Основы туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:41, реферат

Описание

Туризм - временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. Обычно туризм подразделяют на два основных вида: рекреационный и деловой.

Содержание

Введение 3
1. История развития туризма 4
2. Характеристика различных видов туризма 7
3. Спортивный туризм 22
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Работа состоит из  1 файл

реферат по физкультуре_основы туризма.doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение    3

    1. История развития туризма 4

    2. Характеристика различных видов  туризма 7

    3. Спортивный туризм 22

    Заключение 25

    Список  использованной литературы 27

Введение

 

      Туризм  - временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. Обычно туризм подразделяют на два основных вида: рекреационный и деловой.

      Спортивный туризм это не только спорт. Он позволяет познакомиться с культурой проживающих в районе путешествия народов, насладиться созерцанием удивительных ландшафтов, испытать трепет исследователя - первопроходца. Конечно, в эпоху тотальной аэрофотосъемки географическое открытие совершить невозможно, однако еще можно побывать в местах, где не ступала нога человека. Наконец, спортивный туризм это школа мудрости. Это точный расчет сил, умение предвидеть события и прогнозировать течение порождаемых ими процессов.

 

1. История развития  туризма 

      Туризм - «временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника» [8; с. 15].

      Дать  краткое и при этом полное определение  понятию «туризм», из-за многообразия выполняемых им функций и большого числа форм проявления, довольно сложно. По определению, принятому ООН в 1954 году, туризм - это «активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства» [8; с. 16]. В материалах Всемирной конференции по туризму, проведенной ВТО в 1981 году в Мадриде, дано следующее определение: туризм - один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта. В 1993 году Статистическая комиссия ООН приняла более широкое определение: туризм - это деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями.

      Есть  и другие определения, и каждое из них отражает те или иные стороны  туризма. Разнообразие дефиниций связано  с двойственностью внутренней природы  самого туризма. С одной стороны, туризм есть частный случай путешествия, с другой - деятельность по производству туристического продукта. В принципе и путешествие, и производство турпродукта есть деятельность. Однако производство - это экономическая деятельность и его целью является получение прибыли, а путешествие - это всегда передвижение в пространстве. Найти грань между целями путешествия и целями туризма довольно сложно, поэтому стоит различать эти понятия.

      С древнейших времен множество людей  отправлялись в путешествия с  целью познания мира и открытия новых  территорий, с торговыми, дипломатическими, военными, религиозными и иными миссиями. Все эти путешественники нуждались в определённых услугах со стороны местного населения в плане размещения, питания и т. д. Исторически первыми предприятиями индустрии туризма стали таверны, пользовавшиеся сомнительной репутацией домов терпимости.

      В античные времена основными мотивами путешествий были «торговля, образование, паломничество, лечение» [10; с. 22]. В Древней Греции зародились и спортивные поездки (Олимпийские игры). Развитие торговли привело к массовому строительству дорог, постоялых дворов, таверн. Некоторые постоялые дворы по роскоши не отличались от домов богатых людей. Римская аристократия активно участвовала в рекреационных путешествиях - на свои виллы, к морю, в горы. В средние века среди путешествий усилился религиозный фактор - огромные массы людей устремлялись к христианским и мусульманским святыням. И только эпоха Ренессанса ослабила религиозные мотивы и усилила индивидуальный характер и образовательную направленность поездок. Молодые люди нередко отправлялись в тур по Европе, прежде чем заняться профессией. Европейское общество отдыхало на курортах Швейцарии, Германии, Австрии, Греции, Италии.

      Этап  массового туризма характеризуют: «зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг (XIX век), а также становление массового и социального туризма (до Второй мировой войны) и быстрое развитие индустрии туризма и массового конвейерного туризма (до 80-х годов XX века)» [9; с. 31]. Зарождению массового туризма способствовало развитие промышленности, а как следствие - разграничение свободного времени, появление оплачиваемых отпусков. Кроме того, революционное развитие транспорта - появление парохода, паровоза, расширение сети дорог также сыграло важную роль. Первые высококлассные гостиницы появились в Германии и Швейцарии в начале XIX века, во второй половине века - создаются бюро путешествий, которые организовывали туристические поездки и реализовывали их потребителю. В первой половине XX века в Германии и СССР стимулировался массовый отдых, спортивный туризм и военно-прикладные виды спорта.

      После экономического спада, связанного со Второй мировой войной, начался новый  этап. С 50-60-х годов XX века началось активное развитие туристических фирм, массового строительства гостиниц и разного рода увеселительных заведений. Европейский туризм был ориентирован на прием американских туристов, а с 1970-х годов, наметился рост и выездного туризма. С 1980-х годов темпы роста туризма замедлились, а массовый туризм трансформировался в дифференцированный. Туризм становится стилем жизни, усиливается тенденция к расширению ассортимента услуг, появлению новых объектов рекреации. Популярными становятся индивидуальные туры, экологический и спортивный туризм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Характеристика различных  видов туризма

           Рекреационный и деловой туризм

      Обычно  туризм подразделяют на два основных вида: рекреационный и деловой.

      Рекреационный туризм - вид туризма, целями которого являются отдых, лечение или спорт. Для большинства стран этот вид туризма является наиболее распространённым. Например, поездки иностранцев в Италию, Испанию, Турцию, Францию преследуют именно эти цели. Для рекреационного туризма характерны «большая продолжительность поездки, меньшее количество посещаемых мест назначения и, соответственно, большая продолжительность пребывания в одном месте (как правило - курорт на морском побережье). Другая особенность - широкое использование авиационного транспорта и чартерных рейсов» [8; с. 57].

      Деловой туризм - это поездки сотрудников компаний или организаций с деловыми целями, либо организация корпоративных мероприятий. Роб Девидсон в своей книге описал это понятие следующим образом: «Бизнес-туризм связан с людьми, которые вынуждены путешествовать по работе. Тем самым, представляется одна из самых древних форм туризма, когда с древних времен человек осуществлял путешествия с деловыми целями». Деловой туризм объединяет корпоративную трэвел индустрию (сorporate travel industry) и индустрию встреч (MICE). Деловой туризм включает собственно деловые поездки (командировки) бизнесменов и предпринимателей, конгрессно-выставочный и инсентив-туризм, проведение событийных мероприятий.

      В отличие от массового туризма  решение о командировке, источниках и размерах ее финансирования обычно принимают, исходя из деловой необходимости. Часто решение принимают даже не сами деловые туристы, выполняющие свои профессиональные обязанности за пределами обычной среды, а другие лица (руководитель или владелец компании, начальник отдела фирмы и др.). В мире деловой туризм считается основным сегментом рынка гостеприимства, одной из наиболее динамично развивающихся, ведущих, самостоятельных и высокорентабельных отраслей мировой экономики.

           Экологический туризм

      Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов, условий среды их обитания и всех функциональных процессов, делающих среду пригодной для жизни. Бережное отношение к природе и окружающей среде является одним из привлекательных элементов туризма и путешествий. Туристские гостиницы, кемпинги, курорты, которые расположены среди нетронутой природы и где уделяется должное внимание вопросам экологии, сохранению природного ландшафта и культурного наследия, становятся все более популярными и привлекают новых, экологически сознательных и подготовленных туристов.

      «Защита окружающей среды должна устоять  перед давлением со стороны организаций  или лиц, озабоченных только коммерческим успехом или личным обогащением», - сказано в Монреальской декларации по туризму (1996 г.) [10; с. 43]. По утверждению Питера Шэклфорда, регионального представителя ВТО в Европе, термин «экотуризм» используется в индустрии туризма уже более 10 лет, однако в это понятие вкладывается разное содержание. В одном случае экотуризм - это путешествия, предпринимаемые в нетронутые человеческой цивилизацией, экологически чистые уголки природы для поддержания экологического равновесия в природе. В другом - термин «экотуризм» рассматривается как ярлык предлагаемого к продаже туристического продукта. Но и в том, и в другом случае экотуризм рассматривается как неотъемлемый элемент устойчивого развития туризма. Известно, что туризм по-разному влияет на окружающую среду. Туриндустрия эксплуатирует природные, культурные и исторические ресурсы страны, нуждается в собственности на землю, производит отходы, загрязняет воздух, воду и почву, оказывает мощное антропогенное воздействие на природу. Транспорт использует невосполнимые виды топлива, загрязняя окружающую среду.

      В последнее десятилетие охрана окружающей среды вышла на новый уровень, включая меры финансового контроля и рыночные факторы, а также соответствующие законодательные меры. Европейский союз разработал Положение ЕС 1893/93 «О добровольном участии компаний в Системе экологического менеджмента и ревизии». В соответствии с методикой экологического менеджмента турфирма или гостиница может проводить или заказывать объективные экоревизии, целью которых является улучшение управления экологическими аспектами туристской деятельности.

      Результаты  воздействия на окружающую среду оцениваются по следующим направлениям:

      1. Воздух: запах (производство и  потребление электро- и теплоэнергии, приготовление пищи, транспорт, используемый  туристами и персоналом).

      2. Вода: водоснабжение, потребление  воды (на кухне, при уборке, в  сауне, в номерах, при оказании туристских услуг).

      3. Почва и почвенные воды: охрана  почвенных вод (при оказании  туристских услуг, утилизации  отходов).

      4. Шум: состав и уровень шума (в месте отдыха, при оказании  туристских услуг).

      5. Визуальные воздействия: территория; окружающая местность; ландшафт; здания; маркетинг; отходы; туристские услуги [2; с. 69].

      Экоревизии  дают ответ на то, каким образом  туристские предприятия на практике решают экологические вопросы, насколько  заинтересовано в их решении руководство, какова экологическая подготовка сотрудников, как распространяется экологическая информация и каким образом туристские предприятия учитывают интересы своих клиентов - туристов.

      Исследования  показали, что благодаря применению новых экологических методов  работы (например, солнечный подогрев воды) и небольшим инвестициям в гостиницах и ресторанах можно сократить потребление электроэнергии на 10-25 %, а потребление воды на 30 %. В соответствии с методикой экологического менеджмента предприятия при предоставлении туристских услуг должны включать вопросы экологии во все сферы своей деятельности - от планирования и закупок продовольствия и инвентаря до решения повседневных практических вопросов.

      Внедрение экологических методов в управление туристскими предприятиями, экологического менеджмента является для индустрии туризма сравнительно новым делом. В основе последовательного и приемлемого на международном уровне управления экологическими вопросами лежит система экологического менеджмента, которая базируется на философии системного ряда качества (оперативные, регистрационные и контрольные процедуры) ИСО 9000 Международной организации стандартизации.

      Система экологического менеджмента может  быть официально сертифицирована в  Европе в соответствии с требованиями стандарта BS 7750 Британской организации стандартизации, подготовившей его в 1992 г. Задачей стандарта BS 7750 являются «стимулирование добровольной экологической деятельности предприятий в части разработки продукции, услуг, методик и инструментов, улучшение качества продукции и эффективности использования ресурсов, применение новейших технологий для уменьшения отрицательных последствий воздействия на экологию» [10; с. 47].

Информация о работе Основы туризма