Институт
Индустрии Сервиса
Реферат по
маркетингу туризма на тему: « Основные
этапы развития индустрии туризма».
Работу выполнила Студентка
3-го курса группа 309Т Копченкова Татьяна
Работу проверил Барышев
А.Ф.
Москва 2011
Содержание
- Введение 3
- Основные этапы
развития туризма. 4
- Краткая характеристика
основных этапов развития туризма. 9
- Список используемых
источников
14
Введение
Индустрия
туризма и индустрия
гостеприимства.
Туризм в настоящее
время развивается очень стремительно.
Именно туризм стал одним из доступных
средств познания окружающего нас
мира, его истории, достопримечательностей
и культурного наследия.
Туризм представляет
собой один из видов услуг и
принадлежит к быстро развивающимся
отраслям экономики. В современной научной
литературе существует много определений
терминов "туризм" и "гостеприимство".Гостеприимство
- это более точное понятие, так как направлено
на удовлетворение потребностей не только
туристов, но и потребителей вообще. Следует
отметить, что понятия туризма и гостеприимства
нельзя рассматривать в отдельности: это
два взаимосвязанных термина. Туристы
являются потенциальными потребителями,
имеющими разнообразные желания и потребности,
зависящие от целей их путешествий. Понятие
"гостеприимство" во всех словарях
толкуется как любезный прием гостей,
радушие по отношению к гостям. Гостеприимство
- это одно из понятий цивилизации, которое
благодаря прогрессу и времени превратилось
в мощную индустрию, в которой работают
миллионы профессионалов, создавая все
лучшее для потребителей услуг (туристов).
Индустрия гостеприимства включает в
себя различные сферы деятельности людей
- туризм, отдых, развлечения, гостиничный
и ресторанный бизнес, общественное питание,
экскурсионную деятельность, организацию
выставок и проведение различных научных
конференций.Таким образом, индустрия
гостеприимства - это комплексная сфера
деятельности работников, удовлетворяющих
любые запросы и желания туристов. Коммерческая
направленность туристских предприятий
приводит к появлению туристского и сервисного
бизнеса, а также к созданию специализированной
отрасли по производству сувениров и товаров
туристского назначения. Это обстоятельство
позволяет выделить туризм и сервис в
самостоятельный комплекс сервисно-туристских
предприятий.
Все это можно
определить как туристскую индустрию,
темпы развития которой поражают
своей быстротой.
Основные
этапы развития туризма.
Желание путешествовать,
стремление к перемене мест считается
врожденным свойством человека. Цели
путешествия могут быть самыми разнообразными
— деловыми, познавательными, ради
поиска приключений, получения сильных
ощущений, для отдыха, для отвлечения
от монотонности повседневной жизни. Единообразной
периодизации туристского движения
в науке не существует, поскольку
его история уникальна для
каждой страны или культурного сообщества.
Однако систематизация истории туризма
необходима, чтобы лучше понять весь
комплекс связанных с ним экономических,
экологических и общественных явлений,
и попытки в этой области продолжаются.
. Мотивами перемещения
людей чаще всего служили такие
факторы, как торговля, жажда познания,
открытий, обучение, религия и просто
отдых. В специальной литературе
приводятся египетские Тексты, датируемые
2 000—1000 гг. до н.э., которые свидетельствуют,
что путешествия ради удовольствия
и отдыха были обыденным явлением
в жизни древних египтян»
Настоящий расцвет
туризма произошел во времена
Римской империи, чему способствовали
ее огромные территории. Судя
по историческим источникам, римляне
создали дорожную сеть невиданных
прежде масштабов, длина главных
дорог превышала 9 0 тыс. км, второстепенных
—2 00 тыс. Конечно, дороги служили
прежде всего военным, административным
и торговым целям, но использовались
и для путешествий, предпринимавшихся
для развлечений и отдыха. В
литературе приводятся сведения
о путеводителях по Римской
империи, о бюро путешествий,
информационных службах, транспортных
средствах с выделенными местами
для сна и приготовления пищи,
а также описания придорожных
гостиных дворов, предлагающих за
денежную или натуральную оплату
безопасный ночлег и пищу.
Еще большее
влияние на туризм оказала
эпоха Возрождения, когда начала
бурно развиваться экономика,
появились новые ремесла, расширилась
торговля между странами. Вместе
с тем путешествия требовали
значительных финансовых средств,
наличия юридических привилегий
и значительного объема свободного
времени, поэтому путешествовать
могли только немногочисленные представители,
наиболее богатых социальных групп. В
XVII в. стали популярны путешествия по Европе,
связанные с желанием получить образование.
Они проводились в рамках «программы воспитания
молодых аристократов». В Англии маршрут
такого путешествия начинался в Лондоне,
вел во Францию с длительным пребыванием
в Париже, затем — в Италию: Геную, Милан,
Флоренцию, Рим. Обратный путь пролегал
через Швейцарию Германию, Нидерланды.
Путешествия способствовали налаживанию
хозяйственных и политических контактов
аристократической молодежи со знатными
иностранными семействами. Первооткрывателями
Альп как объекта туризма, в том числе
зимнего, а также изобретателями зимних
видов спорта были англичане, гораздо
позже к ним присоединились французы и
американцы.
Первым специалистом
туристской отрасли считается англичанин
Томас Кук. В 1841г. он организовал массовое
путешествие по стране, после которого
туризм вступил в начальный период современной
фазы развития. Описание этой первой туристической
поездки 570 членов общества трезвости
из г. Лестера в г. Лафборо сохранилось
до наших дней. Стоимость поездки была
невелика — всего один шиллинг, и цели
она преследовала не коммерческие. С 1847г.
созданное Т. Куком предприятие стало
организовывать зарубежные поездки —
сначала во Францию, а позднее и в другие
европейские страны. В 1851г. Кук основал
первое коммерческое бюро путешествий
«Томас Кук и сын» и в 1865г. вывез первую
организованную группу зажиточных туристов
на отдых в Швейцарию. Таким образом, именно
он положил начало современной туристской
индустрии. Во второй половине XIX в. туристские
фирмы возникали во многих странах (в России
— в 1885 г.). Обычным явлением становится
резервирование мест в транспорте и номеров
в гостиницах, классификация отелей, дорожные
чеки, расписания и качественные путеводители
с исчерпывающей информацией. Этому событию
в большой мере способствовал промышленный
переворот на транспорте и появление такого
массового транспортного средства, как
железные дороги.
В России большое
внимание туризму уделяют со второй половины
XIX. В этот период получают широкую известность
Общество любителей естествознания, Крымский
горный клуб, Кавказское горное общество.
В 1885 г. в Петербурге начинает свою деятельность
первая российская туристическая компания
Л. Липсона. С 1899 г. в Москве при Педагогическом
обществе работает комиссия по организации
общеобразовательных экскурсий для учащихся.
В 1895 г. создается Ялтинское бюро Крымско-Кавказского
горного клуба. 20 марта 1719 г. по указу Петра
I в Карелии был открыт курорт «Марциальные
воды». Это послужило началом изучения
лечебных свойств минеральных источников
и распространению путешествий с целью
лечения и оздоровления. В XIX в. экскурсии,
походы, путешествия стали применяться
как способ обучения в школьном, специальном
и высшем образовании, а также для сбора
научно- географической и краеведческой
информации о различных регионах.
Создание во
второй половине XX в. автомобиля
с двигателем внутреннего сгорания
дало человечеству быстрый и
комфортный способ передвижения.
Уже в первой половине XX в. автомобили
и автобусы в Европе и США
становятся распространенным видом
транспорта. В 1903 г. в Америке
братья Райт совершили полет
на построенном ими самолете
с двигателем внутреннего сгорания,
одновременно первые самолеты
появляются в Европе.
Совершенствуется
морской транспорт, строятся гигантские
для того времени лайнеры, способные
за неделю пересечь океан, —
«Сириус», «Лузитания», «Мавритания»
водоизмещением 3 0 тыс. т и скоростью
2 6 узлов в час, «Император»,
«Фатерланд» — 5 0 тыс. т и
«Титаник» — 52 тыс. т. Начал
совершать регулярные рейсы лайнер
«Куин Мери» водоизмещением 80 тыс.
т и скоростью 3 0 узлов. Развитие
морского и авиационного транспорта
способствовало увеличению международных
поездок.
Первая мировая
война прервала международные туристические
связи. Однако после ее окончания
международный туризм вступил в
новый период развития. В 1920- х гг.
значительно расширяется географическое
пространство иностранного туризма .
Середина XX в.
ознаменовалась подъемом международного
туризма. К 1960 г. число туристов,
выезжающих за границу, достигло
71 млн, а к 1971 г. — 168,4 млн.
Бурному развитию международных
туристских отношений способствовало
прежде всего изменение политической
обстановки в мире.
В 1980- х гп международный
туризм превращается в важную часть
международных экономических связей,
приносящую стабильный доход. Меняется
структура туристского спроса, мировой
туристский рынок становится более
разнообразным. В социальном аспекте
для 1980- х гг. характерно повышение спроса
на туристские услуги со стороны населения
со средними или даже невысокими доходами.
Увеличивается
доля группового туризма, так
как стоимость тура устанавливается
ниже за счет скидок за групповое
обслуживание, предоставляемых гостиничными
предприятиями, и льготных тарифов
проживания. Экономика туризма отличается
массовостью туристского продукта,
его стандартизацией и серийным
производством, специализаций и
диверсификацией туристского предложения
и современными формами его
продажи.
Последнее десятилетие
XX в. стало периодом высоких
технологий в мировой индустрии
туризма, развития крупных транснациональных
корпораций, гостиничных цепей и
предприятий питания в странах
с благоприятной для развития
туризма обстановкой. В российском
туризме происходят переход от
административного регулирований
к рыночным отношениям, меняется
характер спроса в связи с
появлением новых видов туристских
услуг, возникает множество малых
М средних туристских предприятий,
растут средние показатели выездного
туризма.
Первая мировая
война, экономическая депрессия 1930-х
гг. и Вторая мировая война оказали
негативное влияние на развитие туризма.
Но именно в этот период между двумя
мировыми войнами появились ростки
массового туризма, расцвет которого
пришелся на послевоенные десятилетия.
После Второй мировой
войны туризм приобрел действительно
массовый социальный характер. Стала
формироваться индустрия отдыха
со своими институтами, продуктом, производственным
циклом, методами организации и управления
производством. Это период массового
строительства гостиниц, мотелей, разного
рода увеселительных заведений. Расширились
гостиничные цепи, появились гостиничные
семейства, произошел интенсивный
рост как въездного, так и выездного
туризма.
После Второй мировой
войны в спросе и предложении
на рынке туризма произошли коренные
изменения, которые дают основание
говорить о том, что массовый конвейерный
туризм стал постепенно трансформироваться
в массовый дифференцированный туризм.
Конвейерный туризм предполагает относительный
примитивизм и однородность потребностей
и мотивации туристов, обезличенно-конвейерный
характер производимых услуг. Дифференцированный
туризм отличает разнообразная парадигма
потребностей и мотиваций туристов, множественность
узкоспециализированных сегментов в туристском
спросе, разнообразие предлагаемых услуг
и ярко выраженная специализация туристского
предложения. Переход от конвейерного
к дифференцированному туризму совершался
одновременно с переходом от рынка производителей
к рынку потребителей. Именно в это время
зарождаются новые виды туризма, обусловленные
индивидуальными неординарными потребностями
туристов. Туризм в современном мире
проявляется в разных явлениях, связях
и отношениях, что определяет необходимость
его классификации, те группировки по
отдельным однородным признакам, зависящих
от определенных практических целей.
Характеристика
основных этапов развития
туризма.
Как известно история
туризма делиться на четыре этапа:
- История туризма
до начала девятнадцатого века - предыстория
туризма;
- История туризма
начало девятнадцатого века - начало двадцатого
века – туризм элитарный, зарождение специализированных
предприятий по предоставлению тур. услуг;
- История туризма
начало двадцатого века - до начала 2-ой
мировой войны - основа становления соц.
туризма;
- История туризма
после 2-ой мировой войны - нынешний этап
- туризм массовый, зарождение тур. индустрии
как межотраслевого комплекса по предоставлению
услуг и товаров для туризма.