Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:20, реферат
Первоначально манси были расселены на южном Урале и его западных склонах, в Прикамье, Припечорье, на притоках Камы и Печоры (Вишера, Колва и др.), на Тавде и Туре, но под влиянием колонизации этой территории коми и русскими переселились в Зауралье. В процессе переселения на Север и Восток часть манси была ассимилирована. В настоящее время манси проживают в Ханты-Мансийском автономном округе (6562 чел.), а также Ямало-Ненецком. Они расселены здесь главным образом по левым притокам Оби — Северной Сосьве, Ляпи-ну. Обособленные группы манси живут на реке Конда, а также в Свердловской области на реке Ивдель.
1. Ареал расселения 3
1.1 Численность 3
2. Историческая справка 3
2.1 Антропологическая характеристика народа манси 4
3. Этнокультурная характеристика 4
3.1 Поселения 4
3.2 Хозяйство и быт 5
3.3 Жилища и другие постройки 5
3.4 Одежда и обувь 6
3.5 Средства передвижения 6
3.6 Пища 6
3.7 Воспитание детей 7
3.8 Духовная культура 7
3.9 Фольклор 7
4. Перспективы сохранения манси как этноса 9
5. Источники 10
Реферат на тему:
Народ манси
СОдержание
1. Ареал расселения 3
1.1 Численность 3
2. Историческая справка 3
2.1 Антропологическая характеристика народа манси 4
3. Этнокультурная характеристика 4
3.1 Поселения 4
3.2 Хозяйство и быт 5
3.3 Жилища и другие постройки 5
3.4 Одежда и обувь 6
3.5 Средства передвижения 6
3.6 Пища 6
3.7 Воспитание детей 7
3.8 Духовная культура 7
3.9 Фольклор 7
4. Перспективы сохранения манси как этноса 9
5. Источники 10
Первоначально
манси были расселены на южном
Урале и его западных склонах,
в Прикамье, Припечорье, на притоках
Камы и Печоры (Вишера, Колва и
др.), на Тавде и Туре, но под влиянием
колонизации этой территории коми и
русскими переселились в Зауралье.
В процессе переселения на Север
и Восток часть манси была ассимилирована.
В настоящее время манси
Общая численность манси достигла 12 000. В Ханты-Мансийском автономном округе живет 77 % манси.
В Свердловской
области из 155 манси 86 человек проживает
в лесных поселениях — юртах, в
которых насчитывается от одной
до 8 семей. Наиболее известные из них
Юрта Анямова (деревня Тресколье), Юрта
Бахтнярова, Юрта Паки-на (деревня Пома),
Юрта Саминдалова (деревня Суеват),
Юрта Курикова (деревня Пауль) и др.
Остальные ивдельские
манси живут дисперсно в
Манси (дословно «человек») — коренной народ в Западной Сибири. До начала 20 века русские называли манси вогулами, а некоторые группы — остяками. В научной литературе манси вместе с ханты объединяются общим названием обские угры. Выделяются этнографические группы: северная, южная, восточная и западная. Говорят на мансийском языке, который входит в угорскую подгруппу финно-угорских языков уральской семьи. По фонетике, морфологии и лексике близок к хантыйскому.
Имеется семь диалектов, расхождение между которыми бывает огромным. Письменность с 1936 г. — на основе русской графики.
Манси как этнос сложились в результате слияния племен уральской неолитической культуры с угорскими и индо-иранскими племенами, двигавшимися во II-I тысячелетиях до н. э. с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Сочетание культур таежных охотников, рыболовов и степных кочевников-скотоводов в культуре манси сохраняется до сих пор. Все группы манси в значительной степени смешаны. В их культуре можно выделить элементы, свидетельствующие об их культурном взаимодействии с ненцами, коми, татарами, башкирами и другими народами региона. Особенно тесными были контакты с северными группами хантов.
Поселения делились на постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) и разбивались на местах промысла. Поселок обычно населяли несколько больших или малых, в основном родственных семей. Традиционное жилище зимой — прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, у южных групп — избы русского типа, летом — конические берестяные чумы или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берестой, у оленеводов — крытые оленьими шкурами чумы. Жилище отапливалось и освещалось чувалом — открытым очагом из жердей, обмазанных глиной. Хлеб пекли в отдельных печах.
Традиционный хозяйственный комплекс манси включал:
На Оби
и в низовьях Северной Сосьвы
рыболовство преобладало. В
Традиционным жилищем в дорусский период у манси была полуземлянка с различными вариантами крепления кровли.
Позднее основным постоянным зимним, а иногда и летним жилищем большинства манси стал срубный дом из нетолстых бревен или толстых плах с двускатной крышей. Строился такой дом без потолка, с очень пологой двухскатной крышей, покрытой по деревянным планкам полосами выделенной бересты, сшитой в большие полотнища. Поверх бересты клали ряд тонких жердей - накатник; высота сруба равнялась 2 - 3 метра, длина 5 - 9 метра и ширина 4 - 5 метров. Крыша по фасаду немного выдавалась вперед, образовывая сени. Дверь ориентировали на юг. В одной или обеих боковых стенках дома делали окна. Прежде зимой в окна вставляли льдины (вместо стекла), летом оконные отверстия затягивали рыбьим пузырем. Вход в жилище устраивался обычно во фронтонной стене и был обращен к
Манси-оленеводы жили в чуме самодийского типа. В таких же чумах, крытых берестой, жили летом в низовьях Оби манси-рыболовы.
На охоте, на скорую руку, устраивали временные жилища - заслоны или шалаши из жердей. Делали их из ветвей и коры, стремясь лишь получить убежище от снега и дождя.
Для проведения праздников манси строили общественные здания, которые отличались от жилых лишь размерами.
Для хранения продуктов и вещей строили амбарчики - "избушки на курьих ножках". В качестве опоры использовали стволы деревьев. Крона и часть ствола обрубались, оставался пень высотой в рост человека. Хотя амбарчик мог быть устроен и на одной опоре, старались найти несколько (три-четыре) растущих рядом деревьев, чтобы сооружение было прочнее. Настил делали их колотых плах, из них же делали и амбарчик. На земле рядом лежала лестница-бревно с зарубками. Амбар делали для вещей и продуктов для хранения в непогоду и от зверя. От людей ничего не прятали - воровство было редчайшим явлением.
Традиционная
женская одежда манси - платье
на кокетке, хлопчатобумажный
или суконный халат, зимой -
двойная меховая шуба сахи. Одежда
богато орнаментировалась
Мужчины носили рубахи, по покрою похожие на женские платья, штаны, пояса, к которым подвешивалось охотничье снаряжение. Верхняя мужская одежда - гусь, глухого покроя, туникообразный из сукна или оленьих шкур с капюшоном.
Главным средством
передвижения зимой были лыжи еса, подбитые
камусом или шкурой жеребенка. Для
транспортировки груза
Традиционная пища - рыба и мясо. Рыбу употребляли в различных видах. Северными манси особо ценилась сосьвинская сельдь. Существенным дополнением к рыбным и мясным блюдам были ягоды: черника, клюква, брусника, черемуха, смородина.
После рождения
ребенок получал две постоянные
колыбели - ночную и дневную. Первая
- это берестяная коробка с закругленными
углами, завязками над тельцем
и дугой над головой - для накидывания
покрывала. Дневные колыбели - двух
типов: деревянная со спинкой и берестяная
со спинкой, украшенная узорами. На спинку
под головку ребенка
Игрушками служили в основном миниатюрные копии вещевого набора взрослых: у девочек - игольничек, коробочка со швейными принадлежностями, люлечка, у мальчиков - лодочка, лучок со стрелами, фигурки оленей. Детские куклы имели одну особенность - у них не было глаз, носа, рта. Фигурки с чертами лица - это уже изображение духа, который требовал заботы и почестей, а если не получал, то мог принести владельцу вред. Поэтому старики неодобрительно относились к покупным куклам. Игры детей нередко были уроками труда.
Традиционное мировоззрение манси основано на трехчленном делении внешнего мира: верхний (небо), средний (земля) и нижний (подземный). Все миры, по представлению манси, населены духами, каждый из которых выполняет определенную функцию. Равновесие между миром людей и миром богов и духов поддерживалось с помощью жертвоприношений. Главное их назначение - обеспечить удачу в промыслах, оградить себя от воздействия злых сил.