Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:11, контрольная работа
К концу 70-х годов определились три основные части экскурсионного дела: теория, методика, практика.
Представляя собой совокупность обобщенных положений, экскурсионная теория создает предпосылки для появления новой науки — экскурсоведение, которое встало в один ряд с такими науками, как краеведение, музееведение, клубоведение и книговедение.
Введение 3
2 Функции экскурсии 4
3 Признаки экскурсии 6
4 Классификация экскурсий 7
5 Заключение 10
6 Список литература
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Белорусский
государственный университет
ИНСТИТУТ
ТУРИЗМА
Контрольная работа
по дисциплине «Экскурсоведение»
Тема: «Понятие экскурсии, ее признаки. Функции экскурсии,
требования к ней. Классификация экскурсий»
Подготовил: слушатель группы № Специальности Менеджмент туристской индустрии
Факультета повышения квалификации и переподготовки кадров
Кафедры
непрерывного образования в туризме
Минск 2012
Оглавление
1 | Введение | 3 |
2 | Функции экскурсии | 4 |
3 | Признаки экскурсии | 6 |
4 | Классификация экскурсий | 7 |
5 | Заключение | 10 |
6 | Список литература | 11 |
1. Введение
К концу 70-х годов определились три основные части экскурсионного дела: теория, методика, практика.
Представляя собой совокупность обобщенных положений, экскурсионная теория создает предпосылки для появления новой науки — экскурсоведение, которое встало в один ряд с такими науками, как краеведение, музееведение, клубоведение и книговедение.
Для работников
туристско-экскурсионной
Экскурсионная
теория — это совокупность понятий:
функции экскурсии, ее основные признаки
и аспекты; особенности показа и рассказа;
экскурсионный метод; классификация экскурсий;
дифференцированный подход к экскурсионному
обслуживанию; методология и методика;
элементы экскурсионной педагогики и
логики; основы профессионального мастерства
экскурсовода.
С наибольшей
полнотой и определенностью экскурсионна
Само же экскурсоведение представляет собой комплексную научную дисциплину, раскрывающую теорию, методологию и методику экскурсионной деятельности, историю экскурсионного дела и обобщающую практику туристско-экскурсионных учреждений, функции, выполняемые экскурсией.
Бурное развитие экскурсионных туров началось во второй половине XX столетия и связано с экономическими, транспортными, социально-политическими тенденциями развития.
Термин «экскурсия» происходит от латинского слова «excursio» - поездка.
Можно проследить трансформацию определения экскурсии по мере расширения задач и углубления ее содержания:
1882 г. В.Даль
«Э.- проходка,
прогулка,выход на поиск чего-то,
для собирания трав и пр.»
1940 г. Толковый словарь рус. яз.
(Л.Н. Ушаков)
«Э.- коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью»
1978 г. Большой Советская Энциклопедия
«Э.- это посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятников культуры, музеев, предприятий, местности и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится под руководством специалиста-экскурсовода».
Таким образом, экскурсия, бывшая первоначально прогулкой или поездкой с учебно-научной целью, превращается в настоящее время в одну из форм познания окружающего мира, приобщающую человека к сокровищам культуры и искусства, способствующую расширению коммуникативных связей и обогащающую эмоционально-образный мир экскурсантов непосредственными, яркими впечатлениями от встречи с достопримечательностями в их естественной обстановке или в хранилищах коллекций.
Можно сказать, что экскурсия - основа туризма, суть всего путешествия.
Специфика
экскурсии заключается в органическом
сочетании в ней показа и рассказа. Экскурсовод
показывает экскурсантам объекты и сопровождает
показ комментарием, пояснениями, историческими
справками.
2
Функции экскурсии
Функция (как понятие) в переводе с латинского означает исполнение, осуществление, выполнение, круг деятельности, назначение, обязанность, роль. Функция – это внешнее проявление какого-либо объекта, форма работы учреждения, предприятия. Функционировать – это означает действовать, работать. Функции экскурсии рассматриваются как ее главные свойства.
Экскурсию относят к той группе занятий, которая определяется термином «учеба и самообразование». Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека. Уже в 1920-е годы ученые-экскурсионисты приходят к мысли о том, что экскурсия не отдых, а умственный труд, требующий от экскурсантов большего напряжения, чем обычная прогулка по городу.
Системность знаний, сообщаемых в экскурсии, ее привлекательность в связи с наличием элемента «путешественности», возможность выбора в соответствии со своими интересами – все это делает экскурсию популярным занятием для людей.
Экскурсия
занимает важное место в ряду форм
учебы без отрыва от работы. Заметно
возрастает роль экскурсии в организации
культурного досуга там, где экскурсионные
учреждения и музеи перешли от
эпизодических мероприятий к
мероприятиям по циклам. Экскурсионный
цикл ставит задачей дать экскурсантам
систему знаний (например, по истории родного
города, о памятниках культуры и истории,
расположенных на его территории). В крупных
культурных центрах эта задача может быть
сужена. Здесь цикл из 5–6 экскурсий посвящается
показу, например, исторических памятников.
Экскурсия – это синтез нескольких форм культурно-воспитательной работы. В нее в качестве тематически встроенных и методически оправданных частей могут быть включены:
а) фрагменты из художественных фильмов, научно-популярный или хроникально-документальный фильм целиком; б) выступления участников или очевидцев событий, ветеранов войны (1941–1945 гг.) в экскурсиях на военно-патриотические темы;
в) встреча с руководителями промышленных или сельскохозяйственных предприятий, инженерно-техническими работниками, передовыми рабочими в экскурсиях на производственные темы;
г) прослушивание музыкальных произведений, посвященных жизни и творчеству композиторов, артистов, музыкантов;
д) прослушивание
выступлений государственных и
общественных деятелей в звукозаписи,
в экскурсиях на исторические и историко-революционные
темы.
Каждая конкретная
экскурсия может выполнять
3
Признаки экскурсии
Общими признаками для всех экскурсий являются:
1. Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток.
2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).
3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.
4. Наглядность,
зрительное восприятие, показ экскурсионных
объектов на месте их
5. Передвижение
участников экскурсии по
6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.
7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).
Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.
Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:
– у автобусных — обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;
– у музейных — знакомство с материалами, расположенными на стендах;
– у производственных — демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).
Значение признаков экскурсии состоит в том, что их правильное понимание не позволяет ошибочно толковать сущность экскурсии.