Краеведческая деятельность школьных библиотек на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:36, курсовая работа

Описание

В современных условиях, по утверждению ученых, формируется личность нового типа с высоким уровнем информационных потребностей и запросов. Это обусловлено особенностями исторического развития, изменениями в системе образования.

Работа состоит из  1 файл

УО 4 КУРССС!!!.docx

— 30.46 Кб (Скачать документ)

УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»

Кафедра информационно-документной сферы

 

 

 

 

 

 

«Краеведческая деятельность школьных библиотек на современном этапе»

Курсовая  работа

 

 

Выполнила студентка  433гр. ФИДК 

Прокопук  Юлия Павловна

Научный руководитель

Бигеза Валентина Миновна

 

 

 

 

Минск 2010

ВВЕДЕНИЕ.

В современных условиях, по утверждению ученых, формируется  личность нового типа с высоким уровнем  информационных потребностей и запросов. Это обусловлено особенностями  исторического развития, изменениями  в системе образования.

Забота о воспитании является важнейшей государственной задачей  и одновременно привлекает внимание общественных объединений, средств  массовой информации, религиозных конфессий. Поскольку судьба любого цивилизованного  общества зависит от подрастающего  поколения, то, следовательно, юные читатели должны быть приоритетной группой. Их воспитанием непосредственно занимаются семья, образовательные и внешкольные  учреждения.

Все школьные библиотеки ныне призваны стать центром общедоступной  информации, они должны быть востребованы как для обучения, так и для  личностного, духовного, творческого  развития, самосовершенствования. Школьная библиотека сегодня должна решать полифункциональные задачи в обществе, и, прежде всего, научить ребенка быть функционально  грамотным и востребованным в  современном мире.

Сегодня информационная среда  быстро меняется, меняется и роль школьных библиотек. Развитие образования сегодня невозможно без развития библиотеки образовательного учреждения и в первую очередь – школьной библиотеки.

Воспитание в школе, направленное на развитие всех детей, должно быть построено  так, чтобы обеспечить оптимальное  развитие каждого ребенка исходя из неповторимости его индивидуальности.

В последние годы особенно неуклонно возрастает роль краеведения, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. Ведь краеведение  – всегда «краелюбие».

Знание своего края, его  прошлого и настоящего необходимо для  непосредственного участия в  его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица  великого мира. Краеведение рождает  чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.

Вопрос интеллектуального  и творческого развития школьников в условиях библиотеки актуален на сегодняшний день, так как падение  интереса к чтению вызывает беспокойство во всём мире.

В данной курсовой работе рассматриваются  вопросы:

Объект - школьные библиотеки.

Предмет – краеведческая деятельность.

Цель: выявить сущность и специфику краеведческой деятельности школьной библиотеки на современном этапе.

Задача: а) выявить литературу по теме исследования;

                б) проанализировать выявленную  литературу;

                в) изучить практику работы  библиотек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Краеведческая деятельность и школьные библиотеки

Краеведческая деятельность библиотек  имеет свою историю. Зафиксировано, что первыми библиотеками, которые  предприняли попытку краеведческого изучения страны, являются школьные библиотеки, созданные Ефросиньей Полоцкой в XII веке.

  Актуальность краеведения в  процессе воспитания и обучения  подрастающего поколения на сегодняшний  день представляется особенно  значимой, так как отражает то, что человеку ближе всего. 

Краеведение - это не только уважение к малой родине, но и изучение истории народа, его героев, самобытной тысячелетней культуры страны. Изучение этого может и должно способствовать формированию национального самосознания россиян. «Библиотечное краеведение  способно помочь восполнить тот нравственный вакуум, о котором так много  говорят, ибо нравственность прививается  вместе с любовью к отчему дому». (Фокеев В. А. Возрождение библиотечного краеведения).

Повышенный интерес общества к  проблемам краеведения способствует активизации этой работы и в библиотеках. Чтобы определить круг проблем и  основных вопросов в области библиотечного  краеведения для детей, библиотекарям  следует четко обозначить свою роль в этом комплексном, многоаспектном  деле.

В отличие от других социальных институтов образования и воспитания (школы, музеи, дома культуры, дома творчества, которые занимаются краеведением) библиотека в процессе краеведческой работы выполняет несколько функций: воспитательную, информационно-образовательную, досуговую.

Краеведческие потребности пользователей  библиотеки побуждают ее к активной деятельности в области краеведения. Это поиск эффективных форм и  средств краеведческой работы, создание краеведческих ресурсов, осуществление обслуживания по краеведению.

Краеведческая работа - одно из ведущих  направлений в деятельности библиотек. Настоящее время характеризуется  небывалым всплеском краеведческой  деятельности. Краеведение переживает процесс поиска новых форм, постановки первостепенных задач. Одной из основных  задач краеведения является гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание читателя в семье. Это продиктовано необходимостью повышения престижа семьи, родственных связей, семейного чтения.

1.1.Понятие о краеведческой деятельности

В последние годы в образовательных  учреждениях нашей области наблюдается  увеличение в школьной программе  регионального компонента образования. В связи с этим в школах введены  новые курсы, связанные с познанием  своего края. Вместо понятия “краеведение”  в обиход вошло более широкое  понятие – “краеведческая деятельность”, которое включает в себя всю сумму  знаний о своём крае, его природе, истории, культуре, обществе, а также  способы, формы, методы, организации, через  которые осуществляется приобретение этих знаний, сведений, наблюдений, т.е. как и кем осуществляется эта исследовательская и поисковая деятельность, как и где, с какой целью используются полученные знания и сведения.

В толковом словаре В.И. Даля: «Краеведение — это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или  в целом страны, это всестороннее изучение своей местности — природы, хозяйства, истории, быта людей —  преимущественно местными школами».

Без комплексного, всестороннего изучения родного края невозможно формирование человека культуры.

Таким образом, краеведческая деятельность – эта такая область человеческого  познания, с которой связан каждый человек, живущий на данной территории. Он может быть потребителем этих сведений и знаний, значит, ему легче будет  приспособиться к жизни в этой природной и социальной среде, он эффективнее будет строить свою трудовую деятельность. Но он может  быть и активным созидателем новых знаний, наблюдений и сведений и о природе, и об обществе, и о культуре этого края. Краеведческая деятельность многогранна, многопланова, в каждой сфере проявляется по-своему, в настоящее время она подразделяется по основным научным областям знаний (историческое краеведение, географическое, литературное, экологическое, геологическое, этнографическое). У каждой области научного знания есть краеведческий аспект. Краеведение имеет свою систему учреждений и организаций и соответствующих учёных или специалистов. Поэтому в краеведческой деятельности в той или иной степени участвует каждый, кто здесь живёт и трудится.

Краеведческая деятельность является одной из приоритетных направлений  в работе каждой библиотеки. На протяжении всей истории библиотечного развития, библиотеки занимаются сбором, накоплением, систематизацией документов по краеведению, обеспечивают их библиографическое  сопровождение и распространение, осуществляют работу по развитию и  удовлетворению информационных и культурно-духовных потребностей пользователей библиотек.

Основными функциями краеведческой  деятельности являются:

Научно-исследовательская  функция – организация и проведение научных исследований в самых разных областях знаний: естественнонаучных, историко-культурных, социально-экономических, выявление и изучение природных, исторических и культурных памятников, разработка и осуществление проектов по обеспечению их сохранности, изучение истории населенных пунктов.

Документирующая функция – сохранение и рациональное использование памятников природы, материальной и духовной культуры, формирование фондов архивов, музеев, банков данных по истории и культуре края.

Образовательно-воспитательная функция – сохранение и передача традиций, обучение и воспитание детей и взрослых.

Организационная функция – объединение людей по интересам, организация досуга.

В изучении края могут использоваться разные формы:

Туристско – походная (наиболее распространенная), она дает возможность изучать край, собирать краеведческие материалы во время походов.

Экскурсионная. Во время экскурсии человек имеет возможность познакомиться с природными объектами, прикоснуться к истории края. Популярность и действенность экскурсионной формы обусловлена непосредственным знакомством с подлинными объектами.

Лекционная. Обеспечивает получение или распространение знаний о крае во время лекций или же цикла лекций. Лекции проводятся по определенной теме.

Архивная. В архивных документах, старых периодических изданиях содержится масса интересной информации, зачастую уникальных данных. Данная форма рассчитана на людей, увлеченных историей, требует большой усидчивости, кропотливости.

Музейная. Знакомство с краем в этом случае основано на материалах экспозиций краеведческих и других музеев. Эта форма предполагает также сбор материалов и создание экспозиций краеведческих музеев.

1.2. Школьная библиотека и краеведение

Работа школьной библиотеки очень  многогранна.  
Краеведческая работа, связанная с удовлетворением разнообразных запросов и требований является одним из основных направлений деятельности школьной библиотеки.

Возрождение библиотечного краеведения  сегодня вызвано небывалым подъемом национального самосознания, признанием общечеловеческих приоритетов. Оно  способно восполнить в детях нравственный вакуум, о котором сегодня много  говорится. Невозможно не любить и не беречь эту землю, на которой ты родился и вырос и эта любовь – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры общества, особенно молодежи.

Лихачев Д. С. сказал, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Краеведческий фонд библиотеки –  основа основ пропаганды знаний о  малой родине, удовлетворения читательских потребностей. К сожалению, краеведческая  информационная база школьных библиотек, как правило, не богата; зачастую библиотекари не в состоянии предоставить школьникам и учителям даже самый основной круг краеведческой литературы.

Школьная библиотека предоставляет  информацию и идеи, необходимые для  успешного существования в современном  информационном обществе, где знания играют важнейшую роль. Она прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность.

Библиотеки существуют тысячи лет. С незапамятных времен они были хранителями духовных богатств общества, помощниками всех, кто ими пользовался. Со временем меняется человек; развивается  наука и техника; усложняются  школьные программы; другими становятся дети, но человечество так и не придумало  лучшего способа для развития своего же интеллекта, чем чтение. Но сегодня книга уже перестала  быть единственным источником знаний. Видео- и аудиоматериалы, компьютерные сети и программы разрушили её информационную монополию и все  активнее внедряются во все области  знаний.

В газете «Библиотека в  школе» одна из статей начиналась словами: «Как «поэт в России больше, чем  поэт» (Е. Евтушенко), так библиотека в школе больше, чем просто библиотека». И не только школьная, но и любая  учебная библиотека. Успешная организация  учебно-воспитательного процесса складывается из многих факторов. Одним из них  является и школьная библиотека, которая  сегодня должна стать основным звеном обеспечения необходимой информацией, как учителей, так и учащихся.

1.3.Направления краеведческой  работы

 

1.4.Пользователи  краеведческих документов

Информация о работе Краеведческая деятельность школьных библиотек на современном этапе