Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 03:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение и анализ основ экскурсионной деятельности с последующей разработкой нового маршрута по историческим универмагам Невского проспекта.
Для достижения намеченной цели были сформулированы следующие задачи:
Изучить теоретический материал по организации и проведению экскурсии.
Отобрать наиболее эффективные методические приемы проведения экскурсии.
Разработать новую экскурсию на тему: «Исторические универмаги Невского проспекта».
Ознакомиться с началом развития универмагов Пассаж, Гостиный Двор, Дом Книги.
Ознакомиться и современными условиями развития универмагов Пассаж, Гостиный Двор, Дом Книги.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Методика разработки новой экскурсии
§1. Этапы организации и проведения новой экскурсии………………...……5
§2. Методика и техника проведения экскурсий ……………………………...9
Глава II. Разработка экскурсии «Исторические универмаги Невского проспекта».
§1. Технологическая карта экскурсии…………………………………….….11
§2. Исторические универмаги Невского проспекта…………………………14
Заключение…………………………………………………………….………27
Список использованной литературы…………………………...…………….29
Технологическая карта экскурсии
Тема экскурсии «Исторические Универмаги Невского проспекта»
Протяженность (км) 1 км
Продолжительность (час) 1 академический час
Автор-разработчик: студентка 3 курса НГУ им. П. Ф. Лесгафта, специальности 100103, Яценко Марина Владимировна
Содержание экскурсии: пешеходная экскурсия по историческим универмагам Невского проспекта
Маршрут экскурсии : г. Санкт-петернбург, Невский пр. 35 (ун-г. Гостиный Двор)- Итальянская ул. 19 (Невский пр. 48, ун-г. Пассаж) – Невский проспект 28(ун-г Дом Книги).
Участки переме-щения по мар-шруту |
Места оста-новок |
Объекты показа |
Продол житель ность |
Наименование подтем и перечень основных тем |
Органи-зационные указания |
Методические указания |
Невский пр. 35, ун-г Гостиный Двор |
Невский пр. 35 |
Ун-г Гости-ный Двор |
15 мин. |
История сооружения, |
Рассказ начинается в точке начала маршрута,и ведется при одновременном панорамном осмотре сооружения. |
Использовать прием вопрос-ответов, раскрывая историю планирования здания. Использовать прием объяснения, а также материалы из «портфеля экскурсовода» (фотографии внешнего вида 1815-1990гг.) |
Садовая ул.-Итальянская ул. 19, ун-г Пассаж |
Итальянская ул.19 |
Ун-г Пассаж, театр В. Комиссаржевской |
15 мин. |
История сооружения, период кризиса Пассажа, культурная программа вечеров в Пассаже. |
Рассказ начинается напротив входа в ун-г Пассаж, затем мы проходим сквозь Пассаж И выходим на Невский пр. |
Использовать прием показа и прием рассказа, а также материалы из «портфеля экскурсовода» (фотографии внешнего вида 1850-нач.20 в.гг). |
Невский пр.48,ун-г Пассаж -Невский пр. 28, ун-г Дом Книги |
Невский пр. 28 |
Ун-г Дом Книги. |
15 мин. |
История сооружения, история развития Дома компании Зингер. |
Рассказ начинается на слева от Казанского моста, напротив Дома Книги. |
Использовать прием показа и прием рассказа, а также материалы из «портфеля экскурсовода» (фотографии внешнего вида 1920г). |
§2. Исторические универмаги Невского проспекта.
В начале 19 века в Западной Европе появились здания с застекленными крышами и с рядами магазинов вдоль перехода с одной стороны улицы на другую, их и назвали Пассажами. Слово «Пассаж» произошло от французского «пассе», что означает «проходить».
Россия быстро подхватила новинку. Основателем петербургского Пассажа между Невским проспектом дом 48 и Итальянской улицей, является Яков Иванович Эссен- Стенбок Фрамор. В роду у графа, выходца из Англии, было немало высокопоставленных военных, однако сам Яков Иванович ратным талантом не обладал - он был одаренным предпринимателем.6 По своим торговым делам ему приходилось много путешествовать по Европе, и в 1845 году граф увидел там вошедшие в моду торговые галереи со стеклянными крышами - пассажи. Так у него возникла идея построить подобное сооружение и в Петербурге. По возвращении в Россию Фермор подал прошение главноуправляющему публичными зданиями, генерал-адъютанту П. А. Клейнмихелю. Яков Иванович в своем проекте стремился сделать пассаж не только торговым, но и культурно-развлекательным центром, совмещенным с жилыми помещениями для его персонала и сдачи их в наем. Под задуманное им заведение граф приобрел роскошный дом Влодеков на Невском проспекте. По заказу Фермора архитектор Р. Желязевич спроектировал новое здание с минимальными переделками, что ускорило бы строительство “Пассажа” и уменьшило стоимость работ. Однако в дело вмешался сам император - Николай I, как известно, во всем любивший армейский порядок, и повелел разместить крытую стеклом галерею в центре здания, для чего необходимо было снести весь приобретенный дом7. Со всесильным монархом граф спорить не стал, и 20 апреля 1846 года дом Влодеков был полностью разрушен. При таком повороте событий Фермор, не предвидевший столь больших затрат, оказался на грани финансовой катастрофы. Однако Яков Иванович и не подумал отступать от задуманного и обратился в Министерство финансов с просьбой о выдаче ему ссуды. Но законы того времени не позволяли выдачу кому бы то ни было кредитов под залог еще не построенного сооружения. Положение спас Николай I, к его чести, осознавший, что своим вмешательством он поставил графа в затруднительное положение. Император разрешил выдачу кредита под свое поручение. Строительство началось весной в 1846 году и уже 9 мая 1818(по старому календарю) Пассаж открыл свои двери для посетителей.
Интерес к новому, необычному торговому центру у горожан был необычайно велик, и на его открытие собралось множество людей. Взорам изумленной публики представилось великолепное зрелище в виде двухэтажной галереи, не имеющей себе подобных в Европе пространством, богатством, изяществом и вкусом отделки. Галерея протянулась более чем на 180 метров в длину, в высоту - 22, а площадь остекления крыши равнялась 1900 квадратных метров. Второй этаж универмага представлял собой как бы торговую улицу, которую образовывали два ряда магазинов с галереей-балконом и двумя переходными мостиками. На каждом из двух этажей “Пассажа” размещалось по 56 магазинов и лавок. По деревянной винтовой лестнице можно было попасть в концертный зал, “выполненный в изящном греческом стиле”.Третий этаж “Пассажа” занимали 56 квартир, предназначавшихся для купцов, торговавших в нем, а также для сдачи их в наем. Все жилые помещения были оборудованы неслыханным по тем временам новшеством. Подвальный этаж “Пассажа” представлял собой туннель, где размещалось 56 магазинов для торговли скоропортящимися товарами - винами, овощами, пивом. Этот туннель, помимо газовых рожков, освещался также светом, падавшим прямо с потолка, так как пол первого этажа для этого специально был сделан стеклянным.
Пассаж привлекал не только магазинами- здесь имелись также бильярдные, «механический театр», «анатомический музей», кондитерские и рестораны. В бельэтаже здания со стороны Итальянской улицы находился концертный зал в котором устраивались музыкальные вечера. Пассаж быстро приобрел популярность.8
Граф Я. И. Эссен-Стенбок-Фермор рассчитывал получать прибыль от сдачи в аренду торговых и жилых помещений, однако встретился с неожиданным препятствием - купцы почему-то в “Пассаж” идти не торопились. На день открытия универмага была арендована едва ли треть его помещений. Поэтому Яков Иванович сделал ставку на концертную деятельность своего заведения, привлекая публику необычным тогда газовым освещением. Однако доходы от этого вида деятельности не покрывали его расходов. Тогда граф, с разрешения властей, открывает в “Пассаже” кафе-ресторан с выходом на Невский проспект и трактир - со входом с Итальянской улицы. Но и при таком перепрофилировании помещений выйти из финансового тупика Фермору не удалось. В 1849 году он вынужден заложить в Государственном казначействе свой “Пассаж” за 26 тысяч рублей и благодаря этому смог расплатиться с кредитором, Минфином, но это была лишь отсрочка платежа - не более. Чтобы выйти из создавшегося положения, граф добивается от городских властей освобождения его от налогов на 10 лет. В этом ему опять помог Николай I, наложивший соответствующую резолюцию на нужном документе.
Тем временем «Пассаж» заполняли все новые арендаторы, что стало приносить стабильный доход. Ассортимент универмага был ориентирован в основном на аристократию, высшее офицерство и чиновничество. Постепенно “Пассаж” стал центром элегантной торговли и элегантных променадов, поскольку богатые дамы любили здесь не только делать покупки, но и прогуливаться, созерцая модные туалеты в витринах. К их услугам были и обосновавшиеся здесь модистки с белошвейками, заказы от покупателей принимали корсетных и шляпных дел мастера. Позже в “Пассаже” открылись парикмахерская и фотоателье. В перерывах между покупками в “Пассаже” можно было полакомиться мороженым, выпить кофе или пообедать в ресторане.
Но финансовые проблемы постоянно не давали графу Фермору покоя. В 1854 году «Пассаж» за долги был выставлен на аукцион.
В 1854 году хозяйкой Пассажа стала Надежда Алексеевна Стенбок –Фрамор.
Постепенно торговые и зрелищные заведения заполнили весь туннель. На втором этаже обосновались различные мастерские, часть третьего этажа превратилась в гостиницу, в другой части остались квартиры, где жили не только купцы, но и постоянные наниматели. Тысячи людей избрали Пассаж как место для деловых, дружеских и любовных свиданий. Пассаж был полон модных и дорогих украшений и нарядов.
В конце 1850-х годов, когда резко возрос интерес к материалистическим теориям, в концертном зале «Пассажа» устраивались публичные лекции на естественно- научные темы, а также лекции, посвященные новейшим достижениям науки и техники.
Большим событием культурной Петербургской жизни были вечера в «Пассаже», организованные литературным фондом. Первый вечер состоялся 10 января 1860г. С чтением своих произведений выступили Тургенев, Некрасов, Бенедиктов и другие. Вечер вызвал огромный интерес петербуржцев.
В 1898 году, перед юбилейным десятилетием Пассажа, в здании случился пожар.
В 1899-1900 годах «Пассаж» перестраивался по проекту Сергея Козлова ля его новой владелицы - княгини Н. А. Барятинской. Здание выросло на один этаж. Появились огромные стеклянные витрины на 1-ом и 2-ом этажах. Изменилась планировка, в подвальном этаже была кофейня, потом кинотеатр, но концертный зал сохранен.
В 1904 году театр «Пассаж» сняла Вера Комиссаржевская, великая русская драматическая актриса. Но в 1906 году театр переехал на Офицерскую улицу, ныне улицу Декабристов, а в наши Дни в «Пассаже» размещается государственный академический драматический театр имени Веры Комиссаржевской (вход в него с Итальянской улицы).
После революции Пассаж открылся как первый образцово-показательный, универсальный, промтоварный магазин.
25 марта 1934 года Пассаж открылся после реконструкции Ноем Троцким. В годы войны здание почти не пострадало. 9 мая 1948 года Пассаж отметил свой юбилей в зале малого оперного театра. В наше время Пассаж стремится не только сохранить свое архитектурное наследство, но и во многом вернуть ему первоначальный облик, искаженный неоднократными переделками. В юбилейном году отремонтированы и реставрированы многие помещения, установлено современное торговое оборудование. Предусматривается реконструкция основного здания Пассажа, планируется замена полов на галерее и установка лифтов. Подвергнутся реконструкции и корпуса универмага по Итальянской, 17. 9
История Большого Гостиного Двора неразрывно связана с историей страны и Санкт-Петербурга. Расположенный в самом центре города, он был свидетелем многих памятных событий и стал одним из символов Петербурга. В здание выходит вестибюль станции метро «Гостиный двор». Торговые помещения гостиного двора составляют 13 тысяч м², при этом площадь всего комплекса зданий универмага — 78 тысяч м².
Задуманный и созданный, как центр городской торговли, он уже третье столетие оправдывает своё предназначение и олицетворяет стабильность. Гостиные дворы в Санкт-Петербурге существовали практически с момента создания города и играли серьёзную роль в обеспечении жизнедеятельности столицы. Гостиный двор создан как крупнейшее торговое помещение в Российской империи. История его создания начинается с указа Елизаветы Петровны в 1748 год о возведении Гостиного двора в один этаж на погребах с галереями. В 1752 году здание задумывалось уже как двухэтажное.
Первый проект каменного здания Гостиного двора был разработан Антонио Ринальди в конце 1740-х годов. Архитектор предложил застроить квартал по периметру двухэтажным строением с открытыми галереями. Но в 1750-х годах этот проект был.
В 1757 году был утвержден проект Растрелли. Финансирование строительства должны были осуществлять купцы. В 1758 году последовал указ «о строении каменного Гостиного двора по плану обер-архитектора Растреллия»; лавки, выстроенные купцами, повелено отдать им в вечное и потомственное владение. По проекту Растрелли здание должно было быть богато украшено лепниной и скульптурами и по пышности не уступать дворцам. Работы начались в 1757 году, но вопросы финансирования затягивались и проект в конце-концов был пересмотрен. В конечном итоге автором Гостиного двора стал Валлен-Деламот. Он сохранил общую планировку Растрелли и выстроил здание в стиле раннего классицизма. Строительство продолжалось более двадцати лет — с 1761 по 1785 год.
В мае 1761 года в Гостином Дворе произошёл пожар. Сенатом было издано распоряжение о строжайшем запрете разведения здесь огня. В июле 1761 года наконец началось строительство нового каменного здания. В 1780 году снова произошёл пожар. Сгорели все деревянные лавки, уцелел только корпус на Невском проспекте. В дальнейшем купцам предложили строить лавки в разных кварталах города, дабы будущие возможные пожары не причинили огромного вреда городской торговле. В строящемся Гостином Дворе Екатериной II было запрещено применять деревянные конструкции. Даже двери предполагалось делать только из железа, а печи устраивать только по схеме инженера Амосова. Впоследствии о запрете использования в строительстве дерева забыли. Завершено строительство каменного Гостиного Двора было в 1785 году. Оно стало самой ранней постройкой в Санкт-Петербурге в стиле классицизма.
К своему столетнему юбилею Гостиный двор обрел новый праздничный декор по проекту архитектора Альберта Николаевича Бенуа.10
С завершением строительства Большого Гостиного двора окончательно выделились четыре основные линии, соответствовавшие геометрическому очертанию торгового сооружения: Суконная линия (ныне Невская, выходит на Невский проспект), здесь продавали галантерейные, канцелярские и парфюмерные товары, Зеркальная (Садовая, выходит на Садовую улицу), тут велась торговля изделиями из золота, серебра и бронзы.Малая Суровская (Ломоносовская, выходит на улицу Ломоносова) и Большая Суровская (ныне Перинная, выходит на Перинную линию), торговали женскими товарами. Свое название «Суровские» линии получили по товарам, которые купцы привозили из крымского города Сурож, известного, как Судак.
Информация о работе Особенности проведения тематических экскурсий