Перспективны инновационные проекты в СКС и туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:19, реферат

Описание

Государство должно сосредоточить свои усилия и имеющиеся свободные ресурсы на развитии перспективных для всей национальной экономики наукоемких отраслей, т.е. таких отраслей, которые активно влияют и способствуют развитию других секторов экономики. Такой отраслью является туризм. Он – один из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия. Для 38% государств туризм – главный источник дохода, а для 83% стран туризм является одним из пяти основных источников дохода [2, c. 25].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
5
1. Понятие инновации и её сущность в области социально-культурного сервиса и туризма
5
2. Инновационная деятельность в туризме
6
3. Организация новых туристско-рекреационных зон
11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
15

Работа состоит из  1 файл

!!!Персп.инновац.проекты в СКС и туризме.doc

— 111.00 Кб (Скачать документ)


5

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

5

1. Понятие инновации и её сущность в области социально-культурного сервиса и туризма

5

2. Инновационная деятельность в туризме

6

3. Организация новых туристско-рекреационных зон

11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

15

 


ВВЕДЕНИЕ

Государство должно сосредоточить свои усилия и имеющиеся свободные ресурсы на развитии перспективных для всей национальной экономики наукоемких отраслей, т.е. таких отраслей, которые активно влияют и способствуют развитию других секторов экономики. Такой отраслью является туризм. Он – один из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия. Для 38% государств туризм – главный источник дохода, а для 83% стран туризм является одним из пяти основных источников дохода [2, c. 25].

Инновационная деятельность является одной из наиболее важных составляющих менеджмента в индустрии туризма. Эта деятельность обеспечивает успех фирмы на рынке туристских услуг, создает условия постоянного улучшения качества услуг и обслуживания. Инновации в туризме – разносторонние организационно-управляющие нововведения, состоящие в целенаправленных изменениях, производимых на разных уровнях индустрии туризма. Сюда относятся правовое обеспечение туристических проектов, способность организации новых видов туристической деятельности, создание кардинально новых турпродуктов и товаров для путешествий, информационно-рекламное обеспечение туристического спроса, включающее в себя современные технологии. Основные усилия по развитию инноваций в туризме направлены на повышение конкурентоспособности предприятий, на значительное улучшение туристического сервиса [3, c. 21].

Наиболее перспективным направлением представляется создание центров культурной, научной, просветительской, туристической деятельности на базе археологических, этнографических, архитектурных, природно-ландшафтных музеев под открытым небом [6]. Богатый опыт создания таких объектов накоплен в зарубежных странах (Флево в Голландии, Лейр в Дании, Батсер-Хилл в Англии, Дюппель в ФРГ, Памунки в США). Музеефицированные комплексы начали создаваться и в России (Костенки в Воронежской, Аркаим в Челябинской обл. и др.). Такие центры представляют собой новую модель деятельности культурных институтов регионов с практически неограниченными ресурсами и возможностями. На их базе может быть создана принципиально новая для многих регионов сфера отдыха и развлечений.

В настоящее время появляется огромное количество совершенно новых туристических направлений: этнографическое, археологическое, флористическое; на туристический рынок выносятся предложения фототуров, милитари-туров, религиозных и свадебных туров. Развиваются лечебный, образовательный, экологический и другие виды культурно-познавательного туризма, появляются новые музеи.

На этом фоне внедрение инноваций способствует не только развитию рассматриваемых сфер, но и гармонизации отношений современного человека с обществом и природой.

Социально-культурный сервис и туризм призваны решать много задач: рекреационно-восстановительную, просветительскую, образовательно-воспитательную, задачу сохранения, изучения и использования природного и историко-культурного наследия. Они же являются постоянными, весомыми источниками дохода, решают проблему создания рабочих мест и т. д.

Поэтому внедрение инноваций способствует не только развитию рассматриваемых сфер, но и гармонизации отношений современного человека с обществом и природой [6].

Цель работы заключается в изучении перспективных инновационных проектов в области социально-культурного сервиса и туризма.

Задачами исследования стали:

- определить понятие и сущность инноваций в области социально-культурного сервиса и туризма;

- изучить вопросы организации туристкой деятельности и внедрения инноваций;

- изучить вопросы организации новых туристско-рекреационных зон.

Обзор литературы. В процессе работы были использованы практические разработки и методические материалы следующих авторов: И.В. Афонина, С. Богдановой, Л.Н. Васильевой, В.Е. Егорова, М.А. Изотовой, Ю.А. Матюхиной, А.А. Жукова, Н.Д. Закорина, С.А. Севастьяновой, В.С. Новикова, Н.Н. Малаховой, Д.С. Ушакова и других.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Понятие инновации и её сущность в области социально-культурного сервиса и туризма

Инновации и инновационная деятельность – это, во-первых, направление научно-технического прогресса и, во-вторых, процесс, связанный с внедрением результатов научных исследований и разработок в практику. Инновация - это новый продукт, явление или действие на рынке, которое имеет целью привлечь потребителя, удовлетворить его потребности и одновременно принести доход предпринимателю [1, c. 101].

Побудителями инноваций являются постоянные изменения, происходящие в различных сферах человеческой деятельности. Новшество в виде новых знаний, подходов, приемов приобретает новое качество и превращается в инновацию с момента его внедрения и начала распространения. Инновация - это конкретный результат любой созидательной, связанной с риском деятельности, которая обеспечивает продвижение и внедрение на рынок новых, существенно отличающихся от прежних, благ, более полно удовлетворяющих потребности; открытие и освоение новых рынков или достижение других конкретных целей.

Инновации возможны во всех сферах деятельности человека и различаются по сфере приложения, масштабам распространения и по характеру [1, c. 109].

По сфере приложения инновации подразделяются на научно-технические, организационно-экономические, социально-культурные и государственно-правовые. По масштабам распространения различают глобальные, национальные, региональные, отраслевые и локальные инновации. По характеру они могут быть эволюционными и радикальными.

Инновационная активность зависит от экономического и научно-технического потенциала государства, его инновационной политики и ресурсов, духовного состояния общества. На уровне предприятия инновационная активность зависит от выбора стратегии и качества управления деятельностью, гибкости производственных систем и использования ресурсов.

2. Инновационная деятельность в туризме

Инновации в индустрии туризма больше не рассматриваются как просто желательные. Своевременное реагирование туристских компаний на новые технологические изменения в различных областях деятельности, смежных с туризмом, способность к созданию новых методов работы и совершенствованию результатов деятельности была признана необходимым условием выживания компаний.

В инновационной деятельности туристский бизнес опирается на фундамент накопленных знаний. Приступать к воплощению новых идей и созданию новых направлений туризма следует лишь после познания и изучения форм и методов работы как прошлого, так и настоящего. Глубокое понимание сферы деятельности позволяет предвидеть развитие событий и опережать конкурентов. На внедрение инноваций в туризме влияет экономическая ситуация в стране, социальное положение населения, законодательство, межправительственные и международные соглашения. Хоть и мотивы и причины появления инноваций в туристской деятельности в каждой стране бывают разными, но для любой страны имеется несколько характерных черт [10, c. 95]:

- растущие потребности населения в знакомстве с образом жизни в других регионах и приобретении новых знаний;

- насыщение многих классических и традиционных направлений поездок;

- опасность потери квоты рынка во въездном туризме;

- обострение конкуренции, рост предложений стандартизованных глобальных продуктов;

- необходимость сдерживать выезд своих граждан в зоны, аналогичные по условиям регионам своей страны (природа, культура, климат);

- гармоничное объединение привлекательных условий отдыха и путешествий для полного удовлетворения потребностей самых требовательных туристов;

- технологическая революция и экспансия услуг в экономике;

- переход от экономики предложения к экономике спроса.

Инновации могут оказывать существенное влияние на увеличение корпоративного дохода. Если компания не будет соответствовать этим требованиям, она станет неконкурентоспособной [9, c.174]. Чтобы обнаружить факторы, оказывающие воздействие на творческую созидательную деятельность предприятия, необходимо определить ключевые элементы эффективности внедрения новшеств. Стимулирующее воздействие на инновационные процессы в туризме оказывают разнообразные факторы [9, c. 123]:

- новые направления развития науки и техники, появление новых технологий;

- экономическая и политическая ситуация в отдельных регионах мира и странах;

- нововведения, осуществляемые международными организациями, правила экономических взаимоотношений, устанавливаемые Всемирной торговой организацией, новые формы сотрудничества, внедряемые ВТО, решения, принимаемые международными или региональными туристскими организациями, ассоциациями; получение новых знаний о туристских ресурсах в различных регионах земного шара и информации о дополнительных возможностях туристских поездок;

- государственные законы, а также другие правовые акты, определяющие экономические и политические принципы функционирования туристских предприятий, включая разработку государственной концепции развития туризма, принятие новых нормативно-правовых актов по социально-экономическим вопросам;

- изменение ситуации на рынках: появление новых туристских направлений, несоответствие предлагаемых услуг потребностям путешественников, изменение структуры спроса, появление новых требований со стороны потребителей к качеству туристского продукта;

- внедрение новшеств в деятельность производственных отраслей, тесно связанных с туристским бизнесом (транспортные компании, гостиницы, оздоровительные учреждения, средства связи и др.);

- стремление компаний укрепить позиционирование на рынке или борьба за выживание;

- неожиданные события, не зависящие от воли людей: экологические и техногенные катастрофы, теракты и другие.

Базируясь на положениях Генерального соглашения по торговле услугами, инновационная деятельность в туристской сфере развивается по трем направлениям:

1. Внедрение нововведений, связанных с развитием предприятия и туристского бизнеса в системе и структуре управления, включая реорганизацию, укрупнение, поглощение конкурирующих субъектов на основе новейшей техники и передовых технологий; кадровой политики; рациональной экономической и финансовой деятельности.

2. Маркетинговые инновации, позволяющие охватывать потребности целевых потребителей или привлекать не охваченных на данный период времени клиентов.

3. Периодические нововведения, направленные на изменение потребительских свойств туристского продукта, его позиционирование и дающие конкурентные преимущества.

К основным принципам инноваций в туризме относят [10, c. 65]:

1. Принцип научности, заключающийся в использовании научных знаний и методов для реализации инноваций, соответствующих потребностям туристов.

2. Принцип системности. Разрабатываемая стратегия инновационного развития сферы туризма в регионе должна учитывать факторы и условия, необходимые для удовлетворения потребностей людей в отдыхе; ресурсные возможности региона.

3. Принцип соответствия инновации потребностям туристов.

4. Принцип позитивности результатов состоит в предупреждении неразумного, непродуманного создания и внедрения новшества, которое может быть опасно для туриста, для конкретного предприятия, для биосферы и общества в целом.

5. Принцип имманентности инвестиционным процессам. Для проведения необходимых исследований, разработки и материализации инноваций используются инвестиционные ресурсы, эффективность которых определяется степенью значимости и масштабностью нововведений.

6. Принцип соответствия инновационной деятельности и ее результатов уровню развития общества.

7. Принцип связности. Процесс нововведения заканчивается появлением на рынке продукта, который должен на определенном этапе своего жизненного цикла вызывать потребность создания следующего новшества и обеспечивать финансовую поддержку этого процесса.

8. Принцип безопасности. Любое нововведение должно гарантировать отсутствие вреда для человека и окружающей его среды

Одним из признаков успеха на рынке является увеличение рыночной доли. Исследования показывают, что именно инновации во всех направлениях туристской деятельности обеспечивают устойчивый рост доли рынка. Инновационные процессы проходят в межгосударственных и национальных системах управления туристской деятельностью; освоении новых технологий (электронная торговля, создание виртуальных туристских фирм); формах маркетинга, создании туристского продукта. Внедрение электронного бизнеса позволяет использовать более экономичные каналы связи с компаниями и целевыми рынками; потребителям проще и быстрее приобретать туристский продукт, что приводит к увеличению оборота и объема расходов; обеспечивать более высокий уровень обслуживания и удержания потребителя; сокращать расходы благодаря большей эффективности внутренних операций и упрощению процедуры торговых сделок.

Информация о работе Перспективны инновационные проекты в СКС и туризме