее общего регулирующего начала, которое, сохраняя все возможности для  многообразия высшего образования, гарантируют его необходимый  уровень, как бы гармонизируют деятельность всех российских вузов. Стандарт определяет обязательные дисциплины, а также  дисциплины по выбору и факультативные курсы по специальности, устанавливает  требования к уровню подготовленности лиц, завершивших обучение (общеобязательные знания, умения и навыки). Еще одна особенность состоит в том, что стандарты включают в себя два компонента: федеральный (устанавливает обязательный минимум содержания основной профессиональной программы и определяет государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретной специальности) и региональный (определяет ту часть содержания основных образовательных программ, которая отражает региональные особенности подготовки специалистов). Введение регионального компонента не должно снижать уровень требований, предусмотренных федеральным компонентом стандартов.

          Специальность под  номером 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» была утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию  от 05.03.94г. № 1809. Тогда же и был  принят государственный стандарт по указанной специальности (стандарт первого поколения).

          В 1996 г. Государственным  комитетом РФ по высшему образованию  был утвержден Государственный  образовательный стандарт высшего  профессионального образования, определивший государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» (стандарт второго поколения).1 Данные требования действовали в качестве временных требований до введения стандарта в 2000 году. Была определена квалификация выпускника специалист по сервису и туризму, объекты (услуги, оказываемые в области туризма, музейно-выставочного дела, документоведения и делопроизводства, гостиничного хозяйства и связанных с ними информационных технологий) и виды профессиональной деятельности (организационно-управленческая, референтская, туристско-экскурсионная, музейно-выставочная, научно-исследовательская).

          В настоящее время  действуют стандарты третьего поколения, утвержденные в 2000 году.2 Специальность была утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. № 68612. Согласно этому стандарту, выпускнику присваивается квалификация «Специалист по сервису и туризму», причем требования к квалификации более широкие, чем требования стандарта 1996 г.; изменились и расширились требования к основной образовательной программе (в частности, обязательным стало изучение второго иностранного языка и т.д.). Объектами профессиональной деятельности выпускника по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» является удовлетворение потребностей человека в социально-культурных и туристских услугах. Специалист по сервису и туризму по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» должен быть подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности: сервисная, организационно-управленческая, научно-исследовательская, образовательная. Большее значение, по сравнению с предыдущими стандартами, отводится практике: установлено три вида практики (учебная, производственная и преддипломная), определено место прохождения практики студентами и форма аттестации по итогам практики.

          Однако туризм в  России развивается так стремительно, что национальная система профессионального  образования не успевает адаптироваться к новым туристским реалиям и  разработать нормы и стандарты, которые соответствовали бы требованиям, предъявляемым к работникам туристской сферы как у нас в стране, так и за рубежом. Сегодня цивилизованное развитие индустрии туризма требует  системной подготовки кадров совершенно иного качества. Представители крупнейших образовательных учреждений в своих  интервью корреспондентам известных  периодических изданий туристского  профиля сошлись во мнении, что  основная специализация «Социально-культурный сервис и туризм», созданная 10 лет назад, сегодня уже не отвечает требованиям времени.

          В связи с чем была создана новая специальность «Туризм», согласно приказу № 1656 Министерства образования от 14 апреля 2004 г. «Об эксперименте по созданию новой специальности “Туризм” и Совете по туристскому образованию». Она включена в группу «Специальности сервиса» и закреплена за учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области сервиса. В ряде вузов должна быть организована подготовка бакалавров, дипломированных специалистов и магистров туризма по новой специальности. Учебные программы и стандарты по новой специальности разрабатывались комиссией, созданной Минобразованием, Минэкономразвитием и Министерством труда и занятости с активным участием практиков. Контроль за реализацией новой специальности возложен на Совет по туристскому образованию. В эксперименте участвует около 30 вузов страны, в том числе и Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ), который с сентября 2004 г. ввел на географическом факультете новую, экспериментальную специальность «Туризм».

          Вновь созданная  специальность аккумулирует лучший отечественный и зарубежный опыт в сфере туристского образования  и практические наработки специалистов туриндустрии. Она выгодно отличается хорошо зарекомендовавшим себя сочетанием фундаментальных знаний и практического  опыта, характерных для классического  университетского образования. Учебный  план включает гуманитарные, естественные, математические предметы и систему  специальных дисциплин, а также  ряд общепрофильных дисциплин: менеджмент, маркетинг, реклама, страноведение, государственное  регулирование, обязательное углубленное  изучение двух иностранных языков. Планируется, что к окончанию  обучения будущие специалисты приобретут не только теоретические знания, но и пройдут практическую подготовку в ведущих туристских компаниях  страны и мира. Значительное преимущество стандарта «туризм» заключается в том, что в нем сильно увеличен срок проведения практики. Ведь туризм это системно организованная отрасль, которая использует в своей работе все новейшие достижения.

          Проведение эксперимента и создание в рамках Московского  государственного университета кафедры  теории и практики туризма говорит  о том, что пришло время высокообразованных профильных специалистов. Предполагается выпускать топ-менеджеров, управленцев для туроператорских и турагентских компаний, руководителей фирм и подразделений, которые, как правило, и сейчас возглавляются людьми без специального профессионального образования.

          Примечательно, что  впервые подобный стандарт разрабатывался при участии работодателей (в  состав межведомственной комиссии вошло  много специалистов гостиничной  индустрии, представителей турфирм, туристских объединений). Однако, несмотря на проделанную  работу, и он нуждается в совершенствовании (в связи с чем новый стандарт и введен в качестве эксперимента), поскольку «целиком устраивает туриндустрию, в меньшей степени «гостиничников» и совсем не устраивает рестораторов». Тем не менее если раньше туристское образование осуществлялось в рамках специализаций либо в рамках стандарта «Социально-культурный сервис и туризм», то теперь в России появился настоящий отраслевой стандарт. Это серьезный шаг на пути подготовки высокообразованных профильных специалистов, кадров, которые не нужно будет переучивать.

          Кроме того необходимо выработать единые стандарты и требования по подготовке специалистов по конкретным туристским направлениям, обеспечить процесс обучения высококвалифицированными кадрами, уделять большее значение получению практических навыков в процессе учебы (главный «минус» молодых дипломированных специалистов недостаток практических знаний). Учебные программы необходимо несколько «приземлить», адаптируя их к потребностям потенциальных работодателей, необходимо развивать мобильность, оперативность и умение продавать абсолютно любой продукт.

          Как считают исследователи  и мы вслед за ними, особое внимание необходимо уделить также и организации подготовки специалистов гостиничного и санаторно-курортного сектора, где не хватает квалифицированных кадров (менеджеров младшего звена, обслуживающего персонала) со специальным образованием (а чаще всего они вовсе отсутствуют).

          Другая проблема заключается в том, что не во всех вузах и регионах страны ведется  учет потребностей гостинично-туристского комплекса в кадрах. Ранее уже говорилось, что в нашей стране около 300 вузов (самого разного профиля), готовящих специалистов для туристской отрасли. В некоторых местах количество студентов, обучающихся по специальностям и специализациям туристского профиля, превышает все мыслимые и немыслимые пределы. Например, в 2004 году в Перми было заявлено о наборе 400 студентов на специальность «Социально-культурный сервис и туризм». Возникает вопрос, как будет решаться проблема прохождения практики и, наконец, трудоустройства выпускников.

          Есть еще одна проблема – повышение квалификации для действующих структур туристского  бизнеса. Общеизвестно, что у большинства  работников отрасли нет профессионального  базового образования. Конечно, каким-то азам и навыкам профессии можно  выучиться и самостоятельно, на рабочем  месте, но на это уйдет больше времени  и сил. Такой путь вовсе не является гарантией качества. Работник туриндустрии должен быть хорошо образован и опираться  не только на свой практический опыт, но и на лучший опыт мирового сообщества, проанализированный ведущими специалистами  и переработанный в соответствующие  образовательные технологии.3 Такими программами разрешено заниматься примерно 30 российским вузам. Так, отдельными курсами Московской академии туристского и гостинично-ресторанного бизнеса при правительстве Москвы представители турбизнеса пользуются довольно часто. «Переподготовка специалистов гостиничных и туристских предприятий», «Организация управления персоналом на турпредприятиях», «Подготовка и повышение квалификации менеджеров (метрдотелей) ресторанов и баров», «Подготовка и переподготовка официантов и барменов предприятий ресторанного бизнеса» и другие этот арсенал удовлетворяет спрос всех секторов индустрии туризма. В саратовских вузах разработаны специальные курсы повышения квалификации профессиональных работников турбизнеса (в частности, Саратовский государственный технический университет проводит семинары по повышению квалификации). С другой стороны, в условиях динамично развивающегося рынка туриндустрии создаваемые программы не способны успеть за новыми тенденциями, если в них предлагается повышать уровень знаний всего раз в три года (согласно «Положению о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности»). Только на разработку таких программ нужно время. А работники туриндустрии нуждаются в них как минимум раз в полгода. По сути, турфирмы вынуждены своими силами заниматься повышением квалификации на месте или заказывать такие программы в вузах по мере необходимости.

Информация о работе Кадровое обеспечение туризма