Культурные ресурсы Удмуртской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 23:13, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является характеристика культурных ресурсов Удмуртской Республики и их возможного влияния на развитие нашего региона.

На основе поставленной цели определены следующие задачи работы:

- рассмотреть теоретические концепции культурного туризма, исследовать литературу по данной проблеме;

- рассмотреть влияние культурного туризма на развитие регионов России;

- оценить потенциал Удмуртской республики для развития культурного туризма;

- выявить возможные сферы влияния культурного туризма на развитие Удмуртии;

- оценить туристско-экскурсионный потенциал Сибирского тракта;

- разработать бизнес - план турмаршрута по Сибирскому тракту с учётом включения его в развитие регионов Удмуртии.

Работа состоит из  1 файл

культурный туризм.docx

— 43.41 Кб (Скачать документ)

Культура является фундаментальной основой процесса раз-вития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичность путей исторической эво-люции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию. В большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и ту-ризма, которые составляют неотъемлемую часть жизни общест-ва. Самосознание и познание окружающего мира, развитие лич-ности и достижение поставленных целей немыслимы без приоб-ретения знаний в области культуры.

Особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному  обогаще-нию, расширению кругозора. Культура является одним из ос-новных элементов туристского интереса.

Познавательный  туризм охватывает все аспекты путешест-вия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важ-ным средством создания культурных связей и международного сотрудничества.

Развитие культурных факторов внутри региона является средством  расширения ресурсов для привлечения  туристских потоков. Во многих странах  туризм может быть включен в так  называемую политику культурных отношений.

Уровень культурного  развития может быть использован  также для создания благоприятного имиджа конкретного ре-гиона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о турист-ских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникально-сти национального культурного наследия.

Объекты национального  культурного наследия должны быть представлены разумно и творчески. Научно-технический  прогресс сделал свое дело: продукция  одной страны практиче-ски не отличается от аналогичной продукции другой страны. В культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать уни-кальными культурными комплексами и предлагать их на тури-стский рынок.

Важной характеристикой  культурного комплекса является стабильность его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения. Этот фактор связан с долговременностью  интереса туристов к конкретному  культурному объекту. Со-храняется стабильность интереса туристов к таким объектам ми-рового культурного наследия, как египетские пирамиды, антич-ная архитектура и др. Поэтому одной из основных задач организаторов туризма является не только создание культурного комплекса для туризма, но и сохранение его на достаточно дли-тельный исторический период.

Несмотря на то что практически любую информацию можно получить из печатных периодических изданий, художе-ственной литературы и других источников, не стареет старая истина: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». По-тому регион, заинтересованный в привлечении туристов, должен разумно планировать и развивать специальные програм-мы и мероприятия, способствующие повышению интереса к его культуре, распространять информацию о своем культурном потенциале в расчете на привлечение потенциальных туристов.

Важными переменными, влияющими на привлекатель-ность туристского направления для различных групп и катего-рий туристов, являются его культурные характеристики.. Наибольший интерес у туристов вы-зывают такие элементы культуры народа, как искусство, наука, религия, история и др.

Изобразительное искусство - один из важных элементов  культуры, способный сформировать убедительный мотив к ту-ристской поездке. Его повсеместное усиление связано с тенден-цией выставлять на известных курортах (в помещениях гости-ниц) произведения национального изобразительного искусства в целях ознакомления туристов с культурой региона.

Также популярны  фестивали, широко представляющие раз-нообразные виды и элементы национального изобразительного искусства.

Музыка и танцы. Музыкальный потенциал региона  явля-ется одним из привлекательных элементов культуры. В неко-торых странах музыка выступает как основной фактор при-влечения туристов. Известные музыкальные фестивали еже-годно собирают тысячи участников. Многие курортные гостиницы знакомят своих гостей с национальной музыкой во время вечерних развлекательных программ, на фольклорных вечерах и концертах. Аудиопленки с записями национальной музыки, продажа которых распространена в большинстве ту-ристских центров, служат прекрасным средством знакомства туристов с культурой народа.

Этнические танцы - характерный элемент национальной культуры. Практически каждый регион имеет свой националь-ный танец. Знакомство туристов с танцами может происходить на специальных шоу, фольклорных вечерах, во время развле-кательных программ.

Народные промыслы. Регион, принимающий туристов, должен предлагать им широкий ассортимент  сувениров, вы-полненных (фабричным или кустарным способом) местными мастерами и ремесленниками. Сувениры - хорошая память о стране. Однако следует помнить, что сувенир, изготовленный не в стране посещения, а в другой, теряет для туриста свою значимость и воспринимается как подделка. Все виды суве-нирной продукции, а также другие необходимые туристу това-ры (туристское снаряжение, пляжные аксессуары) должны быть доступны, и продаваться в удобно расположенных мага-зинах и других торговых точках. Мотивы покупки и свобод-ной граты денег достаточно сильны во время путешествия, и потому туристские товары должны изготавливаться в ассор-тименте, пользующемся особым спросом у туристов. В некото-рых туристских центрах создаются специальные магазинчики в национальном стиле, где местные мастера изготавливают из-делия непосредственно в присутствии покупателей. Эта форма торговли сувенирной продукцией является своеобразной дос-топримечательностью региона и вызывает немалый интерес у туристов.

История. Культурный потенциал региона выражен в  его историческом наследии. Большинство  туристских направлений бережно  относится к своей истории  как фактору привлечения туристских потоков. Наличие уникальных исторических объ-ектов может предопределить успешное развитие туризма в ре-гионе. Знакомство с историей и историческими объектами сильнейший побудительный туристский мотив.

Историческое  наследие региона нуждается в  продвижении на туристский рынок. Поэтому  национальные туристские ор-ганизации должны заниматься распространением информации об историческом потенциале местности.

Целесообразно проводить культурные мероприятия (фольклорные, фестивальные и др.), традиционные для мест туристского назначения и способные заинтересовать туристов из разных уголков мира.

Литература. Литературные памятники региона имеют бо-лее ограниченную по сравнению с другими элементами куль-туры привлекательность, но все же составляют существенный туристский мотив и основу организации разноплановых тури-стских программ и маршрутов. Литературные произведения обладают силой создавать впечатление о стране и ее культуре. Доказано, что наличие или отсутствие определенного рода ли-тературы в стране указывает на состояние ее культурной и по-литической систем. В развлекательные программы для тури-стов целесообразно включать литературные вечера, тем более что некоторые гостиницы располагают прекрасно оборудо-ванными библиотеками. В рамках познавательного туризма рекомендуется организовывать литературные туры по местам, связанным с именами авторов и героями известных литератур-ных произведений.

Религия. Паломничество - древнейший вид путешествий, известный  человечеству не одно тысячелетие. Мотивами к па-ломническому путешествию являются духовное стремление посетить религиозные центры и святые места, особо чтимые в конкретной религии, свершение культовых обрядов и т. д. Мо-тивация происходит либо из предписаний религии, либо из религиозных устремлений и убеждений человека. Индустрия и бизнес. Уровень индустриального развития региона является серьезным мотивом для привлечении опреде-ленной категории туристов, особенно иностранных, интере-сующихся состоянием экономики другой страны, промышлен-ностью, производимой продукцией и т. п.

Агрокультура. Уровень  развития сельского хозяйства мо-жет привлечь внимание фермеров и производителей сельскохо-зяйственной продукции, интересующихся агрокультурой ре-гиона. Например, Данию как мирового лидера в области сви-новодства ежегодно посещают фермеры из разных стран. Расположенные вблизи туристских центров фермерские хозяй-ства, предлагающие местные сельхозпродукты, являются важ-ным звеном в туристском обслуживании.

В программу  специализированного тура следует  включать различные мероприятия, во время которых туристу будет  интересно познакомиться с ассортиментом  выпускаемой в этой местности  продукции, принять участие в  процессе ее производ-ства, например в сборе урожая. Такая практика существует на Гавайях, где программой тура предусмотрено знакомство ту-ристов с сортами выращиваемых на местных плантациях ана-насов и участие в их сборе.

Образование. Высокий  уровень образования увеличивает  стремление человека к знаниям. Влияние  людей друг на друга формирует  общемировой стиль жизни, воздействующий на развитие туризма. Жители одной страны, как правило, прояв-ляют интерес к системе образования другой страны. Поэтому учреждения образования (колледжи, университеты и др.) могут стать существенными привлекательными элементами культуры на туристском рынке. Всемирно известные университеты давно стали туристскими достопримеча-тельностями и самостоятельными объектами туристского по-каза. Помимо этого система образования является особенно-стью туристского потенциала и может успешно использоваться как элемент привлечения туристских потоков, в частности как основа обучающего туризма. Возможность получения пре-стижного образования привлекает студентов из разных регио-нов, что укрепляет сложившийся и устойчивый сегмент потре-бительского рынка.

Получила развитие тенденция использования учреждений образования в туристских целях: организация и проведение конференций, деловых встреч, семинаров на базе колледжей, университетов и других учебных заведений.

Наука. Научный  потенциал может выступать побудитель-ным мотивом для посещения региона, особенно теми, кто не-посредственно занят наукой или связан с этой областью дея-тельности. Туристские организации могут оказывать различ-ные услуги научным обществам (проведение встреч, семинаров, мероприятий, обеспечивающих получение научной информации, посещение научных объектов и пр.). В век науч-но-технической революции научные комплексы являются важ-ным ресурсом познавательного туризма.

К числу наиболее популярных научных объектов следует  отнести специализированные музеи  и выставки, планетарии, а также  атомные станции, космические центры, заповедники, акванариумы и т. д. Экскурсии на научные объекты могут быть организованы как для специалистов в конкретной облас-ти знаний, так и для массовых туристов.

Национальная  кухня. Национальная кухня составляет важ-ный элемент культуры региона. Туристы любят пробовать на-циональные блюда той страны, по которой путешествуют. Некоторые рестораны, предлагая иностранным туристам национальные блюда, пояс-няют, из каких продуктов и как они приготовлены. Особый интерес у туристов вызывают кафе, рестораны, трактиры, оформление которых гармонирует с предлагаемым меню, на-пример ресторан, специализирующийся на блюдах русской кухни, оформленный в национальных традициях с элементами фольклора.

Туристы считают  питание важным элементом поездки, по-этому особенности национальной кухни, ассортимент блюд, их качество обязательно оставят след в воспоминаниях не только об отдыхе, но и о стране.

Таким образом, культура региона способна вызвать  у по-тенциальных туристов сильнейший побудительный мотив к путешествию. Поэтому сохранение культурного наследия и его рациональное использование имеют определяющее значение для устойчивого привлечения туристских потоков и сохране-ния популярности конкретного туристского направления.

Ведущую роль в  координации и стандартизации мировой  культурной и туристской деятельности играют ЮНЕСКО и ВТО. Проводимые этими  международными организациями генеральные  ассамблеи, конференции и другие мероприятия, в которых участвуют  представители культуры и туризма  веду-щих стран мира, являются действенным механизмом междуна-родного сотрудничества, а принимаемые ими решения - осно-вой для разработки практических рекомендаций на нацио-нальном уровне.

Особого внимания заслуживают конвенции и рекоменда-ции ЮНЕСКО по охране культурного, исторического и при-родного наследия, подчеркивающие важность его сохранения для дальнейшего развития туризма. В рамках Всемирной кон-ференции, определившей мировую политику в области культу-ры, приняты рекомендации о путях развития туризма на осно-ве охраны и использования культурного, исторического и природного наследия.

Памятники истории, культуры и природы являются на-циональным достоянием страны. Освоение территории для ту-ристских целей требует бережного подхода по принципу: «Сохрани - восстанови - не навреди».

Многие регионы  богаты такими уникальными историче-скими территориями, как древние города, усадебные и дворцово-парковые ансамбли, комплексы культовой архитектуры, ис-торические постройки, историко-культурные памятники и др. Они не должны оставаться застывшими образованиями. При организации уникальных территорий следует сочетать традици-онные формы деятельности, исторически сформировавшие эти территории, с инновационными видами, к числу которых отно-сится и туризм. Причем новые виды деятельности должны дополнять, а не подавлять сложившиеся хозяйственные, социокультурные и природные процессы.

При развитии туристской инфраструктуры важно не на-рушать исторический облик территории. Каждый вновь созда-ваемый туристский центр (объект) должен соответствовать на-циональным особенностям и традициям и одновременно иметь свой неповторимый облик. Создание природно-исторических парков должно содействовать спасению ценнейших памятни-ков культуры и истории как целостных архитектурно-ландшафтных и культурных комплексов. Необходимо осуще-ствлять охрану и восстановление памятников культуры и ис-тории рукотворного, природного и традиционного ландшаф-тов, которые также рассматриваются как непреходящие исто-рические ценности, национальное достояние.

Информация о работе Культурные ресурсы Удмуртской Республики