Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:19, реферат
Государство должно сосредоточить свои усилия и имеющиеся свободные ресурсы на развитии перспективных для всей национальной экономики наукоемких отраслей, т.е. таких отраслей, которые активно влияют и способствуют развитию других секторов экономики. Такой отраслью является туризм. Он – один из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия. Для 38% государств туризм – главный источник дохода, а для 83% стран туризм является одним из пяти основных источников дохода [2, c. 25].
ВВЕДЕНИЕ
3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
5
1. Понятие инновации и её сущность в области социально-культурного сервиса и туризма
5
2. Инновационная деятельность в туризме
6
3. Организация новых туристско-рекреационных зон
11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
15
Важнейшим аспектом электронного бизнеса и маркетинга является управление взаимоотношениями с потребителем через потребительский маркетинг (Customer Relationship Management - CRM). CRM включает накопление детальной информации о потребителях. Информация охватывает социально-демографическую характеристику, интересы, вид деятельности и запросы потребителей [10, c. 99].
Электронная торговля представляет собой новую форму рыночных отношений и основывается на применении новейших телекоммуникационных технологий, прежде всего, Интернета. Система торговли в сети Интернет подходит как покупателю, так и продавцам. Если в 1997 г. объем глобального электронного рынка оценивался в 10 млрд. долл., то в 2005 г. - уже более 350 млрд. долл. США.
Туризм имеет важное преимущество перед другими секторами электронной торговли - его потребитель получает приобретенный продукт непосредственно в месте его производства, в туристском центре.
Новейшие технологии способствуют внедрению е-туризма и е-путешествий и туристских информационных систем.
Е-туризм - это онлайновая служба, обеспечивающая прямые продажи туристских услуг конечным потребителям и объединяющая производителей, турагентов и посредников.Е-путешествия - это онлайновая информационная служба, консультирующая по всем вопросам, которые могут возникнуть при планировании туристских поездок и путешествий.
Инновации в туризме часто состоят из серии мелких шагов, которые ведут к постепенному развитию и являются процессом с обратной связью. В передовых туристских компаниях инновации программируются и являются стандартной составляющей при принятии решения о дальнейшем развитии. Для того чтобы не быть застигнутыми врасплох неожиданными инновациями на рынке, компании выделяют часть своего бюджета на исследования и развитие. Инновационный процесс становится предсказуемым.
В России единой национальной организации по продвижению российского туристского продукта нет, но во многих регионах созданы и функционируют туристско-информационные центры (ТИЦ). Как правило, это либо государственные учреждения или организации в форме некоммерческого партнерства, которые финансируются за счет средств региональных или районных бюджетов, могут быть областными, городскими или районными. Например, 1) ГУ «Информационно-туристский центр» Республики Карелия. Функционирует с 2001 г., учредителем является Минэкономразвития Республики Карелия. Задачами ИТЦ являются: создание единого информационного банка данных о туристском потенциале, программах и проектах по туризму в республике; организация информационного и консультационного обеспечения по вопросам туристской деятельности, отдыха в Карелии; продвижение карельских туристских продуктов, привлечение внебюджетных средств в развитие туризму в РК. ИТЦ представляет собой современные Интернет-технологии, которые дают возможность потенциальному туристу получить исчерпывающую информацию по интересующим его вопросам о возможностях туристской инфраструктуры Карелии. 2) ГУ «Туристско-информационный центр Вологодской области». Функционирует с 2007 г., учредителем выступает Комитет по туризму Вологодской области. Цели ТИЦ: развитие туристской привлекательности Вологодской области, популяризация проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза» в СМИ и продвижение региона на российском и международном туристских рынках; консолидация рекламно-информационной работы различных участников туррынка в целях оказания информационно-справочных, туристских и деловых услуг приезжающим туристам, а также ведение рекламной и маркетинговой деятельности; организация работы с предприятиями индустрии гостеприимства, оказание содействия в развитии малого и среднего бизнеса в сфере туризма [3, c. 24].
Таким образом, инновационная деятельность в сфере туризма направлена на создание нового или изменение существующего продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности.
Тури́стско-рекреацио́нная зо́на (ТРЗ) — вид особой экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сфере туризма.
Законы о ТРЗ были приняты 19 мая 2006 г. Госдумой РФ. В соответствии с Федеральным законом N 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» особые экономические зоны создаются на 20 лет, что является большим стимулом для регионов страны. Ведь формирование туристско-рекреационных зон преследует разные цели [3, c. 24]:
повышение конкурентоспособност
Предполагается, что туристская отрасль страны сделает в своем развитии качественный рывок, а жители РФ и зарубежные гости получат возможность доступного и полноценного отдыха, лечения и оздоровления. Создание туристско-рекреационных зон способствует обеспечению благоприятного инвестиционного климата в стране, появлению конкурентоспособного туристско
По мнению заместителя председателя Комитета ГД РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму Ю. Барзыкина, наряду с экономической эффективностью, отчислениями в бюджет, развитием налогооблагаемой базы принятием закона могут быть решены социальные проблемы: создание рабочих мест, оздоровление населения, повышение его профессионального и интеллектуального уровня, а также Россия становится в ряд ведущих туристских держав, интегрируется в мировое сообщество. Такое явление, как туристско-рекреационные зоны, для России вовсе уникально, и поэтому здесь есть возможность привнести что-то свое, новое [2, с. 24].
Однако с вводом особых экономических зон туристско-рекреационного типа появились и проблемы, которые требуют незамедлительного решения. Среди них, по мнению заместителя руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами О. Марковой, вопрос подготовки и переподготовки кадров. Повышение качества услуг в сфере туризма невозможно без высококвалифицированного персонала - считают в Федеральном агентстве. [2, c. 26].
В феврале-марте 2007 г. постановлениями Правительства РФ в России создано семь особых экономических зон туристско-рекреационного типа:
в Краснодарском крае;
в Ставропольском крае;
в Иркутской области;
в Республике Бурятия;
«Алтайская долина» в Республике Алтай;
«Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае;
в Калининградской области;
на территории острова Русский Приморского края.
Что такое туристско-рекреационная особая экономическая зона? Понятие туристско-рекреационной деятельности дается в ч. 2.1 ст. 10 Закона, где говорится, что под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод. Данное определение полностью удовлетворяет определенным практическим потребностям, сложившимся на данном этапе развития экономики страны. Как видим, к туристско-рекреационной деятельности отнесена и санаторно-курортная сфера, и производственная сфера по разработке месторождений минеральных вод и лечебных грязей, строительство и эксплуатация объектов туристской индустрии. Отныне туристская индустрия и курорты с лечебницами становятся едиными по своей сути. У последних наряду с социальными функциями теперь появилась мощная экономическая функция. Такое явление, как ТРЗ, распространено незначительно, а для России оно и вовсе уникально. Поэтому оно носит инновационный характер [5].
По оценкам ВТО, возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Как видим, возможности и перспективы существенны.
На наш взгляд, каждый вид деятельности должен выполнять специалист, имеющий определенные знания, умения и навыки. Поэтому в системе вузов туристского профиля должен быть создан ряд новых специальностей для работы в туристско-рекреационных особых экономических зонах, как того требует новый Федеральный закон.
Туристский бизнес - это производственная деятельность, результатом которой является совокупность товаров длительного и краткосрочного пользования и услуг (транспорт, размещение, питание, развлечения и т.д.), которые представляются временным посетителям стран, регионов, курортов, достопримечательных мест.
Туризм постоянно развивается несмотря на различные препятствия политического, экономического и социального характера. Туристский бизнес во многих случаях является инициатором и экспериментатором в освоении и внедрении современных передовых технологий, непрерывно изменяет формы и способы предложения и предоставления услуг, открывает и осваивает новые возможности. Сфера туризма сегодня одна из наиболее перспективных и прибыльных. В мире на его долю приходится около 10% мирового валового дохода, 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% мировой торговли услугами.
На развитие туризма влияют технологические уклады экономики, социальное и культурное состояние общества, новые знания, приобретаемые людьми. В наше время туризм превратился в ведущую экономическую отрасль, он прямо или косвенно связан со многими отраслями производства и активно влияет на их развитие, причем это влияние приносит экономическую выгоду, намного превышающую прямые доходы от туризма. Вот почему базовой инновацией, внедряемой сейчас во многих странах мира по инициативе ВТО, является система комплексной оценки экономического эффекта от туристской деятельности - вспомогательный счет туризма.
Туризм является и социальным явлением, поскольку отражает улучшение качества жизни людей, их стремление к познанию исторического и культурного наследия стран и народов, сохранению окружающей среды.
В туризме ежедневно внедряются инновации самого разнообразного толка под влиянием как НТП, так и интеллектуального развития человечества.
Инновации в сфере туризма иногда возникают совершенно неожиданно и даже непредсказуемо под влиянием событий в обществе. Поэтому изучение инновационных процессов, причин появления новшеств, разработка методов их внедрения представляет значительный и практический научный интерес.Также важна роль государства в развитии инноваций в сфере туризма, а разработка и реализация механизмов государственной поддержки данных направлений актуальна.
1. Афонин, И.В. Инновационный менеджмент / И.В. Афонин. – М., 2004. – 265 с.
2. Богданова, С. ОЭЗ: новый инструмент развития территорий / С. Богданова // Туризм. - 2006. - N 1. – С.23-31.
3. Богданова, С. Лед тронулся... / С. Богданова // Туризм. - 2006. - N 5. – С. 19-26.
4. Васильева, Л.Н. Методы управления инновационной деятельностью / Л.Н. Васильева. – М., 2005. – 196 с.
5. Егоров, В.Е. Туристско-рекреационные особые экономические зоны Российской Федерации: понятия, перспективы и проблемы в профессиональной подготовке специалистов / В.Е. Егоров // http://www.rosez.ru/?news_id=
6. Изотова, М.А. Инновации в социокультурном сервисе и туризме / М.А. Изотова, Ю.А. Матюхина // http://lib.rus.ec/b/204773/
7. Ильшев, А.М. Учет и анализ инновационной и инвестиционной деятельности организации / А.М. Ильшев. – М., 2005. – 246 с.
8. Инновационные аспекты управленческой деятельности на предприятиях сферы туризма / А.А. Жуков, Н.Д. Закорин. – М., 2006. – 321 с.
9. Малахова, Н.Н. Инновации в туризме и сервисе / Н.Н. Малахова, Д.С. Ушаков. - М., 2008. - 224с.
10. Новиков, В.С. Инновации в туризме / В.С. Новиков. - М., 2007. - 208 с.
11. Пирогова, О.В. Рекреационные ресурсы как концепт в системе непрерывного профессионального туристского образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук / О.В. Пирогова. - М., 2005. - 34 с.
12. Севастьянова, С.А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства / С.А. Севастьянова. - М., 2007. - 256 с.
Для проведения исследований в определенных рамках рассмотрим те компании, которые изучили и успешно применяют новые концепции в своей деятельности. Это позволит выяснить причины успешных нововведений, а также выявить два основных предположения о том, что же сдерживает введение новшеств в туризме.
Во-первых, это нежелание снизить сопротивление инновациям внутри самих организаций. Во-вторых, это нерушимость коммуникационных барьеров между учеными, участвующими в исследовательском процессе, результаты которых могут быть применены в туризме, и управленцами. Исторически сложилось, что управленцы и ученые испытывали затруднения в понимании друг друга. Организации и предприятия - это консерваторы, активно сопротивляющиеся любым переменам. Как правило, ученые представляют менеджеров как бюрократов, бумажных червей и тунеядцев, не способных к творческому неординарному мышлению и являющихся препятствием для творческих личностей, пытающихся работать эффективно. Менеджеры, по мнению ученых, больше заинтересованы в деньгах и власти, чем в знаниях и инновациях [7, c.155].
Менеджеры же представляют ученых как капризных единоличников, не имеющих понятия о межличностных отношениях, сухих специалистов, абсолютно не заботящихся как о продуктивности и экономии, так и об общих целях предприятия. Ученые преднамеренно представляют свою работу как таинственную и непостижимую и возражают против любых видов контроля. Они больше заинтересованы в том, чтобы произвести впечатление на своих коллег-ученых, чем в успехе предприятия, на которое они работают. Однако управленцы настаивают на преодолении любых барьеров, мешающих коммуникациям между учеными и руководством компаний [16, c.95]. Современные новаторы осознают значимость сотрудничества и поддержания контактов между ними и ставят целью превратить инновации в туризме в непрерывный процесс.
Информация о работе Перспективны инновационные проекты в СКС и туризме