Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:16, курсовая работа
Развитие туристического бизнеса в условиях рынка требуют наличия рекреационных ресурсов, капитала, технологий, кадров. В отличие от других отраслей экономики, туристские ресурсы очень многообразны и включают природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления. Кроме прочего, составной частью рекреационных ресурсов являются люди, которые работают в сфере туризма или могут принять участие в организации и обслуживании рекреационной деятельности.
Введение
Проблема транспорта в туризме:
- Виды и средства перевозок в туризме
- Особенности организации транспортной деятельности
- Повышение эффективности туристических услуг с учетом
транспортной составляющей
Список используемой литературы
Европейская часть России имеет развитую сеть железных дорог, однако в Сибири и на Дальнем Востоке железнодорожные магистрали проложены лишь в южной части региона (транссибирская магистраль и БАМ). Автомобильные дороги в этой части России существуют лишь в зимнее время (зимники). Есть страны, где железных дорог нет. Это Афганистан, Белиз и ряд других стран. Норвегия занимает пространство на Скандинавском полуострове, протяженное вдоль береговой линии с резким горным рельефом местности и глубокими фьордами, поэтому в стране развито авиационное сообщение.
Подвижность населения.
Другим важным фактором в системе перевозок пассажиров и туристов является подвижность населения, что зависит от традиций, обычаев и образа жизни населения и, что немаловажно, его платежеспособности. В СССР стоимость перевозки была низка адекватно платежеспособности населения, подвижность населения была высока, транспорт загружен сверх нормы. В постперестроечный периоде России возник кризис в связи несоответствием доходов населения и стоимости перевозки, платежеспособность населения в этом смысле снизилась, адекватно уменьшились объемы транспортных пассажирских и туристских перевозок.
В СССР общий объем перевозок в 1940 году составил 2050 млн. пассажиров в год. К 1988 году объем перевозок составил 55423 млн. пассажиров в год. Железные дороги в 1940 году были основным доступным населению средством передвижения, а протяженность путей сообщения составляла 106 тыс. км. Каждый среднестатистический житель СССР в 1940 году путешествовал на расстояние 517 км, в 1970 году -- 1294 км, а в 1988 году -- 1443 км. В 1980 году протяженность (эксплуатационная длина) железнодорожных магистралей составила 141 тыс. км, в том числе электрифицированных 43,7 тыс. км, объем пассажирских перевозок составил 3728 млн. чел. В 1986 году протяженность магистралей увеличилась до 145,6 тыс. км, в том числе электрифицированных до 50,6 тыс. км, объем пассажирских перевозок - до 3834 млн. чел.
Протяженность автомобильных дорог в СССР составляла в 1984 году 1517 тыс. км, в том числе с твердым покрытием 1097 тыс. км (против 141 тыс. км в 1940 г.). Перевозка пассажиров автобусным сообщением общего пользования в 1940 году 0,6 млрд. чел, в 1984 году 45,8 млрд. чел.
Подвижность населения
существенным образом зависит от
его платежеспособности и политико-экономической
ситуации в стране и регионе. В период
1991--1999 годы по причинам высокой стоимости
транспортных перевозок и падения платежеспособного
спроса подвижность населения России
практически во всех регионах резко упала.
Однако с улучшением экономической ситуации
в 2000 году возник повышенный спрос и снова,
как и в советские времена, в летний сезон
возникли серьезные проблемы с отсутствием
билетов практически на все виды транспорта.
Особенности организации транспортной деятельности
Происшедшие изменения в развитии туризма отражаются как на организации путешествий, так и на системе транспортного обслуживания. Массовый характер туристских потоков предопределяет появление новых потребностей, нового отношения туристов к мотивам, целям и предпочтениям в организации туристских путешествий. В результате этого наряду с классическими появляются новые виды туризма, которые поднимают туристский спрос на качественно новый уровень, требующий от транспорта удовлетворения новых потребностей в его услугах. Вот почему транспортные организации наряду с количественным и качественным совершенствованием своей материально-технической базы должны в своей деятельности учитывать новые требования и организационные изменения, включающие:
а) обособление самостоятельных транспортных предприятий, чья деятельность в целом (или в преобладающей степени) заключается в осуществлении транспортных перевозок туристов;
б) осуществление
интеграции транспортных и туристских
предприятий. Это особенно характерно
для самых крупных
в) создание специализированного
звена в рамках туристских предприятий,
перед которым ставится задача содержания
собственного парка транспортных средств
с целью обеспечения
г) установление прочных взаимосвязей и осуществление тесных контактов между транспортными и туристскими предприятиями для достижения максимальной координации деятельности, связанной с обслуживанием иностранных и местных туристов. В связи с этим характерно создание туристских агентств - организаторов туристских путешествий и эксплуатации транспортных средств;
д) проведение реорганизации и перестройки деятельности транспортных предприятий в зависимости от конъюнктуры международного туристского рынка или сезонных колебаний в туризме. Например, транспортные средства перемещают из линейных в чартерные или круизные туристские путешествия в зависимости от распределения туристского спроса и экономических интересов транспортных предприятий. Во время активного туристского сезона большая часть автотранспорта используется для перевозок с туристскими целями, вводятся в действие специальные сезонные и туристские поезда, интенсифицируются транспортные связи с туристскими местностями;
е) проведение организационных
изменений, связанных с территориальным
размещением транспорта, преимущественным
развитием новых туристских районов
или формированием новых
Повышение эффективности туристических услуг с учетом транспортной составляющей
Наша страна
обладает огромным туристическим потенциалом:
разнообразные климатические
В среднесрочной
перспективе ожидается
Проблема
Согласно рекомендациям ВТО, всех путешественников, пересекающих внешние границы стран, подразделяют на тех, которые должны быть включены в статистику туризма и названы гостями и на тех, кого не включают в статистику исходя из мотивов их визита. Обобщив все вышеизложенное, можно выделить три группы международных путешественников:
1) иностранный гость - любая персона, уезжающая в другую страну, не являющуюся его постоянным местом жительства, на период, не превышающий 12 месяцев, при этом главная цель визита иная, чем оплачиваемая деятельность;
2) иностранный
турист - это гость, проживающий
в стране временного
3) экскурсант - это иностранный гость, который не ночует в стране пребывания, а возвращается , например, на судно или на поезд, на котором он прибыл в страну.
Туризм характеризуется наиболее динамичным и бурным развитием, особенно за последние десятилетия.
Индустрия туризма
- это неотъемлемая составная часть
экономики всех развитых стран. Основными
народнохозяйственными
доходная, например: по оценке швейцарских
специалистов, совокупный вклад туризма
в экономику их страны практически равен
доле ВВП, производимой в банковском деле,
- 8,2%. К сожалению, доля туризма в валовом
внутреннем продукте России ничтожно
мала - менее 1%. Объем всех платных услуг
в 1995 году составил около 40 трлн. рублей
в фактически действовавших ценах, из
них туристско - экскурсионные услуги
-всего 1,4%; внешнеэкономическая (баланс
доходов от туризма и расходов на него).
Россия на современном этапе ее туристского
развития, имея отрицательное сальдо туристского
баланса или пассивный туристский платежный
баланс, то есть превышение расходов на
поездки россиян за границу над доходами
от иностранных туристов, относится пока
к стране, направляющей своих граждан
в качестве туристов в другие страны. В
1997г. сальдо туристского баланса Ф составило
1,6 миллиона человек, а в 1996 году вывоз
валюты российскими туристами превысил
ввоз ее иностранными туристами на 6,1 млрд.
долларов. Но в последние годы наблюдается
тенденция к сокращению этой разницы;
создание рабочих мест. Наличие достаточно
развитой туристской индустрии в определенной
местности позволяет решать проблему
занятости рабочих рук, так как туризм
является одной из самых трудозатратных
отраслей, в большинстве случае не поддающихся
механизации и автоматизации. Например,
в гостиничном бизнесе средний показатель
занятости составляет 3 # еловека обслуживающего
персонала на 10 туристов (от 2 до 5 человек
в зависимости от категории отеля). В гостиницах
5* на обслуживании 1200 человек занято до
600 человек. Таким образом, туризм в связи
со своей способностью привлекать значительные
трудовые ресурсы, доходностью и быстрой
окупаемостью дает возможность повышения
уровня жизни трудящихся; выравнивающая.
Создание туристских предприятий в удаленных,
малонаселенных и индустриально слаборазвитых
регионах частично нейтрализует такие
последствия прогресса, как отток населения
в городские агломерации, разрушение традиционного
уклада жизни сельского населения. В ФРГ
земля Шлезвиг-Гольштейн, одна из самых
маленьких по территории и наименее развитая
в индустриальном отношении, привлекает
благодаря пляжам и сельскому ландшафту
больше туристов, чем Гамбург, Бремен,
Берлин и Саар вместе взятые. Предприятия,
работающие в туристской отрасли, производят
новые продукты и содействуют накоплению
ценностей. Туризм также не только напрямую,
но и косвенно содействует занятости населения
путем обеспечения мест в других отраслях.
Экономическая деятельность в секторе
туризма вносит вклад в создание национального
дохода, т.е. влияет на благосостояние
людей, чье рабочее место напрямую и косвенно
зависит от туризма. Совокупный вклад
туризма в экономику страны включает как
прямой, так и косвенный вклад. Прямое
влияние - это результат расходов туриста
на покупку услуг и товаров туризма. Косвенный
вклад туризма в экономику страны проявляется
в эффекте повторения затрат туристов
на покупку услуг и товаров в определенное
время и в определенном месте; предоставление
возможностей для развития личности. Стремление
к познанию всегда было неотъемлемой частью
человеческой личности. Совмещение отдыха
с познанием жизни, истории, культуры других
народов - вот та задача, которую в полной
мере может выполнить туризм. Гуманитарное
значение туризма значительно шире познавательной
функции. Туризм заинтересован в дружбе
и мире между народами, так как это является
одним из условий его деятельности. Воспроизводящая,
одна из основных функций туризма, с социальной
точки зрения, направленная на восстановление
сил, затраченных при выполнении определенных
производственных и бытовых функций. Туризм
может дать человеку перемещение, обеспечивающее
смену обстановки и изменение привычного
образа жизни, то есть дополнительный
контраст производственной жизни. Недаром
в странах существует «социальный туризм»,
который субсидируется из средств, выделяемых
на социальные нужды. Эта деятельность
считается очень важной, с точки зрения
восстановления трудоспособности рабочих
и служащих и их последующей отдачи.
Несмотря на
то, что туристический рынок
1.Неосязаемость
услуг. Туристические услуги
2. Неотделимость
услуг от производителя. Если
товар в его материально-
3. Невозможность
хранения услуг. Услугу
4. Невозможность
транспортировки услуг. Это