Мировые центры религиозного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 17:42, реферат

Описание

В российской и зарубежной литературе высказываются разные точки зрения на соотношение понятий «паломничество» и «туризм». Существует много концепций паломничества и туризма, иногда эти явления противопоставляются друг другу. С точки зрения ЮНВТО, паломничество, как и экскурсирнно-познавательные поездки по святым местам, может быть отнесено к туризму. Специалисты, отстаивающие иную точку зрения, ссылаются на то, что паломничество зародилось гораздо раньше, чем туризм в его нынешнем облике. Отсутствует единство мнений среди специалистов и по вопросу о том, что такое паломничество, каковы его признаки и отличительные черты.

Работа состоит из  1 файл

В российской и зарубежной литературе высказываются разные точки зрения на соотношение понятий.docx

— 116.68 Кб (Скачать документ)
 

   В российской и  зарубежной литературе высказываются  разные точки зрения на соотношение  понятий «паломничество» и «туризм». Существует много концепций паломничества  и туризма, иногда эти явления  противопоставляются друг другу. С  точки зрения ЮНВТО, паломничество, как и экскурсирнно-познавательные поездки по святым местам, может быть отнесено к туризму. Специалисты, отстаивающие иную точку зрения, ссылаются на то, что паломничество зародилось гораздо раньше, чем туризм в его нынешнем облике. Отсутствует единство мнений среди специалистов и по вопросу о том, что такое паломничество, каковы его признаки и отличительные черты.

     Исследования  феномена паломничества носят междисциплинарный  характер. Паломничество может входить в круг интересов богословов, религиоведов, философов, социологов, культурологов, антропологов, этнографов, географов и т.д.

     Паломничество в разных религиях и странах мира имеет много общего, в частности  это касается мотиваций поездок. Феноменом в масштабах всей Земли  является пешее паломничество. Считается, что дойти пешком до монастыря, храма  и храмового комплекса, святилища, своими силами подняться на святую гору даст больше духовных заслуг, чем  приехать транспортом. Человек в  буквальном смысле идет к Богу. Можно  привести много примеров пешего паломничества  от Японии до Ирландии.

     Вместе  с тем имеются и различия в  понимании и толковании паломничества. Даже слова, которые переводятся  на русский язык как «паломничество», лишь условно можно назвать синонимами. В православии в России употребляется  слово паломничество, в западном христианстве — pilgrimage, в исламе — хадж и умра, в индуизме — тиртха-ятра. В эти слова вкладывается разное значение. Например, выражение «тиртха-ятра» можно перевести на русский язык как «шествие (ятра) к святыне (тиртха)», однако дословно это выражение переводится как «путешествие к броду». Слово «тиртха» имеет много значений и их оттенков, однако они тесно связаны между собой. Это паломнический центр, священный водоем (колодец), святая вода, полученная в результате совершения ритуала, монашеский орден. Буквально «тиртха» означает «брод» через океан страданий, в которых пребывает человек. Тиртха-ятра может обозначать не только физическое перемещение человека в пространстве и во времени, но и внутренние усилия человека, находящегося в глубокой медитации. В этом смысле он тоже идет к высшим силам, но в результате работы над собой.

     Паломничество предполагает определенное отношение  человека к действительности. В большинстве  случаев паломник является глубоко  религиозным человеком с уже  сложившейся системой ценностей. Он готов на время поступиться привычным образом жизни, кругом общения, удовольствиями, питанием для достижения духовных и нравственных целей. Он часто движим стремлением выразить благодарность высшим силам за блага, ниспосланные ими, и преданность вере, испытать собственные намерения и способности к подвижничеству, обрести смысл жизни.

     Паломничество подразумевает выполнение добровольно  взятых на себя обязательств по преодолению  трудностей. Оно символизирует готовность человека пожертвовать временным, иллюзорным и преходящим материальным во имя вечного духовного.

     Паломничество занимает важное место в религиозной  системе, одной из подсистем общества. Религия может играть большую, а  подчас доминирующую роль в жизни  общества (средневековые Европа и  Россия; многие мусульманские страны, Индия в наши дни) или иметь  второстепенное значение. Церковь даже подвергалась репрессиям со стороны  государства (СССР, Монголия, Китай, Камбоджа, КНДР в XX в.).

     Религия представляет собой единство религиозного сознания (религиозных доктрины и  психологии людей), специфических действий (культа) и религиозных организаций. Паломничество имеет отношение  ко всем трем компонентам религии. Его  необходимость отмечается в доктринах  ряда религий и осознается отдельными людьми. Сотрудникам туристских фирм, другим специалистам, работающим с туристами, важно знать основные идейные доктрины существующих религий. Прямо или косвенно они влияют на паломнические мотивации людей, их действия во время паломничества.

     Паломничество тесно связано с культом. С  одной стороны, в паломничестве  люди совершают те же действия, что  и обычно. Скажем, верующие в России могут участвовать в крестном ходе как в своем городе, так и в отдаленном православном монастыре, который они посещают. С другой стороны, паломничество часто связано с особыми культовыми действиями, мероприятиями, ритуалами. Например, во время хаджа в Мекку мусульмане семь раз обходят святилище Кааба против часовой стрелки. Индусы-паломники, стекающиеся со всей Индии в священный город Варанаси, совершают ритуальное омовение в Ганге, а в Рамешвараме — в Индийском океане.

     Как уже отмечалось, паломнические поездки  верующих обусловлены разными мотивациями. В религиозном мировоззрении, наряду с индивидуальными мотивациями, существует и санкционированная  священными писаниями необходимость  совершения паломничества. Один из пяти столпов ислама предписывает необходимость  каждому мусульманину хотя бы раз  в жизни совершить паломничество (хадж) в Мекку, священный город  мусульман, находящийся в Саудовской Аравии. Согласно священным писаниям буддизма, Будда, покидая этот мир, завещал  своим последователям посещать места  его рождения, просветления, первой проповеди и ухода в паринирвану. Посещение святых мест дает большие духовные заслуги.

     В разных странах и религиях паломничество  совершают миллионы человек. Оно  стало неотъемлемой частью социально-культурного  ландшафта многих стран мира. Ученые выделяют следующие 11 макрорегионов паломничества.

     1) православные республики СНГ:  Россия, Украина, Беларусь, Молдова;

     2) зарубежная Европа с доминированием  католицизма и протестантизма  с его многочисленными течениями;

     3) Северная Америка с доминирующим  положением христианства;

     4) Латинская Америка с преобладанием  христианства и традиционными  народными верованиями коренного  населения;

     5) Северная Африка с преобладанием  ислама;

     6) Восточная и частично Западная  Африка с преобладанием ислама  и наличием центров христианства  и традиционных народных верований;

     7) Западная Азия с доминированием  ислама и анклавами христианства  и иудаизма;

     8) Южная Азия с распространением  индуизма, буддизма и ислама, а  также центрами христианства, сикхизма  и джайнизма;

     9) Юго-Восточная Азия с преобладанием  буддизма, ислама, наличием христианства  и анклавамииндуизма;

     10) Восточная Азия с господством  буддизма, христианства, синтоизма, участками христианства и ислама;

     11) Средняя Азия с господством  ислама; Центральная Азия (Тибет)  с преобладанием буддизма.

 

     

     Индустрия религиозного туризма

     Индустрия регигиозного туризма является составной частью всей туристской индустрии.

       В ней можно выделить следующие четыре сегмента:

  1. предприятия размещения - совокупность специализированных средств размещения (гостиниц, кемпингов, общежитий, монашеских келий);
  2. предприятия питания - совокупность специализированных предприятий общественного питания;
  3. транспортные предприятия;
  4. религиозные объекты показа:
  • культовые сооружения (монастыри, святилища, храмы, храмовые комплексы, капеллы, часовни и т. д.);
  • природные объекты культа (святые источники, рощи, реки, озера, пруды и т. д.);
  • объекты культа малых форм (придорожные кресты, алтари, капища и т. д.).

     В индустрии религиозного туризма  выделяют культовые центры и религиозные  центры. Культовый центр - это место, имеющее большое значение для представителей определенной конфессии, в котором проводятся культовые и иные мероприятия, собирающие большое число паломников. В таких местах обычно есть храм с чудотворной иконой, или раньше жил известный святой, духовный учитель, аскет, или имели место исторические религиозные события. Религиозный центр - более широкое понятие, чем культовый центр. Религиозный центр, помимо объекта культа, включает образовательные учреждения и/или административные органы религиозных организаций. Например, старейший монастырь Москвы, Свято Данилов, является религиозным центром для паломников. Здесь помимо объектов культа находится резиденция Патриарха и Священного синода. Дать четкие определения этим понятиям, учитывая особенности всех религий, невозможно. Например, понятие культового центра для ислама практически неактуально, как и нахождение какого либо священного предмета в религиозном центре. Определение культового центра и религиозного центра подходят только для обобщенного понимания вопросов религиозной жизни. 
 

 

     

     Европа

     В отличие от Иерусалима, воплощающего в себе удивительное разнообразие религиозных  связей, большинство центров паломничества  связанно с одной религией. В христианском мире существует много святых мест в различных районах Земли. Но наиболее почитаемые среди них находятся  в Европе: Рим  (Италия), Париж и Лурд (Франция), Фатима (Португалия), Варшава (Польша), Монсеррат (Испания) и др. Миллионы паломников устремляться в эти центры в надежде увидеть чудесное явление или поклониться священным реликвиям и приобщиться в исходящей от них благодати.

     Особенно  почитаемы у христиан реликвии, священные  с крестными муками смертью Иисуса Христа. Наиболее известное из них  – терновый венец - находиться в  Париже, в соборе Нотр-Дам. Он был продан константинопольским императором французскому королю в XXII  в. Венец находится на хрустальном кольце, и его выставляют для поклонения в Страстную Пятницу при стечении большого числа пилигримов. Много паломников собирается здесь и во время Всемирных дней христианской молодежи. Они проводятся по инициативе Папы Римского Иоанна Павла II начиная с 1985г. Ежегодно на этот крупнейший форум католической молодежи съезжаются до 500 тыс. верующих студентов.

     По  преданию, тело Иисуса после смерти было обернуто в кусок льняной  ткани, пропитанной миром и елеем, и помещено в пещеру в скале. Саван  бережно сохранили и стали  ему поклоняться как священной  реликвии. Однако на протяжении последующих  веков было создано немало его  подделок. К середине XIX в. Осталось 42 плащаницы, претендующих на подлинность. Самая известная среди них  - - саван, подаренный Людовику Савойскому в XV в. При пристальном рассмотрении на ткани видны очертания ранами и ссадинами на теле. Плащаница хранится в серебряном бронированном ларце в кафедральном соборе Турина (Италия). Один рез в четверть века она выставляется на всеобщее обозрение. В такие годы Турин посещают до 3млн паломников. В 1978 г. Люди выстаивали в очереди по 16 часов, чтобы взглянуть на реликвию.

     Другая  святыня - капли крови, традиционно  приписываемые Иисусу Христу, находятся  в бельгийском городе Брюгге. Некогда  иерусалимский патриарх передал  их в дар крестоносцу графу  Тьерри Эльзасскому. По возвращении  из похода он выстроил капеллу, где  надлежало хранить реликвию. Сегодня  каждую пятницу священную кровь  в хрустальном сосуде моно увидеть, а во время праздника Дней крови  – поцеловать святыню. Раз в год в четверг на Страстной неделе реликвия в красивом ларце из серебра и золота выносится из капеллы. Торжественная Процессия проходит по улицам Брюгге. В ней принимают участие тысячи паломников.

     Крест с надписью «Иисус из Назарета Царь Иудейский», на котором распяли Иисуса Христа, нашли в Иерусалиме Святая Елена, мать римского императора Константина Великого, содействовавшего распространению христианства. Она же отыскала несколько святых гвоздей и копье, пронизавшее Христа. Со временем эти реликвии разошлись по всему христианскому миру, положив начало известных центрам паломничества. Отдельные части «Истинного креста» остались в Константинополе (совр. Стамбул), другие попалив Александрию, Дамаск, Антиохию (совр. Антакья), а также на Кипр и в Закавказье.

     Многие  Центры христианского  паломничества связаны с именем Демы Марии. Ее культ особенно развит у католиков. Две трети из 6 тыс. святынь в Европе посвящены Богоматери. Широкие потоки пилигримов направляются  в места явления образа Марии. Однако из таких чудес произошло в XIX в. В небольшом мало примечательном селе Лурд, что расположено на юге Франции. Образ Пресвятой Девы явился местной девушке. С тех пор интерес к этому месту не ослабевает. Миллионы паломников стекаются сюда  в ожидании новых явлений. Они посещают Грот-де-Массабьель, где предстало видение, и комплекс неземных и подземных церквей вокруг него. Сегодня Лурд – второй после Рима культовый центр по числу христиан - пилигримов (4,6 млн. человек в год). Подобные святые места существуют в Испании, Португалии.

Информация о работе Мировые центры религиозного туризма