Особенности организации туристского досуга для детей школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 21:17, реферат

Описание

Туристские досуговые программы носят многосторонний характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов отдыхающих. Назначение таких программ состоит в активном приобщении человека к культуре на основе творчества, создания условий для снятия психологического напряжения, раскрытия интеллектуальных возможностей личности, раскрепощения инициативы, включения в реальную жизнь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..Ошибка! Закладка не определена.

1. Особенности организации детского досуга…………………………………..4
2. Основные типы досуговых программ для детей……………………………..9
3. Разработка досуговых программ в детском туризме……………………….12

Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы……

Работа состоит из  1 файл

Туроперейтинг..docx

— 46.32 Кб (Скачать документ)

Санкт-Петербургский Университет Культуры и искусств

Факультет культурологи и искусств

Кафедра социально-культурной деятельности

Заочное отделение

 

 

 

 

Контрольная работа

По Туроперейтингу

«Особенности организации туристского досуга детей младшего школьного возраста»

 

 

 

работа выполнена

                                                                                               студенткой 4 курса 

                                                                                 группы 30450

                                                                                                      Сергиенко Анастасией

                                                                                              Проверила работу

Рябова Т.В.

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011 г.

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..Ошибка! Закладка не определена.

 

1. Особенности организации  детского досуга…………………………………..4

2. Основные типы досуговых  программ для детей……………………………..9

3. Разработка досуговых программ в детском туризме……………………….12

 

Заключение……………………………………………………………………….15

Список использованной литературы…………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     В последнее время все больше туристских предприятий и спортивно-оздоровительных учреждений стали заботиться о предоставлении дополнительных досуговых программ для людей разных возрастных категорий, а также разного количества отдыхающих: от школьников до пожилых людей, от одного человека до больших экскурсионных групп.

     Туристские  досуговые программы носят многосторонний характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов отдыхающих. Назначение таких программ состоит в активном приобщении человека к культуре на основе творчества, создания условий для снятия психологического напряжения, раскрытия интеллектуальных возможностей личности, раскрепощения инициативы, включения в реальную жизнь.

     Детский туризм - интересный вид досуга для детей. Детский туризм – это познавательные экскурсии, детские лагеря. Это веселые каникулы, расширение кругозора, новые друзья и масса впечатлений для детей всех возрастов. Программ детского туризма во время школьных каникул и летнего отдыха существует достаточно много. Это, например, активный отдых, экологические лагеря, конные туры, треккинг и походы, водный туризм и рафтинг, робинзонады и образовательные центры. Детский туризм начинается с небольших поездок – школьных экскурсионных туров. Самые популярные маршруты для детского туризма в России – Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо. Самым распространенным видом детского туризма в России являются детские лагеря. Виды детских лагерей: оздоровительные лагеря и комплексы, спортивно-оздоровительные лагеря, а также международные детские центры. Стоит обратить внимание и на международный детский туризм. Это и погружение в новую культуру, и обучение языкам, и спортивный отдых.

 

 

 

     Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности детей. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Дети представляют собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности.

     Организация досуговой деятельности детей должна быть культурной и это одна из важнейших задач современного общества. Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми и подростками способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг.

     Для досуговой деятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга дети более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется давление на личность ребенка.

     Социологические исследования последних лет свидетельствуют о том, что в условиях так называемого неорганизованного отдыха, когда ребенок остается наедине с собой, предпочтение отдается, как правило, пассивным (и добавим: нередко сомнительным по содержанию) досуговым формам. В числе преобладающих способов проведения свободного времени дети называют просмотр телепередач, различные игры с друзьями, компьютерные игры.

     Говоря об организации досуга, нельзя не рассмотреть само понятие досуг - это время и пространство, находящееся за пределами обязательной (профессиональной, учебной) деятельности человека, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений.

     Для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени (24 часа) следует вычесть время, которое он затрачивает:

- на трудовые функции,  учебу, включал дорогу к месту  работы, учебы и обратно;

- физиологический отдых  (ночной сон);

- оздоровительные и санитарно-гигиенические  нужды (включая утренний туалет, гимнастику, стирку белья, мытье  посуды и др.);

- покупку продуктов, их  приготовление, прием пищи;

- неотложную помощь близким  людям (например, уход за больным)  и др.

Детский досуг локализуется через следующие пространственные формы: культурно-досуговые учреждения, систему образования (основного и дополнительного), дом и улицу.

При этом по мере взросления человек меняет свои досуговые приоритеты.

У детей на первое место выходят досуговые общности (компании - формальные и неформальные), то есть пальма первенства как бы делится между досуговыми учреждениями и двором, и только потом идут школа и дом.

При всем многообразии досуговых  форм (некоторые ученые насчитывают  до 500 видов досуговой деятельности) любой досуг способен выполнять четыре главные функции:

- отдых, 

- развлечение,

- общение, 

- саморазвитие.

Очевидно, что останавливаться  только на какой-то одной из них явно недостаточно.

     Между тем, как показывают социологические исследования детей младших классов, школьники ориентированы преимущественно на развлекательные способы проведения свободного времени, что оборачивается снижением общего уровня культуры детей и, усвоением примитивных способов общения, ростом асоциальных проявлений.

     Вот почему так важно научить ребенка делать свой досуг содержательным, «работающим» на совершенствование личности. Не случайно этимологически слово «досуг» связано с глаголом «досягнуть», т.е. иметь возможность что-то делать, чего-то достичь.

     Можно вывести следующие основные характеристики детского досуга:

- досуг имеет ярко выраженные  физиологические, психологические  и социальные аспекты;

- досуг основан на добровольности  при выборе рода занятий и  степени активности;

- досуг предполагает не  регламентированную, а свободную  творческую деятельность;

- досуг формирует и  развивает личность;

-досуг способствует самовыражению,  самоутверждению и саморазвитию  личности через свободно выбранные  действия;

- досуг стимулирует творческую  инициативу;

- досуг есть сфера удовлетворения  потребностей личности;

- досуг способствует формированию  ценностных ориентаций;

- досуг формирует позитивную  «Я - концепцию»;

-досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное  удовольствие;

- досуг способствует самовоспитанию личности.

     Досуг развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.

К ним относятся:

     1. Принцип всеобщности и доступности - то есть возможность приобщения, вовлеченности всех людей в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций, их досуговых запросов и интересов.

     2. Принцип самодеятельности - реализуется на всех уровнях: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип индивидуального подхода - предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.

     3. Принцип систематичности и целенаправленности - предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг людей. Это процесс ограниченного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.

     4. Принцип преемственности - предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Реализация принципов организации досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой - разностороннее развитие личности человека.

     В плане наполнения досуга детей социально значимым содержанием значительные возможности имеет дополнительное образование. На это нацелены обе его составляющие - и образовательная, и собственно досуговая деятельность.

     При этом образовательная деятельность выполняет, прежде всего, познавательную и ориентационную функции, досуговая деятельность - коммуникативную. В то же время оба вида деятельности создают реальные возможности для самопознания, самоопределения, самореализация ребенка, правда, делают это различными способами.

     Спецификой  досуговой деятельности является организация и реализация различного рода коллективных творческих дел (массовых досуговых мероприятий) - фестивалей, конкурсов, соревнований, тематических дней и недель, вечеров, экскурсий и т.п.

     Понятие досуг может употребляться в широком и узком смысле слова. В широком смысле в состав досуговой деятельности следует включать не только названные выше массовые, но и семейные и индивидуальные способы организации детского досуга - от совместных с родителями форм проведения свободного времени (посещение музеев, театров, семейный туризм и др.) до индивидуальных занятий ребенка по интересам (хобби, компьютерные игры, чтение).

     Полноценное использование богатого социально-педагогического потенциала досуговой деятельности ребенка предполагает переход от ее планирования к программированию, т.е. построению этого вида деятельности на основе специальных досуговых программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     За основу классификации взяты два фактора: степень соучастия и ее протяженность во времени. В соответствии с этим выделяются шесть типов программ:

- разовая игровая программа;

- конкурсно-игровая программа по заданной тематике;

- игра-спектакль; 

- театрализованная игра;

- зрелище;

- праздник;

- длительная досуговая программа.

     Другую классификацию мероприятий, через которые реализуются детские досуговые программы, предлагает Н.С. Карпова - педагог-психолог Загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный» (Санкт-Петербург). Ее классификация построена в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых, по мнению автора, должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей.

     1-й этап — дети от 6 до 10 лет. Это период обучения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации - всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями), чтение вслух, рисование, коллекционирование, драматизация, праздники.

     2-й этап - дети 11-13 лет, им чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга - организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются:

- игры на местности,

- игры на восприятие  друг друга,

- спортивные игры, туризм,

- вечеринки, праздники,

- встречи с кумирами (наяву,  через рассказы, видеофильмы),

- мероприятия по зарабатыванию каких-либо благ,

Информация о работе Особенности организации туристского досуга для детей школьного возраста