Народ манси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:20, реферат

Описание

Первоначально манси были расселены на южном Урале и его западных склонах, в Прикамье, Припечорье, на притоках Камы и Печоры (Вишера, Колва и др.), на Тавде и Туре, но под влиянием колонизации этой территории коми и русскими переселились в Зауралье. В процессе переселения на Север и Восток часть манси была ассимилирована. В настоящее время манси проживают в Ханты-Мансийском автономном округе (6562 чел.), а также Ямало-Ненецком. Они расселены здесь главным образом по левым притокам Оби — Северной Сосьве, Ляпи-ну. Обособленные группы манси живут на реке Конда, а также в Свердловской области на реке Ивдель.

Содержание

1. Ареал расселения 3
1.1 Численность 3
2. Историческая справка 3
2.1 Антропологическая характеристика народа манси 4
3. Этнокультурная характеристика 4
3.1 Поселения 4
3.2 Хозяйство и быт 5
3.3 Жилища и другие постройки 5
3.4 Одежда и обувь 6
3.5 Средства передвижения 6
3.6 Пища 6
3.7 Воспитание детей 7
3.8 Духовная культура 7
3.9 Фольклор 7
4. Перспективы сохранения манси как этноса 9
5. Источники 10

Работа состоит из  1 файл

mansi.docx

— 46.38 Кб (Скачать документ)

Для традиционного  мировоззрения манси характерно также шаманство, преимущественно  семейное, и комплекс тотемических представлений. Наибольшим почитанием пользовался медведь. В честь  этого животного периодически проводились  медвежьи праздники - сложный комплекс обрядов, связанных с охотой на медведя  и поеданием его мяса.

    1. Фольклор

Фольклор  манси представлен мифами, сказаниями, песнями, сказками и другими жанрами.

В мансийских мифах о мироздании встречаются  элементы, общие для многих народов  Сибири. По представлениям манси, во время  потопа (по другим вариантам, всеобщего  огня) спаслись мужчина и женщина. Они плыли на плоту. Женщина грудным  молоком заливала огонь. У них  были гагара и утка лула, которые  доставали три крупицы земли, затем разросшиеся и превратившиеся в ныне существующую землю. В сотворении мира и людей участвовали также  змея и кошка. С гагарой фольклорная  традиция связывает и появление  рыбы. В легендах о сотворении мира и первых этапах существования земли  фигурирует также ворон, посланный  мерить разраставшуюся землю.

Важнейшую роль в творении мира играл Торум, который  считался первопричиной добро. Торуму противостоял хозяин подземного мира Куль-Отыр, называемый кондинскими  манси Ял ком (проклятый мужик). С  последним связывалось создание всего вредного для человека. В  мифологии манси существовали, таким  образом, два творца мира.

Солнце и  месяц занимают ведущее место  в мифологии манси. В природе  луна и солнце противоположны, как  горячее и холодное. Это отражается в мифологии манси.

Широко были распространены представления о  камнях, как о живых существах. Различные каменные глыбы (приметные  глазу либо необычным расположением, либо формой) считались духами - хозяевами данной территории. Если кто-то болел - под камни клали деньги, тряпочки.

Живыми существами представлялись реки и особенно озера. Во время рыбной ловли обращались к самому озеру. Когда человек  тонул, говорили, что он душу воде отдал. Про заросшие или высохшие озера, говорили: "озеро умерло". Оживотворялись и олицетворялись различные природные  явления. По представлениям манси, ветер  и гром - живые существа, два брата. Молния - сын грома, а радуга его дочь. Переплетение местных и поздних христианских представлений о громе привело к приурочиванию праздника к Ильину дню, который считается местными жителями мансийским праздником. Такие явления вообще характерны для календарной обрядовости манси.

Наибольшим  почитанием из животных пользуется медведь. Существовали периодические (с декабря  по март) и спорадические (по поводу удачной охоты на медведя) медвежьи праздники - сложный комплекс обрядов, связанных с охотой на медведя  и поеданием его мяса. Цели участников праздников включали в себя вину за убийство медведя и поедание его  мяса, а также пожелание благополучия. Праздник включал в себя бытовые  и мифологические интермедии, представления  в масках, а также кукольные  представления. В настоящее время  медвежий праздник сохраняется как  наиболее популярное и любимое развлечение.

Календарные праздники приурочены к православным датам. На Благовещение 7 апреля отмечается Вороний день - Урине хотэл эква, связанный с стремлением к  воспроизводству жизни, благополучию семьи. В конце мая - начале июня отмечались рыболовческие праздники, включавшие соревнования на лодках, шаманские  камлания, ритуально подготавливавшие рыболовный промысел. С охотничьим промыслом, главным образом с  началом пушной охоты были связаны  осенние праздники, в первую очередь, Покров, включавшие жертвоприношения в пещере или на горе. Праздников оленеводов является Ильин день, в  который приносят в жертву оленей.

У манси существует богатый фольклор - песни, сказания, сказки и др. Традиционные музыкальные  инструменты: тумран (варган), струнные щипковые инструменты в виде лодки  сангультап или птицы, струнный смычковый  инструмент похожий на скрипку.

С образованием письменности формируется национальная литература. В числе мансийских писателей  Н. Еврин-Чейматов, М. Вахрушева, Ю. Шесталов, А. Тарханов и др. Современная интеллигенция  ищет пути сохранения и возрождения  национальной культуры манси.

  1. Перспективы сохранения манси  как этноса  

Исчезновение  манси, живущих в Ханты-Мансийском автономном округе, в обозримой перспективе  не грозит. Несмотря на социально-экономические  трудности естественный прирост  манси положительный. Оснований  для пессимистического прогноза нет. Что касается ивдельс-кой группы, то она, при нынешнем положении может  растворится в окружающем населении. Хотя это зависит в большей  мере от самих манси и их поддержке  со стороны организаций коренных народов и государственных органов.

Для стабилизации этнической системы манси в будущем, безусловно, нужна помощь государства. Той части мансийской молодежи, которая  стремится к интеграции в индустриальное общество, необходимо создать условия  для максимально безболезненного  протекания этого процесса (повышение  образовательного и профессионального  уровня, работа в регионе традиционного  обитания и т. п.). Для традиционно  ориентированного населения необходимо создать условия, при которых промысловая деятельность даст реальную возможность достойного существования. Особенно важно восстановить исторически сложившуюся систему расселения рыбаков и охотников в небольших, но социально обустроенных поселках, создать в них малокомплектные школы. Все это позволит обеспечить нормальное воспроизводство этнически полноценного населения, выживание традиционной культуры манси в целом. 

  1. Источники
  • Суляндзига  Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М, 2003. 142 с.
  • www.nsu.ru

Информация о работе Народ манси