Народ манси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:20, реферат

Описание

Первоначально манси были расселены на южном Урале и его западных склонах, в Прикамье, Припечорье, на притоках Камы и Печоры (Вишера, Колва и др.), на Тавде и Туре, но под влиянием колонизации этой территории коми и русскими переселились в Зауралье. В процессе переселения на Север и Восток часть манси была ассимилирована. В настоящее время манси проживают в Ханты-Мансийском автономном округе (6562 чел.), а также Ямало-Ненецком. Они расселены здесь главным образом по левым притокам Оби — Северной Сосьве, Ляпи-ну. Обособленные группы манси живут на реке Конда, а также в Свердловской области на реке Ивдель.

Содержание

1. Ареал расселения 3
1.1 Численность 3
2. Историческая справка 3
2.1 Антропологическая характеристика народа манси 4
3. Этнокультурная характеристика 4
3.1 Поселения 4
3.2 Хозяйство и быт 5
3.3 Жилища и другие постройки 5
3.4 Одежда и обувь 6
3.5 Средства передвижения 6
3.6 Пища 6
3.7 Воспитание детей 7
3.8 Духовная культура 7
3.9 Фольклор 7
4. Перспективы сохранения манси как этноса 9
5. Источники 10

Работа состоит из  1 файл

mansi.docx

— 46.38 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

Народ манси 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СОдержание 

1. Ареал расселения 3

1.1 Численность 3

2. Историческая справка 3

2.1 Антропологическая характеристика народа манси 4

3. Этнокультурная характеристика 4

3.1 Поселения 4

3.2 Хозяйство и быт 5

3.3 Жилища и другие постройки 5

3.4 Одежда и обувь 6

3.5 Средства передвижения 6

3.6 Пища 6

3.7 Воспитание детей 7

3.8 Духовная культура 7

3.9 Фольклор 7

4. Перспективы сохранения манси как этноса 9

5. Источники 10 
 
 
 
 
 
 

  1. Ареал расселения

Первоначально манси были расселены на южном  Урале и его западных склонах, в Прикамье, Припечорье, на притоках Камы и Печоры (Вишера, Колва и  др.), на Тавде и Туре, но под влиянием колонизации этой территории коми и  русскими переселились в Зауралье. В процессе переселения на Север  и Восток часть манси была ассимилирована. В настоящее время манси проживают  в Ханты-Мансийском автономном округе (6562 чел.), а также Ямало-Ненецком. Они расселены здесь главным образом по левым притокам Оби — Северной Сосьве, Ляпи-ну. Обособленные группы манси живут на реке Конда, а также в Свердловской области на реке Ивдель.   

    1. Численность

Общая численность  манси достигла 12 000. В Ханты-Мансийском автономном округе живет 77 % манси.

В Свердловской области из 155 манси 86 человек проживает  в лесных поселениях — юртах, в  которых насчитывается от одной  до 8 семей. Наиболее известные из них  Юрта Анямова (деревня Тресколье), Юрта Бахтнярова, Юрта Паки-на (деревня Пома), Юрта Саминдалова (деревня Суеват), Юрта Курикова (деревня Пауль) и др.   

Остальные ивдельские манси живут дисперсно в поселках Вижий, Бурмантово, Хорпия, на территории города Ивдель. 

  1. Историческая  справка

Манси (дословно «человек») — коренной народ в Западной Сибири. До начала 20 века русские называли манси вогулами, а некоторые группы — остяками. В научной литературе манси вместе с ханты объединяются общим названием обские угры. Выделяются этнографические группы: северная, южная, восточная и западная. Говорят на мансийском языке, который входит в угорскую подгруппу финно-угорских языков уральской семьи. По фонетике, морфологии и лексике близок к  хантыйскому.

Имеется семь диалектов, расхождение между которыми бывает огромным. Письменность с 1936 г. — на основе русской графики.

    1. Антропологическая характеристика народа манси
  • Низкий рост (менее 160 см в среднем для мужчин)
  • Общая грацильность (миниатюрность строения)
  • Прямые мягкие черные или русые волосы
  • Темные или смешанные глаза
  • Различное по форме лицо средней высоты, с заметной уплощенностью и скуластостью
  • Нос слабо или средневыступающий, в основном средний по ширине, преимущественно с прямой или вогнутой спинкой носа, с приподнятым кончиком и основанием
  • Ослабленный рост бороды
  • Относительно широкий рот
  • Небольшая толщина губ
  • средневыступающий или убегающий подбородок
  1. Этнокультурная  характеристика

Манси как  этнос сложились в результате слияния племен уральской неолитической  культуры с угорскими и индо-иранскими племенами, двигавшимися во II-I тысячелетиях до н. э. с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Сочетание культур таежных охотников, рыболовов и степных кочевников-скотоводов в культуре манси сохраняется до сих пор. Все группы манси в значительной степени смешаны. В их культуре можно выделить элементы, свидетельствующие об их культурном взаимодействии с ненцами, коми, татарами, башкирами и другими народами региона. Особенно тесными были контакты с северными группами хантов.

    1. Поселения

Поселения делились на постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) и разбивались на местах промысла. Поселок обычно населяли несколько больших или малых, в основном родственных семей. Традиционное жилище зимой — прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, у южных групп — избы русского типа, летом — конические берестяные чумы или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берестой, у оленеводов — крытые оленьими шкурами чумы. Жилище отапливалось и освещалось чувалом — открытым очагом из жердей, обмазанных глиной. Хлеб пекли в отдельных печах.

    1. Хозяйство и быт

Традиционный  хозяйственный комплекс манси включал:

  • Охоту
  • Рыболовство
  • Оленеводство

 На Оби  и в низовьях Северной Сосьвы  рыболовство преобладало. В верховьях  рек основным источником существования  была охота. Оленеводство, заимствованное  манси у ненцев, получило широкое  распространение сравнительно поздно. Одним из основных элементов  собственного жизнеобеспечения  была охота на оленя и лося. Наиболее характерным способом  охоты на копытных был загонный  промысел, использовались также  самострелы и ловчие ямы. Существенное  значение имела охота на боровую  и водоплавающую птицу. Водоплавающую  птицу добывали во время перелета перевесами - специальными сетями, натягиваемыми между высокими деревьями на пути движения птиц. Охота на пушного зверя также имеет у манси давнюю традицию. Рыбу манси добывали круглый год. Наиболее распространенный способ добычи - запорный промысел, в том числе зимой. Оленеводство было основным занятием у очень небольшой части манси, главным образом в верховьях рек Лозьва, Северная Сосьва и Ляпин, где имелись благоприятные условия для содержания крупных стад. В целом же количество оленей у манси было невелико, их использовали в основном в транспортных целях.

    1. Жилища  и другие постройки

Традиционным  жилищем в дорусский период у  манси была полуземлянка с различными вариантами крепления кровли.

Позднее основным постоянным зимним, а иногда и летним жилищем большинства манси стал срубный дом из нетолстых бревен или толстых плах с двускатной крышей. Строился такой дом без  потолка, с очень пологой двухскатной  крышей, покрытой по деревянным планкам  полосами выделенной бересты, сшитой в  большие полотнища. Поверх бересты  клали ряд тонких жердей - накатник; высота сруба равнялась 2 - 3 метра, длина 5 - 9 метра и ширина 4 - 5 метров. Крыша по фасаду немного выдавалась вперед, образовывая сени. Дверь ориентировали на юг. В одной или обеих боковых стенках дома делали окна. Прежде зимой в окна вставляли льдины (вместо стекла), летом оконные отверстия затягивали рыбьим пузырем. Вход в жилище устраивался обычно во фронтонной стене и был обращен к

Манси-оленеводы  жили в чуме самодийского типа. В  таких же чумах, крытых берестой, жили летом в низовьях Оби манси-рыболовы.

На охоте, на скорую руку, устраивали временные  жилища - заслоны или шалаши из жердей. Делали их из ветвей и коры, стремясь лишь получить убежище от снега и  дождя.

Для проведения праздников манси строили общественные здания, которые отличались от жилых  лишь размерами.

Для хранения продуктов и вещей строили  амбарчики - "избушки на курьих ножках". В качестве опоры использовали стволы деревьев. Крона и часть ствола обрубались, оставался пень высотой  в рост человека. Хотя амбарчик мог  быть устроен и на одной опоре, старались найти несколько (три-четыре) растущих рядом деревьев, чтобы сооружение было прочнее. Настил делали их колотых  плах, из них же делали и амбарчик. На земле рядом лежала лестница-бревно с зарубками. Амбар делали для вещей и продуктов для хранения в непогоду и от зверя. От людей ничего не прятали - воровство было редчайшим явлением.

    1. Одежда  и обувь

 Традиционная  женская одежда манси - платье  на кокетке, хлопчатобумажный  или суконный халат, зимой - двойная меховая шуба сахи. Одежда  богато орнаментировалась бисером,  нашивками из цветной материи  и разноцветным мехом. Головным убором служил большой платок с широкой каймой и бахромой, сложенный неравным треугольником по диагонали.

Мужчины носили рубахи, по покрою похожие на женские  платья, штаны, пояса, к которым подвешивалось  охотничье снаряжение. Верхняя мужская  одежда - гусь, глухого покроя, туникообразный из сукна или оленьих шкур с  капюшоном.

    1. Средства передвижения
 

 Главным средством  передвижения зимой были лыжи еса, подбитые камусом или шкурой жеребенка. Для  транспортировки груза пользовались ручными прямокопыльными нартами. В случае необходимости их помогали тянуть собаки. У оленеводов были оленьи упряжки с грузовыми и легковыми  нартами. В летний период основным транспортным средством служила лодка калданка.

    1. Пища

Традиционная  пища - рыба и мясо. Рыбу употребляли  в различных видах. Северными  манси особо ценилась сосьвинская  сельдь. Существенным дополнением к  рыбным и мясным блюдам были ягоды: черника, клюква, брусника, черемуха, смородина.

    1. Воспитание  детей

После рождения ребенок получал две постоянные колыбели - ночную и дневную. Первая - это берестяная коробка с закругленными  углами, завязками над тельцем  и дугой над головой - для накидывания  покрывала. Дневные колыбели - двух типов: деревянная со спинкой и берестяная со спинкой, украшенная узорами. На спинку под головку ребенка прикрепляли  мягкую шкурку. Внутри колыбели на берестяную подстилку насыпали размельченные  древесные гнилушки. Они хорошо впитывали  влагу и придавали ребенку  приятный запах. При намокании их убирали, но складывали только в определенных местах. Нельзя, например, считалось, класть их под растущее дерево, иначе ребенок  будет качаться от ветра. К колыбелям  было особое отношение: счастливую берегли  и передавали из поколения в поколение, а ту, в которой дети умирали, уносили  подальше в лес. На берестяную колыбель наряду с другими узорами наносили изображение глухаря - хранителя  сна. Если ребенка оставляли дома одного, то в колыбель для охраны от злых духов клали символ огня - нож либо спички.

Игрушками служили  в основном миниатюрные копии  вещевого набора взрослых: у девочек - игольничек, коробочка со швейными принадлежностями, люлечка, у мальчиков - лодочка, лучок со стрелами, фигурки  оленей. Детские куклы имели одну особенность - у них не было глаз, носа, рта. Фигурки с чертами лица - это уже изображение духа, который  требовал заботы и почестей, а если не получал, то мог принести владельцу  вред. Поэтому старики неодобрительно относились к покупным куклам. Игры детей нередко были уроками труда.

    1. Духовная  культура  

Традиционное  мировоззрение манси основано на трехчленном делении внешнего мира: верхний (небо), средний (земля) и нижний (подземный). Все миры, по представлению  манси, населены духами, каждый из которых  выполняет определенную функцию. Равновесие между миром людей и миром  богов и духов поддерживалось с помощью жертвоприношений. Главное  их назначение - обеспечить удачу в  промыслах, оградить себя от воздействия  злых сил.

Информация о работе Народ манси