Проблема транспорта в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:16, курсовая работа

Описание

Развитие туристического бизнеса в условиях рынка требуют наличия рекреационных ресурсов, капитала, технологий, кадров. В отличие от других отраслей экономики, туристские ресурсы очень многообразны и включают природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления. Кроме прочего, составной частью рекреационных ресурсов являются люди, которые работают в сфере туризма или могут принять участие в организации и обслуживании рекреационной деятельности.

Содержание

Введение
Проблема транспорта в туризме:
- Виды и средства перевозок в туризме
- Особенности организации транспортной деятельности
- Повышение эффективности туристических услуг с учетом
транспортной составляющей
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

транспорт.doc

— 110.00 Кб (Скачать документ)

Европейская часть  России имеет развитую сеть железных дорог, однако в Сибири и на Дальнем Востоке железнодорожные магистрали проложены лишь в южной части региона (транссибирская магистраль и БАМ). Автомобильные дороги в этой части России существуют лишь в зимнее время (зимники). Есть страны, где железных дорог нет. Это Афганистан, Белиз и ряд других стран. Норвегия занимает пространство на Скандинавском полуострове, протяженное вдоль береговой линии с резким горным рельефом местности и глубокими фьордами, поэтому в стране развито авиационное сообщение.

Подвижность населения.

Другим важным фактором в системе перевозок  пассажиров и туристов является подвижность  населения, что зависит от традиций, обычаев и образа жизни населения  и, что немаловажно, его платежеспособности. В СССР стоимость перевозки была низка адекватно платежеспособности населения, подвижность населения была высока, транспорт загружен сверх нормы. В постперестроечный периоде России возник кризис в связи несоответствием доходов населения и стоимости перевозки, платежеспособность населения в этом смысле снизилась, адекватно уменьшились объемы транспортных пассажирских и туристских перевозок.

В СССР общий  объем перевозок в 1940 году составил 2050 млн. пассажиров в год. К 1988 году объем  перевозок составил 55423 млн. пассажиров в год. Железные дороги в 1940 году были основным доступным населению средством передвижения, а протяженность путей сообщения составляла 106 тыс. км. Каждый среднестатистический житель СССР в 1940 году путешествовал на расстояние 517 км, в 1970 году -- 1294 км, а в 1988 году -- 1443 км. В 1980 году протяженность (эксплуатационная длина) железнодорожных магистралей составила 141 тыс. км, в том числе электрифицированных 43,7 тыс. км, объем пассажирских перевозок составил 3728 млн. чел. В 1986 году протяженность магистралей увеличилась до 145,6 тыс. км, в том числе электрифицированных до 50,6 тыс. км, объем пассажирских перевозок - до 3834 млн. чел.

Протяженность автомобильных дорог в СССР составляла в 1984 году 1517 тыс. км, в том числе  с твердым покрытием 1097 тыс. км (против 141 тыс. км в 1940 г.). Перевозка пассажиров автобусным сообщением общего пользования в 1940 году 0,6 млрд. чел, в 1984 году 45,8 млрд. чел.

Подвижность населения  существенным образом зависит от его платежеспособности и политико-экономической  ситуации в стране и регионе. В период 1991--1999 годы по причинам высокой стоимости транспортных перевозок и падения платежеспособного спроса подвижность населения России практически во всех регионах резко упала. Однако с улучшением экономической ситуации в 2000 году возник повышенный спрос и снова, как и в советские времена, в летний сезон возникли серьезные проблемы с отсутствием билетов практически на все виды транспорта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Особенности организации транспортной деятельности

Происшедшие изменения  в развитии туризма отражаются как на организации путешествий, так и на системе транспортного обслуживания. Массовый характер туристских потоков предопределяет появление новых потребностей, нового отношения туристов к мотивам, целям и предпочтениям в организации туристских путешествий. В результате этого наряду с классическими появляются новые виды туризма, которые поднимают туристский спрос на качественно новый уровень, требующий от транспорта удовлетворения новых потребностей в его услугах. Вот почему транспортные организации наряду с количественным и качественным совершенствованием своей материально-технической базы должны в своей деятельности учитывать новые требования и организационные изменения, включающие:

а) обособление  самостоятельных транспортных предприятий, чья деятельность в целом (или в преобладающей степени) заключается в осуществлении транспортных перевозок туристов;

б) осуществление  интеграции транспортных и туристских предприятий. Это особенно характерно для самых крупных авиатранспортных фирм, которые в настоящее время контролируют огромный гостиничный фонд;

в) создание специализированного  звена в рамках туристских предприятий, перед которым ставится задача содержания собственного парка транспортных средств  с целью обеспечения транспортного  обслуживания туристов во время их пребывания в туристской местности;

г) установление прочных взаимосвязей и осуществление  тесных контактов между транспортными  и туристскими предприятиями  для достижения максимальной координации  деятельности, связанной с обслуживанием иностранных и местных туристов. В связи с этим характерно создание туристских агентств - организаторов туристских путешествий и эксплуатации транспортных средств;

д) проведение реорганизации  и перестройки деятельности транспортных предприятий в зависимости от конъюнктуры международного туристского рынка или сезонных колебаний в туризме. Например, транспортные средства перемещают из линейных в чартерные или круизные туристские путешествия в зависимости от распределения туристского спроса и экономических интересов транспортных предприятий. Во время активного туристского сезона большая часть автотранспорта используется для перевозок с туристскими целями, вводятся в действие специальные сезонные и туристские поезда, интенсифицируются транспортные связи с туристскими местностями;

е) проведение организационных  изменений, связанных с территориальным  размещением транспорта, преимущественным развитием новых туристских районов  или формированием новых потоков  турист» Если проследить историческое развитие французской или итальянской Ривьеры, испанского побережья или туристских районов Альп, то станет видно, что из слабых в прошлом хозяйственных районов они благодаря туризму в значительной степени улучшили свой экономический облик. Это же относится и к развитию транспорта и обеспечению лучшей транспортной доступности упомянутых районов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Повышение эффективности туристических  услуг с учетом транспортной составляющей

Наша страна обладает огромным туристическим потенциалом: разнообразные климатические условия, богатое культурное и историческое наследие - все это является привлекательным как для туристов других стран, так и для жителей различных регионов. Однако существует ряд проблем, которые тормозят развитие туризма, приводят к недополучению валютной выручки и, соответственно, доходов бюджета.

В среднесрочной  перспективе ожидается ужесточение  условий конкуренции в сфере  услуг как на внутреннем, так и  на мировом рынках в связи с  присоединением России к Всемирной  торговой организации (ВТО). Однако рыночные реформы в нашей стране отчетливо показали низкую ^ конкурентоспособность большинства услуг, прежде всего по их качеству. В результате интенсивной интеграции российской экономики в мировую и объективно сопутствующего этому процессу снятия барьеров «входа» на российские рынки иностранных операторов отечественные производители услуг будут находиться в жестких конкурентных условиях не только между собой, но и с зарубежными операторами.

Проблема конкурентоспособности  туристической индустрии является многофакторной и должна решаться по многим направлениям одновременно. Макроэкономическая стабилизация и институциональные реформы, направленные на улучшение инвестиционного климата, безусловно, создают условия для эффективного развития туристического бизнеса в долгосрочной перспективе, но вместе с тем, в силу объективных причин, эти преобразования не обеспечивают сами по себе достижения необходимых результатов на ближайшие годы. Решение проблем в туризме нецелесообразно ограничивать лишь спектром отраслевых задач. Это связано с главной особенностью туристических услуг - их невозможно перенести в пространстве. Для туристических услуг наличие смежных организаций является условием, без которого не может быть совершено потребление, поэтому туристские услуги должны производиться при высоких требованиях к инфраструктуре. Следовательно, совместная деятельность турфирм и их сотрудничество с организациями непосредственного обслуживания туристов является важным условием производства туристских товаров и услуг. При этом первостепенное значение имеет транспорт, одна из составляющих инфраструктуры туризма. Туристские перевозки являются важнейшим составным элементом туристской индустрии и неотъемлемой частью туристского продукта. Самым молодым и активно развивающимся видом транспорта является воздушный. Авиаперевозки занимают более одной трети от всех перевозок международных туристов. Однако в настоящий момент существует несколько проблем, которые возникают на стыке услуг турфирм и транспортных fc- организаций. Самая главная из них состоит в том, что транспортные затраты в структуре цены туруслуги составляют 40-50%. Такое соотношение не позволяет туристическим фирмам вести гибкую ценовую политику при продаже всего пакета услуги. Другой проблемой является то, что многие транспортные предприятия и компании не только осуществляют перевозку туристов, но и обеспечивают перевозку обычных пассажиров, почты и грузов, не имеющих отношения к туризму. Поэтому при перевозке туристов авиаперевозчики не делают различий " между просто пассажиром и туристом. На отечественном рынке авиаперевозок практически полностью отсутствует предложение дополнительных услуг для туристов, тогда как у зарубежных перевозчиков это весьма распространенная практика. Освоение нашего туристического рынка иностранными авиаперевозчиками, предлагающими услугу на порядок выше по уровню качества и надежности по сравнению с отечественными компаниями, ведет к утечке валюты за рубеж. За последнее время стоимость перевозок в ходе конкурентной борьбы а также в результате падения спроса была весьма снижена. Вследствие этого на первый план выходят неценовые способы конкуренции, которые предполагают привлечение клиента путем повышения качества предлагаемой услуги и предложения дополнительных услуг к основным. Развитие современной цивилизации характеризуется ускоренным ростом сектора услуг по сравнению с другими секторами национального хозяйства. Это обусловлено в первую очередь действием таких факторов, как рост общественной производительности труда, следствием которого является повышение материального благосостояния людей, а также изменением соотношения трудовой и досуговой деятельности человека в результате общественного разделения труда. Российский рынок услуг начал формироваться в первой половине 90-х годов, ледуя процессу рыночных реформ и приватизации. До этого времени деятельность в большинстве секторов услуг жестко регулировалась государством, а в ряде из них государство являлось основным поставщиком услуг. С начала 90-х годов до настоящего времени отечественный рынок услуг находится в процессе непрерывного развития. Наибольшая активность наблюдалась в туризме и в целом в индустрии развлечений , страховании и телекоммуникациях . В 2000г. доля сферы услуг в ВВП России составила около 55%, в то время как в 1990г. эта доля в ВВП РСФСР равнялась 35%. Существенную роль играет сфера услуг в решении вопросов занятости населения : доля занятых в сфере услуг в общей занятости населения достигает 56%. С другой стороны, роль сферы услуг в экономике России еще недостаточно высока - в ВВП развитых стран ее доля превышает 65%, а в США достигает 77%. В соответствии с ГОСТ РФ 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения», под услугой понимается результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя. Услуга представляет собой не вещь, не товар, а процесс, деятельность. Как правило, эта деятельность не имеет материального результата. Всем услугам присущ один общий признак - результату предшествует совершение действий, не имеющих материального воплощения, составляющих вместе с ним единое целое. Поэтому при оказании услуги продается не сам результат, а действия, к нему приведшие. Именно эта отличительная особенность услуги от товаров или выполненных работ закреплена в статьях 779-780 Гражданского кодекса РФ. При этом статьей 780 ГК РФ оговорено, что «если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услугу лично». Таким образом, в Гражданском кодексе отражена экономическая сущность услуги и подчеркнута главная ее особенность - нематериальность. Из всего многообразия услуг рынок туризма выступает как самостоятельный вид рынка, входящий в общую рыночную систему, но при этом сохраняющий свою ярко выраженную индивидуальность. Технический прогресс привел к снижению чисто физической усталости и к увеличению нервного напряжения, что требует развития современных форм организации отдыха. В результате стандартизации трудовых процессов и форм потребления создается явление, характеризуемое социальными психологами как однообразное потребление. Туризм разрывает этот монотонный ряд. Усилению потребности в туризме также способствует такое явление как урбанизация. Урбанизация препятствует отдыху после работы, т.к. жители городов изолированы от природы. Поэтому исследователи считают, что одним из лучших решений, связанных со снятием усталости, вызванной урбанизацией, являются путешествия. В конечном итоге было определено, что все факторы, вызывающие потребности в туризме, можно разделить на четыре группы: познавательная, региональная, экономическая, психологическая. Туристское движение представляет собой еще и несравнимое средство развития интеллекта, а туристские потребности стали постепенно обязательной нормой жизни всего населения. Сегодня международный туризм трансформирует прежде закрытые общества в открытые универсальные общества, где контакты между людьми из разных стран становятся повседневной реальностью. Это удовлетворяет потребности людей во встречах и обменах другими культурами. Неоспоримо, что туризм является одним их влиятельнейших феноменов (если не самый влиятельный) экономического и социального развития общества. Составление информации о туристских потоках и в целом экономический анализ международного туризма базируется на принятых точных и универсальных определениях, которые описывают характеристики международного туризма, классифицируют разные виды туристских потоков. Основные определения туризма были сформулированы Организацией Объединенных Наций (Конференция по туризму и международным путешествиям , Рим, 1963г.) и Комиссией по статистике ООН (апрель 1968г.) Эти определения были пересмотрены и приняты на конференции, проводимой Всемирной туристской организацией в Оттаве в июне 1991г. Там же были сформулированы некоторые рекомендации, которые ВТО опубликовала в своем отчете «Рекомендации по статистике в международной миграции».

Согласно рекомендациям  ВТО, всех путешественников, пересекающих внешние границы стран, подразделяют на тех, которые должны быть включены в статистику туризма и названы гостями и на тех, кого не включают в статистику исходя из мотивов их визита. Обобщив все вышеизложенное, можно выделить три группы международных путешественников:

1) иностранный  гость - любая персона, уезжающая  в другую страну, не являющуюся его постоянным местом жительства, на период, не превышающий 12 месяцев, при этом главная цель визита иная, чем оплачиваемая деятельность;

2) иностранный  турист - это гость, проживающий  в стране временного пребывания  по крайней мере 24 часа с целью  отдыха ( проведение отпуска, оздоровительные, познавательные, религиозные и иные цели);

3) экскурсант - это  иностранный гость, который не  ночует в стране пребывания, а  возвращается , например, на судно  или на поезд, на котором  он прибыл в страну.

Туризм характеризуется наиболее динамичным и бурным развитием, особенно за последние десятилетия.

Индустрия туризма - это неотъемлемая составная часть  экономики всех развитых стран. Основными  народнохозяйственными функциями  туризма являются:  
доходная, например: по оценке швейцарских специалистов, совокупный вклад туризма в экономику их страны практически равен доле ВВП, производимой в банковском деле, - 8,2%. К сожалению, доля туризма в валовом внутреннем продукте России ничтожно мала - менее 1%. Объем всех платных услуг в 1995 году составил около 40 трлн. рублей в фактически действовавших ценах, из них туристско - экскурсионные услуги -всего 1,4%; внешнеэкономическая (баланс доходов от туризма и расходов на него). Россия на современном этапе ее туристского развития, имея отрицательное сальдо туристского баланса или пассивный туристский платежный баланс, то есть превышение расходов на поездки россиян за границу над доходами от иностранных туристов, относится пока к стране, направляющей своих граждан в качестве туристов в другие страны. В 1997г. сальдо туристского баланса Ф составило 1,6 миллиона человек, а в 1996 году вывоз валюты российскими туристами превысил ввоз ее иностранными туристами на 6,1 млрд. долларов. Но в последние годы наблюдается тенденция к сокращению этой разницы; создание рабочих мест. Наличие достаточно развитой туристской индустрии в определенной местности позволяет решать проблему занятости рабочих рук, так как туризм является одной из самых трудозатратных отраслей, в большинстве случае не поддающихся механизации и автоматизации. Например, в гостиничном бизнесе средний показатель занятости составляет 3 # еловека обслуживающего персонала на 10 туристов (от 2 до 5 человек в зависимости от категории отеля). В гостиницах 5* на обслуживании 1200 человек занято до 600 человек. Таким образом, туризм в связи со своей способностью привлекать значительные трудовые ресурсы, доходностью и быстрой окупаемостью дает возможность повышения уровня жизни трудящихся; выравнивающая. Создание туристских предприятий в удаленных, малонаселенных и индустриально слаборазвитых регионах частично нейтрализует такие последствия прогресса, как отток населения в городские агломерации, разрушение традиционного уклада жизни сельского населения. В ФРГ земля Шлезвиг-Гольштейн, одна из самых маленьких по территории и наименее развитая в индустриальном отношении, привлекает благодаря пляжам и сельскому ландшафту больше туристов, чем Гамбург, Бремен, Берлин и Саар вместе взятые. Предприятия, работающие в туристской отрасли, производят новые продукты и содействуют накоплению ценностей. Туризм также не только напрямую, но и косвенно содействует занятости населения путем обеспечения мест в других отраслях. Экономическая деятельность в секторе туризма вносит вклад в создание национального дохода, т.е. влияет на благосостояние людей, чье рабочее место напрямую и косвенно зависит от туризма. Совокупный вклад туризма в экономику страны включает как прямой, так и косвенный вклад. Прямое влияние - это результат расходов туриста на покупку услуг и товаров туризма. Косвенный вклад туризма в экономику страны проявляется в эффекте повторения затрат туристов на покупку услуг и товаров в определенное время и в определенном месте; предоставление возможностей для развития личности. Стремление к познанию всегда было неотъемлемой частью человеческой личности. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории, культуры других народов - вот та задача, которую в полной мере может выполнить туризм. Гуманитарное значение туризма значительно шире познавательной функции. Туризм заинтересован в дружбе и мире между народами, так как это является одним из условий его деятельности. Воспроизводящая, одна из основных функций туризма, с социальной точки зрения, направленная на восстановление сил, затраченных при выполнении определенных производственных и бытовых функций. Туризм может дать человеку перемещение, обеспечивающее смену обстановки и изменение привычного образа жизни, то есть дополнительный контраст производственной жизни. Недаром в странах существует «социальный туризм», который субсидируется из средств, выделяемых на социальные нужды. Эта деятельность считается очень важной, с точки зрения восстановления трудоспособности рабочих и служащих и их последующей отдачи.

Несмотря на то, что туристический рынок рассматривается  как один из компонентов единого рынка услуг, туристическим услугам присущи свойства услуг как таковых, но в то же время эти свойства имеют отличительные черты, которые выделяют их из всего многообразия услуг.

1.Неосязаемость  услуг. Туристические услуги не  осязаемы. Потребитель таких услуг  после ее приобретения располагает  только впечатлениями, ощущениями, знаниями, но он не имеет вещественных  доказательств степени удовлетворения  своей потребности, а может  опираться лишь на собственные субъективные представления. При покупке туристической услуги потребитель не имеет возможности осязать продукт и располагает лишь косвенной возможностью для формирования представлений об уровне удовлетворения данным продуктом своих потребностей. В связи с этим, туристические фирмы вынуждены формировать комплекс мер по созданию общественного впечатления и устойчивого имиджа своих фирм. С помощью имиджа фирма распространяет желаемые для нее представления о характере и качестве своих услуг. Для достижения этой цели необходимо использовать элементы социально-этического маркетинга, создавая с их помощью систему устойчивых общественных предпочтений.

2. Неотделимость  услуг от производителя. Если  товар в его материально-вещественной  форме существует независимо от своего производителя, то услуга не может быть от него отчуждена. Столь тесная связь услуг и их источников не позволяет потреблять услугу вне присутствия производителя. Это накладывает ограничения на развитие сбытовой деятельности. Сбытовые подразделения в сфере туристических услуг смыкаются, по существу с органами рекламы и пропаганды, а их функции зачастую ограничиваются стимулированием сбыта услуг в различных потребительских сегментах.

3. Невозможность  хранения услуг. Услугу невозможно хранить. Например, если турист во время совершения тура не участвует в экскурсионном посещении отдельных объектов, то он лишает себя возможности пользоваться услугой экскурсовода, так как она имеет ценность только во время проведения экскурсии. Несохраняемость услуг создает особую форму производства услуг - форму «потребительного производства». При этом потребитель заранее, оплачивает стоимость услуги, прежде чем получает возможность для оценки уровня удовлетворения своей потребности. Это вызывает необходимость укрепления доверия потребителей к производителю услуг и широкой пропаганды услуг.

4. Невозможность  транспортировки услуг. Это свойство  обусловлено свойствами, указанными  в п.2 и п.З. Услугу нельзя  хранить, накапливать для повторного  использования, так как она предоставляется единовременно, а при повторном использовании это будет уже новая услуга. Туристические услуги могут потребляться непосредственно на местах, где производятся. Это приводит к тому, что зачастую туристические ресурсы либо недоиспользованы, либо перегружены.

Информация о работе Проблема транспорта в туризме