Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 22:00, доклад
Необходимо сразу уточнить, что абсолютно идеального регулирования данного вопроса не бывает, поскольку конкретный регион не находится в идеальных лабораторных условиях. Поэтому речь в данном эссе пойдет о моем видении более-менее оптимального госрегулирования туррынком в отдельно взятой стране, например Беларуси.
МОЕ ВИДЕНИЕ ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКИМ РЫНКОМ
Мельник
П.Б.
Необходимо сразу уточнить, что абсолютно идеального регулирования данного вопроса не бывает, поскольку конкретный регион не находится в идеальных лабораторных условиях. Поэтому речь в данном эссе пойдет о моем видении более-менее оптимального госрегулирования туррынком в отдельно взятой стране, например Беларуси.
Мировой
экономический кризис опроверг представление
о мировой экономике как
Беларусь пусть пока медленно, но всё же втягивается в сферу мирового туризма. Её туристические ресурсы для этого перспективны и самобытны. Это является важнейшим фактором привлекательности страны для мирового туризма. Но Беларусь пока по сервису туристических услуг не отвечает тебованиям по сравнению с мировыми туристскими державами.
В настоящее время экономисты в поиске теории и практических рекомендаций для определения роли и места государства в экономике, что имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как они ориентированы на повышение социально-экономической эффективности общественного производства.
Государственное регулирование можно определить как официальное вмешательство государства и соответствующих его органов в экономическую, и особенно, в предпринимательскую деятельность. Субъектами регулирования являются различные государственные органы, а также органы регионального и местного самоуправления. Объектами регулирования являются отдельные отраслевые рынки и предприятия. Чтобы определить место и роль государственного регулирования в функционировании как: рыночной экономики в целом, так и туристского рынка в частности, рассмотрим систему «базовые условия - структура – поведение - результативность».
Общество ждет от производителей, прежде всего, эффективного функционирования и достижения высоких результатов производственно-хозяйственной деятельности, что предполагает достижение, по крайней мере, следующих условий:
1. Решения о том, что, сколько и как производить, должны быть приняты, обеспечивая эффективное использование ограниченных ресурсов и учитывая количественные и качественные требования потребителей.
2.
Деятельность производителей
3 Деятельность производителей должна способствовать наиболее полному использованию ресурсов, особенно трудовых.
4. Распределение дохода должно быть справедливым, то есть производители не получают доход сверх уровня, необходимого для возмещения затрат по представленным услугам и обеспечения среднеотраслевой прибыли. С этой целью следует обеспечить разумную стабильность цен.
При этом, эффективная результативность отрасли означает наиболее полное максимальное достижение всех четырех условий.
Определим ряд свойств, влияющих на экономику туристского рынка, и выведем отношения, конкретизирующие связи между этими свойствами и реальной результативностью экономической системы.
Результативность туристского рынка зависит от его поведения, которое определяется ценовой стратегией туристских предприятий, номенклатурой туристской продукции, инновационной деятельностью туристских предприятий и организаций, объемами инвестирования развития туристских предприятий, а также развитием правовой базы туристской деятельности и ее ориентацией на рыночные принципы хозяйствования.
На поведение туристского рынка, в свою очередь, влияет структура этого рынка. Основными элементами туристского рынка, определяющими его поведение, являются численность продавцов и покупателей туристской продукции, уровень интеграции туристских предприятий, уровень диверсификации деятельности туристских предприятий, наличие материальных и трудовых ресурсов.
На структуру туристского рынка, в свою очередь, воздействует множество базовых условий формирования туристского рынка, определяющих спрос и предложение туристской продукции.
Спрос на туристский продукт - это количество туристского продукта, которые туристы готовы и в состоянии купить по некоторой из возможных цен. Спрос на туристский продукт отражает уровень экономического и социального развития страны. Туристское предложение представляет совокупность туристских продуктов с определенными ценами, которые находятся на туристском рынке и которые могут или намерены продать производители-продавцы.
К другим базовым условиям, можно отнести законодательную среду, в которой функционирует отрасль, а также доминирующие социально-экономические ценности деловой среды, такие, как агрессивный индивидуализм или кооперация.
В идеале высокая результативность туристского рынка должна автоматически следовать из рациональной рыночной структуры, поведения продавцов и покупателей туристской продукции, которую обуславливает данная структура. Но вследствие разных причин, например мировой экономический кризис, рынок может стать несостоятельным, что приводит к такому экономическому результату, который оказывается ниже ожидаемых результатов. Тогда государство может прибегнуть к политике вмешательства и пытаться улучшить состояние экономики, применяя меры, которые будут воздействовать и на базовые условия, и на структуру, и на поведение туристского рынка. Удачным примером можно считать Новый курс президента США Ф.Д. Рузвельта по выведению страны из Великой депрессии 30-х гг. ХХ века.
Объективная
необходимость и возможность
государства влиять на элементы
рассмотренной системы «базовые условия
- структура отрасли - поведение - результативность»
говорит о важности государственного
регулирования и о большом потенциале
увеличения результативности функционирования
туристского рынка за счет
государственного регулирования.
Государственное
регулирование туризма
Основными направлениями государственной политики в сфере туризма являются:
• Развитие туризма и туристской индустрии;
• Обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения иных прав
при совершении путешествий;
• Рациональное использование и сохранение туристских ресурсов;
• Совершенствование нормативной базы в сфере туризма (экскурсий)
детей, молодежи, инвалидов и малообеспеченных слоев населения;
• Привлечение инвестиций в развитие туристской индустрии;
• Создание равных возможностей на рынке туристских услуг для субъектов предпринимательской деятельности;
• Обеспечение безопасности туристов, защиты их прав, законных интересов и имущества;
• Организация и развитие научного обеспечения сферы • туризма;
• Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;
• Развитие сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями.
Главная цель концепции реорганизации и развития туризма в РБ - создание в Беларуси современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей беларуских и иностранных граждан в туристских услугах, а с другой - значительный вклад в развитие экономики страны, в том числе за счет увеличения количества рабочих мест, налоговых поступлений в государственный бюджет, притока иностранной валюты, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия.
При изучении особенностей организации управления индустрией туризма за рубежом можно выделить три модели государственного управления.
Первая модель (либерального рынка) предполагает отсутствие центрального государственного администрирования, где вопросы решаются на местах на основе принципов рыночной «самоорганизации». Правительства отдельных стран принимают такое решение в тех случаях, когда страна занимает прочное положение на международном рынке туризма и является привлекательной для зарубежных туристов, либо когда субъекты туристского рынка занимают сильные позиции, то есть могут решать свои проблемы без государственного участия, в частности способны на мощные самостоятельные рекламные акции в интересах всего национального рынка. Эта модель управления индустрией туризма используется в США (в 1997 г. в США была ликвидирована государственная структура - USTTA, ведавшая туризмом). Для Беларуси данная модель в ближайшей перспективе применима только фантастами.
Вторая модель (кейнсианская) предусматривает наличие сильного и авторитетного министерства, контролирующего деятельность всей отрасли. Для ее реализации требуются определенные условия: большие финансовые вложения в индустрию туризма, рекламную и маркетинговую деятельность, инвестирование в туристскую инфраструктуру. Организация управления туристской индустрией по этой модели распространена в Турции, Египте, Тунисе и других странах, где туризм является одним из основных источников валютных поступлений. Данная модель имеет место в современной Беларуси.
Третья
модель (средняя) преобладает в европейских
государствах и состоит в том, что
вопросы развития туристской
деятельности страны решаются
на уровне какого-либо многоотраслевого
министерства. Например, в Западной
Европе чаще всего это министерство с
экономическим уклоном. Еще одна
существенная составляющая такой
модели государственного регулирования
- четкое разделение органов государственного
администрирования туризма на две
ветви. Одна ветвь занимается
глобальными вопросами государственного
управления: нормативно-правовой
базой для отрасли, обработкой
статистической информации, координацией
деятельности регионов, международным
сотрудничеством на межгосударственном
уровне. Вторая ветвь - маркетинговая.
Это, как правило, ведомство,
которое подчиняется или входит
в состав туристического министерства,
но само по себе органом
управления не является. В его
компетенцию включено все, что
необходимо для создания образа
страны за границей: участие
в выставках, управление туринформцентрами
за рубежом. Причем именно
эти институты получают основную долю
финансирования. Помимо этого, государственная
администрация туризма в развитых европейских
странах работает во взаимодействии
с местными властями и частным
бизнесом для привлечения к
выполнению государственных задач
финансовых средств из частного сектора,
нахождения взаимовыгодных форм сотрудничества
между органами управления различных
уровней.
По масштабам международного туризма, государственному устройству и способу организации туристской отрасли для Беларуси необходим переход от второй модели (жесткое госрегулирование) к третьей (баланс рынка и госрегулирования), с дальнейшим приближением к первой (эффективное рыночное саморегулирование). Будучи реалистом необходимо отдавать себе отчет, что Беларусь в мировом туризме никогда не будет его суверенным субъектом (не зависимым объектом!) для того чтобы самостоятельно, без внешних воздействий влиять на турпотоки в регионе. В связи с этим вряд ли возможно построение туристической отрасли в Беларуси по третьей модели в обозримом будущем, только если не произойдет необъяснимое возрождение Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского от моря до моря (Балтийского и Черного). Сейчас в Беларуси заявляется переход от централизованной административной системы, базировавшейся на доминировании государства и административных методах управления, к либерализации экономики. Децентрализация в условиях рыночной экономики предполагает передачу права осуществления туристской деятельности любому предприятию независимо от форм собственности. Этот процесс сопровождается созданием различного рода ассоциаций, союзов и объединений.
Информация о работе Мое видение идеального государственного регулирования туристическим рынком