Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:20, реферат
Первоначально манси были расселены на южном Урале и его западных склонах, в Прикамье, Припечорье, на притоках Камы и Печоры (Вишера, Колва и др.), на Тавде и Туре, но под влиянием колонизации этой территории коми и русскими переселились в Зауралье. В процессе переселения на Север и Восток часть манси была ассимилирована. В настоящее время манси проживают в Ханты-Мансийском автономном округе (6562 чел.), а также Ямало-Ненецком. Они расселены здесь главным образом по левым притокам Оби — Северной Сосьве, Ляпи-ну. Обособленные группы манси живут на реке Конда, а также в Свердловской области на реке Ивдель.
1. Ареал расселения 3
1.1 Численность 3
2. Историческая справка 3
2.1 Антропологическая характеристика народа манси 4
3. Этнокультурная характеристика 4
3.1 Поселения 4
3.2 Хозяйство и быт 5
3.3 Жилища и другие постройки 5
3.4 Одежда и обувь 6
3.5 Средства передвижения 6
3.6 Пища 6
3.7 Воспитание детей 7
3.8 Духовная культура 7
3.9 Фольклор 7
4. Перспективы сохранения манси как этноса 9
5. Источники 10
Для традиционного мировоззрения манси характерно также шаманство, преимущественно семейное, и комплекс тотемических представлений. Наибольшим почитанием пользовался медведь. В честь этого животного периодически проводились медвежьи праздники - сложный комплекс обрядов, связанных с охотой на медведя и поеданием его мяса.
Фольклор манси представлен мифами, сказаниями, песнями, сказками и другими жанрами.
В мансийских
мифах о мироздании встречаются
элементы, общие для многих народов
Сибири. По представлениям манси, во время
потопа (по другим вариантам, всеобщего
огня) спаслись мужчина и женщина.
Они плыли на плоту. Женщина грудным
молоком заливала огонь. У них
были гагара и утка лула, которые
доставали три крупицы земли,
затем разросшиеся и
Важнейшую роль в творении мира играл Торум, который считался первопричиной добро. Торуму противостоял хозяин подземного мира Куль-Отыр, называемый кондинскими манси Ял ком (проклятый мужик). С последним связывалось создание всего вредного для человека. В мифологии манси существовали, таким образом, два творца мира.
Солнце и месяц занимают ведущее место в мифологии манси. В природе луна и солнце противоположны, как горячее и холодное. Это отражается в мифологии манси.
Широко были распространены представления о камнях, как о живых существах. Различные каменные глыбы (приметные глазу либо необычным расположением, либо формой) считались духами - хозяевами данной территории. Если кто-то болел - под камни клали деньги, тряпочки.
Живыми существами представлялись реки и особенно озера. Во время рыбной ловли обращались к самому озеру. Когда человек тонул, говорили, что он душу воде отдал. Про заросшие или высохшие озера, говорили: "озеро умерло". Оживотворялись и олицетворялись различные природные явления. По представлениям манси, ветер и гром - живые существа, два брата. Молния - сын грома, а радуга его дочь. Переплетение местных и поздних христианских представлений о громе привело к приурочиванию праздника к Ильину дню, который считается местными жителями мансийским праздником. Такие явления вообще характерны для календарной обрядовости манси.
Наибольшим
почитанием из животных пользуется медведь.
Существовали периодические (с декабря
по март) и спорадические (по поводу
удачной охоты на медведя) медвежьи
праздники - сложный комплекс обрядов,
связанных с охотой на медведя
и поеданием его мяса. Цели участников
праздников включали в себя вину за
убийство медведя и поедание его
мяса, а также пожелание
Календарные праздники приурочены к православным датам. На Благовещение 7 апреля отмечается Вороний день - Урине хотэл эква, связанный с стремлением к воспроизводству жизни, благополучию семьи. В конце мая - начале июня отмечались рыболовческие праздники, включавшие соревнования на лодках, шаманские камлания, ритуально подготавливавшие рыболовный промысел. С охотничьим промыслом, главным образом с началом пушной охоты были связаны осенние праздники, в первую очередь, Покров, включавшие жертвоприношения в пещере или на горе. Праздников оленеводов является Ильин день, в который приносят в жертву оленей.
У манси существует богатый фольклор - песни, сказания, сказки и др. Традиционные музыкальные инструменты: тумран (варган), струнные щипковые инструменты в виде лодки сангультап или птицы, струнный смычковый инструмент похожий на скрипку.
С образованием письменности формируется национальная литература. В числе мансийских писателей Н. Еврин-Чейматов, М. Вахрушева, Ю. Шесталов, А. Тарханов и др. Современная интеллигенция ищет пути сохранения и возрождения национальной культуры манси.
Исчезновение
манси, живущих в Ханты-Мансийском
автономном округе, в обозримой перспективе
не грозит. Несмотря на социально-экономические
трудности естественный прирост
манси положительный. Оснований
для пессимистического прогноза
нет. Что касается ивдельс-кой группы,
то она, при нынешнем положении может
растворится в окружающем населении.
Хотя это зависит в большей
мере от самих манси и их поддержке
со стороны организаций коренных
народов и государственных
Для стабилизации
этнической системы манси в будущем,
безусловно, нужна помощь государства.
Той части мансийской молодежи, которая
стремится к интеграции в индустриальное
общество, необходимо создать условия
для максимально