Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:36, курсовая работа
В современных условиях, по утверждению ученых, формируется личность нового типа с высоким уровнем информационных потребностей и запросов. Это обусловлено особенностями исторического развития, изменениями в системе образования.
УО «Белорусский
государственный университет
Кафедра информационно-документной сферы
«Краеведческая деятельность школьных библиотек на современном этапе»
Курсовая работа
Выполнила студентка 433гр. ФИДК
Прокопук Юлия Павловна
Научный руководитель
Бигеза Валентина Миновна
Минск 2010
ВВЕДЕНИЕ.
В современных условиях, по утверждению ученых, формируется личность нового типа с высоким уровнем информационных потребностей и запросов. Это обусловлено особенностями исторического развития, изменениями в системе образования.
Забота о воспитании является
важнейшей государственной
Все школьные библиотеки ныне призваны стать центром общедоступной информации, они должны быть востребованы как для обучения, так и для личностного, духовного, творческого развития, самосовершенствования. Школьная библиотека сегодня должна решать полифункциональные задачи в обществе, и, прежде всего, научить ребенка быть функционально грамотным и востребованным в современном мире.
Сегодня информационная среда быстро меняется, меняется и роль школьных библиотек. Развитие образования сегодня невозможно без развития библиотеки образовательного учреждения и в первую очередь – школьной библиотеки.
Воспитание в школе, направленное на развитие всех детей, должно быть построено так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка исходя из неповторимости его индивидуальности.
В последние годы особенно неуклонно возрастает роль краеведения, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. Ведь краеведение – всегда «краелюбие».
Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.
Вопрос интеллектуального и творческого развития школьников в условиях библиотеки актуален на сегодняшний день, так как падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всём мире.
В данной курсовой работе рассматриваются вопросы:
Объект - школьные библиотеки.
Предмет – краеведческая деятельность.
Цель: выявить сущность и специфику краеведческой деятельности школьной библиотеки на современном этапе.
Задача: а) выявить литературу по теме исследования;
б) проанализировать
в) изучить практику работы библиотек.
Краеведческая деятельность библиотек
имеет свою историю. Зафиксировано,
что первыми библиотеками, которые
предприняли попытку
Актуальность краеведения в
процессе воспитания и
Краеведение - это не только уважение к малой родине, но и изучение истории народа, его героев, самобытной тысячелетней культуры страны. Изучение этого может и должно способствовать формированию национального самосознания россиян. «Библиотечное краеведение способно помочь восполнить тот нравственный вакуум, о котором так много говорят, ибо нравственность прививается вместе с любовью к отчему дому». (Фокеев В. А. Возрождение библиотечного краеведения).
Повышенный интерес общества к
проблемам краеведения
В отличие от других социальных институтов образования и воспитания (школы, музеи, дома культуры, дома творчества, которые занимаются краеведением) библиотека в процессе краеведческой работы выполняет несколько функций: воспитательную, информационно-образовательную, досуговую.
Краеведческие потребности пользователей библиотеки побуждают ее к активной деятельности в области краеведения. Это поиск эффективных форм и средств краеведческой работы, создание краеведческих ресурсов, осуществление обслуживания по краеведению.
Краеведческая работа - одно из ведущих
направлений в деятельности библиотек.
Настоящее время
В последние годы в образовательных
учреждениях нашей области
В толковом словаре В.И. Даля: «Краеведение — это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности — природы, хозяйства, истории, быта людей — преимущественно местными школами».
Без комплексного, всестороннего изучения родного края невозможно формирование человека культуры.
Таким образом, краеведческая деятельность
– эта такая область
Краеведческая деятельность является
одной из приоритетных направлений
в работе каждой библиотеки. На протяжении
всей истории библиотечного
Основными функциями краеведческой деятельности являются:
Научно-исследовательская функция – организация и проведение научных исследований в самых разных областях знаний: естественнонаучных, историко-культурных, социально-экономических, выявление и изучение природных, исторических и культурных памятников, разработка и осуществление проектов по обеспечению их сохранности, изучение истории населенных пунктов.
Документирующая функция – сохранение и рациональное использование памятников природы, материальной и духовной культуры, формирование фондов архивов, музеев, банков данных по истории и культуре края.
Образовательно-воспитательная функция – сохранение и передача традиций, обучение и воспитание детей и взрослых.
Организационная функция – объединение людей по интересам, организация досуга.
В изучении края могут использоваться разные формы:
Туристско – походная (наиболее распространенная), она дает возможность изучать край, собирать краеведческие материалы во время походов.
Экскурсионная. Во время экскурсии человек имеет возможность познакомиться с природными объектами, прикоснуться к истории края. Популярность и действенность экскурсионной формы обусловлена непосредственным знакомством с подлинными объектами.
Лекционная. Обеспечивает получение или распространение знаний о крае во время лекций или же цикла лекций. Лекции проводятся по определенной теме.
Архивная. В архивных документах, старых периодических изданиях содержится масса интересной информации, зачастую уникальных данных. Данная форма рассчитана на людей, увлеченных историей, требует большой усидчивости, кропотливости.
Музейная. Знакомство с краем в этом случае основано на материалах экспозиций краеведческих и других музеев. Эта форма предполагает также сбор материалов и создание экспозиций краеведческих музеев.
1.2. Школьная библиотека и краеведение
Работа школьной библиотеки очень
многогранна.
Краеведческая работа, связанная с удовлетворением
разнообразных запросов и требований
является одним из основных направлений
деятельности школьной библиотеки.
Возрождение библиотечного краеведения
сегодня вызвано небывалым
Лихачев Д. С. сказал, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Краеведческий фонд библиотеки – основа основ пропаганды знаний о малой родине, удовлетворения читательских потребностей. К сожалению, краеведческая информационная база школьных библиотек, как правило, не богата; зачастую библиотекари не в состоянии предоставить школьникам и учителям даже самый основной круг краеведческой литературы.
Школьная библиотека предоставляет
информацию и идеи, необходимые для
успешного существования в
Библиотеки существуют тысячи лет. С незапамятных времен они были хранителями духовных богатств общества, помощниками всех, кто ими пользовался. Со временем меняется человек; развивается наука и техника; усложняются школьные программы; другими становятся дети, но человечество так и не придумало лучшего способа для развития своего же интеллекта, чем чтение. Но сегодня книга уже перестала быть единственным источником знаний. Видео- и аудиоматериалы, компьютерные сети и программы разрушили её информационную монополию и все активнее внедряются во все области знаний.
В газете «Библиотека в
школе» одна из статей начиналась словами:
«Как «поэт в России больше, чем
поэт» (Е. Евтушенко), так библиотека
в школе больше, чем просто библиотека».
И не только школьная, но и любая
учебная библиотека. Успешная организация
учебно-воспитательного
1.3.Направления краеведческой работы
1.4.Пользователи краеведческих документов
Информация о работе Краеведческая деятельность школьных библиотек на современном этапе