Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 08:31, курсовая работа
Цель работы: Проанализировать проблемы и перспективы развития массового туризма в России.
Задачи работы:
Дать определение массового туризма.
Изучить характеристику потребителя услуг в сфере массового туризма.
Рассмотреть состояние развития массового туризма в Российской Федерации.
Проанализировать перспективы развития массового туризма в России.
Введение 3
1. Понятие массового туризма 5
1.1. Определение массового туризма 5
1.2. Характеристика потребителя услуг в сфере массового туризма 6
1.3. Состояние развития массового туризма в Российской Федерации 11
2. Перспективы развития массового туризма в России 16
Заключение 26
Список литературы 28
Менеджер туризма должен учитывать и такой не менее важный фактор, как покупательская способность населения. Очевидно, что с ростом дохода количество турпоездок и величина расходов на туризм увеличиваются. Чем выше доход той или иной семьи, тем больше возможностей для совершения турпоездок.
У основной части российского населения в связи с экономическими потрясениями, инфляцией, потерей сбережений произошло резкое снижение реальных доходов. И это, естественно, не может не сказаться на перспективе развития массового туризма. Так, рост туристских поездок за рубеж, наблюдавшийся с 1994 г., из-за финансово-экономического кризиса в августе 1998 г. значительно снизился. В этой связи для туристских предприятий возрастает перспектива развития внутреннего туризма - перенос спроса от более дорогих поездок за рубеж на более доступные непродолжительные и недорогие поездки внутри страны.
Туристская активность находится в прямой зависимости от уровня образования потенциальных потребителей, поэтому следующим фактором, заслуживающим внимания менеджера туризма, является уровень образования населения, т. к. оно делает интересы людей шире и, таким образом, стимулирует туризм. Люди со средним образованием больше предпочитают увеселительные поездки. Люди с высшим образованием склонны больше путешествовать. Они тратят больше средств на туризм.
Определенное влияние на виды приобретаемых человеком товаров и услуг оказывает род его занятий. Служащие офисов путешествуют больше, чем рабочие, но больше всего турпоездок в год совершают менеджеры и административные работники. Турфирмы стремятся выделить группы по роду занятий. Фирма может даже специализироваться на производстве товаров, нужных какой-то конкретной профессиональной группе.
Население России весьма неоднородно. Расовые и национальные меньшинства также могут считаться потенциальными потребителями туристских услуг, так как они располагают необходимыми для этого предпосылками - фактором свободного времени и фактором свободно располагаемого дохода. Эта часть населения имеет свои национальные особенности, культуру и традиции. У этих групп людей отличные от основного населения предпочтения и покупательские привычки. Эти потенциальные потребители требуют специального подхода, создания специализированных маркетинговых программ.
До 1990 года массовый туризм, как общественное движение реализовывался через систему туристских клубов при Советах по туризму и экскурсиям.
Число республиканских, краевых, областных, городских и районных клубов в 1989 году, который можно рассматривать как переломную точку, в РСФСР составляло более 700. На базе клубов сформировалось около 80 региональных федераций спортивного туризма. На предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях на общественных началах работало более 30 тысяч туристских секций и комиссий. Были разработаны и действовали более 3 тысяч классифицированных спортивных и оздоровительных маршрутов. К 1989 году было классифицировано и внесено в общесоюзный перечень 5240 перевалов в высокогорных районах и около 1 тысячи пещер.
Туристский актив и его общественные организации смогли вовлечь в занятие туризмом 6,8 миллиона человек в год, и при этом проводить походы, слеты, и соревнования для 15,2 миллионов человек. Число участников спортивных категорийных походов, дающих право на присвоение спортивных разрядов и званий, составляло 136021 человек, а количество спортивных туристских групп - 14252.
Эта работа проводилась за счет незначительных ассигнований -около 6 млн. руб. в год, поступавших в 1989 г. из средств профсоюзов.
Государственная
система детско-юношеского туризма
России базируется на федеральных и
муниципальных органах
В
220 центрах и станциях юных туристов
оборудованы туристические
Ежегодно в Российской Федерации организуется свыше 3400 профильных лагерей в которых получают туристские навыки и оздоравливаются свыше 350 тысяч детей.
В
туристско-краеведческих
Начиная с 90-го многие прежние структуры управления спортивным туризмом, в основном, прекратили существование. Госбюджет, бюджеты профсоюзов и спортивных организаций значительно уменьшились, а кое-где и совсем не предусматривают выделение финансовой помощи спортивному туризму.
Количество
туристских клубов уменьшилось до 300,
на их базе продолжают действовать
территориальные федерации
Количество занимающихся туризмом ориентировочно снизилась по сравнению с 1989 годом в 3-4 раза, причем пропорция между организованным и неорганизованным туризмом изменилась с 1/3 на 1/9, заметно упала управляемость движением.
За последние десять лет возросли цены на туристское снаряжение, средства передвижения самих туристов, а также услуги транспорта - все это в первую очередь повлияло на поток спортивного туризма, даже в такие известные, и традиционные районы как Карелия, Урал, Алтай, Саяны, Байкал и др.
Происходит вытеснение социальных и самодеятельных основ массового туризма коммерческими технологиями, что заметно влияет на внутренний дух движения.
Бюджетное финансирование по сравнению с 1989 годом сократилось в десятки раз и не обеспечивает даже минимальных потребностей развития массового туризма в стране. По состоянию на 2000 год ориентированный объем финансирования туризма из бюджетов всех уровней и других внебюджетных источников составляет не более 0, 03 млрд. рублей, при этом для инвесторов, готовых вкладывать в спортивный туризм не созданы соответствующие условия. Этот момент усугубляется тем, что существует заметный перекос в распределении бюджетных финансовых средств на всех уровнях в пользу элитных видов спорта высших достижений.
Если
раньше туризм еще как-то пользовался
самой захудалой собственностью
профсоюзов, то после ее приватизации
административно-хозяйственным
По
причине сохраняющейся
Законодательная и нормативная база, являющаяся основой для реализации в стране государственной политики в области социально-ориентированного массового туризма в настоящее время не гарантирует его развитие. Принятый в 1996 году Закон «Об основах туристской деятельности в РФ» сводится к международному выездному и въездному туризму. Массовый туризм, составляющий в 1987 году одну треть туристского потока страны полностью выпадает из общей схемы закона, о нем практически лишь вскользь упоминается, так как его значение в жизни граждан России нельзя на прямую перевести в рублевый эквивалент. При этом, уникальная социальная значимость массового туризма не доступна большинству представителей туристской индустрии.
Начиная с 1998 года массовый туризм прошел критическую точку своего падения и наметились положительные тенденции в его развитии. Это стало возможным благодаря организационной, методической и финансовой поддержке со стороны госкомитетов по физической культуре и туризму, усилий общественного туристского актива и, самое главное, желания самих социально незащищенных слоев населения дешевым и эффективным способом решать проблему своего отдыха и здорового образа жизни в сложной ситуации города. На этом фоне в территориальных госкомитетах идет устойчивый процесс создания штатных подразделений, занимающихся развитием спортивного и оздоровительного туризма. К движению, как к источнику специалистов владеющих навыками спасательных работ и имеющих уникальное снаряжение для действий в экстремальных ситуациях, проявляет большую заинтересованность Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ.
Учитывая, что на сегодня самой острой проблемой страны являются дети и молодежь, которые продолжают терять последние здоровые нравственные ориентиры и все больше скатываются в бездуховную, наркоманную и криминальную среду города, а также принимая во внимание то обстоятельство, что большинство населения не может оправиться от стресса и найти в себе силы для выживания в экстремальных ситуациях, государство и общественные институты должны востребовать массовый туризм, как одну из наиболее современных технологий продуцирования у человека здоровых, духовных и физических качеств, а также познавательных и самосберегающих начал при минимальных затратах государства и самого путешествующего.
Итак, на сегодняшний момент туризм приобрел значение массового социального явления. Он перешел из категории элитного продукта к категории продукта, доступного потребителю. Можно сказать, что произошли изменения и в отношении людей к туризму. Часть средств семейного бюджета теперь неизменно идет на проведение отпуска.
На начальном этапе своего развития туризм рассматривался как элемент социально-культурного влияния. В наши дни он считается экономическим и массовым социальным явлением.
Растущая экономическая значимость туристской деятельности увеличивает интерес к ней предпринимателей и государства, что оказывает влияние на постоянное появление новых туристских фирм и направлений туристской деятельности. Эта эволюция изменяет конкурентную картину сектора, выдвигая на первый план вопросы конкурентоспособности национальных туристских продуктов.
В ближайшие годы значение туризма будет стремительно расти. По прогнозам Всемирной туристской организации (ВТО), ежегодный прирост мирового туризма будет составлять устойчивые 4–5%. По-прежнему наиболее значительная доля путешествий (и, соответственно, денежных поступлений) в обозримом будущем будет приходиться на внутренний туризм. Ожидается, что соотношение внутренних и международных поездок будет в среднем составлять в мире 10:1.
По данным Госкомстата России, в 1999 году нашу страну посетили 18 миллионов 495,6 тысячи иностранных граждан из 200 стран мира. По сравнению с аналогичными данными за 1998 год увеличение потока иностранных туристов составило около 17,0%. При этом поток туристов из стран СНГ увеличивался более быстрыми темпами, чем прибытия иностранных граждан из дальнего зарубежья (18,9% против 14,1%).
Таким образом, кризис туристской сферы начала 90-х годов в целом преодолен.
Для создания в России оптимальных условий для реализации эффективного туристского комплекса способного вовлечь в массовое туристское движение, как можно больше граждан России и реализовать современную технологию активного отдыха, направленного на социальную адаптацию, духовное и физическое совершенствование личности, была разработана концепция, которая является основой для разработки комплекса мероприятий по развитию массового туризма, предусматривающих объединение усилий федеральных органов исполнительной и законодательной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, туристско-спортивных общественных объединений, всех заинтересованных организаций, а также отдельных граждан.
Цель концепции может быть достигнута:
Информация о работе Проблемы и перспективы развития массового туризма в России