Краеведческая деятельность школьных библиотек на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:36, курсовая работа

Описание

В современных условиях, по утверждению ученых, формируется личность нового типа с высоким уровнем информационных потребностей и запросов. Это обусловлено особенностями исторического развития, изменениями в системе образования.

Работа состоит из  1 файл

УО 4 КУРССС!!!.docx

— 30.46 Кб (Скачать документ)

Активными пользователями краеведческого фонда детской библиотеки могут  быть как дети, так и взрослые, работающие с детьми, родители. Выделяются следующие возрастные группы читателей (пользователей) школьных библиотек:

Младшие школьники (7-9 лет). Дети этого возраста проявляют интерес к предметам, растениям, животным, явлениям природы. Эти знания они не только накапливают, но и перерабатывают, домысливают.

В этом возрасте ребенок переживает трудный период читательского взросления: переход от слушания, смотрения к  чтению. Проявляется некоторый спад интереса к книге, но это явление  временное. Миссия родителей, библиотекарей - помочь в преодолении трудностей. Самое главное на первоначальном этапе самостоятельного чтения - добиться, чтобы ребенок читал без принуждения. У детей наблюдается интерес  к чтению научно-познавательной литературы. Познавательные запросы детей широки, но поверхностны, неустойчивы. В программе  начальной школы уже присутствует минимум краеведческих знаний, которые  предусмотрены при изучении таких  предметов, как «Природоведение», «Чтение», «Изобразительное искусство», «Ознакомление с окружающим миром».

Библиотека должна способствовать развитию краеведческих знаний у  детей этого возраста путем организации  соответствующих мероприятий. Это - книжные выставки, беседы, игры-путешествия, краеведческие викторины, уроки  мужества (например, о земляках-героях),  часы поэзии. А также более масштабные - такие, как дни краеведческой сказки, экскурсии, краеведческие чтения, конкурсы творчества читателей, посвященные истории родного края.

Подростки (от 10 до 14 лет). Подростковый возраст - активный период вовлечения детей в краеведческую работу. Использование местного материала в процессе обучения помогает раскрыть общие закономерности изучаемых явлений, пробудить у учащихся интерес к краеведческим знаниям, стремление к самостоятельному творчеству, помогает в выборе профессии. Поэтому в программах старших классов ярко прослеживается связь с краеведением, особенно при изучении истории, географии, биологии, литературы. Обучению и воспитанию школьников посредством краеведения способствует и библиотека. Совместно со школой она может организовать следующие мероприятия:

  • экскурсии и походы по литературным местам;
  • краеведческие клубы, вечера, встречи;
  • литературно-краеведческие игры, олимпиады, блиц - опросы;
  • часы краеведческих сообщений.

Главной формой библиотечной работы с подростками остается игра. Обучающая  краеведческая игра - форма деятельности, имитирующая познавательную ситуацию, создающая положительную установку  на изучение и решение краеведческой  проблемы, способствующая активному  творчеству.

Популярным среди подростков (как  и среди младших школьников) мероприятием является «Игра-путешествие по родному краю».

Игра включает следующие этапы:

  • предлагается тема и разрабатывается маршрут путешествия (реального или по книжным страницам);
  • библиотека подбирает соответствующую литературу, рекомендует ее для прочтения, привлекает (подбирает) участников игры; с ними проводятся информационные беседы, обзоры, викторины, конкурсы. Для каждого участника составляются планы чтения;
  • организуются выступления участников с рассказами о путешествии; устные выступления иллюстрируются выставками книг, фотовыставками, картинами художников, на которых запечатлены места проходящего путешествия.

Руководители детского чтения. Характерной особенностью краеведческой деятельности библиотеки является работа со взрослыми - руководителями детского чтения: родителями, педагогами, библиотекарями, организаторами творческих объединений детей. К краеведческим знаниям, которыми необходимо овладевать родителям вместе с детьми, относятся знания о своеобразии школьной, публичной библиотек; о крае и краеведческих документах; о краеведческом справочно-библиографическом аппарате библиотеки; о системе краеведческих библиографических пособий и, конечно же, о мероприятиях по краеведению, на которые родители могут приходить вместе с детьми. Специально для родителей в библиотеке создаются краеведческие книжные выставки («Прочитайте вместе с детьми», «Учите любить свой край»); проводятся индивидуальные консультации по выбору документов для домашней беседы о крае...

Краеведческая работа - одно из ведущих  направлений в деятельности библиотек. Настоящее время характеризуется  небывалым всплеском краеведческой  деятельности. Краеведение переживает процесс поиска новых форм, постановки первостепенных задач. Одной из основных  задач краеведения является гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание читателя в семье. Это продиктовано необходимостью повышения престижа семьи, родственных связей, семейного чтения.

 

Заключение

Каждая библиотека уникальна- это очевидно на уровне простого наблюдения. Крупные библиотеки располагают огромными фондами, впечатляющей архитектурой и сложными средствами поиска, но их недостаток в ограничениях, касающихся пользованиями фондами, в длинных очередях читателей и т. п. В публичных библиотеках книг меньше, но они более доступны и дополняются видеоматериалами, аудиокассетами и т. д. Библиотеки колледжей и школ во всех отношениях скромнее, они формируют более специфические фонды, поскольку ориентированны на конкретные учебные программы, обычно хуже обеспечены современными техническими средствами.

Представляется, что для  школьной библиотеки лучше иметь  гостеприимную атмосферу, чем изысканный интерьер и богатую «начинку ». Она  должна быть местом, где учащимся просто приятно заниматься. Именно таким  образом школьная библиотека лучше  выполнит свою наиболее очевидную функцию: информационное обеспечение учебной  программы, привлечение учащихся к  активному чтению, привитие им читательской независимости, развитие у них грамотности  и языковых навыков, помощь в поиске и оценке личных и общественных ценностей  зафиксированных в книгах.

Хорошие навыки чтения полезны  и необходимы для успешной карьеры. Но в век информации только этого  не достаточно, нужны сложные навыки обработки информации. В учебных  целях приходится разрабатывать  стратегии информационного поиска, и именно школьная библиотека занимает здесь центральное место. Десять лет назад опубликован отчет предвосхитивший эту потребность в информационных навыках. Один из его выводов гласил, что в школах, признавших эту новую необходимость, библиотеки стали составной частью преподавания и обучения.

Если таков подход школы  к своей библиотеке, она может  приблизиться к идеалу среды обучения. В центре нового подхода стоит  библиотека, которая постепенно становится центральным ресурсом школы, поскольку  обслуживает персонал в соответствии с учебной программой, поощряет учащихся к овладению навыками чтения и, таким  образом приносит пользу всей школе.

Успех библиотек определяется отношением библиотекаря к читателям, как реальным пользователям, но не только. Школьники должны чувствовать себя как бы собственниками библиотеки. Они могут участвовать в управлении, представлять ее во внешней среде, участвовать  в отборе и приобретении материалов и т. д.

Идеальная библиотека не должна быть изолирована , она должна располагаться в престижном месте и быть как можно более доступной персоналу и учащимся.

В данной работе мы решили следующие  задачи: рассмотрели роль библиотек  в учебном процессе, состояние  фонда современных библиотек, проанализировали технологии библиотек общеобразовательных  заведений. Решив поставленные задачи, мы реализовали цель нашей работы- рассмотрели школьную библиотеку, как центр краеведения, центр интеллектуального и творческого развития детей.

Исходя из поставленной можно сделать следующие выводы. В 21 веке очень трудно отвлечь детей от всепоглощающих инновационных технологий и привлечь в хранилище книг. Библиотекари, учителя понимают трудность привлечения современных детей к чтению и бьют тревогу. Поэтому в библиотечной работе очень важно связать библиотечную деятельность с педагогической, проявить мастерство педагога, чтобы открыть ребёнку прекрасный мир книги, постараться быть не просто человеком, выдающим книги, а советником и наставником. Ведь лишь от нас зависит, каким будет наше будущее поколение.

 


Информация о работе Краеведческая деятельность школьных библиотек на современном этапе