Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 03:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение и анализ основ экскурсионной деятельности с последующей разработкой нового маршрута по историческим универмагам Невского проспекта.
Для достижения намеченной цели были сформулированы следующие задачи:
Изучить теоретический материал по организации и проведению экскурсии.
Отобрать наиболее эффективные методические приемы проведения экскурсии.
Разработать новую экскурсию на тему: «Исторические универмаги Невского проспекта».
Ознакомиться с началом развития универмагов Пассаж, Гостиный Двор, Дом Книги.
Ознакомиться и современными условиями развития универмагов Пассаж, Гостиный Двор, Дом Книги.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Методика разработки новой экскурсии
§1. Этапы организации и проведения новой экскурсии………………...……5
§2. Методика и техника проведения экскурсий ……………………………...9
Глава II. Разработка экскурсии «Исторические универмаги Невского проспекта».
§1. Технологическая карта экскурсии…………………………………….….11
§2. Исторические универмаги Невского проспекта…………………………14
Заключение…………………………………………………………….………27
Список использованной литературы…………………………...…………….29
Федеральное агентство по образованию
Национальный Государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья Имени П.Ф.Лесгафта
Кафедра социальных технологий
КУРСОВАЯ РАБОТА
Особенности проведения тематических экскурсий
Исполнитель:
Студентка III курса,
Институт экономики и
специальности 100103
Яценко М. В.
Научный руководитель:
Кандидат философских наук
Мальцева С.Г.
Проверена________________
На оценку ________________
Зав. Кафедрой_____________
Санкт-Петербург 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение…………………………………………………………
Глава I. Методика разработки новой экскурсии
§1. Этапы организации и проведения новой экскурсии………………...……5
§2. Методика и техника проведения экскурсий ……………………………...9
Глава II. Разработка экскурсии
«Исторические универмаги Невского
проспекта».
§1. Технологическая карта экскурсии…………………………………….….11
§2. Исторические универмаги Невского проспекта…………………………14
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………...…………….
ВВЕДЕНИЕ.
Экскурсия - это результат двух важнейших процессов: ее подготовки
и проведения. Они связаны между собой,
взаимообусловлены. Невозможно обеспечить
высокое качество проведения экскурсии
при непродуманной подготовке.
Ежедневно туриссские предприятия
сталкиваются с конкуренцией и проблемой
привлечения клиентов. Одним из способов
повышения конкурентоспособности является
внедрение новых турпродуктов, в том числе
экскурсионных. Отсюда, практическая значимость
разработки новой экскурсии определяется
важностью нововведений в повышении конкурентоспособности
туриссского предприятия.
Представители дворянства считали ниже своего достоинства посещать рынки и торговые ряды. Многие даже избегали походов в Гостинный Двор, причин тому несколько: во-первых, открытые галереи крупнейшего центра торговли не защищали от снега, дождя, ветра; во-вторых, в лавках было тесно и темно. Также, воспитанную публику раздражали обычаи купечества, когда целью было зазвать к себе покупателя и наплетя ему в три короба, продать ему товар в три дорога.1
Актуальность выбранной темы определяется большим значением экскурсионной деятельности о организации отдыха и досуга туристов. Это связано с тем, что во многих странах индустрия туризма - одна из ведущих отраслей, которая развивается очень быстрыми темпами и имеет важное социальное и экономическое значение. Каждый день спрос на турисские услуги возрастает.
Во второй главе нами была разработана новая экскурсия, апробированная на студенческую аудиторию.
Создание новой экскурсии по историческим универмагам Санкт- Петербурга - сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.
Целью курсовой работы является изучение и анализ основ экскурсионной деятельности с последующей разработкой нового маршрута по историческим универмагам Невского проспекта.
Для достижения намеченной цели были сформулированы следующие задачи:
Объектом исследования являются: экскурсия и исторические универмаги Санкт - Петербурга. Предметом исследования выступают этапы подготовки экскурсии и история развития исторических универмагов Санкт-Петербурга.
При написании курсовой работы было обобщено и проанализировано 15 источников. В работе использовалась литература, толковый словарь, энциклопедии, путеводители и интернет-сайты. Методологической и теоретической базой курсовой работы стали труды Емельянова Б. В., Авдеева В. Г., Богданова И. А. Витязев В.А. и других.
Глава I. Методика разработки новой экскурсии.
§1. Этапы организации и проведения новой экскурсии.
Новая экскурсия является результатом двух сложных взаимосвязанных процессов: её подготовки и проведения. Содержание и ценность новой экскурсии обусловливаются значениями и компетентностью методистов и экскурсоводов.2
В подготовительной работе выделяют два основных направления:
Разработка поручается творческой группе (обычно 3-7 человек), которую, как правило, составляют работающие в учреждении экскурсоводы. В качестве консультантов приглашаются научные работники музеев, преподаватели вузов и т.д., т.е, специалисты различных отраслей. Каждый участник разрабатывает один раздел, одну подтему. Выбирается руководитель, который осуществляет контроль.
В технологии подготовки новой экскурсии выделяют три основных ступени.
Если составить самую простую схему, которая подходит для всех экскурсий независимо от темы, вида и формы проведения она будет такой:
- организационной (знакомство с экскурсионной группой и инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения на маршруте);
- информационной (краткое сообщение о теме, протяженности и продолжительности маршрута, времени отправления и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончания экскурсии).
При подготовки новой экскурсии необходимо руководствоваться дифференцированным подходом к экскурсионному обслуживанию, ориентироваться на определенную категорию экскурсантов. Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интересна. Но не менее важно, чтобы она не была перегружена потоком ненужной информации, чтобы способ подачи материала не был утомительным, а способствовал бы наилучшему восприятию ее той или иной категорией экскурсантов. Он должен учитывать не только интересы, но и цели потребителей. Если экскурсия предоставляется, например, в рамках фольклорного тура, то основной упор в рассказе и показе необходимо делать на историю, памятники, национальные особенности региона. Если же экскурсия входит в программу делового тура, то следует уделять внимание показу различных деловых и общественных центров и т. п. При организации экскурсионного обслуживания в рамках курортного отдыха привлекательны экскурсионные прогулки с наблюдением природных ландшафтов, памятников, объектов.
В процессе подготовки новой экскурсии можно выделить ряд основных этапов, которые располагаются в определенном порядке.3 Рассмотрим их в той последовательности, которая сложилась в практике работы экскурсионного учреждения.
Впервые понятие "этапы подготовки экскурсии" было введено в обиход в 1976 г. Тогда же было названо пятнадцать этапов:
1. Определение цели и задач экскурсии.
2. Выбор темы.
3. Отбор литературы и составление библиографии.
4. Определение источников
экскурсионного материала.
5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.
6. Составление маршрута экскурсии.
7. Объезд или обход маршрута.
8. Подготовка контрольного текста экскурсии.
9. Комплектование "портфеля экскурсовода".
10. Определение методических приемов проведения экскурсии.
11. Определение техники ведения экскурсии.
12. Составление методической разработки.
13. Составление индивидуальных текстов.
14. Прием (сдача) экскурсии.
15. Утверждение экскурсии.
§2. Методика и техника проведения экскурсий.
Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче усвоить содержание экскурсий. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы - приемы показа и приемы рассказа, но практика требует применения еще более сложной классификации методических приемов: по их назначению, времени и месту использования и т. д.
Методические приемы подразделяются на несколько групп в зависимости от их назначения: методические приемы, задача которых - помочь экскурсоводу установить прочные контакты между экскурсоводом и экскурсантами; приемы, задача которых добиться устойчивого внимания аудитории к наблюдаемому объекту; приемы, закрепляющие внимание к рассказу, возбуждающие у экскурсантов интерес к определенным вопросам; приемы, обеспечивающие зрительное восприятие экскурсионного материала.4
В классификации приемов
проведения экскурсии выделяются две
группы:
Приемы показа, куда входят приемы, организующие
наблюдение (изучение, исследование) объектов
и позволяющие выделить объект из окружающей
среды, из целого; приемы, задача которых,
опираясь на воображение экскурсантов,
сделать зримыми изменения во внешнем
облике объекта; приемы, которые дают возможность
увидеть объекты в нужном виде, построенные
на движении - приближении экскурсионной
группы к объекту, удалении от него, движении
вдоль него.
Приемы рассказа - это приемы, построенные на пояснении объекта, описании его внутреннего вида и вызывающие у экскурсантов зрительные ассоциации, а также приемы репортажа, которые дают возможность понять изменения, происходящие в наблюдаемом объекте, и т. д.
Эффективность любой экскурсии во многом зависит от техники ее проведения, связи между методикой и техникой ведения. К технике ведения экскурсии предъявляется ряд требований. В их число входят знакомство экскурсовода с группой, правильная расстановка группы у объекта, выход экскурсантов из автобуса и возвращение в автобус (другое транспортное средство), использование экскурсоводом микрофона, соблюдение времени, отведенного на экскурсию в целом и раскрытие отдельных подтем, ответы на вопросы экскурсантов и т. д.
При правильной организации экскурсионной работы подготовка к ней должна происходить заранее. Делают это организаторы экскурсии или турагенты.
ГЛАВА II. Исторические универмаги Невского проспекта.
§1 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Технологическая карта экскурсии представляет собой итоговый документ, который составляется в конце творческого процесса по созданию экскурсии, перед последним его этапом - сдаче приемной комиссии во время проведения пробной экскурсии. В ней указывается тема, цель, задачи, оптимальный вариант маршрута, его протяженность и продолжительность, объекты показа, места остановок, подтемы, организационные и методические указания, методические приемы показа и рассказа, которыми должен пользоваться экскурсовод в своем рассказе.5 Технологическая карта показывает, как результативнее, на конкретных объектах донести содержание экскурсии до экскурсантов. Ее цель - указать экскурсоводу верный путь к достижению позитивного результата при проведении экскурсии.
Информация о работе Особенности проведения тематических экскурсий