Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 17:42, реферат
В российской и зарубежной литературе высказываются разные точки зрения на соотношение понятий «паломничество» и «туризм». Существует много концепций паломничества и туризма, иногда эти явления противопоставляются друг другу. С точки зрения ЮНВТО, паломничество, как и экскурсирнно-познавательные поездки по святым местам, может быть отнесено к туризму. Специалисты, отстаивающие иную точку зрения, ссылаются на то, что паломничество зародилось гораздо раньше, чем туризм в его нынешнем облике. Отсутствует единство мнений среди специалистов и по вопросу о том, что такое паломничество, каковы его признаки и отличительные черты.
В российской и
зарубежной литературе высказываются
разные точки зрения на соотношение
понятий «паломничество» и «
Исследования
феномена паломничества носят
Паломничество в разных религиях и странах мира имеет много общего, в частности это касается мотиваций поездок. Феноменом в масштабах всей Земли является пешее паломничество. Считается, что дойти пешком до монастыря, храма и храмового комплекса, святилища, своими силами подняться на святую гору даст больше духовных заслуг, чем приехать транспортом. Человек в буквальном смысле идет к Богу. Можно привести много примеров пешего паломничества от Японии до Ирландии.
Вместе
с тем имеются и различия в
понимании и толковании паломничества.
Даже слова, которые переводятся
на русский язык как «паломничество»,
лишь условно можно назвать
Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности. В большинстве случаев паломник является глубоко религиозным человеком с уже сложившейся системой ценностей. Он готов на время поступиться привычным образом жизни, кругом общения, удовольствиями, питанием для достижения духовных и нравственных целей. Он часто движим стремлением выразить благодарность высшим силам за блага, ниспосланные ими, и преданность вере, испытать собственные намерения и способности к подвижничеству, обрести смысл жизни.
Паломничество подразумевает выполнение добровольно взятых на себя обязательств по преодолению трудностей. Оно символизирует готовность человека пожертвовать временным, иллюзорным и преходящим материальным во имя вечного духовного.
Паломничество занимает важное место в религиозной системе, одной из подсистем общества. Религия может играть большую, а подчас доминирующую роль в жизни общества (средневековые Европа и Россия; многие мусульманские страны, Индия в наши дни) или иметь второстепенное значение. Церковь даже подвергалась репрессиям со стороны государства (СССР, Монголия, Китай, Камбоджа, КНДР в XX в.).
Религия представляет собой единство религиозного сознания (религиозных доктрины и психологии людей), специфических действий (культа) и религиозных организаций. Паломничество имеет отношение ко всем трем компонентам религии. Его необходимость отмечается в доктринах ряда религий и осознается отдельными людьми. Сотрудникам туристских фирм, другим специалистам, работающим с туристами, важно знать основные идейные доктрины существующих религий. Прямо или косвенно они влияют на паломнические мотивации людей, их действия во время паломничества.
Паломничество тесно связано с культом. С одной стороны, в паломничестве люди совершают те же действия, что и обычно. Скажем, верующие в России могут участвовать в крестном ходе как в своем городе, так и в отдаленном православном монастыре, который они посещают. С другой стороны, паломничество часто связано с особыми культовыми действиями, мероприятиями, ритуалами. Например, во время хаджа в Мекку мусульмане семь раз обходят святилище Кааба против часовой стрелки. Индусы-паломники, стекающиеся со всей Индии в священный город Варанаси, совершают ритуальное омовение в Ганге, а в Рамешвараме — в Индийском океане.
Как
уже отмечалось, паломнические поездки
верующих обусловлены разными
В разных странах и религиях паломничество совершают миллионы человек. Оно стало неотъемлемой частью социально-культурного ландшафта многих стран мира. Ученые выделяют следующие 11 макрорегионов паломничества.
1) православные республики СНГ: Россия, Украина, Беларусь, Молдова;
2)
зарубежная Европа с
3)
Северная Америка с
4)
Латинская Америка с
5)
Северная Африка с
6)
Восточная и частично Западная
Африка с преобладанием ислама
и наличием центров
7)
Западная Азия с
8) Южная Азия с распространением индуизма, буддизма и ислама, а также центрами христианства, сикхизма и джайнизма;
9)
Юго-Восточная Азия с
10) Восточная Азия с господством буддизма, христианства, синтоизма, участками христианства и ислама;
11) Средняя Азия с господством ислама; Центральная Азия (Тибет) с преобладанием буддизма.
Индустрия религиозного туризма
Индустрия регигиозного туризма является составной частью всей туристской индустрии.
В ней можно выделить следующие четыре сегмента:
В
индустрии религиозного туризма
выделяют культовые центры и религиозные
центры. Культовый
центр - это место, имеющее большое значение
для представителей определенной конфессии,
в котором проводятся культовые и иные
мероприятия, собирающие большое число
паломников. В таких местах обычно есть
храм с чудотворной иконой, или раньше
жил известный святой, духовный учитель,
аскет, или имели место исторические религиозные
события. Религиозный центр - более широкое
понятие, чем культовый центр. Религиозный
центр, помимо объекта культа, включает
образовательные учреждения и/или административные
органы религиозных организаций. Например,
старейший монастырь Москвы, Свято Данилов,
является религиозным центром для паломников.
Здесь помимо объектов культа находится
резиденция Патриарха и Священного синода.
Дать четкие определения этим понятиям,
учитывая особенности всех религий, невозможно.
Например, понятие культового центра для
ислама практически неактуально, как и
нахождение какого либо священного предмета
в религиозном центре. Определение культового
центра и религиозного центра подходят
только для обобщенного понимания вопросов
религиозной жизни.
Европа
В
отличие от Иерусалима, воплощающего
в себе удивительное разнообразие религиозных
связей, большинство центров
Особенно почитаемы у христиан реликвии, священные с крестными муками смертью Иисуса Христа. Наиболее известное из них – терновый венец - находиться в Париже, в соборе Нотр-Дам. Он был продан константинопольским императором французскому королю в XXII в. Венец находится на хрустальном кольце, и его выставляют для поклонения в Страстную Пятницу при стечении большого числа пилигримов. Много паломников собирается здесь и во время Всемирных дней христианской молодежи. Они проводятся по инициативе Папы Римского Иоанна Павла II начиная с 1985г. Ежегодно на этот крупнейший форум католической молодежи съезжаются до 500 тыс. верующих студентов.
По преданию, тело Иисуса после смерти было обернуто в кусок льняной ткани, пропитанной миром и елеем, и помещено в пещеру в скале. Саван бережно сохранили и стали ему поклоняться как священной реликвии. Однако на протяжении последующих веков было создано немало его подделок. К середине XIX в. Осталось 42 плащаницы, претендующих на подлинность. Самая известная среди них - - саван, подаренный Людовику Савойскому в XV в. При пристальном рассмотрении на ткани видны очертания ранами и ссадинами на теле. Плащаница хранится в серебряном бронированном ларце в кафедральном соборе Турина (Италия). Один рез в четверть века она выставляется на всеобщее обозрение. В такие годы Турин посещают до 3млн паломников. В 1978 г. Люди выстаивали в очереди по 16 часов, чтобы взглянуть на реликвию.
Другая святыня - капли крови, традиционно приписываемые Иисусу Христу, находятся в бельгийском городе Брюгге. Некогда иерусалимский патриарх передал их в дар крестоносцу графу Тьерри Эльзасскому. По возвращении из похода он выстроил капеллу, где надлежало хранить реликвию. Сегодня каждую пятницу священную кровь в хрустальном сосуде моно увидеть, а во время праздника Дней крови – поцеловать святыню. Раз в год в четверг на Страстной неделе реликвия в красивом ларце из серебра и золота выносится из капеллы. Торжественная Процессия проходит по улицам Брюгге. В ней принимают участие тысячи паломников.
Крест с надписью «Иисус из Назарета Царь Иудейский», на котором распяли Иисуса Христа, нашли в Иерусалиме Святая Елена, мать римского императора Константина Великого, содействовавшего распространению христианства. Она же отыскала несколько святых гвоздей и копье, пронизавшее Христа. Со временем эти реликвии разошлись по всему христианскому миру, положив начало известных центрам паломничества. Отдельные части «Истинного креста» остались в Константинополе (совр. Стамбул), другие попалив Александрию, Дамаск, Антиохию (совр. Антакья), а также на Кипр и в Закавказье.
Многие Центры христианского паломничества связаны с именем Демы Марии. Ее культ особенно развит у католиков. Две трети из 6 тыс. святынь в Европе посвящены Богоматери. Широкие потоки пилигримов направляются в места явления образа Марии. Однако из таких чудес произошло в XIX в. В небольшом мало примечательном селе Лурд, что расположено на юге Франции. Образ Пресвятой Девы явился местной девушке. С тех пор интерес к этому месту не ослабевает. Миллионы паломников стекаются сюда в ожидании новых явлений. Они посещают Грот-де-Массабьель, где предстало видение, и комплекс неземных и подземных церквей вокруг него. Сегодня Лурд – второй после Рима культовый центр по числу христиан - пилигримов (4,6 млн. человек в год). Подобные святые места существуют в Испании, Португалии.