Понятие экскурсии, ее признаки. Функции экскурсии, требования к ней. Классификация экскурсий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:11, контрольная работа

Описание

К концу 70-х годов определились три основные части экскурсионного дела: теория, методика, практика.
Представляя собой совокупность обобщенных положений, экскурсионная теория создает предпосылки для появления новой науки — экскурсоведение, которое встало в один ряд с такими науками, как краеведение, музееведение, клубоведение и книговедение.

Содержание

Введение 3
2 Функции экскурсии 4
3 Признаки экскурсии 6
4 Классификация экскурсий 7
5 Заключение 10
6 Список литература

Работа состоит из  1 файл

Контр экскур.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)

Лишены  необходимых признаков те мероприятия, которые могут быть обозначены общим термином – «гидизм» — бессистемный осмотр достопримечательных мест, памятников истории и культуры. Гидизм следует рассматривать как отрицательное явление, результат несерьезного подхода к подготовке и проведению экскурсии. Экскурсия и беглый осмотр объектов с помощью гида – это разные понятия. Гидизм беспокоил ученых-экскурсионистов еще на заре развития экскурсионного дела.    

Образ гида нашел отражение в литературе, письмах и мемуарах путешественников. Об одном из таких описаний говорит  ученый-экскурсионист М. П. Анциферов: «Портрет гида обрисован случайными штрихами, но образ получился вполне законченный. Тут и самодовольство учености, и ссылка на источники, и глубокомысленные вздохи, и скакание с одного предмета на другой без всякой связи. Так было в старину, так останется и теперь, где нет правильно поставленных экскурсий». Ученый приходит к выводу, что гидизм – злейший враг экскурсионного дела. Этот вопрос беспокоил экскурсионных работников и ученых не только в 20-е годы. О его важности немало говорили и писали в наше время. Приведем одно из свидетельств: «Только раскрытие темы на зрительных объектах можно считать экскурсией, в отличие от показа объектов в порядке их появления перед глазами экскурсанта, так называемого «гидизма». Гид лишь «комментирует» объекты экскурсии» 

4 Классификация экскурсий 

  1. По  содержанию:

    1.1 Обзорные (многоплановые)

  • используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д.).
  • В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом.
  • Хронологические рамки такой экскурсии - время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.
  • В каждой из них освещается несколько подтем: история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.).
  • В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю.
 

    1.2 Тематические

    • Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы.
    • исторические,
    • производственные,
    • природоведческие (экологические),
    • искусствоведческие,
    • литературные,
    • архитектурно-градостроительные.
 

ИСТОРИЧЕСКИЕ

    - историко-краеведческие;

    - археологические;

    - этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей;

    - военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы;

    - историко-биографические  (по  местам жизни  и деятельности известных людей);

    - экскурсии в исторические музеи. 

ПРИЗВОДСТВЕННЫЕ

    - производственно-исторические;

    - производственно-экономические   (например,   банковская, биржевая деятельность, рынок недвижимости и др.);

    - производственно-технические;

    - профессионально-ориентационные для учащихся.  

ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ 

    - историко-театральные  (например,   «Из  истории  русского театра», «Цыганский театр в Москве» и др.);

    - историко-музыкальные (например, «Москва музыкальная» и др.);

    - по народным художественным промыслам (например,Гжель, Палех, Федоскино и др.);

    - по местам жизни и деятельности деятелей культуры;

    - в картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов. 

ЛИТЕРАТУРНЫЕ 

    - литературно-биографические.  Проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга;

    - историко-литературные, раскрывающие определенные периоды    развития    русской    национальной   литературы;

    -литературно-художественные - это поэтико-текстовые 
    экскурсии (например: «Белые ночи в Санкт-Петербурге») или экскурсии по местам, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя.
     
     

АРХИТЕКТУРНО_ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ

    - экскурсии с показом архитектурных построек данного города;

    - экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода;

    - экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора;

    - экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам;

    - экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры;

    - экскурсии по новостройкам. 
     

          2 По составу участников:

  • индивидуальные;
  • для местного населения;
  • приезжих туристов;
  • взрослых;
  • школьников и т. д.

Особенности восприятия экскурсионного материала  каждой из указанных групп требуют  внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность. 

    1. По  месту проведения:
      • городские,
      • загородные,
      • производственные,
      • музейные,
      • комплексные
 
    1. По  форме проведения:
      • экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10–20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т.д.;
      • экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;
      • экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);
      • экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;
      • экскурсия-спектакль – это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.
 

                       Экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов. Это может быть:

  • экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;
  • экскурсия-демонстрация – это наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т.д.;
  • экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;
  • учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;
  • пробная экскурсия представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форму проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;
  • показательная экскурсия – это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т.д.;
  • рекламная экскурсия.
 
    1. По  способу передвижения:
      • пешеходные,
      • транспортные,
      • комбинированные
 

    5 Заключение

          Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в хозяйственном и культурном строительстве. От таких важных средств информации, как газета, радио, телевидение, лекция, экскурсию отличает более высокая наглядность. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом объектов. Наличие информации в экскурсиях не означает, что экскурсовод должен, отступая от темы, делать сообщения о последних событиях международной жизни. Основой для проведения экскурсии является утвержденный текст. Не следует дополнять содержание тематической экскурсии материалами из утренних радиопередач или свежих номеров газет, если речь не идет о сообщениях чрезвычайной важности. 

    6 Список литература: 

  1. Биржаков  М.Б. Введение в туризм. – СПб., 1999. – 192с.
  2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. – 5-е изд. – М.: Советский спорт, 2004. – 216 с.
  3. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. – М., 2001.-с.180-184.
  4. Кайманова Т.А. Экскурсоведение: учеб. пособие. – Пенза: ПГУ, 2004.
  5. Маслюкова Т.А. Экскурсоведение: Методика подготовки и проведения экскурсии: Учеб. пособие. – Шахты, 2003. – 66 с.
  6. Пузакова Е.П. Чистякова В.А. Международный туристический бизнес. – М.,1997. - 176с.
  7. Юренева Т. Ю. Музееведение: Учебник/Т. Ю. Юренева. — М.: Академический проект, 2003.—560 с.

Информация о работе Понятие экскурсии, ее признаки. Функции экскурсии, требования к ней. Классификация экскурсий