Особенности стратегического планирования туризма в Сахалинской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 20:38, реферат

Описание

Одной из методик определения доходности и экономического эффекта от туризма в регионе являются расходы каждого туриста на покупку услуг и товаров туризма. В результате туристских расходов, которые определяются как общая сумма потребительских расходов, производимых посетителем в ходе его поездки и пребывания в месте назначения, образуются туристские доходы от туризма.

Содержание

Введение. 2
1.Концепция и состав туристских расходов. 2
2.Анализ туристских расходов в Псковской области. 2
3.Анализ туристских расходов в Санкт-Петербурге. 2
Заключение. 2
Список используемой литературы. 2

Работа состоит из  1 файл

Analiz_turistskikh_raskhodov_v_gorode_regione_i (1).docx

— 198.99 Кб (Скачать документ)

Санкт- Петербургский государственный  университет

 

Экономический факультет

 

Кафедра управления и планирования социально-экономических процессов

Реферат

 

по дисциплине «Региональное  управление в туризме»

 

на тему «Особенности стратегического  планирования туризма в Сахалинской области»

 

Санкт-Петербург

2012 

Оглавление

Введение. 2

1.Концепция  и состав туристских расходов. 2

2.Анализ туристских  расходов в Псковской области. 2

3.Анализ туристских  расходов в Санкт-Петербурге. 2

Заключение. 2

Список используемой литературы. 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Одной из методик определения  доходности и экономического эффекта  от туризма в регионе являются расходы каждого туриста на покупку услуг и товаров туризма. В результате туристских расходов, которые определяются как общая сумма потребительских расходов, производимых посетителем в ходе его поездки и пребывания в месте назначения, образуются туристские доходы от туризма.

Туристские расходы выступают как:

    • результат вклада денег туристами в туристские предприятия
    • материальное обеспечение работников туризма
    • создание новых рабочих мест. Считается, что расходы каждых тридцати

туристов создают одно рабочее место.

Туристские расходы оказывают  прямое влияние на экономику, то есть экономическая деятельность туризма вносит вклад в создание национального дохода. Деньги, потраченные туристами в месте пребывания, одновременно создают доходы для страны (региона) пребывания.

Реферат состоит их трех глав. В первой главе изучается  концепция и состав туристских расходов. Вторая глава посвящена анализу туристских расходов в Псковской области. В третьей главе анализируются туристские расходы в Санкт-Петербурге.

Работа основана на использовании такого источника как «Мониторинг туристских потоков Псковской области: валовые показатели, структура, экономика». Также в работе использовались такие электронные ресурсы как «Псковская область. Информационно-аналитический портал» и Официальный сайт администрации Санкт-Петербурга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Концепция и состав туристских расходов.

Туристские расходы - это общая сумма потребительских расходов, которые несет посетитель или от его имени любое другое лицо при подготовке и в ходе поездки, а также во время пребывания в пункте назначения

В основу концепции туристских расходов положен ряд принципов. Согласно рекомендациям ВТО учету  подлежат только те расходы посетителей, туристов и экскурсантов, которые  являются экономически значимыми. Их может  нести сам посетитель либо от его  имени любое другое физическое или  юридическое лицо. Например, в путешествии  глава семьи, распоряжающийся бюджетом, оплачивает товары и услуги от имени всех ее членов. Расходы во время пребывания у родственников и знакомых нередко берет на себя принимающая сторона. Поездки финансируются также юридическими лицами: предприятиями, когда речь идет о служебных командировках или поощрительных турах по итогам работы; благотворительными учреждениями организующими поездки для детей, пожилых людей и некоторых социально ущемленных групп населения; государством. В ряде случаев оно субсидирует туризм со спортивными, лечебными и образовательными целями.

Расходы посетителя определяются стоимостью товаров и услуг, приобретаемых  им для удовлетворения потребностей. Как и сами запросы, они чрезвычайно  разнообразны: от услуг по перевозке, размещению и питанию до небольших  предметов длительного пользования, товаров текущего туристского потребления  и сувениров. Все они потребляются лично посетителем, за исключением  подарков. Однако и в этом случае, несмотря на то, что их обладателем  становится другое, не путешествующее лицо, понесенные расходы относятся  к туристским.

Объем туристских расходов рекомендуется устанавливать по фактическим затратам на товары и  услуги с учетом действующих скидок и наценок, чаевых и пр., вне зависимости  от формы их оплаты - наличными деньгами, дорожными чеками, по кредитным карточкам  и иным способом.1

 Состав туристских расходов обусловлен временем, когда посетитель несет затраты (при подготовке, в ходе или по окончанию поездки), а также типом туризма (Таблица 1.1.). Соответственно выделяются:

- внутренние туристские расходы (связанные с путешествиями резидентов по своей стране)

- международные.

Важное значение для понимания экономической природы международных расходов имеет направление движения посетителя из страны происхождения в страну назначения. Выездной туристский поток соотносится с категорией международных туристских расходов, а въездной - с поступлениями от международного туризма.

В материалах ВТО международные  туристские расходы определяются через  расходы постоянных жителей какой-либо страны во время их путешествия за границей. В числе прочего они  включают оплату услуг иностранных  транспортных компаний по международным  перевозкам, а также предоплату товаров  и услуг, приобретаемых за рубежом.2

Таблица 1.1.

Состав туристских расходов.

Направления расходов

Внутренний туризм

Международный туризм

1. Расходы до  поездки

 

 
1.1. Приобретение недвижимости, крупные  покупки предметов длительного  пользования (дач, автомашин, авто- фургонов, яхт и пр.), которые могут быть использованы и в туристских целях

 
исключаются

 
исключаются

 
1.2. Покупка или прокат небольших  предметов длительного пользования  или товаров текущего потребления  (дорожные принадлежности, спортивный  инвентарь и т.п.), которые могут  быть использованы не только  во время поездки, но и после  нее

 
исключаются

 
исключаются

 
1.3. Предоплата услуг, предоставляемых  и потребляемых в ходе предстоящей  поездки (комплексные туры, размещение, перевозки, а также приобретение  туристской страховки)

 
включаются

 
выездной  туризм – включаются только те услуги, за исключением международных перевозок, которые местное население потребляет во время путешествия за пределами своей страны;  
въездной туризм – включаются только те услуги, за исключением международных перевозок, которые иностранные туристы потребляют в посещаемой стране

 
1.4. Оплата услуг, предоставляемых  до поездки и непосредственно  связанных с ней (техническое  обслуживание автомобилей и пр.)

 
включаются

 
исключаются

2. Расходы во  время поездки

 

 

 
2.1. Коммерческие закупки, осуществляемые  посетителем, в том числе от  лица работодателя, во время деловых  поездок

 
исключаются

 
исключаются

 
2.2. Наличные деньги, выдаваемые родственниками  или знакомыми во время поездки  на отдых, но не в счет  оплаты туристских товаров и  услуг; благотворительные взносы

 
исключаются

 
исключаются

 
2.3. Приобретение недвижимости, крупные  покупки предметов длительного  пользования (дач, автомашин, автофургонов, яхт и др.), даже если в будущем  они будут использованы в туристских целях

 
исключаются

 
исключаются

 
2.4. Покупка товаров широкого потребления  по низким ценам за пределами  обычной среды

 
включаются

 
включаются

 
2.5. Прочие крупные статьи расходов (капитальный ремонт автомобиля  и пр.)

 
включаются

 
включаются

 
2.6. Покупка небольших товаров  длительного пользования и текущего потребления вне зависимости от времени и места их использования

 
включаются

 
включаются

 
2.7. Покупка сувениров

 
включаются

 
включаются

 
2.8. Оплата услуг, приобретаемых  в ходе поездки (перевозка,  размещение и пр.)

 
включаются

 
включаются

 
2.9. Покупка других товаров (услуг)  в месте назначения, включая беспошлинные  товары, независимо от их стоимости  и характера использования, кроме  коммерческих закупок и приобретения  недвижимости

 
включаются

 
выездной  туризм – включаются;  
въездной туризм – включаются только те покупки, которые иностранные туристы совершают в посещаемой стране

3. Расходы после  поездки

 

 

 
3.1. Приобретение товаров (услуг), связанных с поездкой (проявка  фотопленки, ремонт автомашины, поврежденной  во время путешествия, и пр.), кроме приобретения недвижимости и крупных товаров длительного пользования

 
включаются

 
исключаются


 

Источник: Александрова А.Ю. Международный туризм. Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2002. – 470 с.

В целях унификации положения  и обеспечения сопоставимости туристских расходов ВТО рекомендует следующую  их группировку:

1) комплексные туры, представляющие  собой набор услуг и реализуемые  по единой цене без разбивки  на составные элементы;

2) размещение;

3) питание; 

4) транспорт; 

5) рекреационные, культурные  и спортивные товары и услуги, включая входную плату в учреждения  культуры, отдыха и развлечений,  затраты на покупку, ремонт  и эксплуатацию спортивного инвентаря  во время поездки, оплату обучения  отдельным видам спорта, непродолжительных  экскурсий, а также услуг гидов;

6) магазинные покупки; 

7) прочие статьи - страховые  платежи, комиссионные сборы,  стоимость проявки фотопленки  и распечатки фотографий и  т.д.

Величина и структура  расходов туристов во время отпуска  зависят от ряда обстоятельств. Специалисты  Международного центра исследований по экономике туризма при Венецианском университете Ка'Фоскари (Италия) выделили пять факторов:

1.Страна происхождения  туриста. Ее социокультурный облик  оказывает сильное влияние на  покупательское поведение туристов. Кроме того, со страной происхождения  туриста связан так называемый "эффект обмена валюты". Он  часто определяет выбор той  или иной дестинации (страны посещения), а если выбор уже сделан, - объем планируемых туристом расходов.

2.Район и место отдыха. Проведенные в Италии исследования  показали, что поездки по городам  искусств обходятся туристам  дороже, чем отдых на море, в  горах или на озерах. Величина  расходов также различается по  туристским центрам. В Венеции  они, как правило, выше, чем  в Падуе и Вероне;

3.Тип размещения. Объем  расходов зависит от вида размещения (отель, кемпинг, туристская деревня  и т.д.) и его категории;

4.Продолжительность отдыха. Она влияет на выбор вида  транспорта для проезда на  курорт, типа размещения, а также  размер покупок товаров и услуг,  совершаемых туристом на отдыхе, т.е. отражается на главных статьях туристских расходов;

5.Время отдыха (сезон,  несезон, межсезонье). Величина туристских расходов меняется вслед за сезонными колебаниями цен на проезд и проживание на курорте.

Каждая поездка отличается определенным соотношением этих пяти характеристик, влияющим на выбор туристом тех или иных товаров и услуг  и, следовательно, размер и структуру  затрат.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Анализ туристских расходов  в Псковской области.

Псковская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Западного федерального округа.

Административный центр  — город Псков.

Культурно-познавательный туризм является основным видом въездного  туризма области – (57%), развлечение  и отдых составляют 18%, лечебно-оздоровительный  туризм - 9%. В то же время, анализ тенденций  развития спроса на туристские услуги показывает следующее:

    • Возрастает спрос на природный туризм. Традиционно россияне

предпочитают отдых на открытом воздухе и отпуск на природе. Городские жители все чаще проводят отпуск или выходные за городом на природе.

    • Увеличивается спрос на бизнес-туризм. Центральное, доминирующее

положение Пскова делает город  центром встреч и конференций.

    • Повышаются потребности туристов в большей комфортности.

На сегодняшний день в  области работают 40 туристских фирм, 38 гостиниц, 20 предприятий активного  отдыха и санаторно-курортной направленности, широкая сеть предприятий общественного питания, развлечений и отдыха. На территории области действуют 3 государственных музея и 8 филиалов, 16 муниципальных музеев.

На территории Псковской  области находятся 372 памятника федерального (общероссийского) значения, 3570 памятников местного значения. Многие из них являются настоящими шедеврами архитектуры, свидетельством мастерства русских  зодчих XII – XIX веков.4

Туристский въездной поток  в Псковской области в 2010 году превысил 350 тыс. человек, а валовой  доход туротрасли региона достиг 676,1 млн рублей, из которых 275,5 млн рублей пришлись на долю гостиничных предприятий. Такие данные получены в ходе мониторинга, проводившегося на протяжении 2010 года в Псковской области специалистами Института регионального развития (ИРР).

Суммарный турпоток Псковской  области в 2011 году составил 375,5 тыс чел.

Во втором квартале 2010 года доля зарубежных гостей в общем потоке - 21,3%. В основном это граждане стран Балтии (6,3%) и прочих стран Евросоюза (6,3%), а также Белоруссии и Украины (4% и 3% соответственно). Доля граждан других стран незначительна (1,6%).5

 
Среди российских туристов самую большую долю занимают туристы из Санкт-Петербурга и Москвы. Доля столичных россиян составила 58,7%.

Средняя продолжительность  тура во втором квартале составляет 2,8 дня. Практически это означает, что как в высокий, так и в низкий сезон во въездном туризме доминирует тур, включающий только две ночевки.

Информация о работе Особенности стратегического планирования туризма в Сахалинской области