Основы туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:41, реферат

Описание

Туризм - временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. Обычно туризм подразделяют на два основных вида: рекреационный и деловой.

Содержание

Введение 3
1. История развития туризма 4
2. Характеристика различных видов туризма 7
3. Спортивный туризм 22
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Работа состоит из  1 файл

реферат по физкультуре_основы туризма.doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)

      Экологические проблемы занимают видное место в  деятельности Международной гостиничной ассоциации. В рамках МГА создан фонд ИХЕЯ (Международная гостиничная экологическая инициатива), главной задачей которого являются сбор и распространение информации по экологическим вопросам, связанным с гостиничным хозяйством. Фондом подготовлены учебные пособия и компакт-диски, для индустрии туризма организуются учебные семинары по экологии, а также ежегодные конкурсы на лучшие методы, разработанные и используемые гостинично-ресторанным сектором с целью улучшения экологической обстановки. 11 крупнейших международных гостиничных цепей, входящих в фонд, уже сэкономили значительные средства в результате проведенных мероприятий. Гостиницам, соблюдающим экологические требования природоохранного стандарта JSO 14001 присваиваются соответствующие знаки.

      Система экологического менеджмента туристского предприятия включает:

      - деловую концепцию экологического менеджмента;

      - экологическую политику предприятия и задачи защиты окружающей среды;

      - состав экологически чистого турпродукта;

      - политику закупок продовольствия, инвентаря и сотрудничества в деле защиты окружающей среды [4; с. 58].

      Закон РФ «Об основах туристской деятельности», государственные стандарты Российской Федерации по туристско-экскурсионному обслуживанию и услугам населению  практически не затрагивают вопросы  экологии и уменьшения отрицательного воздействия турпредприятий на окружающую среду.

      В ГОСТах Р 50646-94 «Услуги населению» и  Р 50691-94 «Модель обеспечения качества услуг», Правилах предоставления гостиничных  услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490, вопросы экологии и отрицательного воздействия туристских предприятий на окружающую среду практически не затрагиваются. В ГОСТе Р50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования» констатируется, что «предоставление туристских услуг (внутренний и въездной туризм) должно осуществляться в соответствии с законодательством по охране окружающей среды», а «туристские маршруты должны проходить в районах с благоприятными экологическими и санитарно-эпидемиологическими условиями» [10; с. 50].

      В ГОСТе Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное  обслуживание. Требования по обеспечению  безопасности туристов и экскурсантов»  воздействие окружающей среды на туристов (температура, влажность, подвижность  воздуха и перепады барометрического давления) относится к вредным факторам (факторам риска) в туризме, а предупреждение этих вредных воздействий обеспечивается в числе прочих и «оснащением помещений и транспортных средств устройствами кондиционирования, дезодорации воздуха, отопления, автоматического контроля и сигнализации». В ГОСТе Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» содержится требование о том, что «гостиница должна располагаться в благоприятных экологических условиях» [10; с. 52].

      Путешествия, совершаемые в рамках экологического тура, достаточно разнообразны - от небольших познавательных туров для школьников, до регулярных туристических программ в национальных парках Исследования показали, основным мотивом участия в экологических турах является желание насладиться первозданной природой В некоторых странах под экотуризмом понимают поездки с обязательным участием в природоохранительных мероприятиях.

      Экологические туры имеют высокое экологическое  значение. По данным ВТО, на долю экотуризма приходится от 7 до 10 % ежегодного дохода всей индустрии туризма. Социальная значимость данного вида туризма заключается, прежде всего, в воспитательном и рекреационном значении. Так, например, в программу туров наряду с посещением экологически чистых районов, включены экскурсии в места экологических катастроф. Видение последствий современной цивилизации побуждает человека к бережному отношению к природе, рациональному использованию окружающей среды.

      Эксперты  ВТО определили ряд условий функционирования рынка экологического туризма:

      - обеспечение транспортной доступности экотуристских объектов;

      - наличие увлекательных и привлекательных объектов не только для узкоспециализированных экотуристов, но и обычных временных посетителей;

      - проведение разумной ценовой политики;

      - хорошая комфортная организация поездок.

      Экологические туры рассматриваются специалистами  как одно их перспективных направлений  развития туризма.

           Социальный туризм

      Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет социальный туризм как «путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды» [2; с. 83], при этом отдельным категориям российских туристов государство в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, предоставляет льготы социального характера.

      В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристские услуги. Эта категория  граждан нуждается в льготах  социального характера. К ней относятся в первую очередь многодетные семьи, дети-сироты, воспитанники детских домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане. По оценкам отечественных экспертов, в Российской Федерации насчитывается около 35 млн. пенсионеров и инвалидов. Основными источниками средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения являются федеральный и местный бюджеты.

      В Советском Союзе организацией социального  туризма занимались Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС (ЦСТЭ) и Бюро международного молодежного туризма (БММТ «Спутник») ЦК ВЛКСМ. Объем обслуживания ЦСТЭ на 1989 г. составлял 42 млн. туристов и 226,1 млн. экскурсантов, а объем оказанных услуг за тот же период достиг 3 млрд. руб. при численности работающих в системе 170 тыс. человек. Объем обслуживания туристов БММТ «Спутник» в том же году составил 6,2 млн. человек, а объем услуг - 365 млн. руб. (в ценах 1989 г.) при численности работающих около 7 тыс. человек. Различного рода скидки и льготы на предоставляемые туристские путевки превышали в ряде случаев 50-70 % их стоимости и дотировались профсоюзами и другими общественными организациями.

      При рыночных отношениях указанные выше системы социального туризма  распались, а их элементы превратились в коммерческие структуры, занимающиеся в основном международным туризмом. О своей приверженности к социальному туризму заявила лишь Российская ассоциация социального туризма (PACT), являющаяся членом Международного бюро социального туризма (БИТС), организованного 7 июня 1963 г. в Брюсселе.

      БИТС  является одним из присоединившихся членов Всемирной туристской организации. В рамках ВТО и БИТС регулярно  проводятся семинары и конференции, посвященные проблемам социального  туризма. ВТО официально подтвердила цели социального туризма в Манильской декларации по мировому туризму (1980 г.): «Социальный туризм - это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании ими прав на отдых» [2; с. 85].

      Монреальская декларация «К гуманному и социальному ведению туризма», принятая Генеральной ассамблеей БИТС 12 сентября 1996 г., целиком посвящена проблемам социального туризма, который назван там «дизайнером общества и двигателем экономического развития» [5; с. 116].

      Обеспечение доступности туристского отдыха для всех, включая многодетные  семьи, молодежь и пожилых лиц, требует  разработки и осуществления ряда конкретных мер, к числу которых  относятся определение социальной туристской политики государства, принятие собственных законодательных и нормативных актов, создание социальной инфраструктуры, обеспечение систем и механизмов поддержки малообеспеченных слоев населения, подготовка работников системы социального туризма, включая его организаторов, информационная работа и многое другое. Сотни миллионов людей в мире путешествуют благодаря социальному туризму. В статье 13 Монреальской декларации БИТС определены формальные категории туристских организаций, которые могут заниматься социальным туризмом: «К движению социального туризма может принадлежать любая туристская организация (ассоциация, кооператив, общество взаимопомощи, фонд, федерация, бесприбыльная организация и т.д.), которая в своем уставе или регламенте четко ставит задачи социального характера и цель обеспечения доступности путешествий и туризма для максимального количества людей, не ограничивая себя единственной целью получения прибыли» [2; с. 56]. Принадлежность к организациям социального туризма должна подтверждаться условиями, изложенными ниже.

      - предлагаемые виды деятельности нацелены на совместное решение социальных, просветительских и культурных задач, способствующих уважению и развитию человека;

      - четко определяется целевая клиентура, при этом отсутствует какая-либо дискриминация по расовым, культурным, религиозным, политическим, философским или социальным признакам;

      - неотъемлемым элементом предлагаемого турпродукта является добавленная стоимость неэкономического характера;

      - четко указываются стремления обеспечить гармоничную интеграцию социального туризма в местную среду;

      - вид деятельности и цена турпродукта социального туризма указываются в конкретных документах. Цены соответствуют заявленным социальным целям;

      - прибыль полностью или частично реинвестируется в улучшение качества туристских услуг, предлагаемых общественности.

      - управление кадрами отвечает требованиям социального законодательства и нацелено на обеспечение удовлетворенности работой и постоянное повышение квалификации кадров.

      Несмотря  на достигнутые успехи, упрочить свои позиции социальный туризм может только при наличии долгосрочной продуманной социальной политики в области туризма на национальном, региональном и международном уровнях.

      Поскольку организациями социального туризма  извлечение прибыли как цель не ставится, а общая тенденция в развитии международного туризма направлена на предоставление туристских услуг все более высокого качества, то учреждения социального туризма сталкиваются в последнее время со значительными трудностями, которые включают явления разного порядка:

      - проблемы создания новой или адаптации к современным требованиям существующей материальной базы социального туризма;

      - отсутствие надлежащей законодательной и нормативной базы;

      - информационные и психологические проблемы, с которыми сталкиваются отдыхающие в системе социального туризма;

      - растущие стандарты качества обслуживания социального туризма;

      - формы оказания материальной помощи клиентам социального туризма и ряд других проблем [4; с. 122].

      Что касается форм оказания материальной помощи лицам, пользующимся услугами социального туризма, то одна из них - отпускные чеки, которые можно использовать при покупке турпродукта. Они получили в некоторых странах Европы достаточно широкое распространение. Так, системой отпускных чеков во Франции занимается Французская национальная ассоциация отпускных чеков, в Швейцарии - Швейцарская касса путешествий.

      Отпускной чек - платежный документ с высокой степенью защищенности от подделки. В своем исполнении они представляют собой подобие чековой книжки и имеют определенную номинальную стоимость. Для успешного функционирования системы отпускных чеков необходимо наличие и взаимодействие следующих субъектов:

      1. наличие агентства, уполномоченного  производить не необходимые операции  по чекам (эмиссию, продажу  и оплату);

      2. оптовых покупателей отпускных чеков (предприятия профсоюзы);

      3. носителей и пользователей чеков  (отдельные физические лица);

      4. предприятий обслуживания по  отпускным чекам.

      Основные  принципы функционирования данной системы  заключается в следующем:

      1. определенное агентство осуществляет эмиссию чеков на требуемую сумму.

      2. оптовый покупатель предварительно  оплачивает их стоимость и  распределяет среди работников  предприятия с предоставлением  скидок (скидки разные).

      3. работник предприятия рассчитывав  за чек единовременно или в рассрочку.

      4. полученные предприятием обслуживания  чеки (гостиницы, магазины и т.д.) обналичиваются в агентстве, где была произведена эмиссия [4; с. 127].

      Данная  система позволяет обеспечивать целенаправленный расход средств, снижение налогов, усовершенствовать систему скидок в предприятиях обслуживания.

      Таким образом, социальный туризм понимается как сектор туристского рынка, где  покупатели получают субсидии из средств, выделяемых государством на социальные нужды, или иных источников покрытия, в целях создания условий для путешествий и отдыха школьникам, работающей и учащейся молодежи из малообеспеченных семей, пенсионерам, ветеранам и инвалидам, т.е. лицам, которым государственные и иные организации оказывают социальную поддержку.

      Интересно отметить, что в высокоразвитых странах, таких, как США и Германия, социальный туризм как вид дотируемого туризма отсутствует.

      Известно  и одно из положений Гаагской декларации 1989 г., в котором провозглашается, что государства не могут тратить  на туризм больше того, что они надеются от него получить. Таким образом, центральная проблема социального туризма, наиболее сложная и трудноразрешимая, состоит в поиске источников его финансирования, а при наличии таковых - в системе добросовестного распределения финансовых средств среди малоимущих категорий лиц, имеющих по тем или иным критериям предпочтительное право на льготы в нем. Можно предположить, что при отсутствии надлежащих правовых норм, законодательной базы, финансовых и кадровых документов социальный туризм может превратиться в кормушку для недобросовестных лиц.

Информация о работе Основы туризма