Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 15:18, курсовая работа
Помимо функций, в социальной психологии и психологии управления представлены многочисленные исследования особенностей личностных черт менеджеров.
Целью работы является выделение и описание личностных характеристик, влияющих на эффективность управленческой деятельности менеджеров, а также определение методов их диагностики.
Введение 5
1. Понятие личности 7
1.1 Актуальная психология личности 8
1.2 Организационно - деятельностный подход к психологии личности в управлении 9
2. Структура личности, ее особенности применительно к управленческой деятельности 12
3. Статус личности в организации. 15
4. Требования к менеджеру 23
5. Авторитет менеджера 26
5.1 Псевдоавторитет 27
6. Понятие власти и влияния 28
6.1 Формы власти и влияния 29
6.2 Способы влияния 32
7. Взаимодействие власти и авторитета 34
Заключение 38
Список использованных источников 39
Отчетливое представление о том, каковы характеристики этих феноменов у каждого в отдельности сотрудника, непрерывная оптимизация их, достижение максимальной психологической включенности личности в деятельность выступают вторым стратегически и тактически значимым психологическим направлением управленческих воздействий на личность. Это реализуется в психологически и педагогически грамотной работе с персоналом и во всем процессе текущего управления.
2. Структура личности, ее особенности применительно к управленческой деятельности
Какой вопрос точнее отражает реальность: кем или чем управляет руководитель? Кого менеджер имеет ввиду прежде всего - личности или группу? Трудно однозначно ответить на этот вопрос, а может быть, верно и то и другое?..
Во многих пособиях по менеджменту, книгах по управлению личность ранее не была предметом изложения, так как все внимание уделялось планированию, экономике, маркетингу, организационно-технической стороне. И только позже, после осознания роли групп и составляющих ее членов в процессе труда, начали активно изучать основные характеристики групп, человеческий фактор, поведение личности.
Крупнейшей заслугой многих исследователей управления стало изучение человека, его личностных качеств. Многие управленцы, предприниматели в свою очередь использовали в своей деятельности открытия и достижения психологии в изучении личности.
Теперь уже одной интуиции, личной заинтересованности недостаточно, ибо менеджеру необходимы научные знания о личности работника, профессиональный подход к работе с персоналом. Вот почему в ряде крупных фирм считается необходимым иметь не отдел кадров, а службу управления человеческими ресурсами, целую систему управления персоналом. Создаются и существуют оценочные центры, в которых работников подвергают тщательному изучению именно как личностей.
Личность человека всегда была и остается одной из самых интригующих тайн, волновавших и волнующих не только выдающиеся умы. К примеру, известный русский философ Н.А.Бердяев писал: "Истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы. Тайна личности, ее единственности, никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек - микрокосм и заключает в себе все".
Не претендуя на раскрытие этой тайны, можно все-таки привести некоторые общепринятые положения. Прежде следует, пожалуй, показать различие понятий: "человек", "личность", "индивидуальность".
Человек - это родовое понятие, указывающее (с материалистической точки зрения) на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы - к человеческому роду. Человек - это специфическое, уникальное единство биологического и социального. Как существо биологическое, он подчиняется биологическим и физиологическим законам, как существо социальное - он часть социума и продукт общественного развития.
Личность - это самое главное в человеке, важнейший его социальный признак. Если человек - носитель самых разных свойств, то личность - это основное его свойство, в котором проявляется его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д.
Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это также своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические данные, психические особенности), интеллекта, мировоззрения; сочетание семейно-бытовых, производственных и общественных функций, своеобразие жизненного опыта. Индивидуальность - это непременный и важнейший признак личности.
С развитием общественных отношений термин «личность» перешел в разряд научных. В психологической науке имеется несколько общепризнанных положений относительно личности. По крайней мере, можно говорить о четырех аксиомах:
личность присуща каждому человеку;
личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет;
личность есть продукт исторического развития, т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа;
личность есть индивидуальная отличительная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого.
Общаясь с людьми, мы, прежде всего, ориентируемся на особенности их личностного склада. Следует сказать, что до сих пор понятие «личность» на Востоке и на Западе трактуется по-разному. В европейской культуре, основанной на христианстве, личностью считался святой, праведник, подвижник. В восточной культуре собственно о личности заговорили со времен Конфуция (554 - 479 гг. до н.э.), для которого личностью был «благородный муж», т.е. активно участвующий в управлении государством, пекущийся о его благе. В новое время западная личность - это, прежде всего, индивидуальность, как бы стоящая над обществом, а идеал восточной личности - человек, добровольно отдающий себя служению обществу.
В целом, структура личности может быть - в теоретическом плане - представлена следующей схемой, которая, конечно же, весьма условна:
общечеловеческие свойства (ощущения, восприятия, мышление, память, воля, эмоции);
социально-специфические черты (социальные установки, роли, ценностные ориентации);
индивидуально-неповторимые черты (темперамент, сочетание ролей, самосознание)
3. Статус личности в организации
Помимо прав и обязанностей, задающих содержание ролей, для каждой роли характерно наличие определенного статуса. Существует формальный статус, отражающий позицию роли в иерархическом построении организации, и неформальный статус роли, который придается ей окружающими людьми.
Формальный статус роли говорит о том, какими властными правами обладает исполнитель данной роли, каково его положение в формальной иерархии распределения влияния на деятельность организации. Роли, расположенные на одном иерархическом уровне, могут иметь различный формальный статус, так как он определяется не только уровнем иерархии, но и средой деятельности, к которой относится роль. Например, роли начальников отделов могут иметь различный статус, в зависимости от того, какую позицию занимает отдел в организации.
Неформальный статус роли задается либо персональными характеристиками исполнителя роли, либо неформально определенными значениями, влиянием роли в организации. Человек может обладать особыми личностными чертами либо же возрастными и квалификационными характеристиками, которые будут вызывать повышенное уважение окружающих и готовность признавать его положение лидера, более высокое, чем то, которое определено формальным статусом роли.
При всем разнообразии факторов поведение каждого конкретного человека обладает определенной стабильностью и предсказуемостью, определенными присущими ему принципами поведения, критериями выбора и предпочтения, табу и тому подобными моментами. Критериальная фаза поведения любого человека складывается из его расположения к людям, событиям и процессам, совокупности ценностей, разделяемых данным человеком, набора верований, которых придерживается человек, и принципов, которым он следует в своем поведении. Все эти составляющие критериальной фазы поведения находятся в тесном взаимодействии, взаимопроникновении и взаимовлиянии, но их можно рассматривать как относительно обособленные характеристики личности человека, влияющие на его поведение.
Расположение человека к людям, отдельным процессам, окружающей среде, своей работе, организации в целом играет очень большую роль в деле установления нормального взаимодействия человека и организационного окружения.
Оно характеризуется тем, что:
невидимо заключено в человеке, а на поверхности видны его последствия;
проистекает из тех чувств, которые питает человек к объекту;
является точкой, находящейся на оси с полюсами « нравится -- не нравится»;
влияет на поведение человека и проявляется в том, что он ведет себя в соответствии с положительным либо негативным отношением к явлению, объекту, процессу или человеку.
В общем виде расположение можно определить как априорное отношение к человеку, группе людей, явлениям, организациям, процессам и вещам, определяющее положительную или негативную реакцию на них. Оно имеет три компонента:
отражает чувства человека по отношению к объекту: нравится он ему, или нет, данная часть называется воздействующей частью расположения;
содержит знания об объекте, которыми располагает человек;
показывает намерение по поводу того, как вести себя по отношению к объекту.
Расположение человека по отношению к явлениям, процессам и людям формируется на основе обучения, базирующегося на личном опыте. Обычно положительное или отрицательное отношение к объекту формируется в результате того, вызывал ли данный объект удовлетворение или нет.
Выделяют три типа расположения:
удовлетворенность работой;
увлеченность работой;
приверженность организации.
То, насколько у работников развиты эти расположения, существенно определяет результаты их труда, количество прогулов, текучесть кадров и т.п.
Удовлетворенность работой оказывает очень сильное влияние на чувства человека по отношению к работе и зависит:
от характера и содержания работы,
от объема выполняемой работы,
от состояния рабочего места и его окружения (шум, освещенность, комфортность, температура воздуха и т. п.),
от сослуживцев,
от руководства (характер, стиль руководства, участие в управлении),
от оплаты труда (все формы компенсации),
от возможности продвижения по работе,
от распорядка, правил поведения и т. п.
Данные характеристики могут быть конкретизированы, либо же дополнены в зависимости от характера деятельности организации, характеристик трудового коллектива и т.п.
Длительное время стандартизация и специализация работы рассматривались и на практике выступали сильными источниками повышения производительности труда: чем выше стандартизация и специализация, тем выше производительность труда. Однако зависимость между удовлетворенностью работой и ее стандартизацией и специализацией носит иной характер. Если работа абсолютно не стандартизирована, то удовлетворенность работой находится на низком уровне. По мере увеличения специализации и стандартизации она начинает расти, но до определенного момента, после которого она начинает быстро снижаться. При полной стандартизации удовлетворенность падает до такого же низкого уровня, как если бы работа была абсолютно не стандартизирована. Поэтому руководство должно думать, как снизить негативное влияние на удовлетворенность работой, порождаемое чрезмерной специализацией и стандартизацией.
Двумя наиболее распространенными способами осуществления такой коррекции являются ротация (перемещение работника с одного рабочего места на другое) и расширение производственных обязанностей путем постановки перед работником дополнительных задач.
Ясность содержания работы, ясность роли (особенно относительно содержания других ролей) наличие четкой обратной связи, информирующей работника о результатах его труда, в определенных обстоятельствах могут приводить к повышению удовлетворенности работой. В наибольшей мере это проявляется тогда, когда в организации существует четкость и формальное разграничение ролей.
Наличие таких элементов в работе, как творческое начало, возможность использования индивидом своих оригинальных или уникальных способностей, сложности заданий и т. п. приводит к повышению удовлетворенностью работой. В то же время скучная работа, как это доказывают исследования, обычно снижает удовлетворенность работой.
Увлеченность работой является одним из сильнейших расположений, определяющих то, как человек «подходит» к своей работе, к своему участию в процессе совместной трудовой деятельности.
Различается два типа увлеченности работой:
Один тип -- это любовь работать вообще, практически без учета конкретных занятий. Людей с этим типом увлеченности называют трудоголиками, то есть людьми работающими, любящими работать и стремящимися работать. Данный тип расположения формируется воспитанием с детства, хотя и в более позднем возрасте наблюдаются случаи развития этого расположения.
Другой тип -- это любовь к той конкретной работе, которую человек выполняет в организации. Оба эти типа не обязательно сопутствуют друг другу, хотя между ними и наблюдается большая взаимозависимость.
Для увлеченности работой характерно наличие трех аспектов:
насколько работа занимает существенное, центральное место в жизни человека (важность работы);
насколько работа сама по себе привлекает человека (рабочая сила);
насколько человек идентифицирует свою личность с выполняемой работой (рабочая атрибутивность).
Анализ по этим трем направлениям позволяет определить степень увлеченности человека своей работой.
Приверженность организации проявляется в том, что член организации
разделяет и делает своими собственными цели организации и ее ценности;
стремится оставаться в организации и сохраняет это стремление даже тогда, когда это может быть для него невыгодно;
готов не только стараться для организации, но и, если это надо, принести в жертву организационным интересам свои личные.
Информация о работе Личность менеджера: характеристика, особенности, направления становления